Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 3%

18 марта
Кто-то написал мне: лКак я понимаю, вы особенно сильны в джапе». Мне хотелось, чтобы это было так. Возможно, я подчеркиваю важность джапы в виде компенсации: моя внешняя проповедь не очень эффективна, и я ищу прибежища в ллегкой» практике повторения на четках.
Я всегда любил идею джапы. Мне нравится мысль о том, чтобы сидеть и интонировать имена Господа в любви и разлуке. Сейчас, чтобы научиться рагануге, спонтанному преданному служению, я хочу соединить харер наму с медитацией на Враджа-лилу.

23 марта, ГАйяна
Сегодня моя джапа была особенно плохой, потому что я болен, и все-таки утром мне пришлось прочитать лекцию по стиху лШримад-Бхагаватам», в комментарии к которому сказано: лНевнимательное слушание оскорбительно».
Это наводит меня на мысли о приближающемся уединении для джапы и об общей рекомендации: устроить свою жизнь так, чтобы ничто не мешало усердно повторять и слушать святые имена и внимать рассказам о Кришне. Прабхупада пишет в лНектаре наставлений» о том, что безвкусное повторение святого имени Ц это болезнь. Она излечивается, если человек лсистематически развивает сознание Кришны». Он утверждает, что лосновная цель Движения сознания Кришны Ц создать атмосферу, которая располагает людей к повторению мантры Харе Кришна» (текст 7, комм.). Здесь Шрила Прабхупада говорит о начальном этапе, но она должна сохраняться, эта хорошая атмосфера, иначе двадцать один год спустя мы по-прежнему будем страдать от старой болезни.
Идеальное положение написано в лНектаре наставлений» (текст 8): лЕнеобходимо стремиться все время Ц двадцать четыре часа в сутки Ц сосредоточенно повторять имя Господа, воспевать Его трансцендентный образ, качества и вечные игры, и всегда помнить о них, постепенно занимая ими свой язык и ум». Следует поселиться во Вриндаване или быть там хотя бы умом. ИСККОН должен способствовать повторению святого имени, а не наоборот. Мне предстоит искать это, бороться за это Ц делать свой ум своим другом, воспринимать мир как благоприятный. Сегодня я не смог этого, ноЕ

Во время отпуска я хотел бы перечитать лРеформу джапы». Была какая-то особенно позитивная энергия во время ее создания. Что это было? Что это был за урок? Могу ли я пережить его снова?

30 марта, Тринидад
лСвятое имя Господа всегда доступно, поэтому практика его повторения Ц наиболее эффективная» (лШри Харинама Чинтамани», с.10*). *- все ссылки по английским изданиям.
лВ шастрах говорится о том, что святое имя Ц это философский камень, способный исполнить любые желания (нама чинтаманих кришнаш)». лЕа чистым преданным оно дарует беспримесную любовь к Кришне» (лШри Харинама Чинтамани», с.12).

Заполняй свой ум прославлениями харер намы, слушай с верой высказывания о ее могуществе. В то время как ты лхромаешь» со своей плохой джапой, она может наполниться воспоминаниями об этих высказываниях Бхактивиноды Тхакура.
лСвятое имя вечно пребывает в чистой благости. Оно нисходит в этот мир в виде звуков, и оно столь же сладостно, как Сам Кришна. Поэтому, произнося имя, преданный способен ощутить сладость Господа (расу)» (лШри Харинама Чинтамани», с.12).
Вначале тебе придется повторять дополнительные круги, не пытаясь извлечь какое-то еще удовлетворение, кроме удовлетворения от самого факта увеличения нормы и некоторой веры в то, что это поможет.
Если ты отправляешься в свое молитвенное уединение с желанием насладить свои духовные чувства, то тебе ни за что не испытать вкус, или расу святого имени. Чистое святое имя вызывает кришна-прему - стремление доставить наслаждение Шри Кришне. Если ты повторяешь его, не стремясь удовлетворить Господа Кришну и Его внутреннюю энергию, Шримати Радхарани, то что бы ты ни испытал вовремя джапы, это будет лишь незначительной тенью от подлинного вкуса харер намы. (Я сделал эти заключения сразу после прочтения лШри према-сампуты» Ц лМедальона любви» Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура). В нем суть самой чистой любви выражена в словах Шримати Радхарани.
Я ничего не знаю о чистых мотивах в любовном служении Кришне. Я знаю только, что повторяю маха-мантру Харе Кришна в течение времени, которое кажется долгим, и до сих пор еще не извлек расы из имени. К попыткам улучшить повторение святых имен приводит меня личный интерес, но я все еще надеюсь, что Господь Хари сжалится надо мной и покажет мне истинный путь воспевания с преданностью. Я воспеваю по указанию своего духовного учителя, Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, а его указание полностью благоприятно.
Мне очень жаль, что я до сих пор не смог ощутить нектар. Наверное, это означает, что я боюсь по-настоящему предаться и пройти необходимую аскезу и очищение. Дорогие Господь Кришна и Шрила Прабхупада, вы видите этого глупца. Пожалуйста, укажите ему, куда двигаться дальше.
Шрила Харидас Тхакур сказал Господу Чайтанье: лПоскольку, приняв прибежище у святого имени, можно постичь образ, качества и игры Господа, повторение святых имен признано духовной практикой вайшнавов. И поскольку все игры Господа Кришны содержаться в Его имени, оно признано высшей истиной и высшей реальностью. Ты Сам объявил об этом» (лШри Харинама Чинтамани», с.15).

Я реалистично говорю себе, что не стоит надеяться на достижение шуддха-намы только благодаря увеличению нормы джапы и некоторому усердию в молитве. Чистое святое имя появится, когда все мое преданное служение очистится от анартх. лЛишь очистившись, человек может прийти к шуддха-наме, чистому святому имени. А чистое святое имя одаривает преданного кришна-премой». Я хотя бы отличаюсь от майявади и не отделяю Господа Кришну от Его имени. Хотя, так ли это? По крайней мере теоретически я принимаю утверждения шастр по этому поводу, но я так и не постиг Кришну в Его имени, облике, качествах и деяниях. Мне приходится постоянно напоминать себе: это Ц Кришна, это Ц тот нектар, которого я так жажду.

Самбандха-гьяна: знание о том, что Господь Кришна Ц это Верховная Личность Бога и я Ц Его вечный слуга. Если человек не понимает этого, его воспевание остается в намабхасе (тени чистого имени). лПовторяя святое имя чисто и следуя правилам садханы, в соответствии с указаниями гуру, садху и шастр, человек медленно, но верно обретает кришна-прему Ц любовь к Богу. Но повторение в намабхасе никогда не дает кришна-премы» (лШри Харинама Чинтамани», с.23).
лОн [майявади] должен повторять святое имя, постоянно проливая слезы раскаяния. Только так сможет он вызвать милость к себе святого имени» (лШри Харинама Чинтамани», с.26).
лЕсли тот, кто повторяет святое имя в чхая-намабхасе, не заражен атеистическими представлениями, то его шансы довольно велики. Положение его таково, что он пребывает в неведении относительно силы святого имени, но святому имени присуща внутренняя способность пробуждать правильное сознание в том, кто его повторяетЕ Как только облака разойдутся, солнце засияет в полную силу. Повторяющий обретет великое благо, приняв прибежище у истинного духовного учителя, и скоре станет способным достичь чистого имени и кришна-премы» (там же, с. 26).

31 марта. В самолете
Мне снились кошмары во время полета, но при этом я все время принимался повторять маха-мантру во сне и не был напуган. Во время кошмара я старался изо всех сил проснуться, просыпался несколько раз и повторял. Но потом упустил реальность и повторял внутри кошмара, и ничего не смогло мне навредить.

1 апреля. Храм в Риме
Я хочу уйти в отпуск для молитвы как можно скорее, чтобы в удаленном месте, в одиночестве, повторять тридцать два круга и писать об этом. Но разве это не такое же идеальное место для молитвы, когда ты читаешь джапу в храме вместе с преданными, как сегодня утром? Другие тоже стремятся и обязуются повторять святое имя на протяжении двух часов. Никто не отвлекает меня, когда мы повторяем вместе в храме. Склонность отвлекаться Ц полностью в моем уме. Мой собственный ум переполнен планами на будущее и впечатлениями от долгого путешествия сюда на самолете.

Сегодня вечером я прочитал лекцию о святом имени. Пытаюсь подготовиться к собственному наступлению на невнимательное повторение. Я не лицемер, но сколько иронии в том, что я, повторяющий плохо, постоянно оказываюсь в положении того, кто говорит о попытках делать это с любовью и вкусом.
Вечерняя лекция была оживленной. Я шутил и приводил примеры. Слушатели были заинтересованы, некоторые преданные были явно глубоко озабочены собственной джапой. Один человек задал вопрос о постоянном повторении святого имени. Он сказал, в писаниях есть два утверждения, которые кажутся противоречащими друг другу. В первом говорится о том, что можно повторять святое имя в течение многих жизней и не полюбить Бога, а в другом (из лПадма-пураны») сказано, что, чтобы избавиться от оскорблений, нужно воспевать постоянно (Ч.-Ч., Ади, 8.16). Я ответил, что, даже несмотря на то, что наше повторение оскорбительно, мы должны не прекращать его, а пытаться улучшить. Можно молиться: лДорогой Господь, я читал о том, что оскорбительное повторение Твоего святого имени не может принести любви к Богу, но сам я не способен избавиться от прамады. Поэтому я постоянно повторяю в надежде на Твою милость. Только по Твоей милости любовь к Богу может низойти ко мне».
М. спросил меня, как мы можем лучше организовать свою жизнь в целом и стать более самоотверженными в служении Кришне, чтобы два-три часа джапы тоже были глубоко пропитаны бхакти. Я прославлял мир бхакти. Шрила Прабхупада дал нам общество преданных, прасадам, поклонение Божествам, мелодичные киртаны, в которых можно поклоняться святому имени, и т.п. Прабхупада не поместил нас в такие суровые условия, как у гималайских йогов, сидящих в горных пещерах и читающих свои мантры. Но существует и суровая сторона: нам приходится смотреть в лицо реальному факту Ц у нас нет желания повторять святое имя. По крайней мере некоторое время нам придется делать это, не испытывая вкуса, при этом честно служа миссии Прабхупады.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

3 апреля. День путешествия и
прибытия
Шри Панча-таттва дарует нам свои благословения. Как глуп я был, думая, что не могу быть близок с этими Божествами или что Они не полны расой для меня. Сегодня утром, перед самым отъездом, я на некоторое время ощутил их милость и блаженство повторения мантры Харе Кришна в Их присутствии. У Божеств поднятые руки! Они увеличивают океан блаженства и позволяют испытать вкус нектара, которого мы всегда так жаждем. Я стремлюсь к Их благословениям на то, чтобы улучшить джапу. Я бы никогда не хотел лишиться общения с преданными Шрилы Прабхупады.
Вчера одна преданная, новичок в храме, высказала мне такую мысль: нет необходимости помещать очки на мурти Шрилы Прабхупады во время лекции по лШримад-Бхагаватам» и менять одежды Божеств каждый день. Я спросил ее: лА что необходимо? Мы делаем так, потому что хотим больше с любовью служить Шриле Прабхупаде и Божествам». Сегодня утром я смотрел на Прабхупаду во время пения, - нужно ли это? Ц Да, я нуждаюсь в Шриле Прабхупаде. Его мурти позволяет мне его видеть.

На пути к дому Махавакьи

Способность помнить об играх Кришны и повторять харер наму можно развить двумя методами: восходящим и нисходящим, ароха-пантха и авароха-пантха. Пытаясь повторять мантру и помнить о Кришне благодаря собственным усилиям, мы используем восходящий метод. Такой метод усеян множеством препятствий из-за того, что ум склонен подбрасывать нам слишком много мыслей. Конечно, мы должны читать мантру в любом случае, мы должны трудиться, но только когда гуру-мантра являет себя, нисходя по милости Господа Кришны или Его спутников, или по благословению гурудева, мы избавляемся от препятствий в шраванам-киртанам.
Увеличение моей джапы будет всего лишь усилием, но я уверен, что немного милости придет тоже.
(Пишу это в машине. Сейчас холодное утро, мы едем к месту назначения. Как только восходит солнце, мы неожиданно видим массивные, покрытые снегом горы, рядом с которыми проезжаем через итальянскую тоннельную систему. Холодные горы Ц это мое сердце, скалистый массив Ц невнимательная джапа. Зрелище неповторимое. Серое небо очерчивает пики: величие и тайна Бога. Это окрестности того места, где пройдет наш отпуск).
Если хари-катха исходит из уст преданного расика, это хари-катха Ц Сам Кришна. чистое имя Ц это Кришна, сын Нанды Махараджи (бхиннатван нама наминох). Когда такие хари-катха или имя нисходят, то пропадают сон, лень и склонность ума быть рассеянным.
(Мы выезжаем из тоннеля, и внезапно на горах сверкает утренний свет. Внизу Ц вереница мостов и дорог, вверху Ц слои облаков, и, куда ни глянь, спокойные, холодные, высокие, покрытые снегом горы. И Мадху, и автобус лРено» оба опытные, тем не менее я сознаю, что все очень хрупко зависло. Только милость Бога защищает и поддерживает нас).
Когда говорит Шукадева Госвами, нет ни арохи, ни бхайи. Махараджа Парикшит забывает все остальное. Это наилучшая хари-катха. Кришна входит в дверь сердца и изгоняет все оскорбления и анартхи.
Мы не стремимся к Кришне так, как Махараджа Парикшит. Наше прошлое и будущее переполнено образами, созданными умом, и остатками чувственного восприятия, но когда мы слушаем с верой, мы тоже способны забыть все остальное и повторять святые имена и слушать.
Когда чистый преданный медитирует на игры Кришны, то они не приходят к нему в голову в хронологическом порядке. Он вспоминает то, что возникает в уме само. Когда садхака пытается помнить Кришну, пользуясь восходящим методом, у него есть склонность высказывать или записывать свои мысли очень организованно. Спонтанное, нисходящее памятование более могущественно. Часто в лШримад-Бхагаватам», когда Шукадева Госвами вспоминает истории, связанные с Кришной, он делает это, не придерживаясь строгой хронологии.
Как мне соединить свою джапу с играми Кришны? Как помнить лилы, которые Рагхунатха дас Госвами описывает в молитвах, таких, как лВиласа-кушуманджали»? Я хочу выйти за границы своих усилий, и все же не могу заставить Кришну явиться. Я остаюсь с тем, что Шрила Прабхупада сказал нам в самом начале: лМолитесь и старайтесь».

Полдень

Мы подъехали к дому Махавакьи. Здесь холодно не по сезону. Рука, которой пишу, тоже замерзла и не хочет начинать.
Махавакья и его жена приветствует нас. Мы с ними плохо знакомы, она не говорит по-английски. Но моя цель в том, чтобы держаться за самого себя, читать мантру и стараться совершенствоваться.
Фермы Ц со всех сторон, близких соседей нет, и тихо. Кажется, есть дорога, по которой я могу гулять рано утром, практически без дорожного движения, но холмистая. Даже чтобы просто прилечь и отдохнуть несколько минут, приходится пододевать все одежды, чтобы сохранить тепло.
Я раскладываю книги, бумагу, ручки и другие предметы по всей комнате. Ставлю изображения на алтарь. Вероятно, я не буду много читать, хотя это всегда помогает мне сосредоточиться. Это уединение для джапы. Надеюсь не простудиться и что голова не будет болеть слишком сильно. Надеюсь не слишком ломертветь» здесь, в этой деревне, отняв время у активной проповеди. Возможно, погода станет лучше.

17 : 00
Времени у тебя будет много, - по крайней мере, будет казаться, что так. Даже если тридцать два круга занимают шесть часов, время все равно остается. Весь день эти три вида деятельности: джапа, записи и чтение (или слушание кассет). Примерно через неделю, возможно, добавится еще подготовка к семинару, или пробным чтениям на тему лВоспоминания о Шриле Прабхупаде». Но не делай ничего лишнего и не нарушай лобет». Если начнешь думать о сокращении количества кругов, помни комментарий о том, что повторение святого имени требует терпения:
лЧеловек, повторяющий маха-мантру, может столкнуться со множеством трудностей. Но он должен терпеливо преодолевать их и продолжать повторять: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, чтобы в конце жизни получить все блага сознания Кришны» (Б.-г., 8.5, комм.).
И в стихе тринад апи также говорится о том, что для того, чтобы повторять мантру Харе Кришна постоянно, нужно быть терпеливее дерева. Это включает терпение к собственной сухости и неспособности возносить молитвы из сердца.

Верь в процесс. Просто действуй как слуга имени и дневника. Будь спокойным, но радостным. Я здесь не для того, чтобы наказать себя.
Из лШри Харинама Чинтамани», с. 33: лИстинный садху смиренно называет себя бедной душой, предавшейся Господу Кришне, и постоянно повторяет Его имя».
лО чистоте вайшнава судят по тому, насколько сильно в нем рати (влечение к святому имени). Это не имеет никакого отношения ни к его социальному статусу, ни к его богатству, эрудиции, возрасту, внешней красоте, силе и т.д.» (с. 34-35).
4 апреля, 2 : 10 ночи,
первый день предполагаемой нормы из
тридцати двух кругов
Нама-кара бахир хайа, нама нахи хайа, лЕсли человек просто воспроизводит звучание слогов святого имени, это не значит, что он по-настоящему повторяет святое имя» (Бхактивинода Тхакур).
Метод автоматического письма подразумевает, что автор старается писать так как можно больше. Прямая параллель с моей джапой. Моя ли это жизнь течет вдаль так поверхностно?
У меня на столе изображение Радхи и цитата: лШримати Радхарани Ц это учитель зрелой супружеской любви. Чистая любовь между Радхикой и Мадхавой предполагает обсуждение и осмысление» (Бхактивинода Тхакур).
Когда же придет этот день? Ты хочешь услышать ответ, как царь Кхатванга? Ты хочешь обязательно знать число? Цифру, наподобие лдвенадцати жизней» или лсто жизней», или лочень скоро»? Осчастливит ли тебя эта цифра?
Сегодня утром я прочитал семь кругов. Были ли они лхорошими»? хорошие круги стали означать для меня: лЯ не заснул. Я выполнил их с хорошей скоростью. Мое внимание было сосредоточено на звуке».
Когда претензии и надежды на то, чтобы думать о Кришне во время джапы, проваливаются, мы возвращаемся к основному наставлению Шрилы Прабхупады: лПросто слушайте. Повторяйте и слушайте».

Фотоснимки

Каждый день я хочу выбирать одну из фотографий Прабхупады и комментировать ее. Думаю, это поможет мне сосредоточиваться. Уединение для джапы без близости к Шриле Прабхупаде бесполезно.
На этом снимке Шрила Прабхупада идет по дороге в Майапуре, окруженный учениками, примерно в 1975-м году. Кажется, он двигается быстро. Харишаури только что начал разворачивать чадар Прабхупады. Пушта-Кришна Свами смотрит на кнопки магнитофона. Микрофон по не виден. Думаю, я где-то здесь, в средних рядах; одна из поднятых данд моя. Мы договариваемся о своих местах. Это почти как игра, как спорт Ц регби или футбол. Шрила Прабхупада Ц это центральная, главная фигура, куда двигается он, туда и мы.
Ворота уже отстроены. А-а, теперь я вижу, - Шрила Прабхупада возвращается с прогулки. Запись на магнитофон уже завершена, и чадар сворачивают, потому что Прабхупаде он уже не нужен. Одежды у него золотистые, и его кожа отливает темным золотом, а сам он идет по земле Гаурачандры, держа розу в левой руке.
Мне не известно, каковы мысли ачарьи. Его жизнь проходит на виду, он делит ее с сотнями преданных, которым дает сознание Кришны. Шрила Прабхупада возвращается с прогулки, направляясь к храму, а там начнется основная ежедневная деятельность Ц звонок в колокольчик, обход алтаря, поклонение Радхе-Мадхаве, потом лекция. На вид он очень простой и маленький, язык не поворачивается сказать лобычный». Снимок уловил или искаженно создал образ, в котором Прабхупада не похож на величественного монаха. То, что он центральная фигура, очевидно: он окружен поклоняющимися учениками. Но камера уловила его простоту в том момент, когда он шел к храмовому великолепию.
Дорой Шрила Прабхупада, я пишу это спустя почти двадцать лет и пытаюсь быть преданным и честным, насколько возможно. Но фальшь, лрутинизация харизмы» (Рутинизация харизмы (charisma rutinization) Ц термин, введенный немецким социологом М. Вебером (1864-1920). Указывает на деятельность сторонников конкретного харизматического лидера после ухода, совершаемую чтобы сохранить и утвердить его миссию, а именно создание различных общественных институтов и бюрократических структур. (Прим. переводчика), наступает на нас. Мы боремся с этим, и потому иногда выглядим грубыми и неотесанными. Нам не хочется вести себя так по отношению к вам. Но нам приходится стирать фальшь, которая скапливается вокруг вашего имени и образа. Моя ли в этом вина, или вина времени, или ничья вина Ц как пыль на зеркале ее нужно смести прочь. Я пытаюсь смести не Шрилу Прабхупаду и не почтение к нему, а пыль, ошибочные представления, неправильное отношение и ложь. Нужно избавиться от лжи.
Я приехал сюда, чтобы повторять, повторять ту самую мантру Харе Кришна, которую Прабхупада дал мне в 1966 году. Вечный звук мантры. Хочу соединиться с ним, чтобы измениться.
Из лРеформы джапы»:
лСила дурной привычки такова, что она может остаться на всю жизньЕ» (с.8).
лЕи после многолетнего повторения, ты все еще продвигаешься шаг за шагом по обширным просторам промежуточной области» (с.10).

Кришна. Кришна. Не знаю, что сказать и что сделать, чтобы стало лучше. Нужно быть чувствительным и требовательным к себе и принять, что все, что я могу, - это совершать усилия. Я подчиняюсь назначенной норме, и это смиряет. Часть меня стремится быть в большей степени расикой. Я не хочу ждать этого. Я склонен подозревать, что моя увеличенная норма Ц еще больше ваидхи-бхакти и что это не связано с сосредоточением на мадхурья-расе. В любом случае, мне нужно быть благоразумным по отношению к самому себе. Моя джапа требует работы. Месяц назад, проведя время за чтением и писательским трудом, я заметил, что, хотя и был заинтересованным и воодушевленным, я пренебрегал своей джапой. Теперь я пообещал отдать это время ей. лРД»: лЕсли вы наносите оскорбление мантре Харе Кришна, то именно к ней вы должны идти за прощением»).

Я постоянно приспосабливаю к себе окружающую обстановку Ц подушку на спинке кресла на этот раз. Мне не много надо для этой ягьи Ц только ноги для прогулок, сердце, два диктофона, пара лодыжек, легкиеЕ Куда я иду? Мое зрение в конце концов ослабнет. Это первое чувство, которое должно пропасть. Потом другие части моей садханы Ц чтение, записи, поездки, лекции Ц начнут сокращаться. Когда они постепенно исчезнут, останется только джапа, пока не наступит конец. Шрила Прабхупада говорит: лТот, кто хочет, чтобы его жизнь увенчалась успехом, должен научиться всегда помнить Кришну. А для этого необходимо постоянно, беспрерывно повторять маха-мантру: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе» (Б.-г., 8.5, комм).

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: