Sponsor's links:
Sponsor's links:

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

Мольба о нектаре святого имени
Сатсварупа даса Госвами

Предисловие

лМольба о нектаре святого имени» Ц это отчет о трехнедельном периоде, во время которого я сосредоточивался на улучшении джапы. В каком-то смысле, его можно рассматривать как продолжение лРеформы джапы», написанной десять лет назад. В первой книге я занял позицию учителя джапы, а в этой чувствую себя скорее практикующимся учеником.
В лМольбе о нектаре святого имени» мне пришлось признать, что я все еще сражаюсь у низшей границы нама-апарадхи и намабхасы (оскорбления святого имени и тени святого имени). Здесь также представлены цитаты из шастр, свидетельствующие о цели воспевания, и мое личное ее осознание.
Мы все можем извлечь пользу из этой гирлянды наставлений, начиная с относящихся к первым ступеням в воспевании и заканчивая самыми глубокими. Мы должны стать более возвышенными, чем мы являемся сейчас, но, пока это не так, нужно честно подходить к своему уровню осознания. Например, лучше сидеть прямо во время джапы, но преданные часто засыпают в этом положении. Это основное наставление должно помочь нам сосредоточиться на повторении. Если мы не способны выполнить его, то это признак недостатка квалификации. Мы слышим наставление, но нам приходится приспосабливаться. Вместо того чтобы сидеть, мы можем расхаживать взад-вперед. Точно так же, во время повторения нужно думать об имени, облике, качествах и играх Кришны. Но мы редко внимательны даже к звукам святого имени. Наше неспособность сохранять внимание Ц еще один признак недостатка квалификации. Пока мы не перестанем засыпать во время джапы и не будем слушать мантру, несмотря на помехи со стороны ума, мы не сможем думать о Кришна-лиле. Поэтому нужно слушать наставления об основах воспевания, что поможет нам приблизиться к уровню спонтанной любви.
В этой книге (как и в лРеформе джапы»), я попытался успокоить всяческие опасения по поводу того, что я проповедую, чтобы все становились вечными бабаджи. Служение гуру увеличит нашу способность повторять святые имена, а значит мы должны повторять их, заполняя жизнь служением, в соответствии со своей варной, ашрамом, возрастом и наклонностями. Святые имена никогда не повторяют независимо, это всегда делается под руководством духовного учителя.
В течение этих трех недель я написал от руки два плаката, которые вывесил в своей комнате. Первый из них Ц цитата из песни Бхактисиддханты Сарасвати:
Дуста мана! Туми кишера вайшнава? О ум, какой же ты преданный? Ради дешевого поклонения ты сидишь в уединенном месте и делаешь вид, что повторяешь Харе Кришна, но все это только обман.
Этот плакат служил мне напоминанием о том, что я не был каким-то особенным просто потому, что все свое время проводил за повторением маха-мантры. Напротив, я нуждался в лработе с отстающими». Как только я забывал о своей смиренной позиции, Бхактисиддханта Сарасвати напоминал мне о том, что я стал обманщиком.
Второй плакат я поместил на другой стене. Это Ц цитата из книги Бхактивиноды Тхакура:

Нама-кара бахир хайа, нама нахи хайа. Если человек просто воспроизводит звучание слогов святого имени, это еще не значит, что он действительно повторяет святое имя.

Это служило мне напоминанием о том, что мое плохое повторение нуждается в исправлении. Поэтому была важная причина, чтобы отнять время у моих обычных обязанностей и трудиться над улучшением джапы. Я не хочу оставаться в этом состоянии воспроизведения лишь внешней формы святого имени.
Я вел этот дневник как документальную запись своих усилий, но осознавал, что только милость Кришны может заставить харер наму явиться на нашем языке, в наших ушах и наших сердцах. Шрила Прабхупада пишет:
[Преданное служение] Ц это великая трансцендентная наука, которая начинается со слушания и воспевания имени Верховной Личности Бога, Его славы, величия и проч. Возрождение дремлющей в нас привязанности или любви к богу зависит не от механического процесса слушания и повторения. Оно целиком и полностью зависит от беспричинной милости Господа. Когда Господь вполне доволен искренними стараниями преданного, Он может даровать ему любовное трансцендентное служение Себе.
-Бхаг., 1.7.6, комм.

В середине этой трехнедельной джапа-враты моя заинтересованность в ней увеличилась и появилось новое понимание связи между джапой и памятованием об играх Кришны, когда я начал изучать стих 8-й из лНектара наставлений» Рупы Госвами, названный Прабхупадой сутью всех наставлений. Но вместо того, чтобы рассказывать об этом здесь, я лучше дам вам прочитать обо всем в своем отчете о трехнедельной попытке повторять маха-мантру с большей любовью и вниманием. Я надеюсь, что вы извлечете немного пользы из этой книги во время своих собственных усилий с целью достичь чистого повторения святого имени.

Часть первая. Введение
Февраль, Строудсберг, Пенсильвания

Я признаю, что джапа Ц это не самая сильная сторона моей садханы, и все же она самая важная. Склонность писать во мне очень велика, и моя способность читать с сосредоточением не такая плохая, в сравнении с джапой. Я предполагаю взять три недели отпуска в Италии, чтобы улучшать свое повторение святых имен. Записи могут помочь моей джапе. Эта мысль вдохновляет вести этот дневник.
Сегодня я читал мантру с обычной невнимательностью и недостатком вкуса, но потом, неожиданно, у меня возникло чувство встречи со святыми именами, продлившееся несколько мгновений. Мне всегда нравилось читать джапу. Она была и остается значимой частью моей духовной практики. Или, вернее, мне всегда нравилась идея уединенной нама-бхаджаны и простота и красота этой формы бхакти-йоги.
Трудно выразить точно, на что была похожа моя дружеская встреча с харер-намой сегодня утром, но это было что-то вроде:
Я: лМоя дорогая Харер Нама, мы знаем друг друга много лет. Будет большим позором, если я не разовью любовь к Тебе и не дам Тебе пропитать Собою мою жизнь».
Харер Нама: лНаучиться любить Меня Ц значит уделять Мне особое внимание. Я Ц это Кришна. Мои облик, качества и деяния неотличны от Меня Самого».
Было что-то большее, чем это Ц те мгновения ускользнули от меня сейчас, - но я чувствовал себя так, словно святое имя приглашает меня сделать признание в том, что я дал своим отношениям с ним ослабнуть, или сильно ухудшиться.
И вот, я планирую провести три недели в Италии для того, чтобы просто попытаться восстановить близкие отношения с харер намой. Я собираюсь повторять не меньше тридцати двух кругов в день, читать в богооткровенных писаниях о повторении святого имени и вести этот дневник. Мантра Харе Кришна Ц это Радха и Кришна. Мое предназначение в том, чтобы повторять ее со спонтанной любовью к ним, а не просто из чувства долга. Мне нужна милость имени: лО, пожалуйста, надели меня преданностью Тебе!».
Я не могу записать все, что будет происходить во время этой попытки молиться о преданности, дневник Ц это лишь свидетель и помощник. И место, в котором можно дать отчет и обдумать свою жизнь в джапе.

27 февраля
Несколько лет назад, когда я был Майо, в Ирландии, я повторял тридцать два круга маха-мантры в день по такому расписанию: двенадцать кругов после пробуждения (затем четыре на прогулке, на улице), восемь кругов после завтрака и восемь после обеденного перерыва. Запланированное уединение наступит через месяц. Что я могу сделать прямо сейчас для того, чтобы ощутить дружеские отношения со святым именем? Оно Ц мой самый близкий друг. Как понять это? (Вот хороший признак того, что мое сознание поворачивается к джапе: я повторяю ночью, между снами, и т.д.).
Сегодня я встал в час ночи, произнес короткие молитвы и приступил к джапе примерно в 1:10. Продолжал в течение двух часов и повторил двенадцать кругов. Но я не думаю об играх Кришны во время повторения. Почему? Я скажу, что у меня слишком мало времени и я не могу останавливаться между кругами и читать что-либо, что напомнило бы мне о Враджа-лиле.
Тем не менее, это так важно Ц сосредотачиваться на повторении и слушании, чтобы попытаться ускользнуть от планирующего ума. Во время моего уединения можно будет сократить все другие обязанности и сосредоточиться на молитвах святым именам.
Суббота: один в комнате, и почти полтора часа джапы с 14:30 до 15:45. Было нечто (краткая вспышка искренности), и я был внимательным. Позже я стал сонным.

лШри Намаштака»: лО Харинама! Кончиками пальцев Твоих лотосоподобных стоп вечно поклоняются блистательные лУпанишады», которые сравнимы с ожерельем драгоценных камней и признаны главным сокровищем Вед. Тебе вечно поклоняются освобожденные души, такие как Нарада и Шукадева. О Харинама, я всецело предаюсь Тебе» (текст 1).
5 марта, Лонг-Айленд, Нью-Йорк,
4:30 ночи
Я не засыпал на протяжении тринадцати кругов, но удивительно, что я вряд ли хоть раз обратил внимание на то, что делал. Мысли и требования ума преобладали. Не молюсь, не слушаю мантру, не думаю о мантре Харе КришнаЕ Это плохое повторение. Надеюсь, что, удвоив норму до тридцати двух кругов мантры в день, начну ее слушать.
Это полностью зависит от желания. Хочу ли я на самом деле улучшить джапу? Какими мотивами я руководствуюсь, пытаясь увеличить количество кругов, которые повторяю? Это не должна был просто концепция ваидхи: лТы должен совершенствоваться, об этом говорится в священных писаниях»Е Моей целью должно стать постижение того, как молиться в нектаре святого имени. Я хочу почувствовать милость святого имени и ощутить в себе недостаток необходимых качеств. Пожалуйста, позвольте мне молиться о совершенствовании!
11 часов дня
лО Харинама! О Имя, воспеваемое святыми! О трансцендентные слоги, дарующие людям блаженство! Стоит произнести вас всего лишь раз, пусть даже с пренебрежением, как вы сразу же избавляете от множества тягчайших страданий каждого» (лНамаштака», текст2).

6 марта, Санто-Доминго
В каком-то смысле, планировать уединение для джапы противоестественно. Можно сказать, что в этом есть нечто искусственное, - в том, чтобы специально выделять на это время и просто повторять святое имя. Разве мы не должны учиться повторять его, даже когда выполняем возложенные на нас обязанности? Я мог бы сказать, что мое намерение писать об этом тоже искусственно. Но, если у машины сел аккумулятор, ты должен подзарядить его снова. Невозможно просто сидеть и ждать, когда случиться что-то особенное и подтолкнет к этому. Да будут же мною развешаны объявления на стенках своего ума: лСкоро будет! Двадцатиоднодневный отпуск для джапы с ведением дневника. Шанс для выживания».
Президент местного храма настаивает на том, чтобы все преданные оставались в храмовой комнате после туласи-пуджи и повторяли два круга вместе. Он старается вдохновить преданных не покидать храмовую комнату, пока они не прочитают все шестнадцать кругов, так как Божества и туласи помогают всем быть внимательными. Я был внимателен, по крайней мере пока он говорил мне об этом.

лО солнце Святого Имени, даже отблеск Твоего сияния во время первого появления на заре тем, кто был слеп к Истине, дает возможность узреть чистую преданность. Кто же из обитателей этого мира способен в полной мере описать Твое величие?» (лНамаштака», текст3).
8 марта
лВ Ведах говорится, что, медитируя на безличный Брахман, невозможно очиститься от прошлой кармы. Но, о Святое Имя, стоит Тебе появиться, и по твоей воле вся карма сразу же рассеивается» (лНамаштака», текст 4).

Я утверждаю, что записи и повторение святого имени могут помочь друг другу. В негативном плане, может так случиться, что записи способствуют расхищению сугубо личной природы молитвы. В худшем случае, молитва и джапа могут отойти на второй план, а все внимание будет отдано их описанию, в ущерб им самим. Я осознал эту опасность, и поэтому пытаюсь использовать свои записи как молитвы. Дневник должен не забирать энергию у молитвенной жизни, а вливать свежую энергию, помогая мне проникнуть в свое сердце.

лО Святое Имя, Ты воплощаешься во множестве форм: как Агхадамана (победитель демона Агхи), Яшоданандана (сын Яшоды), Нандасуну (сын Нанды), Камалаянаяна (лотосокий), Гопичандра (Луна гопи), Вриндаванендра (царь Вриндавана), Пранатакаруна (милостивый к предавшимся душам) и Кришна. пусть моя любовь к Тебе возрастет!» (лНамаштака», текст 5).
лО Святое Имя, Ты являешь Себя в двух ипостасях: 1) Верховная Личность, представленная в звуках; 2) сами звуки. Мы знаем, что вторая ипостась даже милосерднее, чем первая. Если тот, кто совершает множество оскорблений Самого Верховного Господа, станет служить Святому Имени своим голосом, он навсегда погрузится в океан духовного блаженства» (лНамаштака», текст 6).
Я прослушал еще раз речь моего духовного брата в день ухода Шрилы Прабхупады, произнесенную в 1991 году. Он сказал, что единственный способ для последователей Шрилы Прабхупады стать успешными в духовной жизни Ц это удовлетворить Прабхупаду в его проповеднической миссии. Мы засыпаем, повторяя свои круги, и устаем от чтения, мы совершаем так много ошибок. Но, передавая другим сознание Кришны, мы обретаем благословения Господа Чайтаньи и разовьем любовь к Кришне. Духовный брат сказал, что у Прабхупады по отношению к нам есть два желания: чтобы мы проповедовали и чтобы развили любовь к Богу. Если мы не будем углублять свою привязанность к Кришне, как мы сможем вложить ее в других?
Я принимаю эти высказывания. Это помогает мне понять то, что моя нынешняя работа Ц путешествия и проповедь в странах Карибского бассейна Ц не отход от желанной бхаджаны, а аскеза, которую нужно совершить, чтобы заслужить право заниматься бхаджаной. Проповедь придает законную силу моему желанию уединиться для молитвы на месяц, так как я перейду к этому уединению прямо от активной проповеднической деятельности. Когда двадцать один день пройдет, я вернусь у ней снова.
лО Имя, избавляющее от всех страданий тех, кто Тебе предается! О олицетворение неиссякаемого духовного блаженства! Ты Ц веселый праздник для жителей Гокулы! О совершенное и всеобъемлющее Святое Имя Господа Кришны, я снова и снова склоняюсь перед Тобой» (лШри Намаштака», текст 7).
Отношение к джапе: чувствовать себя маленьким и быть начеку, как лесной зверек.
Читая о великих преданных, я понимаю, что я ничто в сравнении с ними. Великие преданные действительно любят Кришну и стремятся доставить Ему высочайшее наслаждение. С этой ли целью я хочу улучшить свою джапу? Если мое стремление улучшить ее не связано с желанием удовлетворить Радху и Кришну, то что я надеюсь приобрести, увеличивая время на джапу, или благодаря дополнительным кругам?
лО Имя, вдохнувшее жизнь в вину Нарады! О поток волн сладкого нектара! О Святое Имя Господа Кришны, пожалуйста, яви Свою сладость на моем языке!» (лНамаштака», текст 8).
12 марта, Пуэрто Рико
(три недели и два дня до начала уединенной джапы)
Мне хотелось бы включить в свою первую главу лжизни в джапе» высказывания о связи джапы с изучением расики. Я подхожу к улучшению джапы с количественной точки зрения. Можно сказать, что это ваидхи-бхакти. А что я делаю для того, чтобы взрастить мое желание служить Кришне на более спонтанном уровне?
Но первые ступени джапы Ц это оценка милости святого имени и раскаяние в своих грехах и своем падшем состоянии. Это то, что я стараюсь развивать. Иначе говоря, я чувствую, что, повторяя повышенную норму, я смогу лучше справляться с невниманием. Сосредоточив внимание на святом имени, я смогу предаться ему, и это, в свою очередь, позволит мне подняться на более высокий уровень сознания Кришны.
Я не могу пренебречь харер намой и вскочить в рагануга-бхакти. Я не смогу понять связь между джапой и мадхурья-расой, если буду невнимателен во время повторения. Таким образом, мое будущее уединение связано с попыткой совершить серьезное продвижение. Записи Ц это тоже ее неотъемлемая часть. Они проясняют и высвобождают мысли и эмоции, и подталкивают меня вперед.

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: