Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 61%

Преподобный Харт: Подарок? Спасибо.
36
Сатьяраджа дас: Единственное, о чем я вас прошу, это читать
ее внимательно.

Преподобный Харт: Да, конечно, спасибо.

Сатьяраджа дас: Этот подарок поможет вам избежать коммента-

риев, уводящих от сути "Гиты".

Преподобный Харт: (смеётся) Ее так скоро не прочитаешь -

здесь где-то с тысячу страниц. Да, около того. Что ж, начну читать
сегодня вечером...

Сатьяраджа дас: Так рекомендует сама "Гита".

Преподобный Харт: Гм-м?

Сатьяраджа дас: Да-да, в четвертой главе "Гиты" так и поется:

эвам парампара праптам, имам раджаршайо видух. Это слова из ориги-
нального санскритского текста, и смысл их сводится к тому, что че-
ловек, который стремится постичь тайну "Гиты", должен обратиться к
духовному учителю, принадлежащему к цепи ученической преемственнос-
ти: обращение к академическому ученому, занятому исследовательской
работой, здесь не поможет. Как вы знаете, проникнуть в тайны рели-
гиозной литературы могут только практики, религиозные мистики, поэ-
тому толкование писаний лучше всего предоставить тем, чья жизнь -
это воплощенные писания.
"Гита" дает на этот счет кристально ясное указание: обратись к
осознавшей себя душе, чтобы понять "Гиту". Такая личность способна
дать тебе знание, ибо пребывает в истине. В противоположность ей,
спекулятивный мыслитель, каким бы эрудированным он ни был, ничему,
кроме спекуляций, научить не может. Изучая "Бхагавад-гиту" клиничес
ки - на расстоянии, - невозможно постичь ее глубинный смысл. Тот же,
кто живет по "Гите" , способен разрешить все проблемы , связанные с
философией, историей и различными толкованиями, как для себя, так и
для тех, кого он учит. Именно этим ценна "Гита" Шрилы Прабхупады.

Преподобный Харт: Да, это очень убедительное объяснение. Еще

раз спасибо. Позволю себе несколько теологических вопросов. Почему
в качестве главного поля битвы была выбрана Курукшетра? (Я говорю
"главно го", потому что, насколько я понимаю, это была мировая вой-
на...). Ясно, что она считалась святым местом еще до священной бе-
седы, состоявшейся между Кришной и Арджуной примерно 5000 лет на-
зад. Насколько я помню, в самой "Гите" особо упоминается о том, что
Курукшетра была святым местом еще до этого откровения.

Сатьяраджа дас: Курукшетра - это равнина, расположенная неда-

леко от современного Дели, к юго-востоку от Тханесара и совсем ря-
дом с Панипатом. Это часть более крупной территории, которая назы-
вается Дхармакшетрой. Она считалась священной, поскольку располага-
лась в месте слияния двух самых священных рек Индии: Ямуны и Сарас-
вати. Таково одно из объяснений.
Разумеется, для священного, всецело духовного диалога Кришны и
Арджуны не может быть ограничений во времени или пространстве, пос-
кольку эти факторы материальны. Так что Курукшетра всегда была свя-
тым местом, ибо трансцендентная беседа, участником которой миллио-
ны лет назад был Вивасван, бог-Солнце, однажды должна была проя-
виться в виде диалога Кришны и Арджуны. Это произошло 5000 лет на-
зад, но чистые мудрецы всегда знали, что однажды эта беседа сос-
тоится. Поэтому Курукшетра всегда, еще до прихода Кришны и Арджуны,
считалась святым местом.

Преподобный Харт: Что говорит учение "Гиты" о материальных
приобретениях? Арджуна - великий царь, который решил расстаться со
37

своими богатствами: его привлек отрешенный образ жизни. Но Кришна
не позволяет ему совершить искусственное отречение. Это звучит ин-
тригующе. Разве "Гита", в конечном счете, не учит отречению?

Сатьяраджа дас: Да, "Гита" учит отречению, но отречению пол-

ному, юкта-вайрагье. Нам больше знакомо неполное и к тому же сухое
отречение. Если человек отказывается от благ мира сего, это еще не
значит, что он обязательно возлюбит Бога. Поэтому, учит "Гита", ис-
тинное отречение состоит не в том, чтобы отказываться от вещей,
принадлежащих этому миру, а в том, чтобы использовать их в служе-
нии Кришне. Согласно "Гите", именно в этом заключается высочайшее
отречение. Следует отказаться не просто от плодов своего труда, но
и от самого стремления работать ради плодов. Нужно преданно тру-
диться ради Кришны. Это и есть истинное отречение, и Кришна хотел,
чтобы Арджуна понял необходимость именно такого отречения.
Главное здесь - понять нашу роль в отношениях с Кришной. Кто
мы - наслаждающиеся или те6кем наслаждаются. А кроме того, от чего
нам отрекаться, если всё принадлежит Богу?
Предположим, валяется на земле бумажник, и вы его нашли. Если
вы схватите его и оставите себе - тогда вы вор, который думает
только о собственных чувственных удовольствиях. На санскрите это
называется бхоги, то есть "тот, кто услаждает свои чувства". Если
же вы просто проигнорируете этот бумажник, думая: "Он не мой и мне
нет до него дела", то и в этом случае поступите неправильно. Ваша
вина будет заключаться в проявленном вами бессердечии. Вы могли ко-
му-то помочь, вернув ему бумажник. Это можно сравнить с тьягой ,
обычным отречением, которое отвергается "Гитой". Но если вы подни-
мете бумажник и попытаетесь найти его владельца, это сравнимо с
действиями бхакты, преданного, который всегда старается использо-
вать блага этого мира в служении Кришне, подлинному владельцу бу-
мажника.
Так что в каком-то смысле нет разницы между тем, кто ищет удо-
вольствий, и тем, кто от всего отрекается. Истинную добродетель
проявляет только бхакта .

Преподобный Харт: Да, слушая о наслаждении и отречении - о

том, как они, в каком-то смысле, ведут к одному и тому же, - я
вспомнил историю из жизни греческого философа Диогена.
Прежде чем отправиться на завоевание Индии, Александр Великий
заглянул к своему другу Диогену. Они были старыми друзьями, кото-
рые давно не виделись, и теперь, встретившись, очень тепло попри-
ветствовали друг друга. Удобно расположившись на своем излюбленном
ложе, Диоген первым обратился к своему беспокойному другу, который
тем временем прогуливался взад-вперед: "И куда ты теперь направ-
ляешься?" Александр ответил: "Сначала я собираюсь завоевать Малую
Азию". "А потом куда?" - спросил Диоген своего честолюбивого друга.
Он всегда проявлял интерес к подвигам Александра. "Потом, - отве-
чал Александр, - я отправлюсь дальше, завоевывать Индию". "А что
потом ?" - спросил мудрец и в ответ услышал: "Я завоюю весь мир".
Хитровато улыбаясь, Диоген с явным вызовом взглянул на Алек-
сандра и спросил:"Ну а что ты будешь делать, завоевав мир?" "А тог-
да, - сказал Александр, - я смогу остановиться и передохнуть". Этот
ответ вызвал у Диогена приступ истерического смеха. Он подозвал
своего неизменного спутника, невзрачную собачку, лежавшую рядом.
"Ты слышал, что сейчас сказал этот сумасшедший? - доверительно об-
ратился Диоген к своему псу. - Победив весь мир, он собирается от-
дыхать. А мы уже отдыхаем и никого не побеждали - кроме, может
быть, желания победить весь мир".
Затем Диоген повернулся к Александру и сказал: "Если в конце
концов ты хочешь просто отдохнуть и расслабиться, почему бы тебе
прямо сейчас, в этой уютной комнате, не присоединиться ко мне и к
моему псу? Нам троим здесь хватит места. Зачем причинять столько
беспокойств всему миру, если потом ты хочешь просто вернуться и от-

дыхать вместе с нами? - 38 - Сделай это сразу". Конечно, Александр, ушёл от своего друга в полном замеша- тельстве - но что он мог поделать? Он уже был привязан и обуслов- лен. Ясно, однако, что мудрец дал ему пищу для размышлений. Сатьяраджа дас: Замечательная история. Мы согласны с ее ос- новной идеей, но считаем, что окончательное разрешение противоре- чия между Александром и Диогеном - это только служение Кришне, Богу. Преподобный Харт: Именно это я и имею в виду. Александр - это бхоги , то есть тот, кто ищет чувственных удовольствий, а Диоген - тьяги, отрекающийся от них. Требуется же, чтобы человек был бхак- той , преданным. Сатьяраджа дас: Да, суть в этом... Преподобный Харт: Может показаться, что это не очень связано с тем, о чем мы говорили, но раз уж речь зашла о "Гите", я хотел бы задать вопрос о йоге. Ей посвящены многие главы "Гиты", да и нам, начиная 60-х годов часто приходится слышать о таком явлении, как йога. Я знаю, что "Гита" - это один из первоисточников, в которых описаны различные системы йоги. Сейчас я почему-то вспомнил о рад- жа-йоге. Должно быть, это объясняется тем, что некоторые мои слуша- тели занимаются теми или иными формами раджа-йоги и я хотел узнать, какое место отводится ей в послании "Гиты". Сатьяраджа дас: В "Бхагавад-гите" есть описание системы рад- жа-йога. Однако нет ничего хорошего в том, что ваши слушатели зани- маются по этой системе. А виноваты в этом, опять-таки, неавторитет- ные переводы и комментарии. Сам Арджуна отвергает эту систему как слишком трудную для ны- нешних условий. Кришна соглашается с ним и рекомендует более прос- той метод, бхакти-йогу , при котором, как мы уже говорили, человек учится сосредотачивать свои чувства на Всевышнем, преданно служа Ему. Этот метод, бхакти-йога , и есть высшая "раджа" йога , пос- кольку раджа означает "царь". Бхакти-йога - царь всех методов йоги. Преподобный Харт: А что же тогда представляет собой более низкая форма раджа-йоги , столь распространенная в наши дни? Сатьяраджа дас: Хотя сейчас ее обычно называют раджа-йогой, большинство людей на самом деле имеют в виду аштанга-йогу, то есть восьмиступенчатую йогу , которая еще называется хатха-йогой . К восьми составным частям этого метода относятся яма ("самоог- раничение и дисциплина"), нияма ("соблюдение религиозных предписа- ний"), асана ("позы тела"), пранаяма ("регулирование дыхания и кон- троль над ним"), пратьяхара ("удерживание чувств от объектов чувств"), дхарана ("сосредоточение ума на Боге"), дхьяна ("медита- ция на Бога") и самадхи ("полное погружение в Бога"). Предполагалось, что этот метод осуществляется постепенно, - чтобы достичь совершенства, требовалась не одна тысяча лет. Да-да, он предназначался для давно ушедшей эпохи, когда люди жили по мно- гу тысяч лет. Поэтому Арджуна был совершенно прав, отвергнув его как слишком трудный и непрактичный в условиях нынешней эпохи. Пер- воначально метод раджа-йоги был направлен на то, чтобы человек, в достаточной степени овладев своим телом и умом, постепенно занял их служением Богу и достиг погружения в Него. Люди же превратили это в чувственное занятие. Сейчас, приме- няя этот метод, они останавливаются на полпути (когда поднимается энергия "кундалини "): им нужно, чтобы их тела были в хорошей фор- ме, позволяя им вдоволь насладиться сексом и забыть о Боге. Эта энергия, кундалини, переносится по Шушумне - одному из 72000 нади , кровеносных сосудов в нашем теле. Целью йоги было очистить нади, чтобы энергия кундалини могла перемещаться беспре- 39 пятственно. Как правило, это достигается на этапе пранаямы , для осуществления которого уже требуется больше чем одна жизнь. Преподобный Харт: Таким образом, писания, предназначенные для нынешней эпохи, отвергают этот сложный метод, рекомендуя вместо не- го бхакти-йогу. Но почему же тогда Кришна не дает этого наставле- ния сразу, с первой страницы? Почему Он советует испробовать ме- тод раджа-йоги и, только когда Арджуна отверг его, Кришна рекомен- дует бхакти ? Или это объясняется тем, что такой трудоемкий метод, как аштанга-йога был рекомендован для прошлых эпох? Вы, кажется, намекали на это... Сатьяраджа дас: Да. Кришна явил Себя в конце предыдущей эпохи, Двапара-юги. Он поведал о системе йоги, применявшейся прежде, только для того, чтобы показать, что она уже устарела, раз Арджуна отверг ее. Арджуна был настолько подготовленным человеком,что если уж он не мог выполнить эту систему, то нам об этом нечего и думать. На самом деле, в соответствии с писаниями, метод раджа-йоги предназначался для Сатья-юги, первой эпохи, когда люди жили необык- новенно долго - по многу тысяч лет. Затем наступила Трета-юга, в которой продолжительность жизни несколько уменьшилась и для пости- жения Бога рекомендовалось проводить сложные - невероятно сложные - жертвоприношения. Потом наступила Двапара-юга, и продолжительность жизни опять заметно сократилась. В эту эпоху предписывалось совер- шать пышное поклонение в храмах. Эта эпоха, Двапара-юга, была во многих отношениях особенной. Во-первых, в эту эпоху Сам Кришна явил Себя, чтобы лично вдохнов- лять людей. Кроме того, мантра-медитация стала превращаться в рас- пространенный способ доставить удовольствие Божеству. Это подготав- ливало тех, кто ищет духовного совершенства, к Кали-юге, в которую именно мантра-медитация станет рекомендованным методом духовной практики. Но вернемся на минуту к Двапара-юге. В "Чайтанья-чаритамрите" (Мадхья, 8) особо упоминается о том, что в Двапара-югу Господу пок- лонялись следующей мантрой : намас те васудевая намак самкаршаная ча прадьюмнаянируддхая тубхьям бхагавате намаха "Я в глубоком почтении склоняюсь перед Верховной Личностью Бо- га, распространившей Себя в формах Васудевы, Санкаршаны, Прадьюмны и Анируддхи". Эта молитва впервые приводится в "Шримад-Бхагаватам" и, наряду с храмовым поклонением, особо рекомендуется для поклоне- ния Кришне в Двапара-югу. Распространение мантра-медитации возвещало скорое наступление Железного века, Кали-юги, когда продолжительность нашей жизни рез- ко уменьшилась и мы утратили все те возможности и способности, ко- торых требуют раджа-йога, сложные жертвоприношения и пышное храмо- вое поклонение. В эту эпоху наш единственный шанс - вместе с други- ми вайшнавами искренне петь святое имя ("санкиртана"). Особенно рекомендуется пение маха-мантры Харе Кришна: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Господь Кришна лично пришел в Двапара-югу, и точно так же, опять в окружении Своих спутников, Он нисходит в Кали-югу. Но на этот раз, Он являет Себя в теле золотого - а не черноватого, как у Кришны, - цвета. В этом самом сокровенном Своем проявлении Он кладёт начало движению Хари-нама санкиртана, юга-дхарме ("методу для этой эпохи"), представляющей собой пение маха-мантры Харе Кришна. Эта аватара - конечно же, Господь Чайтанья Махапрабху. Писа- ния сообщают нам, что самые удачливые обретут покровительство это- го сияющего проявления Всевышнего, которое принесет им долгождан- ное облегчение в тяжкую эпоху Кали. - 40 - Преподобный Харт: Интересно. Получается, что "Гита", по сути дела, велит нам предаться Единому Верховному Богу - Кришне, - пос- вящая Ему свою деятельность и повторяя Его имя. Поразительно. Это очень похоже на христианство - вывод, в сущности, тот же самый. Мне очень нравится заключительное наставление "Бхагавад-гиты": "Оставь любые виды религии и просто предайся Мне. - говорит Кришна. - Я защищу тебя от всех греховных реакций". Поначалу, надо приз- наться, это наставление было для меня загадкой. Но, насколько я по- нимаю, здесь имеется в виду, что в конечном счете человек должен подняться над обычной религиозностью и вручить себя Богу. Нельзя до бесконечности прятаться за ритуалами и разными формальностями. Если Кришна говорит именно об этом, тогда я должен согласиться с тем, что в Его словах ясно и кратко изложено наивысшее и заключительное наставление всех религиозных традиций. Сатьяраджа дас: Это, несомненно, очень возвышенное наставле- ние. Последователи Рамануджи тоже считают его чарама-шлокой, "зак- лючительным стихом" "Бхагавад-гиты". Поэтому вы, наверное, будете удивлены, услышав, что это наставление отнюдь не является наивысшим. Преподобный Харт: Я не могу представить себе ничего выше это- го. Для христианина нет ничего более возвышенного, чем полная по- корность воле Бога... Сатьяраджа дас: В вайшнавской традиции подробно объясняются разные нюансы и тонкие различия между "покорностью" и "любовью". Она идет намного дальше этого наставления "Бхагавад-гиты". Вероят- но, для вас это будет еще один сюрприз, но Чайтанья Махапрабху в некотором смысле отверг его, как наставление низшего порядка. Во время Своих бесед с Раманандой Роем Махапрабху попросил Шри Рамананду объяснить, в чем заключается высшее совершенство в духов- ной жизни. Рамананда стал излагать ведическую концепцию социальной стратификации - систему варнашрама, - после чего пояснил, что каж- дый член общества должен выполнять предписанные ему обязанности ис- ключительно как служение Господу. Однако Махапрабху отверг это объяснение, как поверхностное. Затем Рамананда Рой изложил суть бхакти-йоги, выраженную в "Гите" (глава 9, текст 27) следующим образом: "Каждое действие, каждую трапезу, любую жертву, милостыню или аскезу твори как подно- шение Мне". Хотите верьте, хотите нет, но даже это предложение - совершать все свои действия как подношение Господу - Господь Чай- танья отверг, как поверхностное. Наконец, Рамананда Рой решил, что надежнее всего будет привес- ти "заключительное" наставление "Гиты", которое вы только что про- цитировали: "Оставь любые виды религии и просто предайся Мне..." Но и это объяснение было отвергнуто, как поверхностное. Это была карма-мишра-бхакти, или "деятельность ради плодов ее, смешан- ная с преданным служением", поскольку Кришна указывает вам, как действовать . Это все ещё не спонтанно... Видите ли, "отказаться" от чего-либо велят только тем, кто пребывает в иллюзии, будто у них есть от чего отказываться. Но в конечном счете все принадлежит Кришне. Ничего нашего нет, и это необходимо осознать. Поэтому, ког- да нам велят "отказаться" от чего-либо или когда мы обращаемся к преданному служению, думая, что от чего-то "отказались",... это все еще карма-мишра-бхакти. то смешанное, а не беспримесное служение. Затем Шри Рамананда решил описать чисто трансцендентное сос- тояние. Уж это-то, думал он, будет признано высшим духовным совер- шенством. Описывая это возвышенное состояние, он процитировал еще один стих из восемнадцатой, заключительной главы "Гиты" (текст 54): " Достигнув этого трансцендентного положения, он сразу осознаёт Верховного Брахмана. Он ни о чем не скорбит, не стремится ни к ка- ким приобретениям и одинаково относится ко всем живым существам. В 41 таком состоянии он обретает чистое преданное служение Мне". Снача- ла Рамананда Рой предложил обратиться к преданному служению, отрек- шись от кармической деятельности, но теперь, как о более высокой форме преданного служения, он говорит о том, чтобы нести это служе- ние с полным знанием, приобретенным благодаря духовной реализации. И снова Махапрабху отверг его предложение, как поверхностное. На этот раз он был повинен в гьяна-мишра-бхакти. Слово мишра озна- чает "смешанный", и в данном случае Рамананда предлагал не чистое преданное служение, а "знание, смешанное с преданным служением". В этом стихе акцент делается на "осознании", а не на чистой, беспри- чинной любви к Кришне. Рамананда Рой постепенно начинал понимать, каким должен быть его ответ. Видите ли, Господь Чайтанья побуждал его идти все дальше вглубь, и они вместе наслаждались этим. Особенно большое удо- вольствие доставляет чтение их диалога на бенгали. Господь Чай- танья то и дело говорил ему: эхо бахья аге каха ара, что означает: "Это всё внешнее; бери глубже, бери глубже". Преподобный Харт: Ну и дал ли он в конце концов тот ответ, которого ждал от него Господь Чайтанья? Сатьяраджа дас: О да. Следующие же слова, произнесенные Рама- нандой Роем, привели Господа Чайтанью в состояние духовного экстаза. Преподобный Харт: 0 И вы помните эти слова? Сатьяраджа дас: Я могу только пересказать их. Цитируя эзоте- рическое место из Десятой песни "Шримад-Бхагаватам" (10.14.3), Шри Рамананда сказал: "Мой дорогой Господь, в конечном счете человек должен полностью отказаться от религиозной деятельности, направлен- ной на получение тех или иных плодов, от монистических спекуляций, а также от углубления своих познаний. Он должен начать подлинную духовную жизнь в преданном служении, получая информацию о деяниях Господа от Его преданного, который осознал свое "я" и принадлежит к цепи ученической преемственности. Он должен продвигаться по духов- ному пути, следуя этим принципам и ведя честный образ жизни, и это позволит ему - непостижимым образом, ибо Ты непобедим, - победить Твою Светлость". Услышав эти слова, Господь Чайтанья уже не стал требовать ино- го ответа, а сказал, что с этого начинается подлинное совершенство. Именно так начинается путь к высшему духовному совершенству, на ко- тором человека нисколько не привлекают дажесамые тонкие кармичес- кие приобретения, имперсонализм и поиски знаний. Затем Господь поп- росил Шри Рамананду подробно описать более высокие уровни любви к Богу, идя к самой вершине совершенства. Иными словами, его ответ был совершенным, но есть и более совершенный и самый совершенный. Преподобный Харт: Мне это очень нравиться.Так значит,последо- ватели Господа Чайтаньи в конечном счете отвергают "Бхагавад-гиту"? Сатьяраджа дас : О нет. Вовсе нет. Они нисколько не отвер- гают ее - пожалуйста, не поймите меня неправильно. Возможно, "от- вержение" - слишком сильное слово, так как подразумевает оконча- тельность. Нет. Последователи Махапрабху поклоняются "Гите" - свя- щенным словам Господа Кришны. Но они отвергнут ваше утверждение о том, что заключительное наставление "Гиты" - процитированный вами стих - и есть высочайшая философия. На самом деле "Бхагавад-гита" это только предварительная ступень познания: необходимая, но все же дающая лишь основы. После нее следует изучать "Шримад-Бхагаватам". А затем, если человеку очень повезет, он сможет проникнуть в тайны "Чайтанья-чаритамриты". Именно в этом произведении раскрываются вы- сочайшие достижения, возможные в духовной жизни. 42 Г Л А В А П Я Т А Я * Предсказан ли Иисус в Ведах? * * Брахман, Параматма и Бхагаван * * Царство Бога * * Христианская молитва * * Что такое "ом"? * * Пение Харе Кришна * * Кто такая Радхарани? Преподобный Харт: Ведические тексты содержат настолько под- робную информацию, что мне уже стало интересно, не предсказан ли там Иисус. Вы как-то говорили, что в ведической литературе предска- заны Воплощения Бога, и в качестве примера назвали Будду, Раму, Кришну, Господа Чайтанью... Сатьяраджа дас: Да. Иисус, безусловно, был, шактьявеш-авата- рой, то есть воплощением, наделенным особой властью. Позднее я бо- лее подробно расскажу об этой категории проявлений Бога. В любом случае, даже если такие аватары не названы конкретно, в ведической литературе неоднократно описываются их качества . Ведическая лите- ратура чрезвычайно подробно перечисляет все качества, которыми дол- жен обладать шактьявеш-аватара и по наличию которых можно опреде- лить его божественность. Роль Иисуса, как вы знаете, была совершенно особой, так что, как и следовало ожидать, о нем есть особое упоминание в "Маха Бха- вишья-пуране". В этой древней Пуране , представляющей собой часть вайшнавского канона, говорится, что он был распят и затем - видимо, вскоре после распятия - отправился в Индию. Преподобный Харт: Интересно. Мусульмане тоже считают, что Ии- сус не умер на кресте, и, кроме того, не верят в вознесение. Сатьяраджа дас: Об этом свидетельствуют многие древние преда- ния. Как бы то ни было, ведическая литература - записанная пример- но 5000 лет назад - полностью предсказывает историю Иисуса. В ней особо упоминается о том, что его называли "мессией", что его распя- ли и что считалось, что он рожден девственницей. Кроме того, "Бха- вишья-пурана" приводит слова Иисуса о том, что он пытался пропове- довать "амалекитам" - одной из иудейских сект того времени... Преподобный Харт: Назван ли Иисус по имени? Сатьяраджа дас : В Пуране используется имя "Исса" - так назы- вали Иисуса многие древние народы. Преподобный Харт: Да, латинское написание слова "Иисус" - Ие- сус , а арабское - Иса . Сатьяраджа дас: А кроме того, это имя происходит от санскрит- ского корня "иша", сокращенного "Ишвара" - индийского имени Бога, которое буквально означает "Верховный Повелитель". Преподобный Харт: Вы, конечно, понимаете, что найдутся уче- ные, которые скажут, что эти предсказания - просто позднейшие вставки, сделанные уже после прихода Иисуса, дабы ведическое откро- 43 вение показалось более достоверным... Ведь описание событий, кото- рые должны произойти в будущем, - это самый убедительный аргумент... Сатьяраджа дас: Чем они могут подтвердить, что это интерполя- ция? Мы представляем авторитетную традицию, которая известна с древнейших времен, так что они обязаны доказывать свои предположе- ния. В поисках же доказательств они просто будут блуждать во тьме. Собственно, единственное, из-за чего у них могут возникать хоть ка- кие-то подозрения, так это из-за того, что они видят, что произош- ло в иудео-христианской традиции... Но это совсем другое дело... Видите ли, когда вы имеете дело с культурой, представители ко- торой сознают, насколько опасно вносить в нее какие-либо изменения, едва ли стоит бояться, что они станут что-то менять в священных текстах. Последователи ведической традиции полностью убеждены в том, что писания, да и весь ведический образ жизни - это божествен- ное откровение, поэтому им и в голову не придет менять даже самые незаметные детали... Изучая ведическую традицию, вы увидите, что в ней сохраняются одни и те же блюда, специи, бритье головы, одежда - сегодняшние ее последователи носят те же одеяния, что и их предшественники в древ- ности! Бывает, что преданных часто критикуют за это. Люди спраши- вают: "Почему вы хотя бы не оденетесь по-современному?" Но хоть это и вызывает критику, именно благодаря такому пос- тоянству можно быть уверенными в том, что священные тексты не бу- дут изменены. Если представители того или иного вероисповедания не допускают никаких изменений даже в таких внешних вещах, как одежда или прическа, можно не сомневаться в том, что им и в голову не при- дет вносить измененения в священные писания. Для последователей ве- дической культуры это совершенно немыслимо. Так что ни о каких интерполяциях говорить не приходится, пос- кольку этой традиции несвойственны нововведения и изменения. Веди- ческая традиция вечна и отличается постоянством. Преподобный Харт: Да, понятно. А кто еще из великих святых, принадлежащих к другим культурам, предсказан в ведических текстах? По-моему, это одна из особенностей ведического откровения, и мне она очень нравится. Как правило, религиозная традиция содержит про- рочества только о тех святых и мудрецах, которые принадлежат к ней самой. Ведические же писания поражают своей открытостью. Похоже, что они предсказывают приход представителей любых традиций. Это лишний раз свидетельствует о несектантском и всеобъемлющем характе- ре ведического учения и подтверждает его универсальность. Сатьяраджа дас: Да, например, Магомет тоже предсказан в веди- ческих текстах. Он назван по имени в "Бхавишья-пуране". Говорится, что он проповедовал примитивным идолопоклонникам - а так оно и бы- ло - и был "чистым среди неграмотных". И это предсказание тоже сбы- лось - известно, что он был неграмотен. Упоминания о Магомете есть даже в двух местах: в "Бхавишья-пуране", а также в "Атхарва-веде" ( канда 20, шукта 127, мантра 1-3). Там всё это есть... Преподобный Харт: Вообще, если задуматься, эта информация со- вершенно поразительн а ... Но давайте немного поговорим о поклоне- нии. В большинстве религиозных традиций нет понятия Кришна. Как правило, в них нет определенного представления о Божестве. Напри- мер, Иисус и Магомет дали своим последователям столько, сколько можно было дать, но каково же положение этих последователей? Куда они отправятся, если, скажем, Иисус и Магомет привели своих после- дователей к освобождению, но не имели возможности дать им Кришну, Личность ? Куда они попадут? Сатьяраджа дас: Вы задаете сразу много вопросов, так что от- ветить будет сложно... Последователи Иисуса могут, конечно, отпра- 44 виться к Иисусу. Согласно учению "Гиты", если человек совершает оп- ределенное поклонение, место, куда он отправится после смерти, оп- ределяется именно этим конкретным видом поклонения. Таков общий от- вет на ваш вопрос... Тот, кто достиг освобождения из материального мира, но не имеет конкретной информации о Боге в Его личностном ас- пекте - иными словами, не знает Кришну , - о такой личности иногда говорится, что она отправляется в Махеш-дхаму. Это обитель Господа Шивы, расположенная между материальным и духовным миром. Находясь там, живое существо может продолжать свое духовное развитие. Эта информация дана в "Чайтанья-чаритамрите" (Мадхья, 8, глава 21, текст 54, комментарий). Преподобный Харт: Но в целом, куда отправляются поклоняющие- ся? В зависимости от своих представлений о Боге каждый должен по- пасть в какое-то определенное место... Сатьяраджа дас: Есть три основные концепции Бога: это пред- ставление о Нем как о Брахмане, как о Параматме и как о Бхагаване. Согласно учению Господа Чайтаньи, спекулятивный мыслитель, достиг- ший в своих занятиях совершенства, приходит к недифференцированно- му Брахману. Иначе говоря, тот, кто все свои мысли устремляет ко Всевышнему, превращая это в своего рода йогу , может достичь некое- го начального уровня трансцендентности. В этом случае его представ- ления о Боге обычно абстрактны, как в учениях Магомета и Иисуса. На самом деле Брахман - это духовное излучение Господа, кото- рое называется брахмаджьоти. Непосвященным это излучение кажется неотличным от Господа, так же как солнечные лучи кажутся человечес- кому глазу неотличными от самого Солнца. Мы, обитатели Земли, нес- пособны отчетливо видеть форму Солнца, различные его части. Так и те, кто идет путём постижения Брахмана, нередко - сознательно или несознательно - путают сияние тела Господа с Его личностной формой. Преподобный Харт: Создается впечатление, что многие традиции и религии мира, хоть они и говорят о своем персонализме, на самом деле ведут только к постижению Брахмана, поскольку конкретная ин- формация о том, как выглядит Бог, в них зачастую отсутствует. Сатьяраджа дас: Да, думаю, что это так. Преподобный Харт: Опишите, пожалуйста, два других уровня осознания. Сатьяраджа дас: Параматма - это Господь, пребывающий в сер- дце каждого, а также Господь, который проникает во все мате- риальное, входя в каждый атом. Преподобный Харт: А, форма Вишну. Я, между прочим, панентеист , то есть человек, который верит, что Бог пребывает во всем. Это, наверное, соответствует уровню Параматмы. Сатьяраджа дас: Да, а Параматма представляет собой экспансию экспансии Каранадакашайи Вишну, то есть часть ( амшу ) Кришны. Преподобный Харт: Это дух Бога, который пребывает во всем и, по-моему, соответствует Святому Духу в христианской теологии. Сатьяраджа дас: Согласен. Как правило, постичь Господа как Параматму пытаются медитирующие йоги . Параматма - это Бог в Его отношении к материальному миру и к душам-дживам , приходящим в этот мир. Есть две ипостаси Параматмы. В первой из них, Бхагавадангатве, Она входит в сердце каждой души в материальном мире. А в ипостаси Джагадгататтвы Параматма входит в каждый атом, и именно Ей обязан 45 своим существованием проявленный мир, поскольку ничто не могло бы существовать без Её присутствия. Это, конечно, напоминает пантеизм... Преподобный Харт: Вы знаете, Рудольф Отто провел важное разли- чие между пантеизмом ("всё существующее и есть Бог") и теопанизмом ("Бог - это всё"). Отто утверждает, что пантеистических представле- ний, приравнивающих мир к Абсолюту, в Индии нет. Мне не совсем понятна суть этого различия, но есть высказыва- ние Мейстера Экхарта, которое, кажется, проливает на это некоторый свет. Он говорит, что Бога можно познавать тремя способами. Первый из них он называет "утренним знанием", когда человек постигает Бо- га в мире, в его явлениях. Наблюдая мир, он во всем видит присут- ствие Бога. Второй способ постижения Бога называется "вечерним зна- нием", когда человек видит мир в Боге. В этом случае он уже не ста- вит в центр своего внимания мир: он видит не сначала мир и потом Бога в мире, а сначала Бога и затем уже весь мир, пребывающий в Нем. Сатьяраджа дас: А что Экхарт называет третьим уровнем видения? Преподобный Харт: Видеть Самого Бога, полностью выйдя за пре- делы этого мира. Сатьяраджа дас: Это и есть сознание Кришны... Хм-м... Давайте продолжим и перейдем к осознанию Бхагавана. Это высшая ступень пос- тижения Бога, и, согласно Чайтанье Махапрабху, необходимо под- няться именно на эту ступень. Мы должны прийти к Богу как к личнос- ти . Слово бхагаван означает "тот, кто исполнен всех достояний". Абстрактная сила или "вездесущий дух" не могут обладать всеми вы- дающимися качествами. Но Бог, в Его изначальной форме, должен в полной мере обладать этими качествами, поскольку это главное, что характеризует Его как Бога. Мудрецы древней Индии свели все достояния к шести основным: силе, красоте, богатству, славе, знанию и отрешенности. И Бог, по определению, является средоточием этих качеств. Мы, как Его неотъемлемые частицы, можем проявлять эти качества в незначи- тельной степени, но Он должен проявлять их в полной мере. Таков Бог. Мы должны служить Ему, ибо занимаем по отношению к Нему подчи- ненное положение, которое является для нас органическим, естествен- ным. Осознав это и посвятив свою жизнь служению Ему - бхакти-йоге, - мы встаем на путь, ведущий обратно к Богу. Тот, кто найдет эту Личность - Бхагавана Господа Кришну, - достигнет Его Высочайшей Обители. Преподобный Харт: Есть ли в этой обители более высокие и бо- лее низкие уровни? Сатьяраджа дас: О да. Она бесконечна. В целом, так же как су- ществуют бесчисленные проявления Кришны, есть и бесчисленные прояв- ления Его обители. Вриндаван - это наивысший уровень, и именно там Кришна в Своем изначальном облике наслаждается играми со Своими вечно свободными спутниками. Но давайте начнем с начала. Над четырнадцатью подразделениями материальных вселенных, как я уже говорил, находится сфера для ос- вобожденных душ, которая также является местом пребывания Шивы. Еще выше расположена Паравьома, где находятся бесчисленные аватары и частичные проявления Кришны. Человек отправляется на одну из этих планет-вайкунтх в соответствии с тем, какой именно форме Бога он отдает предпочтение. А еще выше, над всеми этими бесчисленными духовными мирами, находится Кришна-лока, известная также как Голока. Она существует в трех различных формах, соответствующих характеру игр Кришны и нас- трою Его близких спутников. Это Дварака, Матхура и Гокула (иногда, 46 нисходя на Землю, Кришна проявляет на ней эти три обители, как это было, например, 5000 лет назад). Каждая из этих трёх обителей пре- восходит предыдущие своей сладостью. Сладчайшая из всех - Гокула, где отношения между Кришной и Его спутниками наиболее интимны. Поэ- тому её иногда называют внутренней частью Голоки. Преподобный Харт: Это очень подробная или, если хотите, тран- сцендентная космология, и вполне понятно, что эти проявления цар- ства Бога предназначены только для Его близких спутников...

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: