Sponsor's links:
Sponsor's links:

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

М А Д Х У Р Ь Я К А Д А М Б И Н И

Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур

П Е Р В Ы Й П О Т О К Н Е К Т А Р А

СВЕРХПРЕВОСХОДСТВО БХАКТИ

Мангалачарана

хрид-вапре нава-бхакти-шасйа-витатех сандживани свагама
рамбхе кама-тапартту-даха-дамани вишвапаголласини
дуран ме мару-шакхино 'писараси-бхавайа бхуйат прабху-
шри-чаитанйа-крипа ниранкуша-маха-мадхурйа-кадамбини


    Милость Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху, воплощения высшей сладости, подобна непрерывному потоку дождя, который орошает росток преданного служения, посаженный в сердце преданного, и уничтожает палящий зной вожделения, наполняя восторгом реку живых существ вселенной. Отныне, пусть эти облака милости Господа принесут удовлетворение и покой этой некчемной душе, подобной засохшему в пустыне дереву. Я снова и снова в почтении склоняюсь перед Шрилой Рупой Госвами, возлюбленным Господа, по чьей милости мой разум постиг бхакти во всем многообразии его рас.

бхактих пурваих шрита танту
расам пашйед йад-атта-дхих
там науми сататам рупа-
нама-прийа-джанам харех


    Махаджанами прошлого ( Прахладой, Дхрувой, Кумарами ) был дан путь бхакти, и теперь по милости Шрилы Рупы Госвами каждый, обладающий разумом, может увидеть бхакти во всей полноте рас. Я постоянно приношу свои поклоны тому, кто очень дорог Господу.


    Мы продолжим на основании доказательств из писаний ( шабда прамана ), которые являются лучшими из всех видов доказательств. В Тайттирья Упанишад, шрути, после описания различных уровней сознания ( анна-майа, прана-майа ) говорится, что Брахман ( ананда-майа ) является прибежищем или основой всего сущего: брахма пуччхам пратиштха ( 2.5.2 ). Это указывает на то, что Брахман, прибежище всего сущего, превосходит даже анандамайа пурушу. И далее в том же писании говорится =расо ваи сах расам хй евайам лабдхвананди бхавати= ( Господь есть олицетворение расы. Достигнув этой расы, джива познает блаженство ). Это утверждает верховное положение Господа в его форме расы.


    В этой связи, Шримад-Бхагаватам, сливки Веданты и царь всех летописей, описывает Господа как воплощение расы, или наслаждения. малланани асинир........ ( Для борцов Кришна предстает в облике молнии, для обычных людей он представляется лучшим из людей, а для женщин - обворожительным Купидоном )


    В Бхагавад-гите Господь Сам говорит о Себе: брахмано хи пратиштхам ( Я - основа безличного брахмана )


    Таким образом Абсолютная Истина, эта блаженная, трансцендентная Верховная Личность есть никто иной как Шри Кришна, сын Царя Враджа, обладающий совершенным телом, и трансцендентными шуддха-саттва именем, формами, качествами и развлечениями. Этот блаженный Господь становиться доступен восприятию человеческого уха, глаз, ума и разума не по какой-либо материальной причине, но лишь по Своему собственному желанию, также как по Своему желанию он нисходит в материальный мир в образе Кришны, потомка династии Йаду или Рамы, потомка династии Рагху.


    Также как явление Господа не имеет под собой никакой материальной причины, так и Его внутренняя энергия, преданное служение (бхакти), не зависит ни от какой материальной причины.


    В этой связи в Первой Песни Шримад-Бхагаватам говорится:

са вай пумсо паро дхармо йато бхактир адхокшадже, ахайтукй апратихата йайатма супрасидати
    Высшей дхармой для всех людей является та, что порождает немотивированную и постоянную преданность Вишну, и приносит полное удовлетворение душе


    Слова =ахайтуки= ( немотивированная ) указывает на то, что преданное служение не имеет под собой никакой материальной причины ( хету ).


    Далее, в таких высказываниях как =йадриччхайа мат катхадау=, =мад бхактим йадриччхайа= и =йадриччхайаивапачита=, слово йадриччхайа следует понимать, как "по своему собственному желанию". Словарное значение слова йаддричхайа - полная независимость. Иногда это слово толкуют как "нечаянная удача", однако это значение неуместно в данном случае, поскольку если речь идет о случайной удаче, то возникает вопрос об изначальной причине этой удачи: является ли ее причиной материальная благочестивая деятельность =шубха карма= или нет? Если принять, что счастливая возможность дается человеку в результате его благочестивой деятельности, то значит, что бхакти в конечном счете порождено материальной кармой. Таким образом бхакти ставится в зависимость от материальной кармы, что в свою очередь противоречит независимой и самопроявленной природе бхакти. И даже если принять тот факт, что счастливая возможность преданного служения выпадает человеку в результате благочестивой деятельности, то окажется невозможным описать это словами или понять с помощью разума. В конечном счете подобное утверждение безосновательно и не может быть принято за истину.


    Можно также допустить, что причиной бхакти является милость Господа, то какова причина этой милости? Таким образом и это предположение, дающее повод к дальнейшим поискам, не может быть окончательным.


    Если мы предположим, что причиной бхакти является абсолютная, необоснованная и беспричинная милость Господа, то придем к выводу, что Господь проявляет пристрастие, поскольку эта беспричинная милость, несмотря на всю ее беспричинность, не достается всем в равной степени. Господь действительно отдает предпочтение Своим преданным, но эта привязанность, проявляющаяся в том, что Он оберегает Своих преданных от всех бед, не указывает на недостаток в Господе, но наоборот является украшением Его характера. Эта главное из всех качеств Господа - Его любовная признательность к преданным - словно могущественный царь, подчиняет себе все противоречия, о которых пойдет речь в восьмой главе.


    На предположение о том, что причиной бхакти является беспричинная милость преданного Господа, можно возразить, что, раздавая эту милость, преданный, как и Господь не должен делать различий. Но, по поведению мадхьяма-бхакты, видно, что он далеко не беспрестрастен: он испытывает прему по отношению к Господу, дружит с преданными, являет свою милость невинным и избегает тех, кто враждебны бхакти. К тому же, Господь, который подчиняется Своему преданному, ставит Свою милость в зависимость от его милости. Таким образом последнее предположение не содержит в себе противоречий.


    И все же... причиной милости преданного является бхакти в его сердце. Не имея бхакти, преданный не мог бы раздавать свою милость другим. Так мы снова возвращаемся к самопроявленной и независимой природе бхакти.


    Таким образом, в высказывании =йах кенапй атибхагхена джата шраддхо сй севане= ( тот, кто обрел веру в Господа в результате ни с чем не сравнимой удачи ), слово =атибхагхена= ( необычайная удача ) следует понимать как обретение милости преданного, которая превоскодит ( атикрама ) результаты материального благочестия ( шубха карма ).


    Мнение о том, что преданный, который во всем зависит от Господа, сам не может быть источником милости, ошибочно. Господь Сам ставит себя в подчиненное положение по отношению к Своему преданному и наделяет его могуществом по своему желанию раздавать милость Бога. Хотя Господь, в форме Параматмы, может видеть, что джива действует своими внешними чувствами, полученными ею в результате ее прошлой деятельности ( и в этом отношении не дает полной независимости даже Своим преданным ), тем не менее Он оказывает им особую милость, наделяя их могуществом одаривать милостью других. В Бхагавад-гите Сам Кришна говорит о своей милости, как о единственном способе достичь Его вечного духовного царства. Эта милость проявляется в форме крипа шакти, то есть через преданных Господа.


    Хотя писания изобилуют утверждениями ( швеччаватара чаритаих... швеччха майасйа...), из которых явствует, что Господь воплощается в материальном мире по Своему собственному желанию, тот, кто обладает материальным видением, может считать, что Господь делает это ради того, чтобы облегчить бремя земли. Подобно этому, иногда говорится, что предписанная деятельность ( карма ), совершаемая без привязанности к результатам ( нишкама ) позволяет достичь бхакти. В подобных утверждениях нет ошибки. Однако в Одиннадцатой Песни Шримад Бхагаватам ясно говорится, что ни благотворительность, ни аскезы, ни что бы это ни было еще не могут стать причиной бхакти:

йан на йогена санлхйена дана врата тапо дхвараих
вйадхйас вадхйайа саннйасаих прапнуйад йатнаван апи


    С другой стороны есть также утверждение о том, что благотворительность, аскезы и т.д. МОГУТ стать причиной бхакти

дана врата топ хома джапа свадхйа санйамаих, шрейобхир вавадхайш чанйашх кршне бхактир ри садхйате


    ( Преданность Кришне достигается благотворительностью, совершением аскез, хомы, джапы, изучения писаний, контроля чувств и прочей благочестивой деятельности )


    Однако это относится к бхакти в материальной гуне благости, достижимой с помощью метода гьяны, и не имеет ничего общего с трансцендентной бхакти, источником премы. Безусловно, можно растолковать благотворительность как принесение жертв Вишну и вайшнавам, врату или аскезы как соблюдение экадышей, а тапас как отречение от материальных наслаждение ради достижения Господа. Таким образом получится, что речь идет об ангах или процессах садхана-бхакти. А утверждение о том, что бхакти можно достичь, следуя этим процессам преданного служения, абсолютно обоснованно, но это опять же значит, что причиной бхакти может быть только бхакти. Таким образом беспричинная природа бхакти доказана в который раз и этим можно расставить все точки над и.


    Более того в таких стихах, как =шрейах сатим бхактим удасйа те вибхо=, =ко вартха апто бхаджатам сва дхарматах=, =пурваива бхуман бахаво пи йогинах= говорится о том, что достижение успеха на поприщах гьяны, кармы и йоги всецело зависит от бхакти, тогда как достижение высшей ступени бхакти, премы, не в коей мере не зависит от гьяны, кармы и йоги. Напротив, говорится, что присутствием в бхакти таких элементов как гьяна, карма и йога, нарушается его чистота:
    на джнанам на ча ваирагьям прасан шрейо бхувед иха ( Гьяна и вайрагья являются препятствием на пути бхакти )
    дхарман..... ( тот, кто отказывается от всех иных методов и просто поклоняется Мне, есть лучший из людей )


    Зависимость кармы, гьяны и йоги от бхакти следует принимать как неоспоримый факт. Более того, бхакти производит результаты кармы, гьяны и йоги в качестве побочных продуктов, и нисколько не зависит от них в своих собственных результатах. Говорится:
    йад марабхир йат тапаса джана ваирагйа са йат...


    сарван мад бхакти йогена мад бхакто табхае нджаса ( то, чего обычные люди достигают благодаря карме, тапасу, гьяне и вайрагье, само собой приходит к Моему преданному через преданное служение )
    бхагавад бхакти хинасай джатих шастрам джапас тапах


    апранасйева дехасйа мадананам лока ранджанам ( без преданности Господу хорошее рождение, знание писаний, джапа, тапас подобны украшениям мертвеца )


    Таким образом при отсутствии бхакти, все остальные методы не приведут к желаемому результату. Следовательно джнана, йога и т.д. зависят от бхакти.


    Более того во многих местах смрити говорится о зависимости кармы, йоги и гьяны от чистоты, места, времени, особенностей характера человека, орудий и метода исполнения. Тогда как бхакти не зависит ни от каких условий:
    на деша нитйамас татра на кала нийамас татах
    ноччхистадау нишедхо сти харер намани лубдхака ( повторение имени Господа не зависит от обстоятельств, времени, места, уровня чистоты или чего то еще )


    Бхакти не зависит даже от веры.
    шакрда апи паригитам шраддайа хелайа ва
    бргувара нара матрам тарайет кршна нама ( Любой, кто лишь однажды произнесет имя Кришны, с верой или без веры, достигнет освобождения )


    Бхакти не зависит даже от чистоты. Имя Господа, произносится ли оно чисто или нет, способно освободить падшую душу. Однако этого нельзя сказать о карме или йоге, где отклонение от предписанного стандарта сильно препятствует достижению цели.
   мантро хинах сварато вамато ва митхах прайукто на там артхам аха


йатхендра сатрух сварато парадхат са ваг ваджро йаджаманам хинасти


    ( Если мантра произноситься с неверной интонацией или произношением, то она не только не возымеет эффекта, но приведет к нежелательным последствиям )

Необходимость внутренней чистоты для занятий гьяна йогой бес-

спорна. К тому же гьяна йога в какой-то степени зависит от карма йоги, поскольку достичь стадии гьяны, можно только очистив сердце, а чистота сердца достигается совершением деятельности без желания наслаждаться ее плодами. Поэтому если практикующий метод гьяна-йоги случайно совершает какой-либо неблаговидный поступок, он падает до уровня вантаси, или поедателя рвоты. Поступки Камсы, Хираньякашипу и Раваны отнюдь не дают повода прославлять их, хотя они и были великими гьяни.

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: