Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 89%

15 : 45
Тридцать пять кругов сделаны. Харе Кришна Харе Кришна Е произношу слоги, но не в уме, не в сердце. Пусть мой день и не полностью посвящен джапе, но как только появляется какая-то угроза прерывания моих занятий, я ощущаю сильную потребность в своей джапа-врате.
Я сел на стул, а он сломался. Когда я сел на землю, МВ вышел из дома с другим стулом. Я хотел передать благодарность его жене за ее стряпню Ц не хочется показаться неблагодарным, - но не сделал этого. То, что мне необходимо сделать, проскальзывает мимо. Харе Кришна, Харе КришнаЕ Я могу остаться таким, как сейчас, равнодушным, безответственным. Или нет?
Гаура-кишора дас Бабаджи находился в ином мире, когда взывал: лГде же Ты, Гаура? Радхика, где Ты?» Моя проблема в том, что я целиком в этом мире, но Харе Кришна Ц это голокера према-дхана хари-нама-санкиртана. Гудит трактор; холодный сильный ветер вырывает из рук тетрадь. Что нового по телефону?
Осталось два дня.

Шрила Харидас Тхакур сказал проститутке: лЯ дал обет совершать великое жертвоприношение Ц повторять определенное количесвто святых имен каждый день. Пока обет невыполнен, у меня нет других желаний. Когда закончу повторять, у меня будет возможность заняться чем-то еще» (Ч.-ч., Антья, 3.240-241).
Скоро эта врата для меня закончится. Завтра вечером встречусь с МВ, а потом еще одна встреча и прасадам в пятницу вечером Ц это последний день нашего воспевания. Потом загруженный день в субботу, а в воскресенье мы уезджаем. От моих занятий здесь не останется никакого следа, кроме этой книги? Нет, это не пройдет для меня бесследно.
Зеленой травы все больше,
но воздух ходоный, как прежде.
У меня есть своя комната,
и я повторяю в ней мантру:
слоги, адресованные каждому,
великую песнь освобождения,-
ту, что поют великие души,
и невеликие тоже.
Если прибавить еще пять кругов, будет сорок. Вы наблюдали когда-нибудь за тем, кто плетет корзины? Другим рабочим платят повременно, а ему за каждую готовую корзинку. Корзинщики учатся плести очень быстро, следя за временем и ловко перебирая пальцами. Но у них нет ни настоящей жизни, ни разума и преданности своему делу, за исключением простейшей. В любом случае, даже сравнивая себя с таким человеком, я должен признать, что производство мантр, по сравнению с производством пончиков, ботинок или корзинок, - нечто совсем иное. Даже несовершенным образом лизготовленная» маха-мантра может спасти меня от страха смерти.
Сижу час за часом,
маха-мантра, пожалуйста,
будь моим другом,
обучи меня этому искусству,
я не могу делать это сам,
но мне хочется повторять Тебя всегда.
Поэтому, будь добра,
сделай меня Своим слугой.
Вчера мои записи в это время были более последовательными. Сегодня я чувствую себя немного несобранным. Я по-прежнему погружен в свою джапу, а мое отношение к записям, скорее, такое: лЯ вам ничего не должен».
О, Мадху только что вернулся. Он стоит рядом с микроавтобусом. Я прекращаю ненадолго, пока он ждет рядом, когда я сяду в автобус. Все здесь позволяют мне заниматься тем, чем я хочу. Я продолжаю повторять. Я вам ничего не должен.
лЕ те, кто стремится достичь духовного совершенства, должны хранить обет молчания. Хранить молчание Ц значит говорить только о Кришне (кришна-катха)Е Мы тоже должны воспользоваться представленной нам возможностью и стать великими людьми: единственное, что для этого нужно, - это избегать пустых разговоров с нежелательными людьми. Мы должны либо говорить о Кришне, либо повторять мантру Харе Кришна, не отвлекаясь ни на что другое. Этот обет на санскрите называпется мауна-врата» (Бхаг., 4.24.71).

18 : 30
Пытаюсь завершить эту книгу. Невозможно подвести итог и сделать выводы, поскольку моя джапа Ц это по-прежнему что-то, что находится в стадии становления. Повесь табличку, как бывает в некоторых магазинах: лПросим прощения за беспорядок. Ремонт позволит нам повысит качество вашего обслуживания. Работы завершатся такого-то числа».
Что мне не удается обобщить:

1. Почему я не раскаиваюсь в своем недостатке преданности во время джапы. 2. Почему у меня нет привязанности и вкуса к святым именам, и как быть с этим. 3. Почему, когда я повторяю мантру, я не могу связать ее с лила-смаранам Ц и как быть с этим. 4. Почему я не могу лучше служить Шриле Прабхупаде и таким образом получить его благословения. 5. Какая из нама-апарадх удерживаает меня и что с этим делать. 6. Как быть с тем, что, вероятно, после этой враты я перестану уделять должное внимание джапе?

Бхакативинода прабху-чаране парийа
Сеи хари-нама-мантра лоило магийа
Шрила Бхактивинода Тхакур говорит: лПав к лотосоподобным стопам Господа Чайтаньи, я просил у него святое имя, и Он дал мне эту маха-мантру».
-лАрунодайа-киртана», часть 2, стих 5

Фотоснимок

Шрила Прабхупада возвращается с прогулки в Майяпуре. Это было еще до того, как были обустроены передние ворота, а также сады и фонтаны в форме лотосов и, конечно же, самадхи. Видна тростниковая хижина, в которой обычно жил Шрила Прабхупада. Он остановился на немощеной дороге поговорить с Джаяпатакой Свами, который слегка отпустил бороду. Наверное, соблюдает чатурмасью. Шрила Прабхупада шутит и улыбается, а на лицах двух его учеников, санньяси, - отражение его улыбки. Возможно, Шрила Прабхупада шутит с Джаяпатакой Свами по поводу чатурмасьи. Рядом с преданными на фотографии стоит черно-белого окраса собака, будто она принадлижит им. Приятные, светлые мгновения.
Всецело преданные духовному учителю слуги могут разделить с ним такие мгновения. Там, где сейчас сад и домики для приезжих, растет рис или что-то еще. Строительствов Майяпуре пока не завершено, но Шрила Прабхупада радуется постепенному воплощению в жизнь своих замыслов. Он знает, что таково желание Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Себя самого он рассматривает просто как инструмент в его руках.
Вечером в комнате он будет говорить о подключении электричества и доставке фонарей. Вспомнит свое детство в Калькутте или расскажет о Кришне как Верховной Личности Бога или маленьком мальчике пастушке. Он захватит наше воображение и пробудет любовь к Кришне. Будет снова шутить. И даст нам совершенное видение того, кем мы можем стать, если останемся в сознании Кришны. Он даст нам понять, что необходимо потрудиться, чтобы сделать Майяпур чудесным местом (что его преданные делают сейчас и будут продолжать). Собака на снимке лает.
К совершенству мы приходим благодаря практике. Можно выучить наизусть рассказ о том, как развить духовное тело, но так совершенным не станешь. Ребенок спрашивает маму: лВот вырастешь, тогда поймешь. Тебе незачем это объяснять. И даже если я сейчас объясню, ты все равно не поймешь». Нам необходимо развивать сознание Кришны. Нам необходимо общаться с расика-вайшнавами, жить во Вриндаване и преданно служить, занимая в этом свои чувства. Позвольте мне практиковать это точно так же, как сей час я практикую основы повторения святого имени. Наступит день, когда Кришна явит Себя. Сейчас мне нужно трудиться и умолять святое имя: лСкажи, когда же придеть этот день? Когда я перестану совершать оскорбления и в моем сердце появится вкус к чистому святому имениЕ Я буду покупать и воровать расы имени Хари, и, опьянев от чистого нектара святого имени, упаду без сознанияЕ Я буду непрестанно вкушать сладчайший нектар святого имени» (лКабе хаТбе боло», стихи 1, 7).
Но этого достичь, просто стоя в своей комнате и повторяя: лКогда во мне наконец проснется сострадание к падшим душам? Когда этот Бхактивинода забудет о личном счастье и, кроткий сердцем, пойдет по свету, смиренно прося всех исполнить священную волю Шри Чайтаньи Махапрабху?» (лКабе хаТбе боло», стихи 8).

23 апреля, 2 : 05
Проснулся немного позже, произнес молитвы и начал джапу с небольшим опозданием, поэтому первые шесть кругов были быстрыми. Шестой длился 6 минут 25 секунд. Читать джапу быстро Ц это хорошо, но мне, конечно же, следует молиться святым именам, чувствоваать их вкус и поклоняться им. Об этом мне больше ничего сказать. Я всегда неудовлетворен и всегда стремлюсь к большему. Возможно, я смогу преодолеть худшее и усовершенствоваться, но даже когда у меня получается лучше, я осознаю, что это все еще крохи.

Один мой знакомый преданный, который сомневался в могуществе святого имени (позже он перестал повторять его совсем), говорил мне, что не может сказать наверняка, был ли он обязан развитием своей духовной жизни повторению мантры или чему-то еще, например, чтению или милости Бога. Но мы не можем отказаться от выполнения главной рекомендации и установленной Шрилой Прабхупадой нормы в шестнадцать кругов.
Одно из моих достижений за время этой трехнедельной джапа-враты Ц это осознание важности шестнадцати кругов. Шрила Прабхупада говорил: лШестнадцать кругов Ц это мало. Мой духовный учитель обычно говорил, что того, кто повторяет меньше шестидесяти четырех кругов в день, следует считать падшим (патита)». лСогласно этому критерию, практически все мы падшие, однако то, что мы со всей искренностью и серьезностью стараемся служить Верховному Господу, позволяет нам надеяться на милость Господа Чайтаньи Махапрабху, которго называют патита-паваной, спасителем падших (лНектар наставлений», с. 51). Шрила Прабхупада снисходительно свел нас для нас норму до необходимого минимума. Вместе с тем, лчтобы достичь высокого качества в повторении мантры, необходимо избегать оскорблений святого имени. Механическое повторение не столь могущественно, как не содержащее оскорблений» (Ч.-ч., Ади, 10.43, комм.).
Мое повторпение не очень могущественно. Как я говорю, я Ц попрошайка. Молю Господа позволить мне служить с преданностью Ц таково мое бхакти. Но просить нужно искренне: лО Господь, я нуждаюсь в преданном служении Тебе. Пожалуйста, не отвергай меня. Высший вкус ускользает от меня пока, и мне поймать его, бегая за ним или удвоив свою норму. Это возможно только по Твоей милости». лО освободитель падших, пожалуйста, дай мне это сокровище, ибо мне некому помочь, кроме Тебя» (лПрартхана», песня 8, стих 3).
Подбираешь цитаты, котрые созвучны с твоей ситуацией. Но так тебе Кришну не ублажить. Ему нравится слушать священные писания и слова Своих чистых преданных, но только в том случае, если они исходят из уст Его искренних слуг, стремящихся доставить Ему наслаждение.
Мне не нравится думать, что Кришна жалует преданных в соответствии с их местом в какой-то иерархии, однако то, что некоторые из них способны наслаждать Его больше, чем другие, - правда. Он дает всем то, чего они хотят. лКак человек предается Мне, так Я и вознаграждаю его». Но у меня есть желание насладить Его. О Господь, позволь мне, пожалуйста, занять мое истинное место, пусть даже оно будет незначительным по сравнению с тем, что занимают другие преданные, и позволь служить Тебе, не завитдуя тем, кто лучше меня.
Однако каково же мое место? Эта рассеянная джапа Ц это не моя сиддха-сварупа. Я покрыт майей. Она не пропустит меня, потому что я не показал ей свое желание стать свободным. Значит, все мои заявления, а также славословия в адрес Кришны не принимаются всерьез. лО милостивейший, если Ты не одаришь этого несчастного Своей беспредельной милостью, что за польза во всех этих словах?» (лВилапа-кушуманджали», стих 103).
Шагая по пути искренностиЕ Ты вынужден страдать из-за того, что не поднялся на уровень близкого служения Кришне. Господь Чайтанья выразил это словами о том, что если бы Он дейстительно любил Кришну, то как бы Он мог жить в разуке с Ним? Я не получил милости в виде нектара харер-намы. Я говорю о том, что молю о ней. Но, не получив ее, я не испытываю боли. Пока у меня есть возможность есть и спать, я доволен. Я буду продолжать пытаться, но не хочу при этом чувствовать себя неудобно. Недостаток любви к Богу не вызывает во мне неудобста.
Поэтому первый серьезный шаг Ц это раскаяние. Я не могу достичь Тебя, и оттого я очень несчастенЕ Если я не чувствую себя несчастным из-за того, что у меня нет ТебяЕ это свидетельствует о том, что мое желание достичь Тебя не является очень сильным.

Когда нет встречи Ц есть разлука, но для чистого преданного каждое из этих состояний наполнено любовью к Кришне. Если любви к Кришне нет, то это просто пустота. Если ты чувствуешь эту лпустоту» в своей так называемой деятельности в преданном служении, но не сожалеешь об этом, то ты хуже самой этой пустоты. Нароттам дас Тхакур, я не могу процитировать твои слова так, как будто они мои собственные, но ты Ц друг всех падших душ, поэтому я повторяю слова твоих песен. Я воспринимаю тебя как своего друга. Ты выражаешь в словах боль и темную ночь души, через которую ей необходимо пройти: лО Господь Хари, все мои поступки неблагочестивы. Я попусту потратил свою жизнь, и любовь к Богу во мне так и не пробудилась. И мое сердце словно пронзила острая стрела» (лПрартхана», песня 8, текст 1).
лЕсли Ты сжалишься над ним и вытащишь его, схватив за волосы, из ямы, в которую его забросила иллюзия, а потом позволишь поселиться в Своей обители, Врадже, он воспримет это как самое большое благословение. А если этого не случится, его жизни настанет конец. Несчастный и падший Нароттама дас поет эту песню» (лПрартхана», песня 6, текст 4).
Шрила Прабхупада любил петь лХари Хари бифале», которая выражает такое же умонастроение. лСокровище любви к Богу низошло в этот мир из духовного мира, Голоки Вриндавана, в виде Движения санкиртаны (совместного воспевания святых имен Господа Хари). Почему же это пение так и не привлекло меня? И днем и ночью яд мирской суеты жжет мне сердце, но я по-прежнему отказываюсь принять противоядие» (лПрартхана», песня 4, текст 2).
На благо живых существ, Господь Чайтанья явился в облике сына Шачи, а Господь Баларама Ц в облике Господа Нитьянанда. Они помогли самым падшим душам возвыситься, заняв их пением святых имен. Подтверждением этой истины служит история Джагая и Мадхая. Шрила Прабхупада пришел спасти тысячи джагаев и мадхаев. Но почему же не меня?
Шрила Прабхупада, исполняя эту песню, вы приглашаете своих последователей присоединиться к вам и осознать ее значение. Вы не хотите, чтобы мы стали исключениями. Вы учите конкретному способу, которым можно удовлетворить Кришну, - став слугой Движения санкиртаны. У меня есть желание участвовать в вашем Движении, но иногда мне становится не по себе. Даже когда вы и ваши преданные указываете мне путь, по которому нужно идти, я чувствую себя слабым и неискренним. Я недостоин повторять слова Нароттама или принимать их как собсвенные, хотя иногда это происходит. Хотя мне не удается то одно, то другое, вы по-прежнему поддерживаете меня. Пожалуйста, не прогоняйте меня. Сейчас, воспевая святые имена, молю, чтобы капля бхакти вошла в мое сердце и я обрел способность поступать правильно. Я знаю, что вы хотите видеть дела, а не пустые слова.

Вот 11-й стих лМанах-шикши» Рагхунатхи даса Госвами:
лО доргой ум, чтобы получить возможность лично служить Шримати Радхарани и Гиридхари (Кришне), опьяненным любовными играми, и Их вечными спутниками, просто совершай вместе со Шрилой Рупой Госвами пять видов сладостного служения Господу Кришне: поклоняйся Ему, прославляй Его, медитируй на Него, слушай о Нем и приноси Ему поклоны (арчанам, киртанам, дхьяна, смаранам и пранама). И одновременно служи Холму Говадхану».
В своем комментрии лШри бхаджана-дарпана» Бхактивинода Тхакур недвусмысленно говорит, что в сравнении со вкусом супружеской любви и любовными играми все остальные расы во взаимоотношениях с Кришной лменее привлекательны». Далее он описывает смысл личного служения: лПреданное служение на уровне садхана-бхакти, первой ступени совершенства, больше напоминает деятельность ради профоормы. На этом уровне душа служит Господу на расстоянии, и это не является линым служением Ему».
Личное служение становится возможным, только когда преданный развивает свое изначальное духовное тело. В это время лсердце преданного на затрагивает ни печаль, ни сожалением, поскольку он полностью поглощен служением объекту своей любви, не испытывая ни капли стремления к самовозвеличению». Бхактивинода Тхакур объясняет, что випраламбха, разлука с Кришной, которая кажется мучительной, является еще одной разновидностью экстатического чувства, и ее нельзя сравнивать с мирской печалью.
Меня поразило прямое высказывание Бхактивиноды Тхакура о том, что садхана-бхакти Ц это просто деятельность ради проформы. К этому нужно прислушаться не только мне, а нам всем. Это помогает уйти от ошибочных представлений о самом себе, как о более возвышенных, чем мы есть на самом деле. Но это не должно нас расхолаживать. Так мы понимаем, в чем цель повторения святых имен. Если нам кажется, что цель в том, чтобы просто стать чуть-чуть внимательнее и повторить несколько лишних кругов Ц как мы можем жить ради этого? Наше внутренее ля» не удовлетворится такой целью.
Мы не пытаемся убедить себя в том, что Кришна существует, в то время как Его нет. Нам необходимо четко видеть свою цель, совершая садхану. Есть кое-что выше садханы. Наше предназначение Ц служить Радхе и Кришне в Их супружеских играх. Это отличается от нашего служения на расстоянии на уровне садхана-бхакти.
Кроме того, Бхактивинода Тхакур дает прямое и ясное определение личному служению. Это означает, что ты живешь во Вриндаване и подаешь орехи бетеля Радхе и Кришне. Все, что этому предшествует, - всего лишь часть нашего приближения; это косвенное. Данное определение также рассеивает все самодовольные мысли по поводу того, что мы уже служим Им лично.
Это напоминает мне первый очерк Шрилы Прабхупады, написанный им в виде подношения духовному учителю. Там сказано: лЛично у меня нет надежды на какое-то непосредственное служение в течение миллионов жизней». Нас могут удивить эти слова. Конечно же, мы видим смирение, с которым они сказаны, но сейчас нам также ясно, что он имел в виду под лнепосредственным служением».
Крошечная обусловленная душа, услышав, что ее цель так удивительна, но в настоящее время очень далека, если у нее есть искренняя преданность Господу, не испугается (хотя может чуть-чуть приуныть). Например, когда Мукунда дас услышал, что он не обретет личного общения с Господом Чайтаньей в течение миллионов жизней, он начал танцевать в экстазе. Он был рад тому, что это хотя бы возможно.
Как сосредоточиться на том, чего мы хотим достичь в будущем? Как достичь этого? Это в наших руках. Сильное стремление к этому поможет нам сосредоточиться: лВот что является моей целью. Это не просто цель, указанная в священных писаниях, а моя личная цель. Мне не подходит ничто другое. Сейчас я понимаю, в чем предназначение моей жизни. Так, позвольте мне действовать не отвлекаясь, ради достижения своей цели».
Рассеянность ума во время джапы Ц это, и правда, несчастье. Из-за этого я теряю из виду свою цель Ц каждое мгновение жизни посвящать служению Кришне. Бхактивинода Тхакур так прекрасно описывает, как, когда человек действительно входит в любовное состояние, в котором он не желает ничего, кроме счастья Радхи и Кришны, он не испытывает больше ни страданий, ни грусти. Разумеется, все происходящее у нас в жизни может нас расстроить, поскольку не согласуется с нашими планами по наслаждению своих чувств. Но ничто не может воспрепятствовать нашему желанию служить Кришне, кроме нашего собственного нежелания или недостатка преданности.
Для меня крайне важно развивать в себе веру и сохранять фундамент, садхану. Слушание о высших расах не лишает меня добросовестности в следовании основам садхана-бхакти, но позволяет лучше осознать, что я должен построить на прочном фундаменте внимательного воспевания и слушания.
Иногда я представляю, как люди спрашивают меня, что дает мне повторение святых имен. Думаю, ответы были бы разные, в зависимости от того, кто спрашивает. Если бы спросил непреданный и с некоторым вызовом, то мне пришлось бы ответить осторожно, рассказав об удовлетворении, которое я психологически испытываю, когда очень серьезно тружусь, следуя своему духовному призванию. Я бы сказал еще что-нибудь о том, что повторение помогает осознать реальность существования Бога. Еще я испытываю удовлетворение от того, что таким образом служу своему духовному учителю.
Но если бы вопрос был бы задан более благожелательно, то я сказал бы, что извлекаю из этого то, что вкладываю. Иначе говоря, преданность святому имени наполняет мою жизнь преданностью. Почувствовав ответные действия со строны святого имени, я стану более удовлетворенным и не буду требовать чего-то большего.
Сухость и невнимательность обусловлены моим недостатком преданности. Все знают, что такое быть преданным. Люди преданы своим семьям или своей работе. Их сознание на самом деле поглощено тем, чем они занимаются. Обычно мы видим, что преданность приносит хорошие результаты. Поэтому, если я буду проявлять преданность своей джапе, я смогу повторять мантру и дальше, поскольку преданность Ц это само по себе вознаграждение. Кришна даже говорил гопи, что они покорили Его именно преданностью и что Он не в состоянии отплатить им за нее. Он просил их черпать удовлетворение в своих собственных благих деяниях.
Я стремлюсь развить в себе преданность самому высшему, самому благодарному виду духовной деятельности Ц повторению святых имен. Возможно, мне придется миллионы жизней ждать того момента, когда я смогу лично служить Радхе и Кришне во Вриндаване, но уже в ближайшее время, даже сейчас, я могу вложить свою преданность в садхана-бхакти. Если я это сделаю, это будет больше, чеми деятельность просто ради проформы. И хотя я буду находиться на расстоянии, потому что я по-прежнему несовершенен, все же я могу слушать о личном служении Шримати Радхарани, которое совершает Рагхунатха Госвами в своем облике Рати-манджари. Я могу слушать о служении Рупы Госвами в облике Рупы-манджари и об играх Радхи и Кришны. Таким образом я могу проводить свои дни с пользой и в этой жизни.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: