Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 36%

7 : 00

Рассеянное повторение. Я так и не уловил до сих пор, что значит лмедитировать во время джапы». Кто-то может думать о том, что он в это время служит своему духовному учителю, а кто-то о своем служении Радхе и Кришне, но я не способен поддерживать такой вид медитации. Мой удел Ц это занятие новоиспеченного бхакты, старающегося слушать саму мантру. Я знаю, что повторение мантры имеет гораздо более высокий смысл. Если я не думаю о Кришне во Врадже, то даже мое лвнимательное» повторение не приведет меня к Его самым сладостным играм.
Кришна рассказывает в главе лБхагавадгиты», повествующей о ягье, что брахмачари приносят слух на огонь обуздания ума. Третий день без остановки льет дождь. Я чувствую себя как добродушный подмастерье. Меня попросили поработать несколько лишних часов, и я дал согласие: лЛадно, хозяин». Я подчиняюсь и понимаю, что внеурочная работа подразумевает дополнительный заработок. Но я не способен насладиться сутью самой работы.

лИскупить эти оскорбления невозможно. Поэтому тот, кто оскорбляет святое имя, должен повторять его днем и ночью. Постоянно повторяя имя Господа, человек избавится от оскорбительного умонастроения и со временем поднимется на духовный уровень, где он сможет произносить святое имя с чистым сердцем и благодаря этому обретет любовь к Верховной Личности Бога».

лЕтот, кто оскорбляет святое имя, должен вручить себя святому имени и тем самым избавиться от последствий своих оскорбленийЕ» (Бхаг., 7.5.23-24, комм.).
Старайся. Сиди на холодном полу, спиной к стене. Сиди рядом с тем сундуком, а не со стенкой, чтобы не прислоняться. Вставай и ходи. Продвигайся вперед со своей не слишком хорошей джапой. Держи этот комментарий у себя в уме, - продолжай повторение и проси прощения за его плохое качество.
Ты не пытаешься шлифовать и полировать небольшое количество лхороших» кругов. Ты идешь за количеством. Стабильное качество Ц это то, чего у тебя нет надежды достигнуть сейчас. Но лучше идти за количеством, чем повторять рано утром, а потом оставлять четки, чтобы они висели весь день. Комментарий Шрилы Прабхупады Ц это мое руководство: лПостоянно повторяя имя Господа, человек избавится от оскорбительного умонастроения».
Дождь. Дорога стала совершенно непроезжей, - она полностью размыта. Коричневый водный поток несется по обочине дороги и стекает вниз, на поля. Я повторяю в дождь и буду повторять, когда выглянет солнце. В счастье и в несчастье, со скукой или с увлечением, с оскорблениями или без, квакающая лягушка (глаза наполовину прикрыты, пальцы слегка онемели от холода) продолжает повторять: Харе КришнаЕ
У меня появилось желание заглянуть во лВступление в молитвенную жизнь», мне стыдно за эти карикатурные рисунки. Сейчас я другой, чем когда писал эту книгу. Написание лВступленияЕ» было связано с тем, что во мне вспыхнула молитвенная жизнь, - во мне впервые пробудилось сознание того, что Бог (Кришна) и я можем общаться.
Читаю первое искреннее вступление. Амала-бхакта дас объяснял тогда, в чем состоит польза от небольших молитвенных формул на нашем родном языке: лПожалуйста, будь милостив к этому грешнику», лПожалуйста, позволь мне повторять Твое имя». Но, когда я смотрю на них сейчас, мне кажется, что это чересчур уж формулы. Мы не обнаружим большого числа свидетельств о том, что Прабхупада или Рупа Госвами молились с помощью таких фраз, хотя есть много высказываний из шастр, подтверждающих, что ачарьи поощряют нас молиться Кришне своими словами. А Шрила Прабхупада написал: лМы должны молиться просто: лКришна, пожалуйста, вызволи меня».
Думаю, что я вырос по сравнению с тем духовным уровнем, на котором написана эта книга, но и тогда мой пыл был искренним. Кришна послал меня теперь во Вриндаван, чтобы я обрел там помощь. Мне больше не надо поклоняться сиянию Брахмана или даже Господу Нараяне на Вайкунтхе. Мне нужен только Кришна, шаловливый мальчик, тот, кто поведал УБхагавад-гитуФ, возлюбленный Радхи Ц Верховная Личность Бога, чье имя мой духовный учитель учил меня повторять постоянно.
Я хочу научиться кое-чему из лВступления в молитвенную жизнь». Главным образом, хочу вспомнить ту потребность в молитве, которая у меня была, и жадность, с которой я стремился быть с Кришной в своих молитвах.
Почему же не молиться Кришне и Прабхупаде, чтобы они помогли тебе возвращать ум? Но не Петрушкиными репликами, типа: лПривет, Бог! Пожалуйста, помоги мне!» Это проверка: способен ли ты на что-то более глубокое? Доволен ли ты таким ответом на этот вызов: лНет, я не способен»?
Невозможно ничего сделать, опираясь на свои силы. Чтение книги о молитве не сделает тебя способным молиться. Молитва приходит как дар от совершенных личностей. Признай, что ты не можешь молиться, а после этого молись тем, кто может тебе помочь.

16 : 00. Фотоснимок

Сначала я даже не мог сказать, что это Прабхупада. Он на церемонии закладки первого камня в Майяпуре. Есть другая, более известная фотография, запечатлевшая эту церемонию. На ней все выглядит несколько официальней. На этом снимке Шрила Прабхупада наклонился вперед и вкладывает предмет в руку одного из своих духовных братьев, которые все вместе сидят на соломенных подстилках. Нам видна только одна сторона лица Прабхупады. Он выглядит как лодин из них» Ц гаудия-вайшнавов, санньяси, учеников Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.
Все они выглядят молодо (но это, наверное, потому, что ныне любой из учеников Бхактисиддханты Сарасвати Ц древний старец). Снимок сделан более двадцати лет назад. Преобладающие цвета Ц темно-коричневый и яркий шафран с бронзовым оттенком. Преданные улыбаются, хотя нам ясно, что за внешней улыбчивостью скрывается напряжение.
На этом фото вы не увидите преданных ИСККОН. Они стоят, в то время как санньяси из гаудия-матха сидят на полу. Объектив был направлен на пол.
Прабхупада выглядит так восхитительно, когда, склонившись, пытается дотянуться до своего духовного брата, чтобы вручить ему предмет, который предстоит заложить в шахту. Он хотел, чтобы они приняли участие в таком событии, как строительство храма ИСККОН в Майяпуре, и благословили его. За сценой находится ссора, утверждение о том, что Прабхупада не должен давать брахманическое посвящение и санньясу ученикам, не должен позволять женщинам жить в храмах и разрешать нам называть его Прабхупадой. Но я не буду рушить эту красочную, наполненную улыбками сцену Ц яркое проявление сплоченности гаудия-вайшнавов.
Шрила Прабхупада, вы склоняетесь так же и к каждому из нас, протягивая свою правую руку. Вы хотите дать нам святое имя и сознание Кришны. Вы дарите эту прекрасную улыбку каждому из нас. Позвольте мне протянуть свою руку и взять их. Позвольте быть не просто формально присутствовавшим при вашей ягье, а посвятить вам свою деятельность.
Сейчас я молю вас открыть мне некоторые секреты внимательного и преданного воспевания мантры Харе Кришна. Пожалуйста, продолжайте давать мне мои четки, как вы делали это в 1966-м году. Я молюсь о том, чтобы и впредь получать их с такой же надеждой, с какой получил тогда.
лХаре Кришна маха-мантра сама по себе обладает огромной силой, но во время посвящения ученик должен услышать ее от духовного учителя, так как мантра, произнесенная духовным учителем, становится более могущественной» (Бхаг., 4.24.32, комм.).

19 : 08

Ну вот, хвастаюсь: прочитал сорок кругов и доволен этим.
Еще одна неделя подходит к концу. лУдивительный» вывод таков: мне ничего вообще не сделать самому! Я сосредоточиваюсь, чтобы удержать внимание на звуках, которые произношу. Не могу претендовать на то, чтобы вкладывать эмоции или молитву в них, но готов возродить свои попытки молиться в уединении.
Харер нама Ц это чинтамани (философский камень), но я не прикасаюсь к нему со вниманием. О том, что мне сейчас не доступно, я молюсь. лПожалуйста, приведи меня к любви к Богу. Пожалуйста, позволь служить Тебе и наслаждать Тебя». Эти просьбы входят в молитву о том, чтобы развить свою веру в джапу. Харер нама научит меня всему.
Если я смогу выйти из своего затворничества с чуть большим пониманием того, как удерживать внимание во время джапы, это будет чем-то, что я смогу взять с собой, расставшись с редкостной атмосферой этого фермерского дома в Италии. Представь: везде, где ты ни находился, ты сможешь сосредоточиваться на звуке святого имени. Это было бы большое приобретение.

19 : 45
Это последняя запись дня и прошедшей первой недели. Печатаю. Вдохни глубоко и выбери лучшую из своих мыслей. Она проявится с помощью слов. С помощью пишущей машинки Ц здесь есть длинные интервалы, как паузы в твоем дыхании. Я сохраняю движение мысли в одном направлении, пока каретка идет до конца направо, а потом снова весь этот путь налево.
Надеюсь, что завтра тоже буду здесь: дышать, жить и повторять мантру весь долгий день. В этом есть что-то почти детское: как я поневоле наблюдаю собственную гордость, с которой накапливаю количество кругов, в то время как я поглощен лишь такой простой деятельностью, предназначенной для начинающих Ц стараюсь слушать. лПусть на всех остальных в доме произведет впечатление мое громкое повторение мантры весь день». Но мне известно и кое-что получше. Мне необходимо быть честным и не отрицать, что я чувствую смущение. Итак, я, как ребенок, считаю книги, но, по крайней мере, повторяю с верой. Все, что связано с Кришной, может открыться во время повторения.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

11 апреля, 2:10. День явления
Господа Рамачандры
Даси-бхута: Кришна Ц это слуга Радхарани. Таким Его любят видеть манджари.
Закончены шестнадцать кругов. Первые семь были лхорошими», но потом я страдал от составления планов. На ум приходили письма, которые хотелось написать. Пытался сочинить несколько записок, коротких записочек, когда в голову приходило: лНапиши издателю о повторных изданиях», лНужно сказать Мадху, чтобы постриг меня», - потом остановился.
Кто-то однажды спросил меня: лРазве джапа не является идеальным временем для того, чтобы погрузиться в свое творческое мышление?» Харер наму нельзя использовать таким образом. Есть достаточное количество других ситуаций, в которых нас может посетить муза творчества и занять ум великими замыслами и великими хлопотами. Так или иначе, сегодня утром я сделал несколько заметок на память по требованию ума и попытался вернуть внимание к святому имени. Мир не перевернется, если я не вспомню о том, что нужно найти потерявшийся носок, или если я останусь неподстриженным еще один день. Просто повторяй.
Звук мантры вибрирует между стенками моей головы. Опусти его ниже, в сердце, как говорят исихасты. Ах, где же такое сердце, где такой ум?
Чувствую себя, как переросток в одном классе с румяными восьмилетками. Ясно, что я отстающий. Мне нужны дополнительные уроки.
лЕ в повторении мантры Харе Кришна участвуют верхняя, нижняя губа и язык. Все три органа должны быть задействованы. Слова лХаре Кришна» должны быть произнесены отчетливо и услышаны. Иногда человек машинально произносит шипящий звук, вместо того чтобы выговаривать слова правильно, при помощи губ и языка. Повторять мантру очень просто, но делать это нужно со всей серьезностью» (Ч.-ч., Ади, 17.32).
лКришна так великодушен, что вместе со всеми Своими энергиями воплощается для нас в божественном звуке Своего имени. Если мы будем постоянно соприкасаться с этим именем, то обретем все блага и благословения, которые можно получить от Кришны. Но у нас все равно нет склонности к повторению маха-мантры» (лУчение царицы Кунти», с. 47).
Если человеку нужен какой-нибудь лейтмотив, или наставление маха-вакья, то он может быть таким: лКуда бы ни устремлялся ум, изменчивый и беспокойный по природе, йог всегда должен возвращать его под власть своего истинного лЯ» (Б.-г., 6.26). Я сознаю, что это не расика-шлока. Звучит, как указание на йогу, медитацию. Мы же лдолжны» думать о Кришне и Радхе, побуждаемые высшим вкусом. Здесь важен еще такой момент: просто благодаря громогласной джапе и подчинению ума человек не станет размышлять о Враджа-лиле Кришны.
Цель повторения мантры Ц пробудить любовь. Нам необходимо начать с развития веры в святое имя. Бхактивинода Тхакур сказал, что вся панорама игр Господа Кришны предстанет перед тем, кто повторяет харер наму. Я сознаю, что цель жизни Ц быть погруженным в Кришну: в размышления о Его качествах, имени, облике и деяниях. Кроме того, я сознаю, что нахожусь на низком уровне: я сумасшедший, жертва собственной глупости. Но я не могу пренебречь харер намой. Не могу пренебречь главным наставлением своего духовного учителя.
Я также сознаю, что понятие шраванам включает в себя больше, чем только повторение мантры на четках. Существуют также киртаны, чтение, слушание лекций и общение с вайшнавами. лСлушание повествований о божественных деяниях Господа Кришны Ц эффективное средство для лечения помешавшегося ума, а принятие пищи, предложенной Кришне, - диета, необходимая страдающему пациенту» (Б.-г., 6.35, комм.).
Это трехнедельный интенсивный курс (осталось еще две недели) по вручению себя джапе. Позже у меня не будет такой роскоши, как возможность только повторять. Нужно воспользоваться этим и молить о помощи.
Дождь временно прекратился; небеса по-прежнему серые и темные, а в нашей комнате холоднее, чем обычно. Поверх пяти слоев одежды я помещаю тяжелый чадар и продолжаю писать. Чувствую горячее желание вернуться к джапе. Надеялся, что эти первые круги зададут тон на весь день, но я думал слишком много, как обычно. Сейчас искупаюсь, почитаю двадцать минут самый чистый нектар во всех мирах, а потом вернусь снова к этому нелегкому труду джапы.
Удивительно, но во время повторения мантры я становлюсь почти как непреданный. Когда читаю, я более восприимчивый ученик. Когда пишу, я позволяю уму выражать себя свободно, хотя все время ориентируюсь на Кришну. Но вот джапаЕ
Один преданный откровенно пошутил: лКогда я касаюсь своих четок, все равно что держать крест перед Дракулой». Что-то удерживает нас на расстоянии от святого имени. лНет способа заставить меня предаться этому! Это просто какие-то иностранные тарабарские слова. Если вы хотите от меня преданности, то пусть это будет что-то вроде сладкого риса или песни под фисгармонию, или, на худой конец, работы, которую можно выполнить своим телом». Держись Дракула, я собираюсь загнать тебя Франкенштейна, летучих мышей и невесту Франкенштейна куда подальше! Сюда идет Стиви со своей маха-мантрой. Сюда идет Сатсварупа дас по приказу своего духовного учителя, держа в руках сияющие красные четки. Сюда идут Свамиджи и Сам Кришна, чтобы покончить с твоими дьявольскими выходками и с той подлой погибелью, которую ты несешь.

Восьмое оскорбление, согласно лХаринама Чинтамани», - это приравнивать повторение святого имени к материальной религии, описанной в разделе Вед карма-канда. Бхактивинода Тхакур говорит о мирской благочестивой деятельности, которая относится к категории шубха-кармы. Такого рода временные занятия не имеют ничего общего с чистым преданным служением, повторением святых имен. Бхактивинода Тхакур пишет: лИз своего беспричинного сострадания, Верховный Господь воплотился в форме святого имени и стал доступен восприятию живых существЕ но дживы делают из этого ошибочный вывод, считая повторение святых имен одной из множества шубха-карм. Это аналогично второму оскорблению святого имени, когда Господа Вишну считают материальным полубогом, подобным Шиве или Брахме» (ШХЧ, с. 77).
Кажется маловероятным, чтобы преданные ИСККОН были способны на такое оскорбление. Мы не приравниваем повторение святых имен к благочестивой деятельности, описанной в Ведах. Мы не повторяем их из альтруистических соображений. Или это не так? Всякий раз, когда мы молим Бога о чем-то материальном, мы совершаем это оскорбление. Если мы повторяем мантру Харе Кришна, стремясь к чему-то еще, кроме чистого преданного служения, то мы совершаем это оскорбление.
Нельзя повторять мантру и при этом просить Кришну улучшить наши материальные условия: лО Кришна, пожалуйста сделай так, чтобы сегодня не было дождя». Но может возникнуть вопрос: плохо ли молиться о том, чтобы не было дождя в день ратха-ятры? Плохо ли молиться Богу о том, чтобы мы выиграли судебный процесс? Мы же произносим молитву: лО Господь Кришна, если ты пожелаешь, сделай, пожалуйста, так, чтобы Твои храмы всегда были открыты для преданных». Мы также молились Кришне о здоровье Прабхупады, по указанию самого Прабхупады. Но мы можем видеть, что эти молитвы направлены на чистое преданное служение. Кроме того, в них есть слова, которые делают молитву чистой: лЕ если Ты пожелаешь».
И все же нам нужно быть внимательными, чтобы наши молитвы о служении не опускались до уровня молитвы сукритины: он молится, только когда испытывает страдания и когда нуждается в деньгах. Повторение маха-мантры Ц это чистая просьба: пожалуйста, займи меня в служении Тебе так, как пожелаешь, и чем бы это не сопровождалось: солнцем или дождем, здоровьем или немощью, жизнью или смертью. Я просто хочу быть твоим слугой. Харе Кришна Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
Что можно сказать о моей собственной просьбе, или мольбе о нектаре святого имени? Чистые ли у меня мотивы? Нужно это проанализировать. Самый чистый мотив выражен Господом Чайтаньей: лТы можешь разбить мое сердце, не появляясь передо мной, или грубо обнять меня, но я все равно люблю тебя, независимо ни от чего». Вот так нужно повторять святое имя.
Повторение мантры, по существу, это обращение с просьбой. Наша цель не в том, чтобы достичь состояния полного отсутствия желаний. Мы просим сделать нас слугами Господа. Так как нам недостает внутренней чистоты, мы повторяем мантру машинально, из чувства долга. Но бывают и такие периоды, когда мы прорываемся и выходим на уровень, на котором просим Кришну сделать нас внимательными и любящими. А потом снова возвращаемся к своей невнимательности. Наши мысли скачут туда-сюда в разные стороны так, что какие бы нечистые желания или молитвы не приходили к нам в голову, каждому из них мы уделяем время. Мы почти беспомощны перед лицом этой невнимательности.
Мы можем, по крайней мере, осознать смысл этого оскорбления и избегать его, никогда намеренно не используя повторение маха-мантры с материальными целями. Мы можем, по крайней мере, правильно понимать теологию святого имени: его нельзя использовать для улучшения своих материальных условий. Заметив, что молитва, которой сопровождается наше повторение святых имен, чем-то осквернена, мы должны немедленно исправиться. Необходима бдительность. В нужде или в опасности, мы должны быть внимательными и просить Кришну о том, чтобы Он позволил нам при любых обстоятельствах оставаться Его слугами. Как бы не повернулись события, мы хотим только одного Ц служить Кришне.
Задумавшись над этим, мы поймем, что на это оскорбление способны не только необразованные индусы или те, кто поклоняется полубогам. Это может случиться с любым, кто повторяет мантру Харе Кришна, в разных обстоятельствах молясь Господу и Его энергии: лПожалуйста, сделай меня Своим слугой». Нужно уметь различать деятельность, которая относится к шубха-карме, и не позволять ей вторгаться в удивительную практику повторения святого имени, цель которой в любовном служении Господу.

Возвратившись с прогулки, я провел какое-то время на заднем дворе, шагая и повторяя мантру. Был в основном сосредоточен на деле, стараясь пробраться через очередной круг, и замечал первые признаки прояснения на небе после нескольких дней дождя. Коричневые поля полностью пропитались водой, и я стал представлять себе, как фермеры прореагируют на такие затяжные дожди. Я задавался вопросом: лЧто было бы потом, летом, если бы сейчас не прошел дождь?» Затем Махавакья открыл ставни в своей комнате, на втором этаже. Он выглянул, и мы поздоровались.
лДождь кончился», произнес я и поведал об огромной луже, которая сделала одну их дорог непроходимой. Он сказал, что будет ездить по другой, пока эта не высохнет. Мы оба умолкли, и я покинул его поле зрения, чтобы он мог смотреть на природу, повторяя мантру.
Продолжая читать джапу неподалеку, я смотрел на надворную постройку со сложенными там дровами. Представил себе, как МВ спрашивает меня, что я чувствую, когда повторяю мантру. Подумал, что мог бы признаться ему, что не чувствую ничего. Мне не под силу быть внимательным. Но есть много такого, что могу рассказать об этом. Я озабочен этим. Я думаю об этом. Читаю написанное в шастрах на эту тему, слушаю наставления гуру, указывающее на важность повторения мантры. Я представил себе, как живо проповедую Махавакье. На самом деле, я так много мог бы сказать по этому поводу, что этого хватило бы на целую книгу. Но, если вы застанете меня врасплох за повторением мантры где-то на задворках, мне придется признать, что я даже не слышу то, что повторяю.
И еще один момент: Италия Ц это не тоже самое, что Вриндаван. Когда ты здесь, твои мысли соответствуют этой итальянской сельской местности, в то время как во Врадже, скрытое завесой Кали-юги, находится сердце всего Движения санкиртаны. Это там Кришна начал с гопи, повторявшими в тот момент Его имена, танец раса. Вот как это описано в лШри Вишну-пуране»: лКришна превозносил осеннюю луну, ее свет и реки, полные лотосов, а гопи в это время просто повторяли Его имя вновь и вновь» (цитируется в комментарии к Бхаг., 10.29.44).

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: