Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 79%

. Сатьяраджа дас: Да,чтобы попасть туда,они должны знать Кришну..

Преподобный Харт: Очевидно, что если мы не сознаем Кришну как

личность, то не можем возносить молитвы лично Ему и, видимо, не
достигаем Его царства, о котором вы сейчас говорили. Но не будем
недооценивать силы молитвы. Бог милостив.
Вы, наверное, скажете, что, если мы искренни в своих молитвах,
Бог направит нас к тому, кто лично знает Кришну. Возможно, это так.
Но как быть с теми из нас, кто находится в вечных взаимоотношениях
с какой-нибудь другой формой Бога? Я считаю, что молитва - это
очень интимное общение с Богом, и те, чьи молитвы обращены к Иису-
су, со временем окажутся под его непосредственным руководством и
отправятся туда, куда он поведет их.

Сатьяраджа дас: Это, безусловно, так...

Преподобный Харт: Многие поклонники христианского мистицизма

считают молитвы великих мистиков чем-то исключительным, полагая,
что переживания этих мистиков недоступны современным искателям. Ду-
маю, что причина такого пессимизма кроется в том, что большинство
современных христиан не знает о медитативной традиции, которая в
свое время играла ведущую роль в христианстве на Среднем Востоке.
Эта традиция (впоследствии она стала известна как традиция от-
цов-пустынников) очень напоминает ведическую, для которой характер-
ны простой образ жизни и полная погруженность в Бога. Этот путь от-
крыт для нас и сегодня.
В 310 году н.э. св. Антоний основал школу медитации. В этой
школе, расположенной в шестидесяти пяти милях южнее Каира, тысячи
христианских монахов, следуя наставлениям этого святого и руковод-
стводимые им, систематически занимались медитацией. Розенкрейцеры и
франкмасоны, как вы знаете, также являются своего рода йогами .
То есть я хочу сказать, что в христианстве есть и другое,
очень глубокое течение. Я согласен с вами, что в целом в христиан-
ской традиции возобладал поверхностный подход. Но, как и в любой
традиции, в ней есть два основных уровня: один - поверхностный, а
другой - гораздо более глубокий.
Я думаю, что последователям Иисуса были открыты многие истины
сознания Кришны. В конце концов, разве Иисус не сказал им: "Вам да-
но знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах".
(Евангелие от Марка, 4,11)?
Так что искренним христианам доступны эти сокровенные тайны.
Но ясно, что тому, кто хочет проникнуть в них, предстоит нелегкая
борьба. Наша цепь ученической преемственности, действительно,
больше не существует. Сведений, которые мы можем почерпнуть из Биб-
лии, явно недостаточно. Но тем, кто искренен, Бог дает откровение и
более глубокое понимание писания.

Сатьяраджа дас: Это более глубокое понимание обязательно бу-

дет включать в себя все основные принципы сознания Кришны - принци-
пы, которые большинство современных христиан не станет даже рас-
сматривать всерьез.

Преподобный Харт: Вы имеете в виду такие принципы, как четыре


основные... 47 Сатьяраджа дас: Да. Исключить мясоедение, азартные игры, неза- конный секс и одурманивающие средства - полностью! - даже вино на причастии. Преподобный Харт: Сегодня, конечно, не много найдется хрис- тиан, которые понимали бы, зачем нужны эти правила, однако я с ва- ми согласен - если они действительно станут "сознающими Христа", или "сознающими Кришну", то смогут оценить значение этих принципов и, вероятно, внутренне одобрят их. Но немного вина на причастии... Сатьяраджа дас: Эти принципы - всего лишь предварительный этап религиозного пути, и тот, кто не соблюдает их, едва ли даже встал на него. Преподобный Харт: Ну, хорошо. Давайте, однако, вернемся к то- му, о чем мы говорили. Моя мысль заключается в том, что истинный христианин, коль скоро его молитвы искренни, достигнет царства Бо- га, и обитель, в которой он окажется, непременно будет "христопо- добной". Сатьяраджа дас: С этим я уже согласился. Однако он должен еще и следовать принципам... Преподобный Харт: Да. Сатьяраджа дас: В любом случае, тот, кого вы описываете, это не обычный современный христианин, а некий абстрактный монах... Преподобный Харт: Да, к сожалению, это так. Слово "монах", как вы знаете, происходит от греческого монос , означающего "один". Монахи жили в своих небольших отшельнических жилищах и посвящали себя медитации на Бога. Обыкновенные христиане-миряне никогда не развивали в себе это чувство полной поглощённости. Сатьяраджа дас: Да. А греческое слово монос ведет свое проис- хождение от санскритского муни , имеющего тот же смысл. Индийского монаха называют "муни". Однако ведическая культура отличается тем, что в ней каждый , по крайней мере на каком-то одном этапе своей жизни, должен побыть монахом. Представители всех слоев общества хо- тя бы какую-то часть своей жизни полностью посвящали медитации. Преподобный Харт: Да, в этих вопросах вы действительно знаток. Сатьяраджа дас: О, вы очень любезны... Преподобный Харт: Как вы знаете, я тоже интересуюсь связями между христианством и индийской философией. И я твердо уверен в том, что в конечном счете они суть одно, - ведь Бог-то один. Разве не так? И религия тоже одна. Один Бог - одна религия. Может быть, на самом деле христианство выросло из ведической системы. Недавно я обнаружил, что Ориген, один из отцов Церкви, принадлежал к египет- ской катехизаторской школе. Его учителем был Климент Александрий- ский, а учителем Климента был мистик, который известен как Пантен и который, согласно коптским рукописям, провел немало времени в Индии. Сатьяраджа дас: А-а, вот видите? Это интересно... Преподобный Харт: Да, конечно, и с этого началось распростра- нение того способа медитации и молитвы, о котором я уже говорил. Отцы-пустынники. Учение Пантена было передано Дионисию Ареопагиту. Дионисий понимал духовное путешествие как процесс глубокой медита- ции. Он записывал свои медитации и зачитывал их вслух. Для многих христианских святых и богословов тексты Дионисия 48 были надежной картой, или планом, их духовного путешествия. Об этом не слишком широко известно, однако многие средневековые богословы и основатели монастырей восприняли взгляды Дионисия и использовали их, формулируя собственные доктрины. Альберт Великий, Бонавентура, Мейстер Экхарт и другие - все они многим обязаны сирийским текстам Дионисия. Сатьяраджа дас: Но почему же ничего подобного не происходит в наши дни? Преподобный Харт: Что ж, некоторые и сейчас искренне пытаются вывести христианство из того русла, в котором оно оказалось, и вер- нуть его к этим корням... Однако всё, что у них получается, это "разбавленные" учения с изрядной долей эклектизма вроде того, что мы встречаем у "Новой эры"... Думаю, что отец Бид Гриффитс, Мэттью Фокс, брат Дэвид Стейндл-Раст... Не уверен, что их работы произве- дут на вас впечатление. Хотя они в какой-то степени основаны на воззрениях учителей, в них заметно сильное влияние того, что вы бы назвали имперсонализмом, - пожалуй, даже более сильное, чем у тех, кого они хотят превзойти... Сатьяраджа дас: Да, похоже на то. Я читал кое-что из работ Мэттью Фокса, но едва ли этого достаточно, чтобы делать какие-то выводы. Преподобный Харт: А что говорится о молитве в ведической тра- диции? Я знаю, что молитва - самое главное, что это метод духовной практики, рекомендованный для нынешней эпохи. Знаете, в детстве мои представления об индийской духовности олицетворял худой человек, сидящий на ложе из гвоздей и днями напролет повторяющий "ом". У ме- ня свое понимание мантры "ом". Возможно, то, что Библия называет "Словом", в восточной традиции представлено как "ом". Но что гово- рит об этом ведическая литература? Что же такое "ом"? Сатьяраджа дас: Мантра "ом" тоже безлична, но не следует не- дооценивать ее - она представляет Кришну в звуке. Когда Брахма - первое сотворенное существо - попытался воспроизвести звучание флейты Кришны, у него получилось слово "ом". Оно представляет со- бой мантру -семя, священное начало знаменитой гаятри, которую ин- дийские жрецы произносят три раза в день. Преподобный Харт: А что еще говорится об этом слове в веди- ческих писаниях? Ведь, по-моему, "ом" - это значительная часть ин- дийской философии... Сатьяраджа дас: Ведические тексты описывают "ом" как сокра- щенную форму "омкары", мантры, представленной тремя буквами: А, У и М. Великие учителя Гаудия вайшнава- сампрадаи проанализировали сло- во "ом", рассмотрев составляющие его буквы. Этот анализ основан на подробном объяснении самих санскритских букв, раскрывающем этимоло- гию санскритской "омкары". Вкратце, это объяснение состоит в сле- дующем. Первая буква, "А", представляет Кришну. Вторая,"У", отно- сится к энергии Кришны, то есть к Радхарани. А третья буква, "М", представляет живых существ. Таким образом, в этих трех буквах, представлено всё сущее, поэтому как мантра это сочетание обладает огромной силой. Преподобный Харт: То есть слово "ом" - нечто большее, чем я себе представлял. Похоже, оно включает в себя всю вашу философию. Сатьяраджа дас: Да, в каком-то смысле это так. На самом деле это настолько важная мантра-семя, что она проложила себе дорогу во многие языки в качестве представителя Бога. Например, во всех ан- 49 глийских словах, описывающих наиболее важные качества Бога, присут- ствует корень "ом". "Ом" приходит в английский язык через omni. Та- кие слова, как omnipotent,omniscient и omnipresent (все могущий, всеведущий и вездесущий), представляют собой важнейшие ха рактерис- тики Бога, и все они начинаются с "ом", их корня. Христиане в кон- це молитвы произносят слово "аминь" - разве не так? Преподобный Харт: Да... Сатьяраджа дас: Оно тоже происходит от "ом", или АУМ. И му- сульмане говорят "амин", которое по сути означает то же самое, то есть относится к Богу. Но вернемся к вашему первоначальному вопросу - о природе мо- литвы в ведической традиции. Главная молитва - это, конечно, ма- ха-мантра Харе Кришна: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Ха- ре Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Эту молитву нужно произносить точно так же, как маленький ребенок зовет свою мать-с пламенной искренностью и полностью сосредоточенным вниманием. Смысл этой молитвы в общих чертах можно объяснить так: это зов. Харе - звательная форма слова "Хара", то есть мы обращаемся к Радхарани (Матери Хара). Зачем же мы обращаемся к Ней? Почему мы взываем к Радхарани? Мы делаем это только ради того, чтобы быть за- нятыми служением Господу. В этом чистота маха-мантры. В бук- вальном переводе эта мантра звучала бы так: "О мой Господь, о вер- ховная энергия Господа, Шримати Радхарани, займите меня, пожалуй- ста, служением Господу". Кришна и Рама - первичные имена Бога. Преподобный Харт: Почему эта молитва обращена к Радхарани? Сатьяраджа дас: По вайшнавской традиции, к Господу приближают- ся через Его энергию. Например, Иисус - это, в определённом смысле, авеша, энергия Господа, и христиане идут через него. А Радхарани - это изначальная внутренняя энергия, так что к Господу приближаются через Ее Божественную Милость. Как сказал духовный учитель Шрилы Прабхупады: "Радхарани - это доминируемая Половина, тогда как Кришна - доминирующая Половина. Вместе Они составляют Абсолютную Истину. Две части высочайшей Исти- ны. Но оба Они суть Высшее". Радхарани известна прежде всего как величайшая преданная, то есть Та, кто доставляет Кришне наибольшее удовольствие. Разумеется, Радхарани способна на это, ибо Она - не что иное, как женское проявление Бога. Преподобный Харт: По-моему, вы как-то говорили, что величай- ший преданный - это полубог Шива. Сатьяраджа дас: Да, в его сфере влияния это так. В писаниях говорится: вайшнаванам ятах шамбху - "Шива - величайший преданный". Видите ли, Брахмаджи считается величайшим преданным в своей сфере, известной как карма-мишра-бхакти. А Шива - величайший в сфе- ре гьяна-мишра-бхакти . Йоги и гьяни особенно склонны считать Шиву величайшим преданным. Однако над Шивой есть еще целая иерархия, о которой мы узнаем из писаний. Среди преданных ( бхакт ) главным считается Прахлад Махараджа. Говорится, однако, что Пандавы стоят выше, чем Прахлад. Это утвер- ждается в "Бхагаватам". Еще более высокое положение, чем Пандавы, занимают некоторые Ядавы. Великий преданный Уддхава, по сути, яв- ляется главным среди Ядавов и стоит выше их всех. Однако гопи пре- восходят даже Уддхаву, и он пытается сравняться с ними в любви к Кришне. Величайшая же среди гопи - Радхарани. Радхарани - величай- шая преданная... Она - Бог в роли преданного... А когда Она и Криш- на нисходят в образе Чайтаньи Махапрабху, это и есть наивысшее проявление преданности... 50 Преподобный Харт: Значит, мы приближаемся к Кришне через Рад- харани... Сатьяраджа дас: Она в каком-то смысле недоступна, так же как Кришна, поэтому искать Ее милости нужно через истинного гуру , при- надлежащего к цепи ученической преемственности. Такой гуру - это приближённый слуга Шримати Радхарани. Он помогает Ей в Ее служении Кришне. Преподобный Харт: Почему Она недоступна? Сатьяраджа дас: Радхарани - это тоже Бог. Это Личность Бога как Женщины в отличие от Личности Бога как Мужчины, то есть Госпо- да Кришны. В каком-то смысле, конечно, оба Они в высшей степени доступны. Надо только знать, как приблизиться к Ним. Соответствую- щий метод дается истинным духовным учителем, который представляет в этом мире Божественную Чету - Радху и Кришну. Преподобный Харт: В каких отношениях состоят между собой чле- ны Божественной Четы? Можно ли считать Радху и Кришну друзьями? Же- наты ли Они? Есть ли в Их отношениях что-нибудь подобное? Я имею в виду, можно ли понимать их таким образом? Сатьяраджа дас: Нет. Мы не имеем права переносить на Них свои представления. Для Них нет никаких ограничений. Они полностью тран- сцендентны. Бог в двух ипостасях. Вот и всё... Это очень глубоко... Ясно, что Их отношения - это не дружба и не платоническая любовь. Но не следует и считать Их любовниками - по крайней мере, в мир- ском понимании этого слова. Это духовные любовники, получающие от Своего общения трансцендентное наслаждение. У нас в этом мире есть только искаженное отражение этих отношений. Но у Них нет ни сладос- трастия, ни стремления эксплуатировать другого. Их любовь чиста, то есть абсолютно свободна от вожделения, не осквернена материей. Преподобный Харт: А можно ли сказать, что Они, в каком-то смысле, состоят в браке? Сатьяраджа дас: Это очень сокровенная тема... Мы обсудим ее позже... Их любовные отношения считаются наивысшими. Она - Его веч- ная спутница. Они неженаты... С другой стороны, иногда говорится об Их браке... Согласно тамильской традиции, Они состоят в браке. Об этом упоминается и в "Матсья-пуране". Рупа Госвами описал Их свадьбу в десятом акте своей "Лалита Мадхавы" - пьесы о сокровен- ных отношениях между Радхой и Кришной. Также и в "Гопал Чампу" Джи- вы Госвами... Но об этом мы поговорим позже. Главное - понять, что маха-мантра представляет собой молитву, обращенную сначала к Радхе, а уже затем - к Кришне. Это дает нам представление о Ее высшем положении. Кришна зависит от Нее , а Она - от Него. Их любовь одинаково сильна. И Он, и Она суть Божество. И все же Кришна занимает по отношению к Ней подчиненное положение. Она полностью завоевала Его сердце. Поэтому, чтобы действительно обрести милость Кришны, нужно обращаться к Нему через Нее. Преподобный Харт: Женское проявление Бога. Сатьяраджа дас: Так оно и должно быть. Если Бог действи- тельно полон и абсолютен, у Него должно быть и женское проявление. Иначе у Него в чем-то был бы недостаток. Преподобный Харт: Феминисткам это понравится! Харе Кришна! 51 Г Л А В А Ш Е С Т А Я * Господь Чайтанья и Иисус Христос * * Васудева Датта * * Экстаз преданности * * Махабхава и наука о любви * * Любовь к Богу в разлуке * * Наивысшая цель * Преподобный Харт: Я часто думаю о сходствах между жизнью Гос- пода Чайтаньи и жизнью Иисуса Христа. Например, оба они совершали чудеса, или сверхъестественные деяния, скажем , воскрешали умерших. А после таких деяний обе эти божественные личности запрещали свиде- телям рассказывать об увиденном. Библия повествует о том, как Иисус, долго отказывавшийся от титула "Сына Божия", в конце концов принимает его и признаёт себя Мессией. Большое значение придается ответу Иисуса: "Я", о котором упоминается в книге Марка (14.61-62). Говорится, что тем самым Ии- сус подтвердил свою божественность. Так и Господь Чайтанья, когда Он совершал Свои первые чудеса, просил Своих почитателей хранить увиденное в тайне. Но со временем Он полностью раскрыл Свою божественность, как, например, во дворе дома Шриваса Пандита. Там, как вы знаете, Чайтанья, находясь на "троне Вишну", открыл со всей определенностью, что Он и есть авата- ра, которую ждали в эту эпоху. Фактически он показал всем присут- ствующим -а их было много - Свою божественность. Сатьяраджа дас: Да, параллелей много. Однако необходимо знать и о различиях. Чайтанья Махапрабху - это объединенное проявление Радхи и Кришны. Он - Ади Пуруша, изначальная Личность, и притом в Ее самой эзотерической форме. Согласно ведической традиции, Он и есть сваям бхагаван, то есть источник всех воплощений Бога. Экспансиями этого изначального источника являются прежде всего две основные категории Бога: тад-э- катма рупа , которая по своей сущности идентична Его изначальной форме, но внешне может отличаться от нее, и авеша , к которой, как правило, относятся живые существа, наделенные божественной властью. Именно к этой категории и принадлежит Иисус Христос. Преподобный Харт: Если вам кажется, что сравнивать Господа Чайтанью с Иисусом Христом было бы не совсем правильно... Сатьяраджа дас: Я не говорю, что это неправильно, однако не следует игнорировать различия. Преподобный Харт: А не могли бы вы тогда назвать кого-нибудь из ведической традиции, с кем было бы правильнее сравнить Иисуса Христа? Сатьяраджа дас: Есть одна особая душа, великий преданный Гос- пода Чайтаньи. Его звали Васудевой Даттой. Быть может, во всей ве- дической традиции нет больше никого, кто бы сочувствовал страдаю- щим падшим душам так, как он. В своем сострадании он не знал себе равных. Его молитвы Господу Чайтанье поразительно напоминают о Госпо- де Иисусе Христе. "При виде их страданий сердце мое разрывается. - сказал он Господу Чайтанье. - Я прошу Тебя взять последствия гре- хов всех живых существ и возложить их на мою голову. Пусть я буду 52 страдать за их преступления". Васудева Датта готов был вечно страдать в аду, если только это могло облегчить страдания его братьев, живых существ. Всех живых существ. Для Васудевы Датты не было избранных: его милосердие рас- пространялось на все 8 400 000 видов жизни. Он не хотел отворачи- ваться ни от одного из них. Его любовь была всеобъемлющей. Иногда говорится, что если мы поступаем хорошо, если вручили себя Иисусу - или просто верим в него, - то будем избавлены от пос- ледствий своих грехов. Снова и снова мы слышим: "Он умер за ваши грехи!" Но Васудева Датта хотел взять на себя грехи всех6независи- мо от того,были они его последователями или нет, верили в него или нет. Обязательно прочитайте это место из "Чайтанья-чаритамриты" (Мадхья, 6). Невозможно оставаться равнодушным,читая эти строки,ко- торые так напоминают о любви Иисуса. В этих стихах Васудева Датта воспет как "само жертвоприношение" и "Сама Вселенская Любовь". Преподобный Харт: Поразительно... Сатьяраджа дас: Да, и здесь та же символика,что и в повество- вании об Иисусе. Васудева Датта был воплощением Прахлады Махарад- жа,совершенного преданного. Бог наделил его всей властью. Как Иису- са, сына Бога, которому Он дал особую власть. Преподобный Харт: Иногда говорится, что Иисус - единственный сын. Сатьяраджа дас: Но в Библи сказано: "А тем,которые приняли Его, верующие во имя Его, дал власть быть чадами Божьими". (Еванге- лие от Иоанна, 1.12) А кроме того,почему у вас или у меня может быть много сыновей6а у Бога - нет? Разве Бог бессилен? Если мы го- ворим, что у нас может быть много детей, а у Бога - только один, получается, что мы можем сделать сто-то такое, чего Бог не может. Подобное утверждение противоречит самому определению Бога. Видите ли, вся проблема возникает из-за того, что мы не пони- маем, что все мы - дети Бога. Иисус - послушный сын, но и мы дол- жны стать послушными, и тогда нас действительно можно будет наз- вать детьми Бога. Могут спросить: "Разве можем мы стать такими же, как Иисус?" Но по словам самого Иисуса, мы должны стать не просто такими же хорошими, как он, а совершенными. "Будьте совершенны, - говорит Иисус, - как совершен Отец ваш Небесный". (Евангелие от Матфея, 5.48). Стать сыном Бога - значит осознать, что истинное на- ше предназначение - служить Богу. Преподобный Харт: А еще вы услышите довод, что Иисус - един- ственный "рожденный" сын, но даже и это неточно. Исследовав Ветхий Завет, вы обнаружите, что всех детей Израиля называли "рожденными" сыновьями Бога. Представление о "единорожденном" - это просто цер- ковная доктрина, не имеющая отношения к истинному христианству. Сатьяраджа дас: Да, но тогда что же такое "истинное христиан- ство"? Похоже, что оно становится все более неуловимым. Преподобный Харт: Что касается сущности христианства, то она в том, чтобы любить Бога. Во что бы ни превратилась библейская тради- ция под влиянием времени... вселенские соборы, негодные римские па- пы, интерполяции в Библии... в конечном счете, отсутствие ученичес- кой преемственности... я твердо верю в то, что за последние две ты- сячи лет некоторым, пусть и немногим, людям посчастливилось пос- тичь сущность религии через основные наставления Иисуса. Например, Томас Мертон - ведь трудно отрицать, что... Сатьяраджа дас: Пожалуйста, не поймите меня неправильно. Я ни- 53 чего не отрицаю. Я совершенно уверен в том, что в сердце каждого искреннего человека со временем разовьется любовь к Богу, а уж как он называет свою методологию - иудаизмом, христианством, мусульман- ством, индуизмом или как-то еще, - это не столь существенно. В кон- це концов, это вопрос выбора. И все же, если говорить о наиболее мощном методе, позволяющем достичь наивысшего уровня божественной любви, я не могу не пореко- мендовать именно ведическую традицию. По своей древности, а также по глубине изложения духовной мудрости она намного превосходит все другие традиции, поэтому стоит воспользоваться тем, что она нам предлагает. Человек может многое почерпнуть из ведического источни- ка, даже если в целом ему ближе другая традиция. Получив эти допол- нительные знания, каждый может применять их, идя тем путем, которо- му он отдает предпочтение. Преподобный Харт: Да, для меня это приемлемо. Я читал, что ве- дическее откровение сравнивают с "аспирантским курсом изучения ре- лигии", и меня это вполне устраивает. Но моя мысль заключается в том, что в христианской традиции были люди, имевшие великую любовь к Богу. Конечно, едва ли можно говорить о том, что в христианстве, особенно в наши дни, сущес- твует метод, позволяющий достичь такой любви; зато есть замеча- тельные примеры, которым можно следовать: св. Тереза Авильская, св. Франциск Ассизский, св. Иоанн Креста и многие другие. Эти мистики, принадлежащие к христианской традиции, развили в себе очень сильную любовь к Богу. Эту любовь можно сравнить с той, что была продемон- стрирована Господом Чайтаньей... Сатьяраджа дас: А вот здесь вы встаете на зыбкую почву. Я сог- ласен с вами, что у христианских мистиков было чувство любви к Бо- гу. Но даже если мы признаем, что они достигали высоких ступеней божественной любви, нельзя сравнивать ее с той любовью, которую явил Чайтанья Махапрабху. Только безграничное существо способно испытать безграничную любовь. Господь Чайтанья - это Сам Кришна, Верховный Господь, в ро- ли преданного. Поэтому Он способен испытать махабхаву, или божес- твенную любовь в ее самой интенсивной форме. Даже не все формы Бо- га, не говоря уже об обыкновенных душах-дживах, способны испытать махабхаву. Мало кому дается такая способность. До прихода Господа Чайтаньи это возвышенное состояние безгра- ничной премы, божественной любви, было знакомо только Шримати Рад- харани, Личности Бога как Женщины,дополняющей Его мужское проявле- ние. Некоторые из самых близких к Кришне гопи, пастушек, отдавших Ему свою жизнь, тоже испытывали махабхаву. Возможно, другие вели- кие преданные, находящиеся в исключительно близких отношениях с Кришной, также способны, милостью Господа, испытать подобное сос- тояние. Но редко кто достигает этого. Преподобный Харт: Но, может быть, любовь, которую испытывали христианские мистики, была иного уровня... Сатьяраджа дас: Тогда это вполне возможно. Упомянутые вами ве- ликие христианские мистики могли, в лучшем случае, познать тень та- кой любви. Но, пожалуйста, учтите, что испытать даже эту тень - благословение, которое редко кому дается. И уж, во всяком случае, любовь Махапрабху недоступна для обыкновенных существ. Ни одно су- щество такого масштаба - да и любого масштаба (но уж такого - точ- но) - не способно достичь этого уровня. Тем не менее, мы должны стремиться к тому, что нам недоступно, потому что благодаря таким усилиям мы, по крайней мере, сможем достичь наивысшего из тех уров- ней, которые доступны нам, ограниченным существам. Преподобный Харт: Какой же уровень любви к Богу - из тех, ко- 54 торые достижимы для ограниченных существ, таких как мы с вами, - ведическая традиция считает наивысшим? Сатьяраджа дас: Мы можем достичь уровня уттама-бхакти, но до этого нам очень и очень далеко. Существует девять основных ступе- ней совершенства, которые надо пройти прежде, чем мы только проник- нем в сферы любви. А еще до этих девяти уровней мы можем в ка- кой-то степени обладать анда-бишбас, слепой верой. По-моему, большинство последователей различных религий застряли именно на этом уровне. Но если человеку посчастливится подняться выше, тогда он действительно начнет свой путь к божественной любви. Первая настоящая ступень на пути к духовному совершенству - шраддха. Это тоже своего рода "вера", однако она отлична от слепой веры, поскольку основывается на опыте. Это вера, основанная на приобретенных знаниях. После многих рождений и смертей (процесс реинкарнации) у нас появляется своего рода интуитивное знание о Бо- ге. Благодаря этому знанию в нас естественным образом развивается настоящая вера, хотя реального знания, а тем более осознания может еще и не быть. Такова первая ступень подлинного духовного прогрес- са. Следующая ступень - это садху-санга, общение с преданными. Че- ловек, который переживает нечто более высокое, чем мирская жизнь, естественно, ищет тех, кто обладает подобным же опытом. На следую- щей ступени происходит бхаджана-крия, то есть посвящение истинным духовным учителем. В наши дни и вообще в данную эпоху мало кто под- нимается на эту ступень. Но если человеку все же посчастливилось достичь этого уровня, то есть найти истинного духовного учителя и получить у него инициа- цию, он становится достойным того, чтобы реально продвигаться по трансцендентному пути. После инициации он может подняться на сле- дующую ступень, которая называется анартха-нивритти и на которой человек начинает избавлять свою душу от груза нежелательных, дур- ных привычек. Затем, на ступени ништа, к нему приходит стойкость в соблюдении принципов преданного служения. На основе такой стойкос- ти развивается ручи, "вкус". Развив в себе этот высший, духовный вкус, человек прочно встает на путь любви, и эта начальная стадия называется ашакти . Из нее вскоре расцветает бхава, заря истинной любви. А дальнейшее развитие приводит к достижению премы и разных уровней любви к Богу. Таковы девять ступеней совершенства. Преподобный Харт: Это очень научное объяснение. Вы знаете, с одной стороны, довольно любопытно, что любовь нужно описывать та- ким линейным, научным способом. Любовь и наука едва ли не диамет- рально противоположны, так что почти комично говорить об этом в та- ком духе. С другой стороны, все существующее функционирует по определен- ным законам, и любовь, конечно же, не является исключением. Мы бы только выиграли, подвергнув научному исследованию жизнь тех вели- ких душ, которым удалось развить в себе любовь к Богу. Изучив из- бранный ими метод, а также их поведение, мы получим возможность ид- ти по их стопам. В Библии разные виды любви распределены по категориям, кото- рые обозначены тремя греческими словами: 1) эрос, в основе которо- го лежит привязанность, возникающая между мужчинами и женщинами;2) филадельфия - это относится к чувствам, которые возникают между друзьями, и 3) агапе - так называется любовь к Богу. Но этим разли- чением трех уровней любви все и ограничивается. Это гораздо менее подробное описание, чем то, которое дано в ведической традиции. Основываясь на нем, Августин и Аквинат пытались построить свои сис- темы классификации и, надо признать, сделали это с меньшей точнос- тью и меньшим успехом, чем ведические провидцы. Сатьяраджа дас: Да. В "Бхакти-расамрита-синдху" Рупы Госвами, где дается научное описание различных уровней божественной любви, 55 он ведет нас от одного уровня к другому вплоть до уровня утта- ма-бхакти. Это самый высокий из тех уровней премы, или божествен- ной любви, которых может достичь обыкновенное существо. Однако в своей "Уджджвала-ниламани" Рупа Госвами идет еще дальше. В этой работе он подробно рассказывает о тех уровнях, кото- рые нам, как правило, недоступны. Он говорит о махабхаве и Уджджва- ла-расе. Это и есть та любовь, которую испытывает Господь Чайтанья. Госвами описывает эти высочайшие уровни, чтобы предоставить нам возможность хоть немного понять природу Бога. Кроме того, он дает эту информацию для мукта-джив, то есть освобожденных душ, чтобы они знали, что есть и более высокие уровни, и стремились достичь их, служа вечно свободным спутникам Господа, которые всегда сопровож- дают Его. Преподобный Харт: Не могли бы вы побольше рассказать о высших уровнях божественной любви? Мне это очень интересно, и я испытываю огромное воодушевление, слушая научное изложение этих вещей. Сама мысль о том, что существовала настолько высокоразвитая культура - ведическая культура, - в которой все это могло быть так подробно описано и классифицировано, захватывает мое воображение. Сатьяраджа дас: Разумеется, я могу предложить только то объяс- нение, которое дано в нашем ряду ученической преемственности, в Гаудия-вайшнава-сампрадае. А если быть еще более точным, я могу дать только то объяснение, которое содержится в книгах моего духов- ного учителя, Его Божественной Милости А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады. О каком-либо собственном осознании этих вещей мне гово- рить не приходится. Но в служении... Преподобный Харт: Да, пожалуйста, рассказывайте, я очень хочу услышать еще... Например, в чем именно заключался вклад Господа Чайтаньи в теологию рас? Что Он говорил о высших уровнях святой любви? Сатьяраджа дас: В учении, выраженном и в Его наставлениях, и в самой Его жизни, речь идет об особенно экстатических отноше- ниях - мадхурья-расе. Эта раса, представляющая любовные отношения между мужчиной и женщиной, проявляется в двух формах: випраламбхе и самбхоге . Випраламбха - это супружеская любовь в разлуке, и именно о ней учил Господь Чайтанья. Самбхога означает "воссоединение" или "осуществление любви". Согласно Господу Чайтанье, випраламбха пред- ставляет собой наивысшую форму мадхурьярасы, так как благодаря ей естественным образом усиливается любовь и возрастает радость сам- бхоги. Благодаря предвкушению, характерному для випраламбхи, вос- соединение, самбхога, становится более полным. Преподобный Харт: Продолжайте, пожалуйста... Сатьяраджа дас: Когда в духовном мире влюбленные встречаются, их называют юкта ("соединенными"). До этой встречи их называют аюк- та ("несоединенными"). Однако с углублением отношений активность состояния аюкта возрастает, благодаря чему стремление к воссоедине- нию становится гораздо более сильным и неописуемо сладостным. Само слово "сладость" постепенно превратилось в распространен- ную метафору, с помощью которой описывают разные уровни божествен- ной любви. Описание этих уровней составляет основу вайшнавской тра- диции, и авторитетнейшие из наших философов сравнивают их с саха- ром в разных его формах: семенами сахарного тростника, самим сахар- ным тростником, соком сахарного тростника, черной патокой, неочи- щенным сахаром, сахаром-рафинадом, леденцами и конфетами. В каждой из этих форм концентрация сахара выше, чем в предыду- щей, и эти уровни сладости сравнивают с подробно описанными уровня- 56 ми любви к Богу, к которым относятся снеха ("влечение"); мана ("не- годование, порожденное неудовлетворенным влечением"); праная ("лю- бовь"), рага ("привязанность"), анурага ("более глубокая привязан- ность"), бхава ("экстаз") и махабхава ("высочайший экстаз"). Преподобный Харт: У меня голова идет кругом. Неужели есть еще более глубокое описание? Сатьяраджа дас: (смеётся) Мы едва коснулись поверхности... Вайшнавская философия настолько глубока... Мы могли бы обсудить появление нашей изначальной женской (пракрити) природы. Иными сло- вами, по отношению к Богу, Верховному Наслаждающемуся (пуруше ), все мы - женщины. Таким образом, в отношениях с Ним, Верховным Бо- гом, душа выступает в роли женщины. Конечно, это не значит, что в духовном мире нет мужчин: там есть и гопи, девушки-пастушки, и го- пы, пастухи. Но именно женское начало порождает наиболее интимные взаимоотношения. Давайте, к примеру, рассмотрим разновидности отношений, сущес- твующих на высочайших уровнях любви к Богу: Свакию и Паракию. Вкратце, свакия относится к тем отношениям между мужчиной и женщиной, которые являются более общепринятыми, то есть больше соответствуют условностям, принятым в обществе. Это, главным обра- зом, отношения между законными супругами. Однако Господь Чайтанья особенно прославлял именно паракия-расу, считая ее высочайшим ду- ховным совершенством. По определению Рупы Госвами, в паракия-расе действует та, кто предлагает себя Кришне вследствие своей раги, то есть естественного влечения к Нему, формально не вступая с Ним в брак. Ее любовь настолько глубока, что ее не волнуют вопросы прили- чия, даже если, в соответствии с писаниями, ее можно обвинить в на- рушении целомудрия. Она рискует всем ради Кришны, из любви к Нему. Согласно Господу Чайтанье, среди наиболее приближённых служи- тельниц Кришны можно выделить три основные группы: 1) Лакшми в Па- равьоме, то есть супруги Бога, живущие на той стороне Его царства, которая отличается именно своим богатством; 2) Махиши в Двараке и Матхуре, то есть великие богини, живущие между теми землями, кото- рые отличаются своим богатством, и теми, где царят наиболее сладос- тные отношения, и 3) гопи Вриндавана, земли Враджи. Именно их отно- шения с Кришной отличаются наивысшей сладостью, ибо эти простые де- вушки-пастушки любят Бога, ничего не зная о Его богатстве и велико- лепии. Лакшми и Махиши - это свакии, к паракиям же относятся только гопи. У некоторых гопи есть мужья - другие преданные, а некоторые из них не замужем. Но и те, и другие гопи считают своим настоящим мужем Кришну. Хотя, с мирской точки зрения, Он для них всего лишь упапати, любовник. В таких отношениях состоят с Кришной Его самые близкие служительницы в самой сокровенной обители. Преподобный Харт: И это происходит в духовном мире? Впрочем, теперь, задумавшись над этим, я понимаю, что только так оно и мо- жет быть. Бог непостижимо велик, поэтому и Его любовные отношения отличаются непостижимым величием. Ясно, что то, о чем вы говорите,- это высочайшая трансцендентная реальность. Считать игры Кришны ма- териальным явлением - безусловно, огромная ошибка. Тем не менее я осмелюсь предположить, что материальные явления каким-то образом должны быть связаны с духовными, и думаю, что теперь я понимаю, ка- ким именно. Так же, как сами мы созданы по образу Божию, межличностные от- ношения в этом мире созданы по образу "божественных взаимоотноше- ний" - например, описанных вами отношений между Кришной и гопи. Если я ошибаюсь, поправьте меня, но, на мой взгляд, этот принцип распространяется на все, что есть в материальном и духовном мирах. Иными словами, каждому материальному явлению соответствует опреде- ленное явление в духовном мире. Так что отношения между Кришной и 57 гопи могут казаться материальными, но на самом деле это не так, и теперь мне это понятно... Сатьяраджа дас: Да, но не забывайте и о том, что материальный и духовный миры - это противоположности. Поэтому худшее из того, что мы видим здесь, соответствует лучшему из того, что есть там. В духовном царстве паракия-раса - это высочайший тип взаимоотношений, однако в материальном мире аналогичные отношения отнюдь не являют- ся чем-то возвышенным. С другой стороны, необходимо помнить, что, говоря о Кришне и гопи, мы имеем в виду духовных существ высочайшего порядка. Они не обременены материальными телами, и это очень важно. В их внебрач- ных связях нет и следа плотской чувственности, и постичь такие лю- бовные отношения совсем не просто - на это способны только чистые, осознавшие себя души. Поэтому, скажем, тем, кто изучает "Шримад-Бхагаватам", реко- мендуется, прежде чем приступать к Десятой песни, прочитать первые девять. Десятая песнь посвящена именно этим эзотерическим темам, и тот, кто не изучил под руководством истинного духовного учителя первые девять песней, неизбежно впадет в заблуждение, восприняв от- ношения, в которые вступает Кришна, как грубоматериальные. Итак, чтобы понять такую трансцендентную деятельность, необходимо опреде- ленное очищение, а также некоторые предварительные сведения фило- софского характера. То, что вы услышали от меня, - всего лишь первое знакомство с этими сокровенными темами, благодаря которому у вас должен пробу- диться к ним аппетит. Но если вы хотите по-настоящему насладиться этими описаниями сокровеннейших игр Бога, я очень рекомендую вам прочитать "Шримад-Бхагаватам" и "Чайтанья-чаритамриту", особенно в том виде, как они переданы по цепи ученической преемственности и изложены Его Божественной Милостью Шрилой Прабхупадой. Преподобный Харт: Я так и сделаю - я закажу эти книги. Должен сказать, что этот диалог доставил мне огромное удовольствие и что, на мой взгляд, было бы замечательно, если бы непредубежденные люди во всем мире принимали участие в таких обсуждениях. Похоже, что войны, социальные и религиозные предрассудки возникают из-за того, что люди избегают подобных бесед. Можно получить немалую пользу, изучая не только свою, но и другие религиозные традиции. Это особенно относится к предлагаемому Индией вайшнавизму - древней санатан дхарме, или "вечному назначению души". Изучение этой сложнейшейю теологической системы принесет огромную пользу лю- бому человеку. Мне очень понравились ваши объяснения, и я надеюсь, что у нас еще будут подобные беседы. Благодаря Сознанию Кришны моя христианская практика приобретает новое измерение, так что я с удо- вольствием добавляю Кришну... Сатьяраджа дас: В Индии есть старая пословица: кану бина гита нахи - "без Кришны нет песни". Преподобный Харт: Большое спасибо. Харе Кришна!

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: