Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 67%

19 : 00
Четырнадцать дней прошло, осталось семь. Было бы прекрасно, если бы я смог к концу этого уединения подойти сильным, с новым сознанием. По крайней мере, качество сейчас улучшается. Но я все равно не могу свести вместе эти два, казалось бы, несовместимые элемента Ц лилу Кришны и Радхи (и служение, которое совершают для Них Их самые дорогие спутники) с одной стороны, и те восемь минут, или около того, которые провожу, повторяя круг, с другой.
Холодный дождливый вечер. За эти последние несколько дней я не написал почти ничего о том, что происходит в доме, и о внешней стороне своей жизни. Это кажется неважным.
Сегодня вечером я прочитал вступительную лекцию из цикла о Прабхупаде в 1966-м году. В ней я сказал преданным, что это мое любимое время. Пока говорил, на оконное стекло брызгал дождь. Я подумал: лМне бы не хотелось когда-либо злоупотребить авторитетом Прабхупады. Где бы он не находился, он всегда заботится о своем Движении сознания Кришны. Сделай это исправление джапы своим вкладом. Проси всех, кого ни встретишь, повторять мантру Харе Кришна, как делаешь это сам. Так ты станешь подобным Прабхупаде проповедником харер намы, и он останется довольным».

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

18 апреля, 2 : 05 ночи
Шепчу свою джапу.
Сегодня утром я не смог глубоко погрузиться в содержание того, что читал. Повторял мантру при тусклом свете, который подходит для джапы, но не для чтения книг. Я по-прежнему нуждаюсь в чем-то, что помогло бы мне почувствовать немного влаги из океана расы. Между кругами я прервался и почитал высказывания Прабхупады, заверяющие в том, что повторение имени Господа позволяет нам непосредственно общаться с ним. Кроме того, я прочитал стих Прабходхананды Сарасвати, в котором описывается служение гопи Радхе и Кришне в лесу Вриндавана.
То, что чтение и джапа так мало влияют на меня, разочаровывает, но все равно я отношусь к ним с благодарностью. Все указывает мне на то, что истинную преданность в собственном сердце нельзя заменить никакой подделкой под нее. Даже чтение и воспевание не расплавят закованное в железо сердце, в котором гнездятся оскорбления.
Шрила Прабхупада описывает состояние, в котором человек чувствует себя недостойным и все-таки стремится к общению с Кришной. В книге лУчение Шри Чайтаньи» он приводит слова Санатаны Госвами: на према шраванади бхактирЕ - лу меня нет ничего за душой, что позволило бы мне слушать о преданном служенииЕ» Но Санатана Госвами не расстается с надеждой, что сможет достичь Кришны, лвозлюбленного девушек Враджа», лЕи эта надежда ни на минуту не оставляет меня в покое». В комментарии Шрила Прабхупада сказано: лТакой преданный, охваченный столь сильным желанием, всегда повторяет Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе» (лУчение Шри Чайтаньи», с. 164).

Собери гирлянду из высказываний, воздающих хвалу святому имени. Надень гирлянду из стиха тринад апи суничена себе на шею и продолжай повторять святое имя. лЯ твердо верю в эти слова Моего духовного учителя и потому всегда повторяю святое имя Господа Ц один или с преданными» (Ч.-ч., Ади, 7.95).
лВидя, как я пытаюсь медитировать в этом уединенном месте, Верховный Господь, трансцендентный ко всем материальным описаниям, чтобы смягчить мое горе, сказал мне важные и приятные слова» (Бхаг., 1.6.20).
Мне важно представить собственное свидетельство. Я стараюсь сделать его честным, признающим недостаток вкуса и другие виды несовершенства. Мне недостаточно чтения свидетельств Рупы Госвами. Почему? Рупа Госвами написал: лКогда святое имя танцует во дворе моего сердца, оно захватывает ум, подчиняя его себе, и чувства прекращают свою деятельность» (лВидагдха-мадхава», цит. в Ч.-ч., Антья, 1.99), Это очень ценное для меня высказывание.
Санатана Госвами написал: лСвятое имя Кришны Ц высочайший нектар. В нем сама моя жизнь, это самое дорогое, что у меня есть» (лБрихад-Бхагаватамрита»). Когда мы слушаем такие слова, нам передается бхакти. Нам тоже хочется приняться за повторение святых имен. Бхактивинода Тхакур указал, какое огромное влияние оказывает пример преданного, повторяющего святое имя с воодушевлением, на того, кто повторяет плохо. лНужно использовать всякую возможность общения с такими редкими преданными и следовать их примеру Ц так можно избавиться от лениЕ Видя образцовую преданность, человек начнет спрашивать себя, как и ему стать таким преданным, погруженным в медитацию на святое имя, как бы Ц с этого самого дня Ц и ему начать наращивать свое повторение, пока он не сможет с рвением и вдохновением повторять три лакха святых имен» (ШХЧ, с. 64). Кришна видит этот энтузиазм, который мы вбираем в себя, общаясь с чистыми преданными, и отвечает нам, устраняя инертность ума силой Своего имени. Затем Он приводит нас к еще более интенсивному общению с возвышенными преданными.
Я буду продолжать читать бесценные тексты вайшнавов; несмотря на то что наш опыт почти противоположен их опыту, мы должны черпать вдохновение в этих словах. Как сказал Нараяна Махараджа, лесли чувствуете сухость, пейте влагу, стекающую с уст вайшнавов».
лСколько нектара содержится в этих слогах лКришна»? Я не знаю. Когда мы произносим святое имя Кришны, оно является чтобы танцевать у нас во рту. И нам хочется иметь много, много ртов. Когда имя входит в отверстия ушей, нам хочется иметь миллионы ушей» (лВидагдха-мадхава», цитируется в Ч.-ч., Антья, 1.99).
Во втором стихе лМанах-шикши» Рагхунатха Госвами советует своему уму забыть все, что священные писания говорят о благочестивой и неблагочестивой деятельности, и принять их конечный вывод, который указывает на необходимость служения Радхе и Кришне во Вриндаване. Он также просит свой ум поклоняться Господу Чайтанье, который является самим Кришной, и духовному учителю, личному представителю Господа Мукунды.
В комментарии к данному стиху Бхактивинода Тхакур замечает, что подобные напутствия могут смутить некоторых неискушенных верующих. Для них может оказаться отказ как от благочестивой, так и от неблагочестивой деятельности. Они могут спросить: лКак это возможно?» Ответ такой: лСуществует иного рода деятельность, трансцендентная деятельность, сознание Кришны».
Еще один вопрос, который может возникнуть: лЕсли мы поклоняемся исключительно Радхе и Кришне, как же мы можем поклоняться и Господу Чайтанье? И как нам воспринимать духовного учителя?» Бхактивинода Тхакур указывает, что Господу Чайтанье невозможно поклоняться отдельно от Кришны. Точно так же мы не сумеем приблизиться к Радхе и Кришне, пока не научимся совершать сокровенное поклонение Господу Чайтанье. Это напоминает мне о том, что, пытаясь повторять Харе Кришна в настроении расики, я не должен ни на минуту забывать о стезе Чайтаньи Махапрабху и Господа Нитьянанды. По их милости мы можем повторять мантру Харе Кришна.
Прабхупада дал нам панча-таттва мантру. Я произношу ее в конце каждого круга мантры, одновременно принося свои поклоны. Кроме того, Прабхупада одарил нас лЧайтанья-чаритамритой», которая наполнена расой. Господь Чайтанья Ц источник всей расы. Он неотличен от Кришны.Кроме того, Он даже больше, чем Кришна: Он Ц Кришна в умонастроении Шримати Радхарани. Итак, поскольку Господь Чайтанья повторял святые имена и наслаждался расами, я могу поклоняться Ему и обогащать собственное повторение.
Для меня все такая же сложность, как связать то, что я делаю из чувства долга и что порой вызывает чувство разочарования Ц повторение джапы на четках Ц и нектарные, приносящие наслаждение игры, о которых читаю в шастрах. Рагхунатха Госвами напомнил мне, что ни в коем случае не следует пренебрегать играми Господа Чайтаньи, когда пытаешься приблизиться к лилам Радхи и Кришны, и, если я последую этому наставлению, у меня будет больше шансов увидеть связь между воспеванием и лилой. Господь Чайтанья пришел, чтобы поведать науку о святом имени, и по многим Его поступкам и словам мы можем судить о великой силе святого имени, в частности, по лШикшаштакам» и Его ежедневной деятельности в Навадвипе и Джаганнатха Пури.
Бхактивинода Тхакур написал: лТот, кто пренебрегает необходимостью в первую очередь помнить о духовном учителе и Господе Гауранге и поклоняться им, не сможет стать чистым слугой Божественной четы, Шри Шри Радхи и Кришны, и служить Им с любовью. Отклонения такого рода будут препятствовать духовному прогрессу. Пытающийся поклоняться Господу Чайтатнье отдельно и независимо не сможет понять, в чем Господь Чайтанья един с Кришной. Когда знание о фундаментальном единстве Господа становится устойчивым, тогда памятование о Господе Чайтанье прочно вплетается в ткань послания Шри Кришны» (лМанах-шикша», стих 2).
Еще одно высказывание Бхактивиноды Тхакура: лДуховный учитель Ц это любящая наперсница и служанка Шримати Радхарани» (лМанах-шикша», стих 9). Это относится и к Шриле Прабхупаде. Поэтому я вправе думать о Прабхупаде во время киртанов 1966 года, о том, как он водил нас на харинаму в Томпкинс Сквер или вел нас каждое утро лповторять один круг» на четках, или вручал нам красные деревянные четки вместе с благословением повторять не меньше шестнадцати кругов в день. Мне позволяется думать о Прабхупаде таким образом, но в данный момент Бхактивинода Тхакур указывает, что я должен лучше понять то, что касается внутренней природы Прабхупады.
Что я могу осознать? Я просто слушаю с почтением и верой и стремлюсь понять все, что можно, о своем духовном учителе. Слава эзотерическим наставлениям милостивых гаудия-вайшнавов, которые постоянно ведут нас ко все более глубокому пониманию Кришны. Как глупо с моей стороны было думать, что в этом процессе не хватает какого-то мистицизма или наслаждения и что нужно доискиваться этого где-то в другом месте, чтобы восполнить недостаток. Я просто надеюсь, что еще не слишком поздно и что у меня еще есть время научиться повторять мантру Харе Кришна с полным осознанием эзотерических смыслов.
Сострадательные ачарьи понимают, в каком умонастроении я нахожусь, несмотря на всю жалость моего положения, и описывают все так, как будто сами пережили это, сами побывав в состоянии начинающих. Бхактивинода Тхакур поет: лО Господь Хари в результате оскорблений мое сердце стало жестким, как удар молнии и не смягчается при повторении Твоего святого имени. О Господь! Лишенный всякой надежды, я громко пою Твое святое имя и, чувствую себя подавленным и несчастным, призываю тебя вновь и вновь» (лГитавали», лШикшаштакам», песня 6, стих 1).
Как мы можем измениться? Согласно лМанах-шикше», нам необходимо убедить свой ум принять сознание Кришны. Сейчас ум поглощен ерундой, но он может одухотвориться и постичь эти сокровенные высказывания. Это выше нашего понимания, но мы поймем это, только если очистимся. Вот еще один реальный способ связать совершенные высказывания шастр с моим собственным опытом. Я должен приучить ум воспринимать реальность сквозь призму священных писаний.
Следуя своему желанию быть честным, я часто вынужден сообщать, что не живу в согласии с тем, что указывается в священных писаниях. Я живу больше в соответствии со своим телом и чувствами, со своими сомнениями, незначительными событиями, разворачивающимися в уме, и т.д. Но если бы мой ум вел более возвышенную жизнь, то мой реальный опыт был бы ближе к тому, что описывают святые и шастры. Тогда, оставаясь честным, я мог бы писать более возвышенно. Если бы я действительно потерял интерес и привязанность к своему физическому существованию, то я не был бы также склонен описывать, как я себя чувствую, в категориях лжарко», лхолодно», или несварение, расстройство ли у меня и т.д. Эти состояния были бы незначительными физическими изменениями, не имеющими непосредственного отношения к моей реальности. Чем больше я смогу общаться с Рагхунатхой дасом Госвами и другими ачарьями, тем лучше для меня. А сейчас позвольте мне воспевать.

7 : 10
Я прикрепил некоторые изображения Вриндавана и ачарьев на внутренней стенке нашего микроавтобуса. Вначале мне казалось, что я попусту трачу время (бездельничаю), подыскивая самые лучшие места, куда их можно было прикрепить, отрезая кусочки скотча и т.д. Но эти изображения Прабхупады, Рупы Госвами, Господа Чайтаньи, холма Говардхана, Вамшивата, Бхандиравана, какими они выглядят сейчас, мне хотелось бы прикрепить к стенкам своего ума. В предстоящие месяцы мы планируем проводить много времени в автобусе, поэтому важно, чтобы они были. Просто глядя на них, я становлюсь умиротворенным. Кто знает, сколько духовной энергии от них исходит? Я пока не выбрал изображение Радхи и Кришны. И еще Господа Нрисимхи, чтобы защитить нас в этом не очень прочном автобусе от мира аварий и грабителей. Я смотрю на Бхактивиноду Тхакура, затем взгляд скользит по манящим травяным холмам. Кажется, что Бхактивинода Тхакур говорит: лВозвращайся к работе». Он произносит это мягко, потому что знает, что в сердце своем я стремлюсь снова быть с ним, со своим духовным учителем и с шестью Госвами.

10 : 38
Сегодня сильный ветер. Я слышу, как он извлекает в железном дымоходе трубные, органные и флейтовые звуки и стучится в окна, пытаясь взять на испуг этот каменный дом. Махавакья ушел с женой на целый день. Вошел Мадху и сказал, что, если я захочу, я могу походить по дому. Дома никого нет, кроме кота. Но мне не хочется. Для джапы больше подходит оставаться в одной маленькой комнате. Если я стану повторять на просторной кухне или в зале, где теплее и светлее, то начну разглядывать этикетки на банках со специями или книги в шкафу. Мне выделили эту маленькую комнату, некуда идти, кроме полного посвящения себя святым именам и писательских занятий.
Радха и Кришна. Я не достоин слушать об Их играх, но в этом цель. Их игры происходят во Вриндаване, вот почему Враджа Ц лучшее место во всех вселенных. И поэтому Рупа Госвами советует повторять святое имя во Врадже.
Сознание этого избавляет от стремления к другим видам знания. Как же теперь я могу бродить по этому дому?

Я не могу лобщаться» с Богом, как раньше. Те попытки были глубоко личностными, а сейчас для меня все слишком неясно. Я хочу молиться духовному учителю Рупе Госвами и другим близким преданным Господа Чайтаньи: лПожалуйста, научите меня служить и воспринимать в процессе слушания наму, рупу, гуну Кришны и Радхи». По-прежнему я нахожусь в состоянии неопределенности, но я повторяю мантру, потом нажимаю кнопку воспроизведения, чтобы включить запись Прабхупады, затем начинаю очередной круг. Я снова привожу ум назад, к мантре. Закончив круг, читаю стих, несмотря на то, что я не способен сразу же связать его со своим повторением. Я совершаю тщетные попытки снова и снова, потому что знаю, что они на самом деле не тщетные. лДаже незначительное усилие на этом пути может спасти человека от величайшего страха в момент смерти».

Фотоснимок

(Приготовиться к даршану Его Божественной Милости. Ты никогда не готов, никогда не чист в достаточной мере. Что-то странное творится на сердце и в умеЕ это смущение, связанное с твоим описанием своего служения).
Прекрасный, с широким охватом снимок храма Кришны-Баларамы, сделанный с противоположного конца зала по отношению к вьясасане, на которой сидит Шрила Прабхупада. Хорошо сняты люди, которые находятся сбоку, - все смотрят на Шрилу Прабхупаду. Нам видна лишь маленькая фигурка Шрилы Прабхупады Ц изображение слишком нечеткое. Различимы две красочные гирлянды, очки, микрофон, расположенный под углом перед его лицомЕ
И почти слышны его слова, убедительные, произносимые в характерной для него лрубящей» манере. Его речь не была направлена на то, чтобы искусственно вызвать определенный эффект, как у других ораторов, - он с убежденностью громил атеистов, мудх, мошенников и имперсоналистов. Прабхупада имел право назвать притворщиком любого, благодаря собственной чистоте и глубине предания себя Богу. лВсе эти другие религии и философы Ц подделка. Есть только одна религия, сознание Кришны».
Он чистый преданный слуга Кришны, абсолютно верный своему духовному учителю. Он абсолютно уверен в лБхагавад-гите». Но он знает, что большинство людей этим даже не интересуется. Он просит своих учеников предаться Кришне абсолютно. лЧто в этом трудного?»
Все они слушают и наблюдают за ним. Большинство из них уже разошлись по материальному миру. Такова статистика выживания Ц большинство ушло. Но некоторые остались, и пришли новые. Парампара продолжается. Шрила Прабхупада по-прежнему сидит на вьясасане в Кришна-Баларама мандире, и все осуществляется так, как он просил. Я тоже по-прежнему здесь. Я молюсь о его милости Ц о возможности слушать его вриндаванские и другие лекции (он всегда во Вриндаване), и возможности постоянно служить, исполняя его приказы, в этой жизни и следующей.

16 : 00
Мне приходится созерцать этот большой мир. Да, скоро это все закончится. Но сейчас поддерживай святость этой маленькой комнаты. Ждешь, когда придет последний день, и тогда выломаешь дверь?
О, я знаю, дверь уже открыта. Так много всего влетает в ум и вылетает из него.

В лДневнике джапы», который я вел в 1982-м (он включен в книгу лРеформа джапы»), написано, что моя увеличенная норма составляла двадцать пять кругов в день на протяжении трех месяцев. В те дни у меня было больше обязанностей, связанных с управлением (и больше физической энергии), чем сейчас. Постепенно обязанности начали входить в конфликт с моей увеличенной нормой. Мне удавалось поддерживать ее в мирной идиллической обстановке в Гита-нагари. Но не тогда, когда приходилось ездить по большим городам. В одном предложении я утверждал: лВсе, что дает воспевание в спокойном месте, - а именно уверенность в том, что имя будет защищать меня до самой смерти, и в том, что имя Ц это Кришна, который постигается в конце, когда сворачивается вся другая деятельность, а также уверенность в том, что лисправление» джапы помогает лучше исполнять этот важный вид преданного служения, - все эти достижения необходимо осознавать также и в беспокойной атмосфере, чтобы проявлялась их полная ценность» (лРеформа джапы», с. 116).
Эти утверждения актуальны и сейчас. Все, что я могу сказать: чем глубже я смогу погрузиться, тем дольше постигнутое будет сохраняться в моем сознании, даже когда я вернусь к обычному образу жизни. Возможно, в него проникнет уверенность в том, что нама-бхаджана Ц это по меньшей мере один из трех важнейших ежедневных видов деятельности и ею не следует пренебрегать. Я пытаюсь внедрить эту мысль в свой ум. Дай своему лслуге маха-мантры» шанс. Ему предстоит провести тебя через все до конца, когда не будет не лекций, ни писания книг. В дневнике лРеформа джапы» упоминается о том, что я из чувства долга мирился с беспокойной атмосферой, в которую мне приходилось погружаться в интересах проповеди. Мне не хотелось, чтобы меня обвинили в том, что я бхаджанананди. лДумаю, что это не так», - писал я. Ц лНо здесь, в этом дневнике, я помогаю себе взрастить непреодолимое стремление, которое накапливалось во мне на протяжении прошедшего года, - воспевать и осознавать Кришну в Его имени, идти к имени как к прибежищу».
Когда такое стремление возникает, необходимо его беречь.

Жизнь необходимо целиком и полностью посвятить любовному служению. Благодаря Прабхупаде у нас есть возможность занимать свои чувства в преданном служении Ц поклоняясь божествам, принимая прасадам, участвуя в киртанах и занимаясь различными видами служения в его движении. Из всех видов деятельности, которые мы с преданностью совершаем, воспевание святых имен Ц один из главных. Джапа не является для нас единственным видом духовной деятельности в жизни, во всем остальном лишенной бхакти.
Верно и то, что если воспевание сухо и совершается без любви, это может означать, что нам не достает любви и во всем остальном. Под силу ли нам проявлять больше любви к преданным, с которыми живем, или к невинным непреданным, ко всем живым существам?
Однако повторение святого имени Ц самый доступный и прямой способ проявить любовь и прослушание. Господь Чайтанья и Шрила Прабхупада уделяли этому процессу особое внимание. Харе нама, харе нама, харер нама намайва кевалам, нет другого способа достичь любви к Богу (цели жизни), кроме воспевания Его святого имени.

Фотоснимок

Данное изображение Ц взгляд на Прабхупаду под необычным углом зрения (поверх плеч и голов окружающих людей). Шрила Прабхупада присутствует на праздничной церемонии открытия Кришна-Баларама мандира в марте 1975 года. Только что он провел первое арати. Сейчас он стоит рядом с алтарем, смотрит на людей, тесно сгрудившихся у самых перил. На шее висят две гирлянды из красных роз. Рядом с ним микрофон, и в эту минуту глаза его наполовину закрыты. На лице отражены его эмоции. Он серьезен, но глубоко тронут происходящими. Он произносит приветствие.
Я помню эту речь. Он говорил, что храм этот построен для всех людей, в него может прийти каждый, независимо от вероисповедания, и будет встречен с радостью. Прабхупада стоит прямо. Ему к лицу его шафрановое одеяние. Все почтительно взирают на него. Этот храм появился благодаря его усилиям. Или, как сказано в последней главе лШримад-Бхагаватам», которую он составил в конце своей жизни, лВо Вриндаване есть место, где прежде не было храма, но стоило одному преданному пожелать: лПусть будут здесь храм и сева, преданное служение», как на месте бывшего пустыря возникло место паломничества. Таковы желания преданных» (Бхаг., 10.13.50, комм.).

19 апреля, 2 : 02
Я пишу для преданных. Это возвышенная задача. Как мы говорим, джапа приносит благо нам, а киртан приносит также благо и окружающим. Писательский труд Ц это разновидность киртана. Мой писательский труд служить прославлению джапы.
Я прославляю повторение святых имен на четках. Спасибо вам, Шрила Прабхупада, за то, что принесли этот метод в Америку и в мою собственную жизнь. Я люблю свои красные четки. Дотрагиваясь до них, я соприкасаюсь с вашей добротой и милосердием. Сколько мужества и самоотверженности вам нужно было иметь, чтобы приехать сюда и вручить нам четки. Какую радость вы доставили этим своему Гуру Махарадже! Как доволен вами ваш парама-гурудева, Бхактивинода Тхакур! Эти ачарьи хотели, чтобы сознание Кришны пришло к людям Запада, поскольку таким было желание Рупы Госвами и Чайтаньи Махапрабху.

Мы говорим о наставлениях уму и иногда даже о лмолитвах уму». Но ум Ц это не божество. Кришна Ц Божество. Гуру Ц представитель Божества, поклоняющийся ему. Наставлять свой ум Ц отличная практика. Но меня подчас озадачивает мысль: лКогда Рагхунатха дас Госвами умоляет свой ум, молится ему, не является ли это просто литературным приемом, использованным в целях проповеди?» Бхактивинода Тхакур пишет в лШри-бхаджана-дарпана», своем комментарии к лМанах-шикше», что двенадцать стихов лМанах-шикши» Ц это источник жизни и вдохновения для всего сообщества гаудия-вайшнавов, ибо, наставляя свой ум, Шрила Рагхунатха дас госвами учит всех их» (лМанах-шикша», стр.1).
Нам не следует ставить под сомнение чистые намерения Рагхунатхи даса Госвами. Если он говорит, что падает ниц перед своим лдорогим братом умом», нужно отнестись к этому высказыванию как к искреннему. В своих лДесяти молитвах о возможности поселиться у холма Говардхана» Рагхунатха дас Госвами заявляет, что он плут и злодей. Мы всегда будем поклоняться шести Госвами и их последователям как чистым , возвышенным душам, но мы должны уважать и их индивидуальные умонастроения.
Мне бы тоже хотелось наставлять свой ум. Рагхунатха дас Госвами подал мне идею, что я тоже моргу молиться уму. Ум Ц это либо бесценный друг в нашем служении Кришне (имеется в виду, что мы должны совершать манаса-севу, поклонение в уме), либо худший враг. Неконтролируемый ум может нас разрушить. Как описывается в песне брахмана Аванти:

лС незапамятных времен, все чувства находятся под контролем ума, а сам ум иногда полностью выходит из-под всякого контроля. Он сильнее самого сильного, и его богоподобная сила ужасает. Поэтому любой, кто может подчинить себе ум, становится владыкой всех своих чувств. Не умея подчинить себе необузданного врага (ум), который нестерпимо терзает сердце, совершенно запутавшиеся люди без всякой пользы враждуют друг с другом. В конце концов они начинают относиться к некоторым людям как своим друзьям, к некоторым Ц как врагам, а других попросту не замечают».

- Бхаг., 11.23.47-48

К сожалению, мой ум крадет много времени, отведенного на джапу, погружаясь в бесполезные воспоминания и уносясь на волнах фантазии. К примеру, сегодня утром, повторяя святые имена, я пытался представить себе жизнь на корабле лСарагоса» Североамериканских ВВС во время войны против Ирака полтора года назад. Эта затянувшаяся надолго размышление в конце концов сменилось вторым, а затем третьим, и все это Ц за пределами тем, имеющих отношение к преданному служению. В таких случаях молитва Ц возможно, слишком мягкое средство. Нужно схватить свой ум и вернуть его обратно, к звукам харер намы.
Для чистого преданного или, точнее, для идеального ученика воспевание имени Кришны Ц это способ возбудить в себе последовательную цепочку размышлений о многих аспектах сознания Кришны и погрузиться глубже во внутреннюю энергию Господа. Шрила Прабхупада пишет:
лПри одном звуке мантры Харе Кришна проявляются атрибуты Кришны, имя Кришны, Его величие, обитель и спутники, так как в этом звуке присутствует Он СамЕ Ассоциативная память Ц это когда, услышав ключевое слово, человек сразу вспоминает все связанное с ним. Аналогичным образом, когда нашему уму достаточно услышать несколько слов, прославляющих качества Кришны, чтобы ощутить влечение к нему и всему связанному с ним, это начало чистого сознания Кришны» (Наука самоосознания, с. 409).
Скоро ли наступит тот день, когда будем повторять имя Бога таким образом и вслед за лключевым словом» Кришна у нас в памяти будут вспыхивать одно за другим счастливые воспоминания о Нем? Мой дорогой ум, я умоляю тебя о сотрудничестве. Только если ты дашь согласие, это сможет произойти. Я надеюсь, мой дорогой ум, что счастье воспевания когда-нибудь действительно охватит тебя и тогда ты признаешь, что это счастье не результат твоих усилий, а пришло благодаря Самому Кришне и его внутренней энергии, которые явились на нашем языке. Давай действовать сообща, с целью пригласить Кришну прийти сюда. Он не согласится, если все, что мы ему предлагаем, - это место банальных материальных воспоминаний и фантазий. Давай же поклоняться Кришне, чтобы Он пожелал к нам явиться. Кришна говорит: лМеня нет ни в Гималаях, где йоги занимаются медитацией, ни на Вайкунтхе. Дорогой Нарада, Я везде, где Мои преданные повторяют Мои имена».
Пиши доверительно и как можно больше. В эти дни я все чаще осознаю Ц или все охотней признаю это, - что пишу для других. В этом смысле, литературная работа Ц это самое важное для меня служение. Книга о воспевании святого имени может стать ценной проповедью. Это способ оказать служение святому имени и духовному учителю.
Шрила Прабхупада говорил, что по тому, насколько преданный желает служить Кришне, можно узнать, насколько правильно он повторяет мантру. Служение должно быть результатом интенсивной харер намы. Повторяя мантру Харе Кришна, мы, в действительности, молим: лДорогая энергия Господа, дорогой Кришна, пожалуйста, сделайте меня Вашим слугой», поэтому нам нельзя избегать служения. Шрила Прабхупада пишет: лЕсли человек очищается благодаря тому, что следует указанию Шри Чайтаньи Махапрабху повторять святое имя Кришны, у него должно быть горячее желание служить ему. Таков критерий. Когда кто-то с энтузиазмом занимается преданным служением, вывод должен быть такой, что он пожинает плоды воспевания имен Кришны и Хари» (Ч.-ч., Мадхья, 16.188-189).
лМой дорогой ум, если ты стремишься жить во Враджа-дхаме и исполнять преданное служение на уровне рагатмика-бхакти, а также жаждешь непосредственного служения Шри Шри Радхе и Кришне, то просто не выпускай из себя желания и в этой жизни, и в следующей помнить лотосоподобные стопы Шри Сварупы Дамодары, Шрилы Рупы Госвами, Шри Санатаны Госвами и всех остальных спутников Шри Чайтаньи, получивших Его милость, и поклоняться им» (лМанах-шикша», стих 3).
В том стихе лМанах-шикши» автор выражает стремление, чтобы его ум не выпускал желания заниматься рагануга-бхакти. Бхактивинода-Тхакур сказал, что в этом произведении содержатся важные поучения для всех гаудия- вайшнавов. В комментарии лШри-бхаджана-дарпана» к третьему стиху, Бхактивинода Тхакур утверждает, что путь рагануга-бхакти пересекается с практикой ваидхи-бхакти, особенно в том, что касается воспевания и слушания под руководством духовного учителя. Ни на одном этапе невозможно перешагнуть через первичные виды деятельности Ц воспевание и слушание, - пытаясь стать более возвышенным. А на возвышенной, или спонтанной, ступени воспевание и слушание видоизменяются таким образом, что превращаются из совершаемых из чувства долга в совершаемые из любви. Бхактивинода Тхакур приводит цитату из лБхакти-расамрита-синдху» Рупы Госвами: лЧтобы стать достойным рагануга-бхакти, преданный должен развить горячее стремление, лобху, следовать по стопам вечного спутника Верховного Господа, являющегося постоянным обитателем Враджа-дхамы и полностью погруженного в настроение рагатмика-бхакти» (стр. 12).
Бхактивинода Тхакур разъясняет, что в этом стихе говорится о мадхурья-расе, царящей во Враджа-дхаме и являющейся лсамой сутью всех духовных вкусов, ведь если это течение вообще и присутствует на других духовных уровнях, то лишь в малых долях». Очень редко человек может даже просто рассчитывать на то, чтобы иметь возможность совершать преданное служение. По милости расика-вайшнавов такой возможности достичь нетрудно. В комментарии Бхактивиноды Тхакура говорится: лПоэтому Господь Чайтанья советует нам принять таких преданных, как Рагхунатха дас Госвами, Шрила Рупа Госвами и другие чистые преданные, получившие особую милость Господа, как своих наставляющих духовных учителей, или шикша-гуру».
Ну как, мой дорогой ум, собираешься ли ты воспользоваться этим советом? Я бы хотел поговорить с тобой об этом.
Прежде всего, я хочу быть уверен, что я правильно уловил, кто ты и где находишься. В лБхагавад-гите» сказано, что функции ума состоят в том, чтобы отвергать или принимать различные виды чувственных наслаждений. Вооружившись этим определением, я могу различать тебя во время твоей работы. Ты все время за работой. Иногда люди ошибочно полагают, что ты и есть их собственное ля», потому что ты Ц это все, что они способны видеть, настолько ты преобладаешь.
Когда ум настроен на духовную реальность, он близок к ля», в противном случае он мешает нашему ля». Иногда я называю тебя Гремлином, злым духом, поскольку ты так часто исполняешь негативную, стягивающую вниз роль в моей жизни. Но ты обладаешь потенциалом, позволяющим тебе погрузиться в духовные сферы.
Ты постоянно отвлекаешь меня с помощью бесполезных мыслей. Почему бы тебе не позволить повторяющему святые имена языку и внимающим ушам захватить тебя в плен? Должен ли я осудить тебя за все те оскорбления, которые совершаю в адрес святого имени? (Это становится довольно запутанным, и я не специалист в санкья-йоге, чтобы описывать взаимоотношения ложного эго я гуной страсти, и где там находится место уму, и как все это действует).
Во всяком случае, чем винить тебя, лучше я стану умолять тебя: лпожалуйста, слушай Харе Кришна. Это будет хорошо для нас обоих. Я собираюсь попытаться отбросить эти апарадхи, но в каком-то смысле, дорогой ум, ты моя единственная надежда».
Я говорю это, но знаю, что самая большая надежда Ц это вайшнавы, которые омывают наши умы и чувства от склонности к материальному. И все же, если говорить о том, что составляет личность, эту дживу со всеми ее функциями, наша надежда Ц это ты, дорогой ум; так будь же смиренным и делай самое лучшее, но что способен. Это все, о чем я прошу. Я знаю, по природе ты неустойчив Ц об этом говорят священные писания. Ты чанчала, тебя очень трудно обуздать. Я могу лишь умолять тебя. Часть мольбы о нектаре святого имени Ц это мольбы к моему собственному уму: пожалуйста, давай сотрудничать.
Я хочу сознавать, что я способен соучаствовать в своей собственной духовной жизни. Я не совсем беспомощен. Хотя этот ум миллионы и миллионы раз уходил от попыток удержать внимание на святом имени и выносил на поверхность все эти глупые воспоминания, фантазии и мысленные потоки, мне присуще умение как-то справляться с этим. Нужно только не оставлять надежду.
Я хочу находиться в более дружеских и духовных отношениях со своим умом. Ум не просто предмет для психоанализа, хотя не запрещено применять иногда и этот метод. Еще один метод, к которому можно прибегнуть Ц аргументум ад бакулум, то есть метод метлы и палки. Хотя в конечном счете я надеюсь добиться от ума добровольного сотрудничества.
Любезный ум, нравятся ли тебе предложения Рагхунатхи даса Госвами? Хочешь ли ты принять Сварупу Дамодару, Рупу Госвами, Санатану Госвами и других великих преданных своими шикша-гуру? У тебя есть возможность стать их учеником. В действительности, роль ума в бхава-севе необычайно важна. Поэтому наше преданное служение иногда называют манаса-сева. Все эти удивительные практики и умения могут стать нашими, если ты, любезный ум, будешь поклоняться и работать, как я советую тебе, основываясь на наставлениях лМанах-шикши».

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: