Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 18%

7 : 00

Зябко. Болит нога. Я иду, прихрамывая, по белым камням дорожек, между фермерскими постройками. Узкие дорожки ведут прямо к дверям домов. Я не похожу к ним близко, шагая по дороге взад-вперед. От высокой стальной электрической башни исходит жужжащий звук. Заря. Небо понемногу светлеет. Я произнес то, что смог, и теперь вернулся в дом. Ни один из пройденных девятнадцати кругов не был внимательным или молитвенным. Трудно сказать, каким в действительности было мое повторение маха-мантры. Но оно было.

Фотоснимок

Это изображение, которого я никогда раньше не видел. Прабхупада сидит на каменном полу, без подстилки, я думаю, во дворе храма Радхи-Дамодары. На нем рыжий свитер, оранжевая гирлянда из бархатцев; оранжевая чандана на лбу. В окружении индийцев Ц мужчины, двух женщин и ребенка. Они тоже сидят на каменном полу. Прабхупада поместил руки себе на колени, как в позе йога. Трость лежит рядом, на земле. Он снят анфас и выглядит довольным. Голова слегка откинута назад, так что сзади на шее видны складки. Необычное фото. Мужчина, наверное, враджаваси, и, похоже, нравится быть со Шрилой Прабхупадой. Вначале я подумал, что учеников из ИСККОН тем не было, но потом заметил руку белого человека в правом нижнем углу, которая держит микрофон, по форме напоминающий карандаш.
Не в сторону ли самадхи Рупы Госвами смотрит Прабхупада? Заметно, что он чувствует себя дома. Его правая рука Ц красивая, аристократичной формы Ц покоится у него на колене. Вриндаван. (Прабхупада во Вриндаване). Не во время проповеди толпе на Ратха-ятре, в Сан-Франциско или Лондоне. В своей резиденции, Враджа-дхаме. Ему нравится приезжать в Сан-Франциско для проповеди, но он стремится также вернуться во Вриндаван и рассказать людям о том, как Движение сознания Кришны распространяется по всему миру. Во Вриндаване он переживает особенные мгновения, такие, как сейчас, когда он сидит со своими соотечественниками, живущими и поклоняющимися, напротив Рупы Госвами.

10 : 30

Я написал нашему хозяину записку, поблагодарив его за предоставленное жилье, и добавил: лМоя джапа-врата идет хорошо». Это был общий комментарий. В короткой записке не скажешь о том, как ужасно быть рассеянным во время джапы. Я не писал: лДжапа-врата убеждает меня в том, что святое имя не трогает меня. Можно заключить, что я великий оскорбитель, но я бесчувственен даже к этому».
Во время повторения двадцать пятого круга я заметил насекомое, лежащее на спине и пытающееся вывернуться. Недавно я видел другое насекомое, в Тринидаде, в таком же затруднительном положении. Они дрыгают своими тоненькими ножками в воздухе, раскачиваются всем телом и силятся подняться, но у них не получается. Это напоминает меня, когда я чувствую какое-то давление, в бессознательном состоянии, во сне. Я пытаюсь вернуть сознание и подтолкнуть свою волю, но не могу выбраться из-под того, что на меня давит. Я знаю по тому насекомому из Тринидада, что в конце концов они схватывают верный угол, или что-то еще случается, - они получают милость за свои многоножечьи молитвы и внезапно возвращаются в нормальное положение. Я столь же беспомощен в джапе. Моя записка была всего лишь общественной ложью, написанной с тем же простодушием, с которым произносят ложь, чтобы сохранить вещи приятными. Но твоя джапа это не ложь.
Невозможно даже проследить, сколько уже прочитано кругов. Это означает, что ты настолько невнимателен, что забываешь, в каком направлении двигался, перебирая четки, и, изменив направление в середине круга, идешь в обратном. Затем начинаешь подремывать и обращаешь внимание на то, что уже больше десяти минут прошло, а ты так и не дошел до конца. Что я имел в виду, когда писал ему: лДжапа-врата идет хорошо»?
Шрила Рупа Госвами, я смотрю на твое изображение на моем столе. Ты повторяешь джапу в возвышенном настроении, излучая ауру кришна-премы. Рупа Госвами Прабхупада, молю Тебя, тиврена бхакти-йогена йаджета пурушам парам, будь милостив, пошли мне могущественный луч бхакти-йоги, который ударится о меня и воскресит из мертвых. Пусть произойдет такое чудо. Я на спине, пытаюсь вывернуться. Я молюсь чистому святому имени, слетающему с Твоих уст, о том, чтобы случайная капля Твоей насыщенной медом харер намы упала на меня и преобразила меня.
Это исповедальная сторона истины. Содержит ли она какую-нибудь устремленность? Да, но стоит ли рисовать в моем воображении картины того, кем я хотел бы стать? лКогда же я перестану совершать оскорбления и в моем сердце проявится Твоя милость? Когда во мне наконец разовьется вкус к святому имени? Когда, скажи, когда придет этот день?» (лКабе хаТбе боло», стих 1).
Давай, представь себе это. Я повторяю мантру, сидя на подоконнике, спиной к окну. И внезапно осознаю милость святого имени. Невыразимая сладость нисходит, и на глаза наворачиваются слезы. Я раскаиваюсь за все годы плохого воспевания и плохого служения. Спрыгиваю вниз и совершаю поклоны, не думая об усталости. Нет никаких противоречий между Самим Кришной, Его именем и играми, и все это открыто моему сердцу и уму.
Но это лишь фантазия. Когда же, не смыкая глаз, я стану размышлять о святом имени и признаю, что харер нама Ц существо, достойное внимания? Когда остановлю поток мыслей и сосредоточусь на повторении и слушании святого имени? Я могу только поддерживать в себе стремление к этому. Меня влечет за собой высокая волна. Все остальное не имеет значения. Заканчиваю тридцать два круга и иду дальше. лКогда же в моем сердце проявится Твоя милость?»

16 : 00

Следы шин на коричневых полях, - я смотрю в окно. Потом на свои руки. Потом опять в окно. Закончены тридцать два круга. Но едва ли ты понял хоть раз, что делаешь. Ты не думаешь о том, что взываешь к чьему-то имени. Не мыслишь о том, что проводишь время с Радха-Кантой, Радханатхой, с Той, что дорога Шьямасундаре, или Верховной Личности Бога, являющейся в Своем имени. Ты не делаешь этого. Стоишь у окна, обращая внимание на больные ноги, или сидишь на кровати (это худшее), или сидишь на подоконнике и гадаешь, что соседи подумают о твоей спине в сером свитере, проезжая мимо.
Взгляни на это дружелюбное небо. Махавакья дас тоже дружелюбный. И Мадху. И твои друзья в Америке. Все желают тебе успехов в повторении святого имени. лТы постигай и давай это нам». И вот, я провожу ежедневно шесть часов за этим занятием. Если будет получаться лучше, надеюсь, что я не слишком застенчивый и не слишком склонен к саморазрушению, а смогу сообщить вам какие-либо хорошие новости.
Пчелы сегодня рассвирепели, потому что пчеловод пришел проверить улей и выгонял их оттуда, окуривая дымом. Оно роились вокруг, жаля людей. Я находился в доме. Сейчас слышу, как пила разрезает дерево.

Я уже объяснил, почему повторять святое имя может быть так трудно. Поскольку делать это очень просто. Нечем занять свой интеллект, мало работы для тела. Это занятие рассчитано на душу, на преданность, и если вам чего-то недостает в этих областях, то вы скучаете или засыпаете. Думаете о другом. Это одно объяснение.
Объяснение, основанное на понятии нама-апарадха, таково: вы заняты тем, что отдаляет вас от милости Бога. Он намеренно скрывается, видя в вас недостаток необходимых качеств. Вот слова Господа Чайтаньи: лО Господь, Ты проливаешь на падшие обусловленные души, так много милости, щедро раздавая Свои святые имена. Однако я настолько неудачлив, что при повторении святых имен совершаю оскорбления, поэтому я не испытываю к ним никакой привязанности» (Ч.-ч., Антья, 20.16).
Вишванатха Чакраварти Тхакур в лМадхурья кадамбини» приводит высказывание о том, что, услышав святое имя хотя бы один раз, человек получает освобождение. лНе может быть ни малейших сомнений в том, что святое имя Господа обладает безграничным могуществом. Но если преданный совершает оскорбления святого имени, то оно, чувствуя досаду, не проявляет своего могущества в полной мере» (лМадхурья кадамбини», с. 45).
Вишванатха Чакраварти Тхакур сравнивает положение того, кто совершает оскорбления святого имени, с положением слуги, который ведет себя оскорбительно по отношению к своему хозяину. Он лишается надлежащей заботы и попадает в немилость к своему господину. Но когда слуга снова вручает себя хозяину, тот вновь берет его под свою опеку.
Вишванатха Чакраварти Тхакур пишет: лНе прав тот, кто заявляет, что никогда не совершал оскорбленийЕ О существовании оскорблений можно судить по их последствиям, которые состоят в том, что, повторяя святое имя Господа, такой человек не проявляет никаких признаков премы» (глава 3, с. 46).
Рекомендуется продолжать повторение, наряду с другой деятельностью в преданному служении. А иногда Господь, лжелая увеличить его (преданного) смирение и привязанность к Себе, проливает на него Свою милость в виде всевозможный страданий: эти страдания нельзя считать результатом совершенных им в прошлом грехов» (глава 3, с. 49).
Пока я был в странах Карибского бассейна, я чувствовал вину, предполагая, что желание писать во время этой джапа-враты станет похищать энергию у самой джапы. Теперь я далек от подобных мыслей. Моя пишущая рука действует как друг и готова помочь, хотя броде бы пока не помогла мне повторять святые имена. Но это возможно. Простая запись высказываний ачарьев Ц уже помощь. Дневник Ц это утешение; в нем есть хотя бы отчет, свидетельство о намерениях. Если продолжу писать дальше, вероятно, помощь от этого будет большей.
лПодобно тому, как больной лихорадкой теряет вкус к пище и потому не может ничего есть, человек, совершающий серьезное оскорбление, теряет интерес к слушанию, повторению и другим видам преданного служения. В этом не может быть никаких сомнений.
Однако, если со временем лихорадка проходит, больной становится способен до некоторой степени ощущать вкус. Но даже тогда организм человека, страдающего хронической лихорадкой, не способен усвоить такие питательные продукты, как молоко и рис. Эти продукты, хотя и окажут на него благотворное действие, не вернут ему прежние силы. Только перейдя на особую диету и принимая лекарство человек со временем может восстановить свое здоровье. Тогда его организм снова сможет прекрасно усваивать обычную пищу и извлекать из нее пользу.
Точно так же, преданный, после долгий страданий в результате своих апарадх, со временем может почувствовать облегчение и снова развить небольшой вкус к духовной жизни. Тогда он снова получает возможность заниматься преданным служением. Регулярные дозы слушания и повторения имени Господа и выполнение остальных видов преданного служения позволяют ему постепенно пройти ступени бхакти и достичь премы» (глава 3, с. 47).
лЕсли же преданный совершает апарадхи в течение долгого времени, но все же делает это неосознанно (а о том, что совершает их, узнает по последствиям, то есть по недостатку продвижения), он должен непрестанно повторять святое имя. Благодаря постоянству в повторении он обретет бхакти и постепенно избавится от своих оскорблений» (с. 36).

Я намереваюсь достичь улучшения. Эту склонность засыпать можно контролировать. Она не является чем-то неуловимым. Нужно вставать, ходить и громко повторять мантру, следя за временем по секундомеру. Скажи: лОтныне никаких глупостей!» Не сиди на этой кровати, раз это не годится. Добивайся большего совершенства на этой низкой ступени и старайся подняться выше. Сейчас тебе приходится иметь дело с усталостью и невниманием. Удерживай внимание на простых действиях, на готовности возвращать ум к слушанию. На становись агрессивным по отношению к прамаде, словно твое невнимание Ц нечто удивительное. Это нормально. Как ты написал десять лет назад, лПоддерживай в себе боевой дух. Ум всегда блуждает. Чувства всегда склонны усыплять нас в утренние часы. Поэтому качество джапы зависит от того, насколько успешно мы справляемся с умом. Можно привести в пример управление автомобилем: управлять Ц значит не дать ему выйти из-под контроля, - и, конечно же, тогда автомобиль будет ехать прямо по дороге» (лРеформа джапы», с. 4).
Ты узнал об этом уже тогда. Не думай, что сейчас твои проблемы относятся к более высокой ступени. Они все те же. Воспользуйся советом от себя более молодого и от любого, кто знает, что подходит для начальной ступени. Тебе это необходимо.

19 : 30

Чудесный вечер. Я благодарен тем, кто помог мне выбрать время и место для занятий тем, что принесло мне такую духовную пользу. По их милости, я стал лучше расходовать время, отведенное на джапу. Я всегда был ориентирован на то, чтобы производить некий продукт. Сейчас используй эту склонность в служении Кришне, создавай смиренную джапу. Создавай маха-мантры десятками тысяч, лакхами и миллионами. По меньшей мере несколько будут хорошими.
Моему другу, мышонку Чхоте, однажды пришлось нашептывать джапу в комнате, полной непреданных, и он чувствовал, что умоляет святое имя.

7 апреля, 2 : 10

Ранние утренние изменения к лучшему: сижу в стандартно джапа-асане, повторяю круги быстрее (в пределах 7 минут 40 секунд; это быстро для меня; шестой круг занял семь минут). Веду ум обратно (терпеливо, без подавленности) изо всех мест его блужданий, вооружившись простой и свойственной нам когда-то верой, что нужно думать о мантре Харе Кришна во время повторения и представлять себе плакат, на котором она напечатана, и все, что требуется, - это удерживать внимание на словах, когда они проходят через сознание. Просто удерживай внимание, и маха-мантра сделает свою работу.
В общем, это лхорошая» джапа Ц не сонная, а с концентрацией внимания на том, что делаешь. По шкале от 0 до 10 баллов я оцениваю ее в 5. Такие круги многие преданные в ИСККОН считают хорошими. Я опускался ниже этого уровня, особенно во время джапы после завтрака и часов в шесть утра, обычно чувствую сонливость. Так будь же достаточно смиренным, чтобы и дальше трудиться над приведением своей джапы к метке л50 процентов».
Много думаю о своем имидже лславного малого» и о том, что это может стать препятствием на пути к совершению мною более напряженных усилий. Помню, мама говорила мне за обеденным столом (мне было уже не меньше двадцати), что я добьюсь в жизни успеха на своем поприще поскольку я лтакой легкий в общении». лЛегкий в общении» было комплиментом, который я с благодарностью принимал. Мне кажется, что я унаследовал это качество по итальянской линии моей семьи. Это всего лишь стереотип, но он указывал, что я не страдаю от страхов, или Кьеркегоровских духовных дилемм. Но славный малый, ллегкий в общении», может стать самодовольным и заявить: лСлушайте, я несовершенен. Каждый день я повторяю свои круги. Что за великий план преобразования? Пойдем лучше принимать прасадам».
Слово лпростодушный» означает свободный от фальши; откровенный; искренний; прямой». Мой духовный брат подразумевал что-то еще, использовав это слово чтобы указать на повышенное миролюбие и мягкость моего характера, который не подходит для совершения глубоких личностный преобразований. На его взгляд, я слишком привязан к тому, чтобы не было ссор, к идее мирного существования. лПожалуйста, давайте жить мирно. Не надо сражений, бросания камней, злословия, громких криков. Просто будьте счастливыми людьми». Я воздействую так и на самого себя: лПерестань бороться. Не сердись. Не кричи. Посмотри, какой сегодня хороший день. Бог очень добр ко всему творению. Давай прославлять Его милость».
Слишком простодушный, чтобы скрежетать зубами, плакать горькими слезами и быть неспокойным. Несколько слов из словаря: лУспокоить: умерить раздражение, привести в мирное состояние; смягчить; сделать менее сильным». И еще два определения с нижней части листа: лНеженка: тряпка, баба (о мальчике или мужчине)». лНежить: портить с помощью баловства, нянчить». Интересно, что следующее слово на этом листе Ц это лкоктейль Молотова» (зажигательная смесь)! Взорвать все это и сжечь! Здесь еще рядом лприставать», а также лмол», лподружка гангстера». Слова на букву лм» в английском словаре: 1) mollify; 2mollycoddle; Molotov-coctail; 4) molest; 5) УmollФ. Лучше отойди от этого словаря, пока не поздно. УЦарство слов необъятноФ.
Я не могу достичь кришна-премы в воспевании с помощью своих собственных усилий. Мне это известно. Но какое счастье, что мы уже не способны оставаться лнеженками». Так много работы нужно сделать, чтобы проникнуть в существо мантры и, по милости Кришны, отправиться из этого материального мира назад, в духовный!
О маха-мантра, Ты Ц океан добродетелей! C берега, в ночной темноте, мы слышим всплески Твоих волн и чувствуем, как Ты велика. Твоя бесконечная природа существует целиком вне этого мира. Ты вызываешь в нас страх, и вместе с тем Ты Ц утешительница.
Чувствую себя отлично Ц прилив энергии, бодрости и т.д. Не так все и плохо. У старика есть жизнь. Он хочет повторять имя Кришны.

Рано утром мои силы отданы молитве. Молитва бывает довольно простой. Ты совершаешь поклоны без задержки перед каждым из дорогих и почитаемых Божеств в своем уме. Это правильное использование ума. Потом, несмотря на то что можно было задержаться в мыслях о служанках Радхи во Врадже, о цветах, деревьях и Ямуне, нужно повторять маха-мантру, как приказал духовный учитель. Начинаешь повторять еще до того, как звонит чей-то будильник. Просто повторяешь и слушаешь, сидя перед огоньком свечи; глаза чаще закрыты, чем открыты, больше семи минут уходит на круг, но не больше восьми. Не гордись этим. Я буду рад, если смогу весь день поддерживать этот уровень внимательности, вглядывание в лмантру на плакате джапы».

Четвертое оскорбление святого имени Ц это критиковать ведические писания или литературу, написанную в ведической традиции. Насколько я виновен в этом? Могу сказать, что я не изучаю книги моего духовного учителя в достаточной мере. Недавно я слышал, как один преданный настойчиво рекомендовал другим читать книги Прабхупады один час в день. Я не всегда выполняю это, что можно истолковывать как умаление значения священных писаний. С другой стороны, когда я действительно сажусь читать, я способен оценить наставления Прабхупады. Не далее как сегодня утром, я открывал лЧайтанья-чаритамриту». Книга случайно раскрылась на страницах, которые не воспринимались мной как особенно нектарные, на диалоге Господа Чайтаньи и Сарвабхаумы Бхаттачарьи. В комментарии Прабхупады говорится о том, что Абсолютная Истина может быть одновременно безличной и личностью, но личностный аспект выше. Я по достоинству оценил этот комментарий, в частности, опытную проповедь Прабхупады.
У Прабхупады свой неповторимый голос. Так не бывает, чтобы писатель не имел своего собственного голоса. Его голос можно расслышать даже в его переводах чужих текстов. Прабхупада, вне всякого сомнения, подходит ко всему очень личностно и вносит во все свой собственный вклад. Читая этот комментарий, я явственно ощущаю, что Кришна Ц это Абсолютная Истина, источник всего сущего, и что с помощью Своих энергий Он распространяет Себя повсюду, но при этом остается все тем же Враджа-Кришной. Метод, которым Прабхупада доносит до нас мысль о том, что Кришна является Богом, очень действенный. Нам необходимо всегда помнить, что Прабхупада больше, чем любой другой ачарья, обращался ко всем людям в этом мире. Он старался убедить людей, не имевших знания о Кришне, в том, что Кришна Ц это Абсолютная Истина.
В упомянутом комментарии Прабхупада вначале приводит высказывание из Упанишад о природе Абсолюта, а потом ссылается на сокровенные места из лБрахма-самхиты» о том, что Абсолютная Истина Ц это тот самый Кришна, который является сыном Нанды и возлюбленным гопи. Удивительно, как Прабхупада представляет свое особенное понимание Кришны как Того, кто обладает всеми качествами Абсолютной Истины и вместе с тем принимает сокровенный образ Говинды.
Нередко чистые преданные, погруженные в созерцание пленительного образа Кришны во Вриндаване, не сознают одновременно Его всепроникающий аспект. Или осознают его, как Мадхвачарья, понимая, что Вишну, или Кришна Ц это Верховная Личность, чье положение выше, чем положение Брахмана и Параматмы, но не так сильно сосредоточены на Его пленительном образе мальчика-пастушка. Прабхупада дает два осознания одновременно.
Мысль, которую я преследую, состоит в том, что если я хочу повторять святое имя чисто и получить его благословение, мне нужно оценить ведические писания то, как мой духовный учитель представляет их. Любые сомнения в священных писаниях относятся к четвертому оскорблению святого имени. Лично я придерживаюсь такой позиции, что то, чего я не понимаю, находится выше моего понимания и от этого не становится ложным. Я не ожидаю, что материалистичные ученые будут во всех отношениях удовлетворены ведическими писаниями или что будет достигнуто полное согласие между этими писаниями и западными философами или христианскими теологами. В силу того, что с малых лет я находился под влиянием все тех же лобразцов» западного мышления, я не могу рассчитывать на то, что буду лблагорасположен» к каждому слову ведической литературы и находиться в гармонии с Ведами. Но я могу принять их как аксиому.
Нужно молиться о вере; нужно развивать свою веру. Веру можно развивать, изучая ведические комментарии настолько глубоко, чтобы можно было прийти к восприятию их внушительного философского содержания. Можно также изучать книги Садапуты прабху. Так мы сможем лучше понять превосходство лШримад-Бхагаватам» над современной наукой. Но выше всего стоит аксиоматическая природа ведического знания. Поскольку оно было поведано и выдохнуто Нараяной, оно не может быть неверным, и нам судить о нем.
Недавно в Риме я привел в пример Прабхупаду. Когда его спросили: лОт кого Бог получил знание?» Ц он сказал, что Бог ни от кого не зависит. Гостья из аудитории спросила меня: лЭто интеллектуальное или логическое доказательство существования Бога, а где же реальное подтверждение Его существования?» Я ответил, что доказательство существования Бога должно быть получено с помощью науки о Боге. Гостья намекнула на необходимость того, чтобы материальная наука подтвердила Веды, но я сказал, что единственная наука, дающая полное понимание Бога, - это наука о Боге. Мы не должны чувствовать, что другие науки и их суждения о Боге представляют по отношению к нам какую-то угрозу, ведь знание о Нем не в их компетенции. Бог не идет под микроскопы ученых, и Ему нет необходимости быть доказанным с помощью теорий и формул. Это вера, которую нам нужно оживлять для того, чтобы избегать четвертого оскорбления святого имени.
Что представляет собой моя вера в священные писания? Я наслаждаюсь их чтением в то время, которое остается после повторения святого имени. Я ничего не изучаю, чтобы усилить свой интеллект во время этого отпуска (хотя на это тоже должно быть время). Смысл всех этих касающихся всех граней духовной жизни апарадх в том, что когда ты повторяешь святые имена, твоя жизнь должна быть цельной. Нельзя просто повторять языком, пока ум убегает куда-то еще или интеллект не обогащен верой (или желудок переполнен, или ты недобр к другим). Когда я обращаюсь к своей джапе, я все больше и больше осознаю связь между сонливостью и нама-апарадхами. В этом месте кроется секрет моего успеха или поражения в сосредоточении и молитве.

7 : 00

Уставший после прогулки, ты обычно смотришь на все со своей личной точки зрения. Кто для меня Шри Кришна? Он Ц Бог моей религии. Он Ц Абсолютная Истина. Он принял облик Божеств в храмах, в которых я поклоняюсь. Он, чье имя произношу днем и ночью (когда я помню о Нем или во время кошмарных снов) находится в сердце мантры, которую мне дал духовный учитель.
Кришна Ц это тот, кому я всегда верен. Он стоит за тем учением, которое я постигаю. Кришна Ц это Кришна; Радха Ц это Радха.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: