Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 62%

19 : 30. Фотоснимок
Никогда не поздно взглянуть на фотографию духовного учителя и выразить ему почтение. В книге лКришна» есть глава о лесном пожаре. Там говорится, что попавшие в огненную ловушку пастушки смотрели на Кришну, как умирающий смотрит на изображение Верховной Личности Бога. Я хотел бы смотреть на Прабхупаду так же.
Он выходит на утреннюю прогулку за пределы храма, окруженный учениками с их поднятыми вверх дандами. Они так молоды. Некоторые улыбаются. Оттирают друг друга, чтобы занять место ближе к Прабхупаде. Я в том числе. Руки Прабхупады заняты цветами и другими вещами, видимо, подарками, врученными ему духовными дочерьми и их детьми. В это время года по утрам в Майяпуре всегда светло. Совсем недавно снаружи храма вывесили табличку лШри Майяпура Чандродая». Шрилу Прабхупаду сопровождает один из его духовных братьев или просто какой-то бенгальский санньяси.
Прабхупада повернул голову, чтобы услышать его слова. Он сострадателен и поглощен мыслями о том, что он должен делать как духовный учитель тысяч людей. Среди молодых лидеров есть такие трудные характеры! Шрила Прабхупада стремится к тому, чтобы Его движение охватило весь мир. Это уже произошло, но он хочет большего. Политические лидеры и население в массе своей игнорирует Движение Харе Кришна. Прабхупада знает, что это неправильно. Люди не могут стать счастливыми, не обретя Кришну. Он трудился ради этого, когда был никому не известен, и работает для этого сейчас как ачарья-основатель ИСККОН. Он делает это для своего Гуру Махараджи.
Ходит на утренние прогулки, руководит делами, взваливает на себя все тяготы. Слава Движения Господа Чайтаньи на Западе достигла Индии, и его западные последователи приехали сюда, чтобы поклоняться и служить. Прабхупада должен защитить их не только от критики со стороны, но и от их собственных умов и лбратоубийственных войн».
Как найти нужные краски, чтобы описать происходившее тем прохладным утром в чарующем Майяпуре? И с чем сравнивать прогулку с Прабхупадой и твоей дандой, поднятой вверх?
лЧто вы говорите?» - Кажется, что Прабхупада спрашивает это, слушая садху, идущего рядом. Но, в то же время, взгляд Прабхупады обращен вдаль. Он так много сделал для Движения Господа Чайтаньи. Его полномочия были громадными. Став его дорогими учениками, молодые и решительные мужчины и женщины отправлялись в разные места, куда бы он их ни послал. Его власть была и остается огромной.
Держа сегодня вечером эту фотографию, я низко склоняюсь перед ним. Мне не сказать больше ничего красноречивого. И я должен признаться, что меня охватывают какие-то двойственные чувства, когда я смотрю на человека, в чьем сопровождении он идет. То, что Прабхупада мобилизовал всю свою энергию и все же нашел время выслушать этого садху, достойно прославления.
Я молюсь о том, чтобы стать одной из песчинок у его стоп. Слава Шриле Прабхупаде, нашему гурудеву. Позвольте мне научиться лучше служить ему.

17 апреля, 2 : 25
Утром во время джапы я останавливался между кругами и читал стихи из лМанах-шикши», а затем, позже, отведал на вкус стих из лВриндавана Цмахамамриты». Я опасался, что это займет слишком много времени и задержит выполнение нормы, но сидеть долго над книгами нет необходимости. Чтение должно быть молитвенным, то есть нужно читать немного, а потом сосредотачиваться на этом в личной молитве.
Я умоляю свой ум, чтобы он сотрудничал со мной как начинающий преданный, ведь в этом случае мне удастся окропить его капельками враджабхавы, почерпнув ее непосредственно у тех, кто в нее глубоко погрузился. Вот ум, вот текст:
лО мой друг! Войдя в лес Вриндавана, пожалуйста, поклоняйся темному океану божественного нектара, который переливается множеством волн. Эти волны Ц бесконечно нарастающие любовные игры, которые служат домом для пленительной божественной рыбы Ц ума и сердца Шримати Радхарани. Волны нарастают с восходом луны (в виде луноподобного лика Радхарани). Они взбиты на вершине трансцендентной страсти к Радхе Ц на горе Мандаре, - и благодаря им нектар достигает глаз каждой гопи» (лШри Вриндавана-махимамрита», шатака 2, текст 2).
Кроме этого, вчера я находился под впечатлением от стихотворения Бхактивиноды Тхакура лШикшаштакам», которое основано на лШикшаштакам» Шри Чайтаньи Махапрабху. Разрабатывая тему тринад апи суничена, Бхактивинода Тхакур написал о высокой ценности чувства своей никчемности, а также прощения и ненасилия по отношению ко всему живому. По его милости, я более отчетливо воспринял просьбу Господа Чайтаньи повторять святые имена в смиренном состоянии ума. Господь Чайтанья имеет в виду, что наш подход к жизни в целом и решимость воспевать славу Господа должны быть обрамлены этим стихом: тринад апи суничена тарор апи сахишнуна аманина манадена киртанийах сада харих.
лНа протяжении всей своей жизни, мы не должны причинять беспокойства другим, но должны творить добро и не заботиться о собственном счастье».
лПамятуя неотступно о том, что Господь Кришна пребывает в сердце каждого, нужно с большим уважением и почтением относиться ко всем живым существам».
лЗаливаясь слезами, Бхактивинода молится у лотосоподобных стоп Господа: лО мой Господь, когда же по Твоей милости я смогу развить в себе подобные качества?» (лГитавали», лШикшаштакам», песня 3, стихи 4, 6 и 8).

Во время этой последней недели своего уединения я планирую извлекать больше пользы из ранних утренних прогулок. Собаки будут лаять, но мой караван будет идти. Я буду погружаться в мысли и молитвы, обращенные к гуру, Кришне и моему уму, как в то время, когда я писал лВступление в молитвенную жизнь». Мне до сих пор есть чему поучиться у этого склонившегося с молитвой человечка.
лУже вечер, и скоро я пойду спать. Я хочу с удовлетворением отметить, что сегодня несколько раз кланялся таким образом и молился, один раз в домике и несколько раз у себя в комнате. Я просто высказывал Кришне некоторые мысли, возникшие в уме. Раньше я очень редко делал что-то подобное, хотя и отнесся бы к этому положительно. Поэтому то, что теперь я могу делать это несколько раз, - достижение. Давай теперь постараемся увеличить это количество. Ты можешь почувствовать лень и нежелание вставать и кланяться, но делай это и продолжай делать чаще и чаще. Харе Кришна» (»Вступление в молитвенную жизнь», с. 24-25).
Шрила Прабхупада перевел стих упадеша-сарам из лШри Упадешамриты» Рупы Госвами так: лВсе наставления сводятся к следующему: необходимо стремиться все время Ц двадцать четыре часа в сутки Ц сосредоточенно повторять божественное имя Господа, воспевать Его трансцендентный образ, качества и вечные игры, всегда помнить о них, постепенно занимая свой язык и ум. Для этого следует поселиться во Врадже (Голоке Вриндавана-дхаме) и служить Кришне, выполняя указания преданных. Необходимо идти по стопам возлюбленных преданных Господа, которые очень привязаны к преданному служению Ему» (лНектар наставлений», текст8).
Все зависит от контроля ума. Шрила Прабхупада написал: лУм хранит сотни тысяч впечатлений не только этой, но и множества предыдущих жизней. Налагаясь друг на друга, эти впечатления порой складываются в противоречивые образы. Вот почему деятельность ума может представлять серьезную опасность для обусловленной души» (лНектар наставлений», текст 8, комм.).
В продолжение Шрила Прабхупада написал, что если в момент смерти в нашем уме всплывет какой-нибудь нелепый образ, то в следующей жизни нам придется родиться в соответствующем теле. лС другой стороны, если в момент смерти человек будет думать о Кришне, он перенесется в духовный мир». В других комментариях Шрила Прабхупада утверждает, что, произнося Харе Кришна, язык может силой захватить в плен ум. Не менее могущественные, чем ум, язык и уши могут подчинить его себе и сосредоточить на Кришне, при условии, что ум дружески расположен. И почему бы этому не происходить? Сам ум может получить от этого большую пользу. Это нектар.
Я полагаю, мой ум настроен достаточно дружественно, чтобы слушать о святом имени и говорить о нем. Так что вместе мы можем осуществлять ту или иную трансцендентную деятельность. лТот, кто заинтересован в духовной жизни, должен постоянно занимать свой ум в служении Господу. Так можно побороть недругов ума, которые всегда сопровождают его. Если ум не осознает Кришну каждую секунду, то существует вероятность, что он отправится к своим врагам. Таким образом мы можем стать жертвами своего ума. Повторение мантры Харе Кришна постоянно удерживает ум у лотосоподобных стоп Кришны, поэтому у врагов ума нет возможности напасть» (Ч.-ч., Мадхья, 11.10, комм.).
В первом стихе лМанах-шикши» Рагхунатха дас Госвами склоняется перед своим умом и обращается к нему как к другу. Он просит его развить глубокую любовь к тому, что действительно достойно нашей любви: духовному учителю, мантре Харе Кришна, преданным Вриндавана и служению Радхе и Кришне. Он не объявляет немедленно священную войну уму, а взывает к его высшей природе. Хотел бы и я молить свой ум таким же образом.
В своем комментарии к этому стиху Бхактивинода Тхакур объясняет, что нам нужно отбросить всякую гордость, основанную на различных самоотождествлениях. Нужно приложить для этого усилия, а не рассчитывать, что эти отождествления исчезнут сами собой при удачном стечении обстоятельств. Он советует нам стремиться к тому, чтобы расстаться с этими ограниченными отождествлениями, служа дикше- и шикша-гуру. Бхактивинода Тхакур говорит, что лучшие из преданных поклоняются во Вриндаване в духе Враджи.
Моя удача в том, что я по крайней мере знаю, в чем смысл жизни. Я упомянул, что время, когда писалось лВступление в молитвенную жизнь», было для меня более пылким. Это было время открытий и обращений к Кришне с молитвами. Но в числе того, чего мне недоставало во время написания этой книги, - сосредоточенность на такой цели, как пребывание во Враджа-дхаме и непосредственное служение Радхе и Кришне. В то время я не осмеливался думать, что смогу когда-нибудь приблизиться к Радхе и Кришне в мадхурья-расе. Я продолжал бояться, что любое чтение об Их лилах будет окрашено (или осквернено) моим прошлым опытом мирской половой жизни. Я думал, что Прабхупада запрещает нам идти вперед. Я справился с этими затруднениями.
Прабхупада на самом деле хочет, чтобы мы шли вперед, но осторожно и под должным руководством. Это путь освобождения от похоти. Это осознание Ц большое преимущество, которое у меня есть сейчас, по сравнению с тем временем, когда писалось лВступление в молитвенную жизнь». Поэтому позвольте мне молиться своему уму в настроении Рагхунатхи даса Госвами и просто желать быть незначительным последователем его последователей. Такова сейчас моя цель.
В первые дни этого уединения я жаловался на неустойчивость своего ума. Иногда она может показаться забавной, но еще и очень разочаровывает. Я бьюсь головой о кирпичную стену невнимательности. Рой воспоминаний о прошлом и озабоченность настоящим уводит меня вдаль от подлинных размышлений над святыми именами. Подобно пчелам, они жалят меня и жужжат вокруг, пока не отвлекут внимание совершенно.
Я почти сделал вывод, что никак не продвинусь в воспевании за время этого уединения, и, скорее всего, не сделаю этого в обозримом будущем. Я всего лишь пытался привыкнуть к этому факту и использовать время как можно лучше.
Мое мнение не изменилось кардинально, но полученное на днях письмо напомнило мне, что я должен сосредоточиваться на святых именах в их значении расика. Вриндавана-дхама очень далека, но я обязан прикладывать усилия, чтобы быть во Вриндаване, когда повторяю.
Это не что-то отдельное от моей приземленной работы, суть которой в отчетливом произнесении звуков мантры, слушании их и усилиях ради того, чтобы не засыпать. Мне до сих пор еще приходится биться над этими самыми первичными трудностями. Но я убежден, что мне не следует ждать десять миллионов лет, чтобы сделать попытку приблизиться к Вриндавану. Я должен сражаться за сознание Вриндавана и вымаливать милость Враджа-дхамы и преданных. Они могут спасти меня от рассеянности и оскорблений, я являюсь частью общества преданных.
Как только я вчера осознал это больше, чем прежде, я начал понимать, что было бы более благоприятным для моей медитации. Мне пришло в голову, что ходить взад-вперед на заднем дворе, откуда видны все эти холмы и где светит солнце Ц это не очень благоприятно. Вид на итальянский сельский пейзаж приносит умонастроение наслаждающегося, в то время как у себя в комнате я более сосредоточен. У меня в комнате есть изображения Вриндавана, и когда я смотрю на эти фотографии, я больше склонен думать о святой дхаме.
Рупа Госвами также сказал: тан-нама-чаритади-сукиртанау, мы должны думать об имени, качествах, облике и играх во время воспевания. Обращение к основам повторения и слушания святого имени не противоречит попыткам связать это с играми Кришны. Делая это, мы не должны имитировать положение возвышенных душ, также не должно быть никаких ложных притязаний ума. Чего же я жду? Нам полагается делать это уже сейчас.
Мы иногда спрашиваем, вторя словам поэта, в несколько риторическом стиле: лКогда, о когда же придет этот день?» Но мы должны осознавать, что время приступить к ответу на этот вопрос уже пришло. И умолять: лПусть этот день наступит сегодня, прошу Тебя, сегодня». Невозможно заставить этот день наступить сегодня, но мы можем просить Господа оказать нам милость. Без этой просьбы ничего не произойдет; и ничего не произойдет случайно. Эти две вещи взаимосвязаны: преодоление рассеянности и желание медитировать на Кришну во Вриндаване. Мы не принадлежим пыли Враджи.
Что же можно сказать о пыле? Пыл невозможно создать, точно так де как нельзя вызвать нетерпение. Он не бывает искусственным. Пыл рождается от того, что у нас есть особенная просьба к Господу и мы молимся об этом очень интенсивно. Рупа Госвами объяснил, о чем нужно молить духовного учителя. лШрила Прабхупада, пожалуйста, дайте мне знак того, что вы одобряете мое движение в этом направлении. Пожалуйста, помогите, вселите в меня уверенность, поскольку я знаю, что не могу продвигаться, если вы недовольны. Я не являюсь независимым, так позвольте же мне с пониманием читать ваши книги и с уверенностью обращаться к тем наставникам, к которым вы направляете меня: к Рупе Госвами, Бхактивиноде Тхакуру, всем ачарьям. Я молюсь о том, чтобы обрести и их милость тоже.
Позвольте мне никогда не забывать о том, что все приходит благодаря вашим личным благословениям. Пусть моя любовь к вам станет чище; позвольте мне очищать ее до тех пор, пока она не станет беспримесной. Позвольте мне устремиться к этой цели».

10 : 30
Небо становится все темней Ц наверное, будет дождь. Читаю между кругами джапы некоторые стихи из лМолитв о возможности поселиться у холма Говардхана» Рагхунатхи даса Госвами. В мой ум проскальзывает мысль о том, что я не хотел бы в данный момент жить у холма Говардхана. Когда я прошелся по его уединенным местам, то заметил, что там нет бхаджана-кутиров, и спросил почему. Мне сказали, что это опасно из-за гунд. Хотя есть все же такие места рядом с холмом Говардханом, где живут группы садху. Эти места безопасны.
Но весь смысл в том, что мне необходимо по-настоящему понять, как Говардхан может наделить меня близостью к играм Радхи и Кришны, проходящим в его пещерах и озерах и под его деревьями Е в его пылиЕ Повторяй святые имена во Вриндаване, вот каков смысл.
Один преданный, американец, как-то спросил Шрилу Прабхупаду: лЭтот Вриндаван Ц то же самое, что Голока Вриндвана?»
лДа, - ответил Шрила Прабхупада, но твой ум в Америке».
Полезно между кругами услышать слова маха-бхагаваты.
лО Говардхан, ты Ц царь гор! Твое имя, полное нектара, которое означает ллучший из слуг Господа Хари», станет с лунных уст Шри Радхики, а Веды называют тебя знаком тилаки, нанесенным на тело Враджи. Пожалуйста, дай мне возможность поселиться возле тебя.
Я плут и злодей, но, несмотря на это, безгранично милостивый Господь Шачинандана, который столь дорог тебе, привел меня к тебе. О Говардхан, прошу, не раздумывай над тем, можешь ли ты принять меня, а просто даруй мне возможность поселиться рядом» (лШри Стававали», лШри Говардхана-васа-прартхана-дашака» Рагхунатхи даса Госвами, стихи 8-10).
Ну, давай, только что ты заявил, что должно быть больше расики. Это просто жалко. Как попугай я повторяю слово лРадха», а потом лКришна», потом повторяю описания Их игр. Я меня нет осознания.

Оставайся честным, но не предавайся этому убийственному, дубовому цинизму. Сражайся с деградацией. Честность Ц это не значит, что ты говоришь: лВ конце концов, я свинья, так позвольте мне жить и питаться как она». Я не свинья. Я Ц вечный слуга Кришны, и по милости духовного учителя это открылось мне. Не погружайся в деградацию или в безнадежность, знай, что эта трясина промежуточной зоны временна. Знай, что Кришна Ц Твой защитник. Я преодолел все трудности по Его милости. Знаю, что я ничего не знаю, и потому завишу от гуру, шастр и садху. Это та честность, которой я хочу.
Последняя страница в этой записной книжке, последний день недели.
лТот, кто постоянно повторяет маха-мантру Харе Кришна, всегда будет помнить о Кришне и в конце концов увидит Его в своем сердце» (лУчение Господа Капилы», с. 281).
лБлагодаря постоянному повторению мантры Харе Кришна и памятованию о трансцендентных деяниях Кришны, можно полностью осознать Его и так сделать свою жизнь возвышенной и плодотворной» (лКришна»).
лПреданный всегда, непрерывно думает о Господе. Когда он повторяет мантру Харе Кришна, стоит ему произнести лКришна» или лХаре», как он сразу вспоминает деяния Господа» (Бхаг., 5.1.6, комм.).

Шрила Прабхупада и шастры утверждают, что благодаря повторению святых имен можно непосредственно общаться с Кришной. Поскольку результатом правильного повторения Харе Кришна является именно это, нам следует стремиться вызвать такой результат. Разумеется, Кришну невозможно заставить явиться, но также не следует нами быть безразличными к Нему, или повторять в безличном духе. Если мы сможем взывать к Нему: лПожалуйста, явись в Своих святых именах. Я хочу увидеть Тебя таким образом», то разве будет в этом что-нибудь плохое? Кришна может не явиться Ц это Его прерогатива, но если мы продолжаем звать, то это никому не принесет вреда. лТы можешь разбить Мне сердце, не появляясь передо Мной , но независимо ни от чего Ты Ц Мой Господь». Хочу повторять в таком умонастроении.
Шрила Прабхупада написал: лНекоторые люди жалуются, что, молясь Богу, они не ощущают Его присутствия. Следует знать, что причина тому Ц наши недостатки, а не БогаЕ Мы можем мгновенно прикоснуться с Кришной посредством звукаЕ» (лВозвышение к сознанию Кришны», с. 578-58 англ. изд.).

16 : 00
Я продолжаю находить высказывания Шрилы Прабхупады, подтверждающие, что между повторением святых имен и личным присутствием Кришны существует непосредственная связь. лПоэтому поклоняются Его звуковому образу с помощью трансцендентного метода произнесения мантрЕ Речь не идет о каком-то смутном безличном ощущенииЕ Это подлинное ощущение присутствия трансцендентной Личности Бога. Наши изначальные духовные чувства, способные воспринимать трансцендентную форму вечного блаженства и знания, можно оживить повторением священных мантр, или трансцендентных звуковых образов» (Бхаг., 1.5.38).
Точно так же и мы повторяем личностным образом под руководством нашего духовного учителя. Мы повторяем сва-мантру, то есть лизначальную и главную мантру», какой она получена нами от духовного учителя. Бхактивинода Тхакур писал: лЧтобы обеспечить себе успех в духовной жизни, нужно повторять ее прилежно. Необходимо принять прибежище у главных имен Господа, особенно у маха-мантры: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе» (лМанах-шикша», стих 1).

Как же обычная джапа с присущими ей сражениями сможет эволюционировать в осознание присутствия Кришны в Его облике, качествах и лилах? Что говорит Прабхупада? Он говорит, что это произойдет. В этом нет никаких сомнений. Кришна откроет Себя, Кришна научит нас, если мы будем следовать указанию гуру с полной верой.
Необходимо со всей убежденностью принимать Шрилу Прабхупаду как великий авторитет в вере и осознании святого имени. Он сделал то, на что никто другой не осмелился, и то, о чем многие другие вайшнавы вряд ли и мечтали, - он принес повторение мантры Харе Кришна млеччхам и яванам, которые прежде никогда не слышали о Кришне. И Шрила Прабхупада убеждал нас повторять ее с любовью, наслаждаться киртаном, присоединяться к нему и работать, закладывая вмесите с ним фундамент Движения сознания Кришны. Никто не смог бы распространить повторение святого имени столь широко и глубоко, не будучи уполномоченным на это Кришной (кришна-шакти вина нахе тара правартана).
Так буде же я повторять, потому что он сказал мне делать это. Никогда не сомневайся. И жди, когда наступит тот самый день и Кришна явится со словами: лВот Я какой».
лТо же утверждает и Кришна в лАди-пуране». Обращаясь к Арджуне, Он говорит: лТот, кто повторяет Мое трансцендентное имя, всегда общается со Мной. И Я могу честно признаться тебе, что такому преданному ничего не стоит обрести Меня» (лНектар преданности», с. 140).

Фотоснимок

(Эти фотографии помогают нам помнить Шрилу Прабхупаду в святой дхаме. Таким образом, мы исполняем два требования, которые содержатся в лсути всех наставлений», данной Рупой Госвами: жить во Врадже и повторять под руководством духовного учителя расика).
На этом изображении Шрила Прабхупада восседает на красных диванных подушках, на величественной вьясасане а Майяпур Чандродая-мандире. Он представляет Вьясадеву, отсюда этот великолепный красный с золотом антураж. На шее у него гирлянда из свежих крупных бархатцев, а у ног разбросаны лепестки. Он играет на караталах и кажется погруженным вглубь себя. Над его головой висит портрет белобородого Гаура-кишоры даса Бабаджи. Юные ученики обмахивают Шрила Прабхупада веером из павлиньих перьев и чамарами, отгоняя мух.
Изогнутая деревянная подставка для книг служит опорой для книиги бхагавата, а рядом, в футляре, лежат очки Прабхупады. Они понадобятся, когда закончатся гуру-пуджа и киртан.
Дорогой духовный учитель, пожалуйста, продолжайте передавать нам послание бхагавата. Пусть мы никогда не перестанем признавать, что находимся в любовном долгу перед вами за ту деятельность ради нашего блага, которую вы заботливо совершали в прошлом, продолжаете в настоящем и осуществите в будущем. Я знаю, что вам присуща сила и требовательность, а ваш острый разум намного превосходит мой. Стоит мне принизить ваше величие хотя бы на секунду, и я призову собственную духовную гибель. Поэтому я боюсь вас Ц боюсь, что могу допустить немало ошибок во взаимоотношениях с вами сейчас, спустя 15 лет после вашего ухода. Я молю о прощении и желаю исправиться. Хочу быть послушным и творческим и смелым ради вас. Этого же хотите и вы.
Этому изображению поклоняются, его преданные ставят на свои алтари. У меня было и остается сильное желание рассматривать фотографии одного Прабхупады, не отвлекаясь на лица окружающих его учеников. Здесь я вижу только его и двигающиеся рядом с ним чамары и веер. В центре фотографии Ц его самоуглубленный взгляд и то, как он слушает киртан трехсот учеников. Шрила Прабхупада, ваш слух обращен к вашему самому дорогому другу, Господу Кришне (Господу Чайтанье), который отдает вам Свои приказы и выражает удовлетворение вашей деятельностью. Перед таким духовным учителем я низко склоняюсь и ему посвящаю все свои труды.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: