Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 27%

6 : 45

Однажды в Майапуре, во время, отведенное для джапы, один духовный брат ворвался ко мне в комнату и сказал: лХочу посмотреть, чем занимается автор лРеформы джапы», - повторяет ли он свои круги так, как просит нас делать?»
Я пишу это в автобусе. Дождь льется на железную крышу. У меня есть еще несколько минут до того момента, когда я должен вернуться с прогулки в дом. Осталось ровно шестнадцать кругов до выполнения нормы.

Внимательное повторение: лВслушиваться в произносимое тобой святое имя Ц это то же самое, что обращаться к Кришне. Не должно быть так, чтобы мы повторяли святое имя тупо и бессознательно. Так что утвердись в сознании, что ты действительно взываешь к Кришне, когда повторяешь это имя» (лРеформа джапы», с. 33). Я стараюсь это усвоить. Голос из дневника иногда напоминает советы инструктора по боксу, которые он наговаривает боксеру на ухо, одновременно быстро массируя своего ученика и подавая рассол, чтобы тот смочил рот и выплюнул. Он вытирает ему лицо и, по возможности, заклеивает ссадины, до того как раздастся гонг: лТы достал его, парень, теперь продолжай бить, но только следи за его боковым ударом левой».
Снова на ринг. Харе Крина Харе Кришна. Я боксирую своего врага, прамаду, а он наносит удар ленью своей правой рукой, потом отвлекающий удар Ц лчанчала» Ц левой, и я отступаю назад, пританцовывая, подпрыгивая, уклоняясь.

10 : 30

Это Майяпур. Шрила Прабхупада звонит в колокольчик. Слева направо за ним стоят Брахмананда, Джаяпатака и Парамахамса Махараджи. Одежды Шрилы Прабхупады из блестящего мятого шелка, ноги босые. Снимок темный, а одежды Шрилы Прабхупады Ц светлые. Все стоят босиком на мраморном полу. Звонок в колокольчик, подергивание шнура, начинается киртан. Шрила Прабхупада смотрит вниз, серьезный, смуглый, с желтой чанданой на лбу. Я был там, плелся где-то сзади, когда вы звонили в колокольчик в Майяпур-чандродая мандире. Преданные там до сих пор звонят в этот колокольчик, чтобы напоминать о вашей игре.
Я не достоин говорить о своем духовном учителе и Майяпура-дхаме, но позвольте мне не распространяться дальше о своей неспособности. Шрила Прабхупада, я люблю вас.
Шрила Прабхупада, мы так часто проявляем несовершенство. Мир кажется полным недостатков. Наша деятельность в сознании Кришны полна изъянов. Не только их, но у нас есть склонность искать недостатки (кутинати). Пожалуйста, избавьте нас от такого желания. Пусть звучит колокольчик, громко возвещая о поклонении Господу. Позвольте нам следовать за вами и испытывать желание служить вам, несмотря на то, что эта аханкара оседлала нас. Из-за нее мы кажемся темными, как темнота этого снимка. Я вижу мраморный пол в храмовой комнате и думаю только о своих жалобах. Шрила Прабхупада, вы видите Шри Чайтанью Махапрабху. Вы видите миссию Бхактивиноды Тхакура и удовольствие, которое испытывает ваш духовный учитель. И, так или иначе, вы видите в нас что-то хорошее, несмотря на то, что наши недостатки бросаются в глаза. Пожалуйста, отчитайте нас и подтолкните к тому, чтобы стать лучше. Хватит заниматься ерундой! Служите и повторяйте святое имя!
Если мы задавали какой-нибудь глупый вопрос, например: лКак обуздать ум во время джапы?» Ц вы отвечали почти резко: лЧто это за вопрос об обуздании ума? Просто повторяйте и слушайте, и ум будет обуздан автоматически». Вы, Прабхупада, словно видите в наших неподчиняющихся умах склонность к преднамеренному дурному поведению, как в тот раз, когда вы назвали дизентерию своих последователей в Индии результатом обжорства и лени. Неуправляемый ум у того, кто повторяет мантру Ц это просто еще одна глупость. Прекратите это! Слушайте мантру Харе Кришна! подчиняйте ум. О, конечно, вы правы! Я пойду в свою комнату и попытаюсь снова.
Шрила Прабхупада, умоляю, простите меня за мою дерзость, но я не могу и вряд ли буду падать ниц и рыдать. Я не знаю, как предаться божественным именам. Я отдаю этому свое время и старательно отсчитываю минуты, затраченные на круг, количество бусин. Это все, что я знаю.

13 : 20

Скоро обед. Норма джапы Ц по расписанию. Мой маленький распорядок, все на своих местах. Все по расписанию, но я не испытываю никаких эмоций. Что с того, что я повторяю несколько дополнительных кругов и успокаиваю свою головную боль, и пишу об этом?
То, что все это вне моей власти, делает меня смиреннее.
Передо мной висит памятка, обращенная к самому себе:

ОБЕЩАЮ:
Бороться с сонливостью.
Ходить, повторять громко.
Бороться с прамадой
просто с помощью желания
возвращать ум к слушанию.

16 : 10

Созерцание самого себя и своих ограниченных возможностей. Джапа, которая ведет в никуда, но даже та доля смысла, которая есть, все же направляет меня к попыткам достичь большего.
Мне даже не хочется выходить из дома и идти гулять в сад. Я не хочу оставлять эту арену возможного вдохновения. Не так много происходит в этой небольшой комнатке, когда я повторяю, но может произойти, и, в частном порядке, я могу записать это. Если я выйду из дома, мне, скорее всего, придется произносить приветствия, и я буду отвлекаться, глядя в небо и на холмы, и Е
Я снял со стены большую карту Италии, района Лазио-Марке-Умбрия. Я ходил рядом с ней и смотрел на нее, изучая озера, дороги, границы и берега. М.В. заметил на стене пустое место и использовал гвоздь, чтобы повесить на него портрет Шрилы Прабхупады.
Подобные мелочи явно значимы для меня. Скажу вам правду, я с большим почтением отношусь к той пище, которую принимаю два раза в день. Один человек бросил читать книгу лДневник и стихотворения», обнаружив в ней рассказ о том, что у меня лбыло на завтрак». Он искал там для себя духовные наставления, а я писало йогурте, бананах, грецких орехах, яблоках, меде к йогурту. Но это же прасад. Это поддержание жизни. Это мир.

Из лВанданам»:

А мы думали, что это проще? Или воображали, что через несколько лет станем почти такими же, как Харидас Тхакур? В конце концов, это не так просто.
Так давайте покажем Кришне, что мы на самом деле хотим ощутить высший вкус этого служения и готовы заплатить любую цену» (с. 22).
Почему я совсем не думаю о Кришне как о личности? Почему я не помню о том, как Он поднял холм Говардхан? Ничего. лПолучив хороший совет, мы должны повернуться к своему истинному ля», к мантре Харе Кришна, - повторять и слушать. Это тяжелая работа, тапасья, но ради высшей цели». (лВанданам», с. 21).
Я увидел фермера, осматривающего свое коричневое поле, стоя посередине поля. Не знаю, засеял ли он его уже, или что-то там ищет. Пока люди ждут появления всходов над землей, проходит долгое время. Человек мал в сравнении с акром. Он стоит в центре этого акра и смотрит вниз, на землю. Что он там видит? О чем думает? Причиняет ли это ему душевную боль? Он может сделать только столько, сколько сможет. Остальное зависит от Природы, от солнца, неба.
лБлагодаря повторению святых имен в человеке пробуждается любовь к Кришне, которая дает ему ощущение духовного блаженства. В конце концов человек начинает лично общаться с Кришной и преданно служить Ему, словно погруженный в бескрайний океан любви» (Ч.-ч., Антья, 20.14).
лО дорогой Господь, когда же во время воспевания Твоего святого имени Мои глаза украсятся слезами, текущими непрестанно? Когда при звуках Твоего святого имени мой голос дрогнет, а волосы на теле станут дыбом от духовного счастья?» (Ч.-ч., Антья, 20.36).
лТот, кто не склонен очищать свое сердце от пыли и не хочет ничего менять, не достигнет трансцендентного результата повторения маха-мантры. Поэтому надо вдохновлять каждого развивать в себе дух служения Господу, и это поможет ему избавиться от оскорблений святого имени» (лНектар преданности», цитируется по лРеформе джапы», с. 39).

9 апреля, 2:12

Возможно, эти записи могли бы играть более активную роль в помощи моей джапе. В частности, я должен попытаться соединить святые имена с играми Кришны. Но, пожалуйста, ничего не нужно выдумывать. В именах уже содержатся игры, хотя я и повторяю их, не сознавая это. Я нахожусь в забытьи.
Я мог бы попытаться через каждые три-четыре круга делать паузы для чтения и молитвы. В последнее время я отказался от подобной практики и таким образом потерял мускулатуру, которую приобрел, делая это несколько лет. Раньше я читал двадцать минут рано утром, после омовения, и молился пятнадцать минут после того, как вставал с постели. Это один из самых лучших периодов в течение всего дня, так почему не попытаться больше молиться или читать в перерывах между кругами? Даже если просто записывать это, будет помощь.

Мне купили пишущую машинку. Они потратили несколько часов, чтобы найти нужный магазин, съездить в него и вернуться обратно. Стоит он дороже, чем в США, больше двухсот долларов. Это лСanоn Typestar 2». Но буквы лМ», лW», лZФ и УточкаФ находятся на клавиатуре в других местах, по сравнению с моделями произведенными в англо-говорящих странах. И еще одна потенциальная проблема с этой машинкой: она жует бумагу и срывает ленту. Попытаюсь поработать сегодня на ней, но это может оказаться безумной затеей. Спасибо, что писать рукой так просто. Накануне одна из моих четырехдолларовых ручек лШеффер» перестала писать после примерно года службы. Не проблема, просто нужно взять новую. Еще я пользуюсь одними и теми же четками Тенди для джапы почти двадцать шесть лет, не меняя их. Тот же язык и те же уши, та же вечная мантра Харе Кришна. Те же проблемы души нитья-баддхи.
О Господь Хари, позволь мне найти свой собственный голос в повторении Твоего святого имени. Позволь мне сосредоточиться. Позволь взывать к Шриле Прабхупаде и умолять о служении. Кажется, к этому уже нечего добавить. Ну так перестань писать и позволь святым именам занять достойное место. Не могу сказать, что именно происходит вовремя джапы, и, возможно, не стоит и пытаться.
Сегодня утром я проснулся, посмотрел на часы, и увидел, что на них полночь. Я снова заснул, и мне приснилось, что Баладева захотел, чтобы я поселился на взморье, на берегу Атлантики, где живут сотни людей. Чтобы я превратился в босоного проповедника. Я согласился. Было двадцать минут второго. Обычно я встаю без четверти час, поэтому я почувствовал, что нужно торопиться. Пропустил вступительные молитвы и начал быстро шептать маха-мантру. На круг уходило не больше семи с половиной минут, а на один из них Ц 6:46. Они были лучше обычных по внимательности. Для меня повторять быстро не обязательно означает повторять плохо. Самое главное Ц это осознавать свои действия и поддерживать молитвенное умонастроение.
Я уделяю время джапе столь много лет, но сих пор не проник в нее. Задумался о поговорке: лЕсли девушка вышла на сцену танцевать, то почему бы ей не поднять свою вуаль?» Иначе говоря, лкупив слона, не торгуйся из-за цены стрекала». Почему бы тебе не отдаться этому занятию всем сердцем и со всей решимостью? Почему не отказаться от всех других помыслов и не насладиться сладостью святого имени?
Давай, Прабху, делай это и желай этого. Разрешаю и желаю тебе всяческих успехов.
Много лет назад моя вера была, на самом деле, более простой. Сегодня утром она на какие-то мгновения вновь возникла в моем сознании. Тогда я старался только слушать с верой в мантру, которую дал нам Прабхупада. Все, что требуется, - это сосредоточить ум и два чувства на маха-мантре. Кришна не останется равнодушным к нашему зову. Но, когда нет бхакти, Кришна не заинтересуется лично. Если вы в своем сердце не зовете Кришну, Он вас не услышит или, точнее, услышит, как вы призываете что-то еще Ц мокшу или экстаз ради собственного удовольствия, что угодно еще, - даст что-нибудь из этого. Воспроизведения внешней формы мантры недостаточно.
Итак, говоря о необходимости иметь простую веру в слушание, я имею в виду, что слушание должно быть внутренним. лНо вся важность святых имен не исключает необходимости повторять их молитвенно, со вниманием. Кришна не явится, если мы будем произносить имена без внимания или ощущения, к кому обращаемся, или если будем совершать оскорбления святых именЕ очень важным является качество произношения» (лВанданам», с. 20).

Так что же конкретно насчет игр расика и джапы? Если ты хочешь связать их Ц думать во время джапы о Кришне с гопи, - то лучший способ, который я могу тебе посоветовать, это читать об этих играх во время коротких промежутков между кругами. Вреда не будет. Не жди, что случится что-то невероятное. Основное внимание необходимо уделить джапа-ягье. Нужно произнести крупные работы по восстановлению основного механизма, прежде чем игры смогут проявиться. Я похож на механика, который лежит на спине под своей машиной и меняет детали двенадцать часов в сутки, смазывает маслом, приколачивает и налаживает механизм. Я знаю, что нужно делать.
Но я с тобой согласен: какой толк в отрегулированном моторе, если нет расы? Поэтому ты прибавляешь этого потихоньку, со временем. Больше всего времени я отдаю слушанию и повторению, но ты прав, цель этого Ц Враджа. Повторение здесь ведет к повторению там.

В соответствии с лХаринама Чинтамани», шестое оскорбление святого имени Ц грешить в расчете на силу святого имени. Данное оскорбление Ц самое серьезное, наряду с первым оскорблением, садху-ниндой. Но что, собственно, оно означает? Если мы намеренно пользуемся какими бы то ни было благами, преимуществами или силами, приобретенными благодаря повторению святого имени, помогающего противостоять греху, и все же не собираемся прекращать грешить, мы совершаем это оскорбление. Как говорил Прабхупада, это оскорбление совершают те религиозные люди, которые каются в своих прегрешениях, испрашивая прощения у представителей Господа, но рассчитывают при этом продолжать свою греховную деятельность. Бхактивинода Тхакур поясняет, что есть огромная разница между случайным падением и преднамеренным грехом.
Я могу заявить, что подобное умонастроение мне чуждо. Могу даже сказать, что я не понимаю тех, кто думает и ведет себя таким образом. Но это очень коварный образ мыслей. До тех пор, пока человек не изменит своего отношения к этому оскорблению, он не сможет от него избавиться. И это будет ввергать его во все более худшие состояния, поскольку, когда человек повторяет святое имя с такими мыслями, он злоупотребляет святым именем. Повторение предназначено для того, чтобы избавить нас от грехов, спасти от них, а здесь человек использует святое имя для того, чтобы совершить прогресс в греховной деятельности.
Следует очень строго избегать общества тех, кто совершает это оскорбление, и, конечно же, нам необходимо тщательно избегать его самим. Мы должны быть интроспективными. По словам Бхактивиноды Тхакура, тот, кто повторяет святое имя в намабхасе, должен быть особенно бдительным в отношении этой нама-апарадхи. Эта апарадха Ц самая тяжелая.
Поэтому нехорошо, если мы просто не обращаем внимания на это оскорбление, думая, что оно относится только к ужасным обидчикам, тем, с кем мы не общаемся, ни уж никак не к нас самим. Мы должны быть бдительными и сознавать, что даже тот, кто следует регулирующим принципам, может дойти до этой апарадхи, если не будет соблюдать достаточную осторожность. Мы не должны думать, что уже поднялись выше этого. И не нужно думать, что этого еще не случилось или не может случиться, если не в грубой форме, то хотя бы в тонкой. Эту апарадху совершают люди, склонные к религии, и в этом есть своя ирония. Похоже что такое оскорбление не может совершить, к примеру, тот, кто никогда не воспевает. Аджамила не совершал его. Следовательно, когда мы становимся на путь религии, мы берем на себя ответственность за свое правильное поведение и, если извращаем суть религии, становимся худшими богохульниками, чем обычные люди. Это как в случае с полицейским: если он жульничает и нарушает закон, он вдвойне преступник по сравнению с тем, кто не является полицейским, поскольку в полицейском люди видят представителя закона.
Ты располагаешь примером, связанным с теми преимуществами, что предоставляет санньяса. Люди уважают санньяси за его целибат, за ожидаемую преданность Богу и за то, что он наставляет другие ашрамы. Поэтому ему оказывают почтение многочисленными способами. Иногда это почтение оказывают так, что для него самого в этом нет ничего хорошего. Он может получать слишком много лудовольствий» Ц денег, последователей. Иногда ему предлагают общение с красивыми женщинами именно потому, что он Ц санньяси. Конечно, он не обязан принимать все, что предлагают, но если он находит способы совершать тонкие и грубые грехи, пользуясь своим положением, то он эксплуатирует оказанное ему священное доверие. Он становится лицемером.
Нам необходимо заглянуть внутрь себя, чтобы увидеть, до какой степени мы лицемерны и используем благоприятные стороны сознания Кришны ради достижения своих греховных целей. Что такое грех? По-нашему, это нарушение принципов: не заниматься недозволенным сексом, не употреблять одурманивающие вещества, не есть мясо, рыбу, яйца и не участвовать в азартных играх. Но это могут быть также тончайшие медитации, ведущие к нарушению этих принципов. Любого рода настроение эксплуататора в духовной жизни Ц как минимум начало этой нама-апарадхи.
Путь преданного служения подобен лезвию бритвы. Можно отправиться в него, не подозревая о существовании этой нама-апарадхи, но незаметно прийти к ней. Случается, какой-нибудь человек кается в своих грехах и даже стремится обрести преданность Кришне, что позволяет ему почувствовать, как его сердце стало потихоньку смягчаться. На этой ступени, ощущая внутри себя расцвет блаженного сознания Кришны, он стремится поделиться этим с другими. Преданные начинают уважать его за то, как он прославляет святое имя и ему кажется, что его жизнь достигла зенита. Ему оказывают почтение как гуру, дающему святое имя, и он гордится тем, что поднялся на возвышенную ступень в воспевании святого имени. Затем, вместо того чтобы действительно давать святое имя другим, он становится самодовольным, мнит себя великим святым или даже авадхутой и потом скатывается вниз совершая тайные грехи, - и все это в расчете на силу святого имени. Мы уже видели, как это происходило: искренние преданные со смешанными побудительными мотивами падали. Если мы не пропалываем регулярно свой сад преданности, даже при явном прогрессе в очищении может произойти падение.
Это оскорбление Ц худшее, что может произойти. Здравомыслящий человек должен быть бдительным, чтобы с ним это не случилось.
Бхактивинода Тхакур предлагает лекарство Ц предстать перед обществом преданных и попросить у них прощения. Это, конечно же, означает, что мы должны разорвать свою привязанность к греху, честно открыть свой обман и смириться с последствиями, которые проявятся в том, что наш престиж упадет. Мы можем очиститься по милости вайшнавов. Они утешат нас, дадут надежду на исправление и снова займут в преданном служении.
Тогда мы начнем относиться к святому имени серьезно и больше не станем использовать его ради увеличения количества последователей или ради материальной выгоды. То, что само по себе не связано с грехом, например, последователи, красивые женщины или деньги, легко может стать таковым. Тому, кто повторяет святое имя, лучше держаться от этого всего подальше. Если же во имя служения он принимает последователей или вынужден соприкасаться с красивыми женщинами, вещами или даже прекрасной поэзией (со всем тем, что можно назвать словом лсундари»), ему надлежит быть очень бдительным, чтобы такое общение не породило в нем умонастроение наслаждающегося. Опустившись до повторения мантры Харе Кришна в таком умонастроении, он запутывается в нама-апарадхе.
Воспевание святого имени само по себе не оскорбительно, но если кто-то совершает грехи в расчете на искупительную силу воспевания, если он пользуется милостью святого имени, чтобы поддержать самого себя, то его воспевание наполняется оскорблениями. Именно это имеется в виду, когда мы говорим, что, поливая растение преданности, бхакти-лату, человек может поливать одновременно и сорняки. Воспевая, он может грешить. Конечно, решение этой проблемы Ц не прекращать воспевание, а перестать грешить.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: