Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 41%

10:28
Словно кот, греющийся на солнышке, я сидел на подоконнике и больше часа читал джапу.
Что теперь? Описывать, как все это было? Ц Да, и не хохми. Это может быть полезным.
Круги были невнимательными.

- А было ли что-нибудь положительное?

- Да, конечно, поскольку это святое имя; повторять его всегда благоприятно. Но, поскольку в святом имени заключено гораздо больше и ты справляешься со своей ролью так плохо, ты думаешь, что у тебя не получается. По-прежнему нет никаких прорех в этой бетонной стене. Хотя даже более прочные стены (например, Великая китайская стена, Берлинская стена, Железный занавес) рухнули по прошествии времени. Шрила Прабхупада рассказал нам о гусенице, которая превратилась в бабочку просто благодаря тому, что думала об этом.
Но пока что стена.

Фотоснимок

Улочка Вриндавана. Первое уведенное мной лицо Ц это лицо Гурукрипы. Он молодой, худой и угрюмый на вид. А довольный Шрила Прабхупада смотрит прямо в объектив фотоаппарата. На нем рыжий свитер, гирлянда из оранжевых бархатцев и все те аксессуары, которые каким-то образом заставляют нас восхититься, стоит нам взглянуть на них Ц красные носки, туфли, получившие прозвище Хаш Паппис, мешочек для четок. В руках у Прабхупады бамбуковая трость, его голова поднята высоко, он спускается по узкой Вриндаванской улочке. Кажется, наружные стены домов взывают о покраске, с течением времени они обвалились, обнажив маленькие старые кирпичиЕ Видны открытые стоки.
В хвосте свиты Прабхупады Ц маленькая Сарасвати с пухлыми детскими щеками, в водолазке и юбке. Шьямасундара торопится держать шаг и поймать в микрофон слова, сказанные Прабхупадой. Рядом с другими быстро шагает Риши-кумар, укутавшись в темный клетчатый плед.
Шрила Прабхупада, у вас летящий шаг. Ваши разношерстные американцы рядом с вами: те немногие, кто осмелился прийти, кто был свободен от дел и смог присоединиться к вам. Как бы и я хотел оказаться там! Вы поймали мой взгляд, когда я смотрел в объектив фотоаппарата, и я видел, как вы шагнули в мою сторону.

- Куда вы идет Шрила Прабхупада?

Он идет через весь город. У него есть план постройки Американского дома. Он хорошо знает Вриндаван (как его внешнюю, так и внутреннюю природу). Мне нравится его манера ходить прямо, быстрым шагом. Это Вриндаван. Хотя мы можем видеть его и сегодня (но без Шрилы Прабхупады), яркий и красочный, словно оранжевые бархатцы, тем не менее, он не снизойдет к нам ни с того ни с сего в таком углу, как этот. Впрочем, мы можем видеть и Прабхупаду Ц это зависит лишь от нашей чистоты.
Прабхупада, двое преданных по обе стороны от вас держат правые руки в мешочках для четок, как вы учили. Нелегко повторять мантру, идя по городу, но все же это харер нама, и вы одобряли это. Я тоже хочу использовать свой голос в ее повторении, делая это как приношения вам.
О чем вы хотите сказать нам, когда мы смотрим на эту фотографию? Нужно ли нам обойти вас и опуститься в дандаватах? Может быть вы спросите: лЧто вы здесь делаете, во Вриндаване?».

- Мы приехали сюда, узнав, что вы здесь. - Ну иЕ?

Вы, наверное, думаете, что мы плетем небылицы, в то время как сами не предались вам всем сердцем. Это правда.
Мы говорим: лШрила Прабхупада, мы были во Вриндавне много раз, но Кришна ни разу не повстречался нам в торговых рядах. Мы повторяем ваше святое имя и святое имя Кришны. Мы стараемся служить вам и живем в Кришна-Баларама мандире. Сотни ваших последователей со всего мира постоянно приезжают сюда, можно нам пойти за вами?»
Соберу несколько корзин яблок и оставлю их у двери Кришны. Уйду оттуда с какой-то тяжестью в сердце из-за того, чтоЕ я не могу любить. Не знаю, как упасть и зарыдать.
Не знаю, как сломать гордость.
Нет мужества ворваться внутрь себя и перебить все анартхи или совершить суровую аскезу. Поэтому я сравниваю себя с котом, нежащимся на подоконнике.
Шрила Прабхупада говорил, что, занимаясь бхакти-йогой, вы вначале передвигаетесь со скоростью велосипеда, а потом забираетесь в грузовик, который мчится со скоростью 50 миль в час. Где этот грузовик? И не боюсь ли я забраться в него?
Кришна, я пишу так же, как повторяю маха-мантру. Спускаюсь туда, где сердце. Немного оглушенный. Совсем не красноречивый. Думаю: лЕсли все будет так продолжаться, может начаться головная боль». Но это просто такая фраза, через которую нужно пройти.
Цитаты из лВступления в
Молитвенную жизнь»
лЭто страх перед сахаджией. Из-за него мы иногда впадаем в другую крайность и опасаемся испытывать какие-либо чувства. Мы боимся думать, что можем разговаривать с Кришной, или даже боимся Кришну» (с. 10).
лОпасность заключается в стремлении удерживать свою любовь от проявления из страха или чувства собственной никчемности» (с. 10).
лЦель в том, чтобы просто молиться Кришне: лПожалуйста, прими меня» (с. 13).
Я однажды слышал рассказ о том, что является высшей целью рагануга-бхакт, следующих по стопам Яшода-майи. В нем содержалось описание разнообразных типов отношений, в которых они могут находиться с Кришной, а потом лектор сказал, что эти отношения зависят от служения преданных и от их жадного желания. То, какое место мы в конечном счете займем, определяется нашими садханой и бхаджаной. Мы можем стремиться стать служанками Шримати Радхарани, но такой уровень достигается очень редко.
Это поразило меня в свое время, а сейчас поразило снова, стоило мне только вспомнить об этом. Мне нравится слышать истину о том, что место, которое мы займем, зависит от наших садханы и бхаджаны. Это позволяет мне думать, что мои усилия с целью улучшить джапу являются оправданными. Это шаг на пути к высшей ступени, поскольку вначале мне нужно побеспокоиться о некоторых существенных изъянах в фундаменте моей духовной жизни. Жадное стремление к имени приведет к другим видам духовной жадности.

16 : 05
лЕсли даже такой грешник, как Аджамила, обрел освобождение, просто произнеся святое имя Господа, то разве не обретут его те, кто не столь порочен? Отсюда можно заключить, что каждый должен дать обет регулярно повторять святое имя Господа Ц Харе Кришна Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе Ц и неукоснительно исполнять этот обет. Тогда Кришна по Своей милости непременно освободит нас из пут майи» (Бхаг., 6.3.23-24, комментарий).
Высказывания, свидетельствующие о том, что повторение мантры Харе Кришна приносит освобождение, кажутся мне не очень важными. лА-а, освобождение, - думаю я, - нам это неинтересно. Мы хотим бхакти. Освобождение припадает к стопам бхакти и просит занять его в каком-нибудь служении». Кроме того, освобождение можно обрести даже в намабхасе, и я допускаю, что уже сделал это. лДаже несовершенное повторение святого имени избавляет человека от последствий всех его грехов».
Но есть нечто высокомерное в моем отношении и нечто ошибочное. Достижение освобождения Ц это не такой уж пустяк. И почему я так уверен, что уже освобожден? Знаю ли я хотя бы, что это значит? Кроме того, почему я так уверен в том, что поднялся со ступени оскорбительного воспевания (нама-апарадха) на стадию очищения, или под тень святого имени (намабхаса).
Это правда, что мы не стремимся к мукти, или так называемому растворению души в лучах имперсонального брахмаджйоти; мы стремимся вернуться на Кришналоку. Я благодарен за то, что силой святого имени, данного Шрилой Прабхупадой, я избавлен от греховной жизни и ее последствий. Шрила Прабхупада пишет уверенно: лЕмы приглашаем каждого приходить к нам и петь вместе с нами Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, так как мы знаем, что, если человек будет повторять святые имена и слушать о Кришне, его жизнь изменится: он увидит все в новом свете и его жизнь увенчается успехом» (Бхаг., 4.7.44), комм.).
Это еще одна из сторон харер намы. Тот, кто воспевает с верой, живет для того, чтобы распространять святое имя вокруг. Видя страдания других людей, он чувствует себя несчастным. Он знает по собственному опыту, что повторение мантры Харе Кришна приносит облегчение и приводит к очищающему сердце, смиренному сознанию Кришны. Он стремится передать святое имя, найти новые способы дать его непреданным и таким образом помочь им выйти из круга самсары. Где молитва об этом в моем уединении? Ц лПожалуйста, надели меня силой, необходимой, чтобы давать святое имя другим».
Нужно учитывать следующее: так как я до сих пор нахожусь в бхакти-йоге на низком уровне, для меня все еще сохраняется опасность греха. Мне необходимо обрести освобождение по милости святого имени. Бхактивинода Тхакур писал: лТы еще не освободился от запаха греха». Святое имя продолжает спасать меня. Нужно молиться о том, чтобы выходить из очередного состояния тупости и бесчувствия и забвения о том, что харер нама позволяет избежать материальных страданий. Будь благодарным. Повторяй и слушай. Но повторяй настоящее имя, а не его внешнюю оболочку.
лВ результате повторения маха-мантры, человек достигает такого значительного прогресса в духовной жизни, что его материальной жизни приходит конец и в нем пробуждает любовь к Богу. Святое имя Кришны столь могущественно, что, повторив его хотя бы раз, человек с легкостью обретает эти трансцендентные сокровища» (Ч.-ч., Ади, 8.28, комм.).

18 : 25
Преданные сегодня приготовили пир, и мы прервали пост в час дня. Они пригласили к себе нескольких друзей, таких, как пчеловод и его жена. Все говорили по-итальянски. Я почтил сладкий рис и халву в своей комнате, а потом продолжал повторять мантру. Джапа перед обедом была жизнерадостной. М. сказал, что обед будет поздно, и чуть было не сказал, что во время повторения я пирую не хуже. Еда длится около пятнадцати минут, а повторять я могу весь день. Не сказал этого, и правильно. Это было самообольщение. После обеда и отдыха мое сердце куда-то выпало, и повторение было пустым. Но сегодня я поднимусь над нормой в сорок кругов. Готовься к экадаши-врате, к шестидесяти четырем.

12 апреля, 2 : 05
лТот, кто просто держит у себя дома изображение Шри Чайтаньи Махапрабху и повторяет Харе Кришна, без особого труда сможет понять Бога. Каждый может воспользоваться этим простым методом. Не требуется никаких затрат, на это нет налога, необязательно строить огромные церкви или храмы. Кто угодно может сесть где угодно Ц у дороги или под деревом, повторять мантру Харе Кришна и поклоняться Богу. Итак, это счастливая возможность» (лНаука самоосознания» с. 203).
лХаридас Тхакур был ачарьей в повторении маха-мантры Харе Кришна, поэтому его назвали Намачарьей Харидасом Тхакуром. Благодаря его личному примеру можно понять, что повторять святые имена очень просто и достичь больших высот в осознании Кришны этим методом несложно. Ничто не мешает человеку просто расположиться где-нибудь, лучше всего на берегу Ганги, Ямуны или другой священной реки, устроить себе место для сидения или небольшой домик, посадить туласи и перед туласи повторять маха-мантру Харе Кришна, не тревожась ни о чем» (Ч.-ч., Антья, 3.100, комм.).

Нет ли в этом ошибки Ц в том, что я философствую о пользе, которую я получаю от джапы, в то время как сам не испытываю экстаза воспевания? Нет, Шрила Прабхупада утверждает, что изменения в сердце преданного становятся проявленными во время его практической деятельности. Он цитирует Бхактисиддханту Сарасвати, который сказал, что внешним признаком того, что человек повторяет маха-мантру, является его непривязанность к материальной стороне жизни. Признаки экстаза во время воспевания святых имен не всегда проявляют даже маха-бхагнаваты, в то время как пракрита-сахаджии могут имитировать слезы и другие изменения в теле.
Шрила Прабхупада называет признаки устойчивого экстаза важными показателями. Согласно лНектару преданности», к ним относятся отсутствие гордости, стремление к рациональному использованию времени, терпение , надежда на милость Господа, привязанность к святой дхаме. Поэтому мы не ошибаемся, когда верим, что, повторяя хорошие круги, мы получаем духовную пользу. Мне бы не хотелось осмеивать простую практику, при которой преданный во время повторения мантры сохраняет бдительность, правильно произносит слова, сидя с прямой спиной и не замедляя темп.
Во время часов, отведенных на джапу, в каждом храме ИСККОН идет огромная работа, до тех пор, пока это усилие совершается искренне Ц и не только в храмах, а везде, где преданные читают джапу и стремятся произносить и слушать святые имена. Благо от этого получают не только преданные, но и общество непреданных. Если много людей начнет повторять мантру, то это благо возрастает. В числе преимуществ, которые человеческое общество может обрести благодаря воспеванию святых имен, Шрила Прабхупада упоминает мир, материальное процветание, благоприятную политическую обстановку и искоренение преступности. Даже если мы не замечаем, как развиваются положительные качества в какой-то конкретной личности, повторяющей святые имена, или в обществе в целом, мы должны верить, что святое имя всемогуще и что его влияние возрастает.
Повторяя святые имена, человек побеждает греховные наклонности: отказывается от недозволенных половых отношений, употребления одурманивающих веществ, перестает есть мясо, яйца и играть в азартные игры. Никто не в силах избавиться от этого без милости святого имени (харер намайва каваламЕ калау настй ева гатир анйатха). Даже тот, кто не может сразу преодолеть дурные привычки, все же избавляется от последствий своих прошлых грехов. лСвятое имя Господа, даже произнесенное в отчаянии или случайно, избавляет от всех последствий греховной жизни, подобно тому как львиный рык прогоняет маленьких зверьков» (лГаруда-пурана», процитировано в Бхаг., 6.2.7, комм.). Если мы не совершаем преднамеренных грехов, надеясь на силу святого имени, то его произнесение приносит нам огромную пользу.
Я хотел бы скрупулезно наблюдать за своим повторением святых имен, стараться его улучшить, стараться избегать оскорблений и стараться повторять с вниманием и преданностью. Я нуждаюсь в осознании того, что мой субъективный анализ и внутренние ощущения Ц это еще не все. Святое имя является верховным; необходимо читать джапу с верой в это. лЛекарство, принимаемое добровольно или по принуждению, вылечит больного независимо от того, знает он о силе этого лекарства или нет. Так и святое имя Господа, произнесенное намеренно или случайно, дарует огромное благо любому, кто его произносит, даже если он не осознает его могущество» (Бхаг., 6.2.19).
Поэтому я желаю повторять имена с верой и благодарностью. лМы опустились до отвратительного образа жизни, присущего мясоедам, пьяницам и охотникам до женщин, которые совершают все виды греховной деятельности, но сейчас у нас есть возможность повторять мантру Харе Кришна. Поэтому нам следует ценить ее» (Бхаг., 6.2.34, комм).
Шрила Прабхупада пролил на меня свою милость и спас меня, в результате чего я перестал следовать по пути самоуничтожения, но, по словам самого Прабхупады, это было милостью святого имени, которую он доставил нам по приказу своего Гуру Махараджи. В качестве гуру-дакшины Прабхупаде я буду продолжать повторять святое имя и рассказывать другим об этой практике. Когда меня спрашивают, что я чувствую во время повторения мантры, я могу признаться, что ощущаю сухость из-за своих оскорблений, но я также укажу на то, что действие лекарственного средства безотносительно.
Мой ум неукротим, несмотря на то, Шрила Прабхупада говорит, что повторение мантры предназначено для обуздания ума. Но утверждение Прабхупады не входит в конфронтацию с моим опытом. Скорее, воспевание Ц это единственная надежда для моего дикого ума на исправление, ибо ум лнепоседлив, неистов, упрям и необычайно силен, о Кришна, и, мне кажется, укротить его труднее, чем остановить ветер» (Б.-г., 6.34).
Не рассчитывай на легкую победу. Признай, что твоя практика Ц это самый лучший способ достичь самоконтроля, необходимо для продвижения в духовной жизни. Нужно развить в себе смиренное отношение к собственному прогрессу в контроле над умом.
Только с помощью трансцендентного звука можно удержать ум в состоянии равновесия. Нет другого пути.
Давайте послушаем высказывания самого Шрилы Бхактивиноды Тхакура о таком оскорблении, как невнимательность при повторении святого имени:
лЧеловек может тщательно избегать всех прочих намапарадх и, тем не менее, не испытывать экстаза чистого имени. Причиной тому Ц оскорбление, называемое прамадой, или невнимательностью, которое сдерживает естественное развитие чистой преданности. Невнимательность и пренебрежение Ц синонимы».
лЧеловек повторяет святое имя, а его ум и внимание Ц далеко в стороне от его повторения. Даже если он повторяет один лакх (сто тысяч) святых имен на своей мале, в его сердце не образуется ни капли вкуса к святому имени. Это яркий пример невнимательного повторения и его плодов» (ШХЧ, с. 81-82).
Бхактивинода Тхакур рекомендует повторять святые имена в уединенном месте, в обществе вайшнавов, которые уже развили вкус к святому имени. Постоянное повторение святых имен тоже способствует развитию вкуса. Он рекомендует также повторять рядом с Туласи-деви. А тем, кто испробовал все другие способы и не достиг успеха, он предлагает чрезвычайное средство, а именно сесть одному в закрытой комнате, покрыть голову и лицо тканью лЕ и сосредоточиваться на святом имени. Медленно, но верно, будет развиваться влечение к святому имени».
Когда Господь Кришна видит, что преданный искренне с энтузиазмом пытается воспевать Его имена, Он не остается к этому безразличным, силой Своего имени устраняет присущую неофиту инерцию и приводит его в общество возвышенных преданных.
лЧеловек должен старательно исполнять свой обет повторения определенного числа святых имен и постоянно следить за тем, насколько искренне он повторяет. Тот, кто позволяет себе отвлекаться во время повторения, всегда торопится как-нибудь повторить установленное число имен и покончить с этим. Важно сосредоточиться на качестве повторения, не стараясь искусственно увеличивать количество. Произносить имя Господа необходимо отчетливо, а достичь этого можно лишь по милости Господа».
лПреданный должен сделать своим обыкновением проводить некоторое время одному в спокойном месте, глубоко сосредоточившись на святом имени» (ШХЧ, с. 84).
Бхактивинода Тхакур приводит то место из лЧайтанья-Бхагаваты», в котором Господь Чайтанья настоятельно рекомендует мантру Харе Кришна. лГосподь сказал: лЭто Ц маха-мантра». Идите и занимайтесь джапа медитацией, повторяя святые имена предписанное количество раз (нирбандха)». Бхактивинода Тхакур поясняет: лВсе ачарьи и махаджаны прошлого достигли совершенства, следуя этому наставлению Господа Чайтаньи. И даже сейчас каждый может обрести совершенство, правильно повторяя святое имя» (ШХЧ, с. 85).
Иногда я говорю о том, что прамада Ц это мое любимое оскорбление. Имеется в виду, что я постоянно бьюсь о него головой. Сейчас, изучая остальные виды оскорблений, я осознаю, что они тоже опасны и я замешан в их совершении. Тем не менее, иногда связь между садху-ниндой и утренней джапой становится неуловимой, хотя мне известно, что эта связь существует. А вот что касается прамады, то она постоянно со мной. Я иду повторять мантру, и мой ум убегает.
Я знаю, что можно по-разному относиться к этому. Я не могу сказать, что избавился от невнимательности, но можно стать подавленным из-за этого и потерять энтузиазм, а можно подойти к этому более позитивно. Позитивным подходом имеется в виду, что можно удовлетвориться любым, даже незначительным прогрессом. Помню, я читал высказывание о молитве, сделанное святым Франциском де Салье. Он говорил, что даже если вы провели целый час молитвы, стараясь погрузиться умом и сердцем в состояние молитвы, только для того, чтобы увидеть, как они из него вылетают, а потом пытаясь поместить их туда снова, то этот час был проведен хорошо. Это напоминает мне утверждение Прабхупады о том, что не удивительно, что люди вначале приходят в сознание Кришны, а потом уходят. Прабхупада сказал, что майя настолько сильна, что удивительно, что они вообще остаются. Делая попытки сосредоточить внимание, мы можем сказать, что каждое мгновение, когда нам это удается, - это победа. На протяжении каждого круга джапы, каждый раз, когда мы сознаем свою невнимательность и таким образом делаем усилие, чтобы стать внимательными Ц это блистательные моменты.
Это оптимистическая точка зрения хороша, пока она не привела к бесшабашному самодовольству. Пребывание на низком уровне не должно быть удобным. Мы должны стараться подняться с него. Но если ты постоянно невнимателен и пока чувствуешь себя беспомощным, некоторый оптимизм полезен.
Проявление заинтересованности в моей джапа-садхане, повторение дополнительных кругов и чтение высказываний на эту тему Ц все это помогает в моем поединке с прамадой. Кажется, что просто сознавать чудовищность этой проблемы Ц уже хорошо. И пробуждающееся во мне сознание того, что я должен работать над фундаментом, в особенности, бороться с невнимательностью, кажется правильным. Это наполняет мою жизнь более глубоким смыслом и дает мне более сильную убежденность в том, что я, по крайней мере, знаю, где нахожусь и что делать дальше. Сохраняй внимание, когда повторяешь! Приведи блуждающий ум обратно, под власть своего высшего лЯ».

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: