Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 22%

10 : 30

С пика ранней утренней внимательности скатываюсь в ущелье медленных кругов. Тем не менее, они не так плохи, как вчерашние. Положительные моменты: на завтрак я взял только фрукты и йогурт, что немаловажно. Когда мои круги шли очень плохо, я включил запись джапы Шрилы Прабхупады. И он, и его преданные помогали мне продвигаться чуть-чуть быстрее. Слушая эту запись джапы Прабхупады, я испытываю двойственные чувства. Есть история о том, как Прабхупада узнал, что преданные ее слушают. Он сказал, что гораздо важнее слушать собственную джапу. Говорят, что эту запись сделали в то время, когда Прабхупада повторял святые имена публично, на церемонии посвящения: лТеперь делай такЕ сядь правильно!» Эта джапа отличается от его естественной личной джапы. Тем не менее, она позволила мне пойти дальше, когда с сник.
Некоторые круги длились около десяти минут, но все были нацелены правильно: медленные, но уверенные с постоянным возвращением ума под власть своего высшего лЯ». Сейчас моя скромна Ц просто слушать мантру с верой в то, что звук святого имени поможет мне постичь Кришну как личность. Тогда станут проявленными также Его игры и качества. Так я провожу свое время. И как ни плохо у меня получается, я знаю, что это время, которое проводится хорошо.
По прогнозам, здесь, в сельскохозяйственном районе Марке, всю предстоящую неделю будут лить дожди. Ни в один из наших приездов в Италию погода здесь не была хорошей. Я держу окна закрытыми; снаружи очень холодно и пасмурно, и уже начинает моросить. Я могу воспринять атмосферу ненастного дня так же, как и солнечного. Хочу повторять святые имена так, чтобы все остальное не имело значения.

Два карандаша на столеЕ После того, как ты прервался на какой-то момент, чтобы осмотреться вокруг и поделиться этой истиной с другими, - а это действительно истина, - ты можешь идти вперед, опираясь на этот фундамент правдивости. Нельзя сказать, что все существующее (джагат) Ц это майя. Сейчас льет дождь и поют птицы. Я ходил на прогулку в высоких сапогах. Звонит телефон. Это перерыв в чтении джапы.
Думал о стихотворении, которое написал в квартире на Первой улице в 1967 году. Его название Ц лВ разлуке». Оно о том, как я читал джапу на своих красных четках, устроившись на полу возле батареи. Несколько часов проходят в джапе, и до меня доходит, что я смогу добиться совершенства в сознании Кришны именно благодаря воспеванию. Я недавно услышал от Свамиджи и узнал из его книг о вайшнавском учении, которое описывает лразлуку с Кришной». И вот, оно пришло таким, отчасти честным, отчасти, я полагаю, претенциозным, во время моей попытки стать вайшнавским поэтом:
Что за разница будет между моими поступками,
Если я спущусь к реке,
Чтобы поискать тебя в водном течении,
или сяду здесь, рядом с твоим изображением?
Оба эти действия Ц одно и тоже,
Ведь у меня есть Твое имя
и я могу повторять его вновь и вновь.
Мне кажется, я сделал и то, и другое, -
Думая о реке, я сходил к ней,
И возвратился туда, откуда не уходил,
Сидя перед Твоим изображением.
Мир Ц пуст из-за того, что я недостоин
И потому я лишен Тебя, моего Возлюбленного и Друга.
Или я не понимаю, что Твоя Любовь ко мне
Даже сильнее, чем я могу себе представить? -
Я не в силах осознать это.
Я думаю только, что Ты должен любить меня
Больше, чем кто-либо другой.
После я думаю о том, как я невыразимо низок
И ничто не спасет меня, кроме Твоего Имени.
Нужно сказать лКришна» и сказать все слова
Мантры по очереди: лХаре Кришна
Харе Кришна Кришна Кришна
Харе Харе Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе», -
Ведь, на самом деле, после того, как я повторю
Это сотни и тысячи раз,
Рядом с Тобой я обрету покой.
Хоть правда то, что я ленив и бесполезен,
Как всякий имперсоналист философ,
Все же повторение Твоего имени Ц
Это бальзам для этой разлученной с Тобой души,
Которая пытается вернуться к Тебе
Таким способом.

16 : 07

Количество, количествоЕ Пока ты не расстанешься с мыслями о своей репутации, и пока не перестанешь волноваться о том, какая поза удобнееЕ Пока не перестанут круги тянуться так долго, и пока они не станут меньше восьми с половиной минут, пока ты не будешь идти все дальше и дальшеЕ
Записи Ц это расширенное проявление джапы Ц холмистой, бессознательной, исполненной веры в этот процесс.
Некоторые игры Кришны мы не обсуждаем с людьми не обладающими для этого достаточной квалификацией. У Господа очень много игр, и все они совершаются одновременно Ц даже Ананата-шеша не в состоянии описать их, со своей тысячей голов. Некоторые чистые преданные продолжают воспевать величие Господа беспрерывно. Разве ты не видишь, насколько ты мал и жалок и какой крошечной преданностью обладаешь?
Фотография на задней стороне обложки лНамамриты»: Прабхупада держит четки одного из учеников. Показывает ему, как повторять мантру. Выглядит знающим, довольным и ведет себя как отец, даже как дед. лНе дотрагивайся до четок указательным пальцем». На шее у него висят две гирлянды. Колени обернуты чадаром. В Южной Америке, где все это происходило, было холодно. Множество четок висит на подставке для микрофона. Он дает официальное посвящение новым преданным в повторение святого имени.
Сколько дождевых капель на оконном стекле? Теперь повторяя мантру больше, ты начинаешь все подсчитывать. Сколько ударов сердца? Сколько жизней? Сколько кругов мантры до того момента, как ты станешь чистым преданным? Как это будет? Что будет твоим служением? Когда я смогу служить святым именам, повторяя их с любовью?
День клонится к вечеру. Твое повторение маха-мантры нельзя было назвать прекрасным, но ради него ты оставил в сторону многое. В конце концов, это джапа-врата. Обо всем остальном позаботишься потом Ц об ответах на письма и чтении лекций. А теперь бреди, шатайся, беги вслепую, наталкиваясь на здания и делая все не так, как следовало бы. Двигаешься непоследовательно, плохо произносишь, постоянно ошибаешься, но так или иначе, идешь прямо. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Фотоснимок

Где же на этом снимке Шрила Прабхупада? Я вижу много брахмачари ИСККОН из храма Радхи-Дамодары. Судя по гамче на голове Гханашьяма, они в Индии, и там стоит жара. Несколько голов обриты совсем недавно. Шрутакирти готовит магнитофон к записи. Тамал Кришна Госвами в жилетке, которую он носил в те дни Радхи-Дамодары, показывая свои бицепсы, сидит рядом с Прабхупадой. Вишнуджана Свами, Джагадиша, Кешава Бхарати,Шукадева из Сиэтла, Омкара (пуджари), Брахмананда СвамиЕ Несколько женщин стоят в сторонке. Никак не определю, где это. Возможно, в каком-то здании вне ИСКООН, но все присутствующие Ц последователи Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада смотрит в сторону Вишнуджана Свами. Большая группа молодых людей со своим духовным учителем. Меня нет на этой фотографии. Шрила Прабхупада собирается говорить. Лучше я замолчу и послушаю.

8 апрелоя, 2 : 15

лСлова нужно произносить отчетливо, и все тело должно быть сосредоточено на повторении. Мы не можем рассчитывать на то, что будем заниматься другими делами, повторяя мантру Харе Кришна» (лРенформа джапы», с. 33).
Не хвастайся здесь, и вообще нигде. Будь низшим. Ты и есть низший. Поэтому не говори: лЯ повторил один круг удивительно быстро, а на следующем заметил, что глубоко сосредоточен и молюсь, - вот как это нужно делать». В таком случае, что же мне писать в этом дневнике джапы?
Я доволен тем, что провожу время повторяя святое имя. Я не брошу это; хочу вдохновить себя самого и раздуть искорку уткантхи. Хочу дать себе вспыхнуть. Защити это уединение для джапы. Молись Господу Нрисимхе о защите. Молись Господу Нитьянанде.
Ожидается, что мое сознание станет совершеннее благодаря столь интенсивному общению со святым именем. Так не забывай о тех, кто хочет повторять святые имена, кто дал обет повторять, но кому обязанности мешают делать это. Обнадежь их еще сильнее в своем дневнике. Дай им понять, что нам действительно необходимо посвящать свое время харер наме.
Я пример, хотя и не идеальный. После стольких лет плохого повторения, мне трудно повторять, хотя я и чувствую присутствие милости. Но как только приступаешь, становится легче. Я хочу улучшить повторение. Рупа Госвами говорит: лЕсли бы у меня были миллионы голов и языков, я смог бы лишь в минимальной степени удовлетворить свое желание повторять харинаму». Я спрашиваю: лЧто же в ней хорошего, в этой склонной к невниманию голове?» О, если бы я провел эти годы, воспевая с большим рвением и вниманием, - но лучше все-таки поздно, чем никогда.

Как быть с тем фактом, что ничто иное, как сами наши обязанности в сознании Кришны, кажется, отвлекают нас от харер намы? Мы начинаем повторять, и мысли о других видах служения начинают проноситься через ум. Некоторые виды служения связаны с мирскими отношениями, со стратегией проповеди, порой приходится иметь дело с адвокатами и банками или вести себя как политик в храмовой жизни. В дни, когда члены Джи-Би-Си ездили на встречу с Шридхарой Махараджей из Навадвипы, я задал ему этот вопрос. Я сказал (и это напечатано в одной из их книг), что наш духовный учитель возложил на нас определенные обязанности и складывается впечатление, что они подчас вступают в конфликт с внимательной джапой. Было бы лучше, если бы я сформулировал свой вопрос несколько иначе. Шридхара Махараджа прославлял те многочисленные обязанности проповедников, которые возложил на нас Гуру Махараджа. Он сказал, что повторять святое имя без служения Ц все равно, что стрелять холостыми. И привел в пример ученика Бхактисиддханты Сарасвати, взявшего делать это постоянно в джунглях. Бхактисиддханта Сарасвати попросил его вернуться и помочь в управлении Делийским отделением Гаудия-матха. Хороший ответ.
Но я хотел услышать заверение в том, что, как бы то ни было, джапа тоже очень важна и что слуга, обремененный обязанностями в миссии гуру, все-таки должен умолять святые имена и склоняться перед ними ранним утром, а затем продолжать в течение дня молиться у стоп харер намы. Я хотел услышать и поверить в то, что повторение Харе Кришна маха-мантры Ц самое важное занятие. Мне хочется слышать о его доступности. И чтобы меня вдохновляли и подталкивали в этом направлении. Чтобы я видел лидеров, и всех остальных, сосредоточенно повторяющими мантру на своих джапа-малах. Хочу слушать героические рассказы о том, как Харидас Тхакур повторял джапу в таком экстазе, что даже Майя-деви не смогла соблазнить его, и вместо этого он сделал ее преданной.
Может быть, это всего-навсего мое романтическое желание? Или это нереалистично? Или хотеть этого неправильно? Нет. Конечно же, нет. лТогда поднимайся крохотная духовная душа, благодарная, чувствующая себя уверенно и под защитой, - и повторяй, повторяй, повторяй: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе» (лРеформа джапы», с. 18).

Ранее утро. Чувствую, что нужно повторять шепотом, так как в соседней комнате спят люди. Все хорошо, но мне необходимо повторять громко. Это помогает. Я благодарен за то, что после четырех утра могу повторять вслух. (Когда повторяешь шепотом, круги проходят быстро. Я пытаюсь возместить недостаточную громкость повторения, интенсивно используя губы и ум, чтобы четко выговаривать слова и придавать им значение).
Думаю о Брахмананде, как он ездил во Флориду, в университет города Талахасси, и жил в студенческом общежитии, ночуя в общей спальне. Он вставал для студентов слишком рано, поэтому ему приходилось тихонько повторять мантру, сидя в постели
О Кришна, пожалуйста, позволь мне повторять Твои святые имена! Мне не хватает понимания самых основ, так смилуйся же надо мной, сделай так, чтобы я смог прийти к Тебе. Эта уединенная джапа в комфортных условиях Ц одно из моих подношений Тебе, но есть много другого, что я мог бы попытаться сделать. Однако все это станет ничем, если не сможет привлечь Тебя и не удовлетворит моего духовного учителя. Пожалуйста, веди меня.
Помни о том, что повторение святого имени является служением. Это не охота за спрятанным сокровищем, которое сделает тебя богатым. Это служение незначительной былинки. Поэтому Бхактивинода Тхакур говорит о раскаянии, искуплении, слезах и жалобных криках. лО Гопинатха, перед Тобой грешник, лишенный каких-либо достоинств. Пожалуйста, вызволи меня, сделай одной из песчинок у твоих лотосных стоп и позволь мне служить Тебе».
Нароттама дас Тхакур поет: лО Господь, Ты Ц океан милости! Ты Ц друг всех падших душ! Пожалуйста, взгляни на меня. Я стал похож на непреданного, проглоченного рыбой тимингила (олицетворением похоти). О мой Господь, смилуйся и защити меня! Рождаясь в различных телах вновь и вновь, я то и дело оскорблял Тебя. Ни в одной из своих жизней я не совершал искреннего поклонения Тебе. Нет никого хуже меня. И несмотря на это, Ты Ц единственная цель моего существования. О властелин моей жизни, пожалуйста, не оставляй меня.
О Господь! Тебя называют патита-паваной, спасителем всех падших душ, и Шьямасундарой. Не будь же глух к моему призыву. Даже если я Ц оскорбитель, Ты Ц подлинная цель моей жизни. Воистину это так.
О Верховная Личность Бога, пожалуйста, не отвергай меня. О властелин моей жизни, пожалуйста, услышь мои слова. Даже если я совершил множество оскорблений, я не перестаю думать о Тебе как о своем учителе. Позволь мне служить Тебе в качестве спутника и последователя.
Нароттама дас очень несчастлив. О Господь, прошу, прими его в Свое Движение санкиртаны и так сделай его счастливым. О Господь, я очень боюсь, что не сумею преодолеть множество преград, которые мешают мне продвигаться по пути преданного служения. Каждое мгновение я умоляю Тебя устранить все эти преграды» (лШри према-бхакти-чандрика», Нароттама даса Тхакур. Песня 3, стихи 1-4, 7).
Шри Кришна Чайтанья.
На улице темно и холодно. Холодно и в этой комнате тоже. Страница стала ярко-желтой от света лампы. На этом поле я надавливаю на свое перо, желая прославить Кришну с помощью этого нажима на перо и потока этих чернил Ц
Пусть будет прославлен Кришна (как попугай-самец пел во Вриндаване).
Пусть будет прославлена Радхика (как самка попугая пела во Вриндаване).
Пусть будет прославлен Вриндаван (как поет Прабодхананда Сарасвати).
Пусть все вайшнавы встанут и начнут петь святые имена, включая даже полубогов, так чтобы вся вселенная наполнилась упоительным киртаном (как желал Бхактивинода Тхакур ради наслаждения Каны).
Позвольте и мне присоединиться к ним. А сейчас позвольте мне повторять маха-мантру на четках. Для этого Свами дал мне эти четки и повторял на них святое имя для меня. Он хочет, чтобы я был счастлив, повторяя святое имя, разве мы не пишем на всех своих визитках: лПовторяйте мантру Харе Кришна, и ваша жизнь станет возвышенной»?
Иди за этим. Будь жадным до этого. Собирай мантры. Запихивай в себя мантры. Дай себе три недели исключительно практики воспевания. Игнорируй другие обязанности все это время. Так долго ты исполнял добросовестно другие дела и заталкивал джапу в угол, как запущенного ребенка. Скольких преданных я знаю, которым необходимо признать: лЯ повторяю плохо»? Так давай, делай это! Но не гордись тем, что увеличил норму на небольшое количество кругов. Недорощенный святой, намачарья, возвращается в свою группу и хвалится: лЯ исполнил большую врату. Я кое-что открыл». Вздор!
Ты открыл, что у тебя нет вкуса. Поэтому тебе не хотелось погружаться в это. Ты думал, что лучше жить, постоянно пренебрегая этим, поскольку, однажды обратив внимание, ты увидишь, насколько серьезна болезнь. Тяжелая форма рака. Слишком поздно? Нет, ни в коем случае. Сейчас самое время. Время подходящее. Продолжай повторять и рассказывай нам об этом как можно честнее. Пусть твое громкое перо нацарапает простой отчет об этих днях и ночах. Возвращайся снова к еще более продолжительному уединению, чем это, и больше пиши на эту тему, простую и возвышенную: лВот что происходит, когда посвящаешь время джапе».
лНет разницы между повторением мантры Харе Кришна и встречей с Кришной лицом к лицу. Просто человек должен осознать это» (лекция Шрилы Прабхупады, 1.12.73).
Я сосредоточиваюсь на самом низком общем знаменателе Ц на слушании. Кришна поможет. Кришна откроет больше. Служи мантре, выговаривая и слушая ее внимательно. Я говорю о мантре как о чем-то неодушевленном, но харер-нама Ц это Она и Он, Радха и Кришна. Я не могу состряпать себе осознание, но верю в воспевание. Я иду к Тебе, Харер Нама. Пожалуйста сокруши безразличие и лень. Дай мне испытать сожаление обо всех годах плохого повторения. Позволь быть открытым перед Тобой Ц никогда не испытывать страха перед Твоими именами и тем, что Ты сделаешь со мной, если я предамся Тебе. Позволь забыться в Твоих именах. Мне необходимо бороться. О Господь, придай же внутренний смысл этой неизбежной борьбе. Пусть я обрадуюсь ей и попаду под влияние святых имен, чтобы я смог сказать, как тот рыбак, который дотронулся до Господа Чайтаньи: лЯ не понимаю, что со мной творится. Кажется, мной овладели духи или меня загипнотизировали. Наверное, мне нужно показаться специалисту по изгнанию духов. Я стал каким-то ненормальным. Не могу перестать повторять Харе Харе Кришна Кришна».
Пятое оскорбление святого имени Ц это считать славу святого имени надуманной.
Бхактивинода Тхакур пишет: лНапример, оскорбительно думать: лПрославления святого имени Господа в священных писаниях не всегда правдивы, поскольку в них используются гиперболы для увеличения веры читателя в святое имя» (ШХЧ, с. 63).
Бхактивинода Тхакур также утверждает: лСмрити полны прославлений в адрес святого имени. Там утверждается, что для того чтобы привлечь к себе милость и внимание Господа Кришны, достаточно просто произнести святое имя, неважно, с верой или же с пренебрежением». Я иногда думаю, что я все повторяю и повторяю, а Кришна не обращает на меня внимания и не проливает милости. Так я косвенным образом совершаю пятое оскорбление.
Это оскорбление похоже на четвертое, состоящее в критике ведической литературы. Многочисленные указания на величие святого имени, содержащиеся в разных частях Вед Ц лРамаяне», лМахабхарате», Пуранах и т.д. Ц имеют для воспевающего большое значение. Шрила Прабхупада лично написал довольно много комментариев на эту тему, составивших целую книгу о повторении святого имени (лНамамриту»). И сомневаться в любом из этих высказываний, описывающих могущество святого имени, - оскорбительно.
Бхактивинода Тхакур говорит о том, что лекарство от пятого оскорбления Ц это предстать перед обществом вайшнавов и покаяться в совершенном оскорблении. Вишванатха Чакраварти предупреждает, что не следует думать: лЯ не совершаю никаких оскорблений». Если мы совершаем оскорбления и это подтверждается тем, что произнося святое имя, мы не испытываем никаких признаков кришна-премы, то наш долг признаться в этом.
Тому кто не думает об оскорблениях в своем воспевании, не в чем каяться. Поэтому прежде всего нам необходимо стать более сознательными. Возможно, нашим первым признанием станет признание в том, что мы не думаем об оскорблениях или о своем повторении святого имении вообще. Мы вынуждены будем признать, что делаем это только по привычке, в качестве гуру-дакшины. Мы боимся смерти и хотим обрести спасение, - поэтому повторяем мантру Харе Кришна. Мы слышали истории Аджамилы и Пуранджаны из лШримад-Бхагаватам», и эти истории произвели на нас сильное впечатление. Нас пугает ад. Мы поняли, что нуждаемся в какой-нибудь религии, и отказались от христианства (или от той религии, в которой выросли). До каких пор мы будем сохранять в себе такое умонастроение? Оно наполнено оскорблениями.
Необходимо прорваться через поверхность своего самодовольства. Мы можем считать себя невиновными, когда речь идет о данном оскорблении. И можем в действительности не критиковать описания святого имени из шастр. Но верим ли мы в то, что даже тень святого имени способна принести освобождение? Повторяем ли мы мантру Харе Кришна так, как если бы мы верили в это?
Мы совершаем это оскорбление просто в силу того, что повторяем плохо. Если бы у нас была вера в высказывания писаний о том, что эта практика чудесна и что Кришна присутствует в Своем имени, то разве могли бы делать это с такой апатией? Прабхупада приводил пример: если бы Кришна прямо сейчас пришел в наш храм, насколько внимательны мы были бы к Нему? Мы постарались исполнить бы исполнить все Его желания и с радостью служили бы Ему. Но Кришна ведь на самом деле приходит к нам в Своем святом имени. Почему же мы не оказываем ему внимания? Это свидетельство того, что у нас нет совершенной веры. Это Ц оскорбление, состоящее в том, что мы относимся к славе святого имени, как к надуманной.
Мы можем не желать признаваться в этом, но когда мы прорвемся через поверхностный слой своего сознания Кришны, мы обнаружим там притаившегося, скрытого атеиста. Этот атеист не только думает, что величие святого имени Ц нечто воображаемое, он думает, что Кришна Ц плод воображения. Он полагает, что нет никакой другой жизни. Кроме той, что воспринимается чувствами, и что нет никакого иного существования. Нам необходимо горько покаяться во всем этом и категорически отвергнуть всякое плохое общение. Необходимо молиться о вере, слушать шастры и опираться на лучшую, а не на худшую сторону своего характера. Поскольку у нас есть уже духовный опыт, необходимо просто прикладывать усилия, чтобы защитить его от врагов. Общаясь с преданными и постигая написанное учеными-вайшнавами, принимая прибежище у священный писаний, можно развивать в себе веру и идти вперед. Тогда мы оценим величие святого имени и сможем повторять его со вкусом.
Шрила Рупа Госвами говорит в лУпадешамрите», что несмотря на то, что в настоящее время мы не чувствуем сладости святого имени из-за желтухи (авидьи), все же святое настолько чудодейственно, что вкус обязательно вернется к нам, если мы будем продолжать его повторять. Это утверждение не выдумка Рупы Госвами. Воспевание действительно чудодейственно, оно действительно имеет сладостный вкус, и мы обретем его. Поэтому мы покажем свою веру в это утверждение, просто действуя на его основе. Мы будем продолжать воспевание.
Так давайте же придем в общество вайшнавов и признаемся в том, что иногда сомневаемся в могуществе святого имени, описанном в шастрах. Мы недоумеваем, как это на самом деле может быть правдой. Но, дорогие вайшнавы, то, чего мы на самом деле хотим, так это избавиться от склонности к этим оскорблениям. Мы хотим полностью поверить в высказывания о святом имени, даже до того как сами обретем непосредственный опыт. И у нас уже есть надежда на это, мы повторяем с такой надеждой. Поэтому, даже просто признаваясь в этом, мы чувствуем, что наши силы пополняются. Мы понимаем, что те мысли, в которых мы признаемся, не соответствуют действительности, а всего лишь являются следствием нашего осквернения. Мы желаем изучать священные писания. То, что мы не понимаем или еще не пережили на личном опыте, мы готовы рассматривать как высшую цель всех наших устремлений. Мы хотим стать достойными того, чтобы ощутить величие святого имени, все, что мы можем сделать, - это практиковать и надеяться, несмотря ни на что.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: