Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 15%

С другой стороны, на путь бхакти может встать даже тото, кто

освернен похотью, поскольку в процессе преданного служения похоть и все остальные пороки изчезают. Даже если преданного иногда касается скверна камы, писания никогда не умаляют его положения. (апи чет судурачаро бхаджате мам ананьа бхак, вадхйамано пи мад бхакти...)


    Слуги Господу Вишну признали Аджамилу преданным. Лишь благодаря неосознанному повторению имени Господа, люди, подобные Аджамиле, повсюду известны как преданные Господа, хотя их повторение по идее является нама абхасой ( нечистым ).


    Итак, в занятиях гьяной, кармой и йогой существенную роль играют внутренняя и внешняя чистота, орудия исполнения и т.д. а их отсутствие затрудняет продвижение к цели. Что же касается бхакти, то оно само по себе является источником жизни для этих методов самоосознания. В отличие от этих зависимых методов, на независимое бхакти никогда не влияют материальные успех или неудача или их отсутствие.


   Только невежда может считать бхакти средством достижения уровня гьяны, поскольку бхакти стоит выше самой цели гьяны, мокши.
    муктим дадати кархичит сма на бхактийогам ( Господь легко дарует освобождение, но не бхакти )


    муктанам апи сиддханам нарайана парайанах
    судурлабхах прасантатма котишвапи махамуне

( Даже среди тысяч освобожденных гьяни и достигших совершенства йоги редко встретишь преданого Нараяны )

Даже если иногда кажется, что гьяна занимает по отношению к

бхакти более высокое положение, то причина этого только в том, что бхакти по своей милости играет роль ее помощника. Господь Упендра, желая оказать поддержку Индре, занял по отношению к нему подчиненное положение, но этим Он продемонстрировал не свою зависимость, а Свою великую милость. Точно также бхакти по своей милости, через посредство саттва-гуны становится придатком гьяны только для того, чтобы оказать ей поддержку. Таково понимание разумного человека


бхактйа санджатайа бхактйа

Плодом бхакти является према. Это высшее совершеннство человеческой жизни ( намного превосходящее артху, дхарму, каму и мокшу ).


    Таково описание ни с чем не сравнимой, вездесущей, полностью независимой, самопроявленной и неисчерпаемой природы великой энергии бхакти, неотличной от природы Самого Верховного Господа, источника бхакти. Если кто-то до сих пор предпочитает бхакти другие методы, то ему можно посочувствовать в отсутствии здравого смысла и рассудительности. Что еще можно можно сказать о таком человеке? Того, кто, получив человеческое тело, отказывается принять путь бхакти, вовсе не следует считать человеком:


    ко ваи на севета винанаретарам

( Кто, кроме животного, может отказаться от служения Господу? )

Глава 2 ВТОРОЙ ПОТОК НЕКТАРА

В этой книге читатель не найдет обширной полемики на тему дуализма и монизма (притивопоставления бхакти и гьяны), те же, кто заинтересован в этом, могут обратиться к другой книге под названием Айшварья Кадамбини

Исполняющий желания росток чистой бхакти, проросший в поле сердца, дает прибежище тем преданным, которые твердо следуют обету ( дхридха врата) не стремиться ни к чему, кроме бхакти, и которые, подобно пчелам ( мадху врата ) одержимы желанием вкушать только нектар. Источником жизни для этого растения является любовная привязанность к Господу и преданному служению. Словно философский камень, одним своим присутствием она освобождает сердце от железного хлама материальных качеств и наделяет его чистейшим золотом духовных качеств (бхакти). Пробившись из-под земли, росток тянется вверх и на нем появляются первые два листка, блистательные плоды садхана-бхакти. Первый лист называется клеша гхни ( уменьшение страданий ), а второй - шубха да ( появление благих качеств ). Выпуклая гладкая верхняя поверхность этих листков, насыщенная спонтанным желанием всего, что имеет отношение к Господу и неодолимым влечением к Господу в определенных отношениях с Ним ( йешам ахам прийа атам сутас ча пер. Я играю роль их возлюбленного сына ), является царством, где правит царь =рага=.

Нижняя шершавая поверхность листов, которая представляет собой негативную сторону процесса, ограниченного указаниями писаний и характеризующегося недостатком спонтанной, глубокой привязанности к Господу, вызванной отсутствием чистых взаимоотношений с Ним, является владениями царя =ваидхи=. Однако, и в =рага= и в =ваидхи бхакти= качества =клеша гхни= ( уменьшения страданий и греховной деятельности ) и =шубха да= (появление благих качеств) присутствуют в равной степени.

К Л Е Ш А

( Буквальное значение этого слова - страдания или несчастье, но в данном случае оно означает причину страданий. Клеши вликут за собой греховные и благочестивые поступки, которые приводят либо к неудаче ( материальным страданиям ) либо к удаче ( материальному счастью ).

Клеши бывают пяти видов


   1. авидья: невежество, проявляющееся в том, что мы ошибочно принимаем то, что преходяще за вечное, то, что исполнено страданий за блажество и то, что отлично от нашей истинной сущности за таковую.


   2. асмита: ложное эго, или мышление в рамках телеской концепции я и мое.


   3. рага: привязанность к материальным наслаждениям и стремление к материальному счастью


   4. двеша: ненависть, неприятие страданий и всего, что служит их причиной


   5. абхинивеша: привычки или пристрастия, сохраняющиеся с прошлых жизней, стремление действовать в соответствии с ними; привязанность к материальному телу и страх смерти


   Эти пять клеш также включают в себя стадии созревания греховных реакций прарабдха ( созревшие ), апрарабдха ( несозревшие ), рудха ( в форме ростка ) и биджа ( в форме семени ).


   К благим качествам ( шубха ) относятся: равнодушие к материальной деятельности, влечение к Верховному Господу, дружелюбное отношению к Господу, сострадание, всепрощение, правдивость, простота, беспристрастие, стойкость, сдержанность, почтительное отношение к другим, смирение и желание делать добро ближним. Об этом говорится в следующих стихах:
    сарваир гунаис татра самасате сурах... ( Преданный обладает всеми качествами полубогов )


бхактих паресанубхаво вирактир анйатра сайша трика ека калах

( Преданность, или влечение к Господу и отречение от всего материального сопутствуют друг другу )


Под этим следует понимать, что два названных выше признака ( уме-

ньшение страданий и приобретение благих качеств ) проявляются одновременно. Однако поскольку эти два листка бхакти развиваются неравномерно, на последующих стадиях преданного служения возможна некоторая нестабильность между уменьшением нежелательных качеств ( ашубха ) и появлением благоприятных ( шубха ). Хотя эти тонкие моменты очень трудны на понимания, разумный человек может разобраться в них, внимательно изучая соответствующие последствия.


   Вступая на путь преданного служения, человек развивает шраддху или веру. Шраддхой называют (1) твердую веру в слова писаний, описывающих процесс бхакти а также (2) сильное стремление следовать тому, что говорится в этих писаниях ( это желание действует как стимул преданного служения ). Эти два типа веры могут развиться как естественным образом так и в процессе регулируемой практики.


   Затем, приняв пребежище лотосных стоп гуру, человек получает от него надлежащее руководство, и, следуя его наставлениям, начинает жить в обществе преданных, поддерживая дружественные отношения с преданными одного с ним уровня и извлекая пользу из общения с осознавшими себя душами.


   На следующей стадии человек начинает заниматься различными видами преданного служения. Эта стадия называется бхаджана-крийа или практическим преданным служением. Оно в свою очередь делится на две категории: неустойчивое ( аништхита ) и устойчивое ( ништхита ). Неустойчивое преданное служение состоит из шести последовательных ступеней: ложный энтузиазм, или сантиментальное преданное служение ( утсаха майи ); резкие взлеты и падения, или зависимость преданного служения от внешних обстоятельств ( гхана тарала ); неустойчивость на уровне ума ( вйудха викалпа ); объявление войны чувствам, или попытки отрешиться от материальных наслаждений (вишайа сагара); неспособность следовать принятым обетам ( нийамакшама ); наслаждение в гуне благости ( удовольствие на поверхности океана бхакти ) ( таранга рангини )


утсаха майи Подобно ребенку, который едва научившись читать, на-

чинает считать себя великим ученым, достойным всеобщего восхищения, человек, только что вставший на путь преданного служения, может возомнить, что уже достиг совершенства. Такого начинающего преданного называют утсахамайи, или одержимым ложным энтузиазмом.


гхана тарала Ребенок может иногда проявлять неподдельный интерес

к учебе, а иногда, из-за неспособности понять предмет и из-за недостатка истинного вкуса, становиться к ней совершенно безразличен. Точно также, преданный-неофит иногда с энтузиазмом выполняет преданное служение, а иногда проявляет к нему полное безразличие. Это чередование энтузиазма и апатии называется гхана-тарала ( взлеты и падения ).


вьюдха викалпа Дожить ли мне остаток своей жизни в кругу моей

семьи, помогая своей жене и детям развивать сознание Кришны и поклоняться Господу, или лучше оставить их всех и уехать во Вриндаван и достичь истинного совершенства, посвятив себя слушанию и повторению святого имени? Может быть есть смысл подождать отказываться от всех материальных наслаждений, до тех пор, пока я по-настоящему не разочаруюсь в них и не пойму, что материальный мир это просто пламя страданий, или стоит отказаться от всего прямо сейчас? Должен ли я считать семейную жизнь подобной смерти, глубокому колодцу, поросшему травой и оставить семью, пока молод? Или лучше сначала дождаться, пока умрут мои старые родители, а потом принять отречение? Но если я приму отречение, не имея достаточной духовной подготовки, то меня будут постоянно тревожить мысли о семейной жизни. А если я умру в таком состоянии ума, то непременно попаду в ад. Такое отречение не принесет мне ничего хорошего. Поэтому до поры до времени, я буду просто работать, чтобы поддерживать свое тело, а потом, когда достигну исполнения всех материальных желаний, поселюсь во Вриндаване и буду круглые сутки поклоняться Господу.


   Как отмечается в писаниях, неверно думать, что бхакти является продуктом отречения, правельнее было бы сказать, что бхакти дает стимул к отречению от материального мира, ибо отречение зависит от бхакти. Но если человек принимает санньясу, ему можно не волноваться о том, как достать пропитание, поскольку где бы он ни находился, ему повсюду жертвуют пищу. Но с другой стороны, семейная жизнь является тюрьмой только для тех, кто привязан к ней. Если человек становиться преданным, семейная жизнь не представляет для него угрозы. Таким образом ум преданного постоянно колеблется, взвешивая преимущества семейной жизни и отречения.


   Что лучше, повторять или слушать, или может заниматься физическим служением? А не заняться ли мне выполнением всех видов преданного служения, как Амбариша Махараджа?


   Когда ум преданного постоянно занят принятием всевозможных решений, это называется вьюдха-викалпа или, чрезмерной склонностью к спекуляциям.


вишайа сангара вишайавишта читтанам вишнвавешах судуратах варуни диг гатам васту враджннаиндрим ким апнуйат

( Тот, чье сердце окутано материализмом не способен достичь преданности Вишну. Может ли человек, идущий на восток, поймать то, что летит в противоположном направлении? )


   Когда преданному начинает казаться, что он не сможет достичь устойчивости в служении Кришне без отречения от чувственных наслаждений, он решает покончить со всеми материальными привязанностями ( например, больше никогда не есть сладкого )...Однако его попытки отречения часто кончаются тем, что он еще больше привязывается к тому, от чего хотел отказаться. О таком человеке говорится в Бхагаватам:


джушаманас ча тан каман паритийаго пи анишвара

( Тот, кто неспособен контролировать чувства, может пытаться игнорировать свои материальные желания, но в итоге вожделение одерживает над ним верх )


    Эта упорная борьба преданного со своей врожденной склонностью к чувственным удовольтвиям, в которой он иногда побеждает, а иногда терпит поражение, называется вишайа сагара, или объявление войны чувствам.


   нийама акшама Когда преданный принимает решение: С сегодняшнего дня я буду повторять такое-то количество кругов и предлагать в день столько-то поклонов. Я буду постоянно служить преданным, прекращу говорить о том, что не относится к Господу и буду всячески избегать общества людей, занятых разговорами на мирские темы, но если несмотря на ежедневное принятие таких обетов, он не находит в себе сил следовать им, то это называется нийама-акшарой, или неспособностью осуществить принятое решение. В отличие от вашайа-сагары, неспособности отказаться от материальных привязанностей, нийама-акшара проявляется в неспособности улучшить свое преданное служение.


   таранга рангини Хорошо известно, что сама природа бхакти исполнена притягательности, и потому преданный, являющийся обителью бхакти, становится привлекательным для всех людей. И как говорят в народе: Обретая признание других, человек становится богатым Бхакти предоставляет человеку все возможности обрести материальную славу, почет и поклонение, которые являются сорняками, окружающими растение бхакти. Стремление к наслаждению ( ранга ) этими тремя формами материального успеха, которые являются всего навсего небольшими волнами ( таранга ) на поверхности океана бхакти, называется таранга рангини, или наслаждение материальными результатами преданного служения.

Глава 3 ТРЕТИЙ ПОТОК НЕКТАРА

( анартханиврити : очищение от скверны материальных качеств )


   За стадией бхаджана крийи следует стадия анартханиврити, или освобождение от нежелательных качеств, служащих припятствием на пути бхакти. Анартхи бывают четырех видов, соответственно причине возникновения: 1) порожденные прошлой греховной деятельности, 2) возникшие в результате прошлых благочестивых действий, 3) являющиеся результатом оскорблений в преданном служении, 4) возникающие при неправильном исполнении преданного служения.


   (1) Анартхи, причиной которых является прошлая греховная деятельность соответствуют вышеупомянутым пяти клешам: невежество, ложное эго, привязанность, ненависть, и нежелательные привычки.
   (2) Анартхи, являющиеся продуктом прошлой благочестивой деятельностью проявляются в привязанности к ее результатом ( чувственные наслаждения в саттва гуне, мукти ). Некоторые причисляют анартхи, порожденные благочестивой деятельностью к категории клеш ( поскольку стремление к бхукти и мукти лишает человека бхакти, и следовательно продляет срок его заключения в материальном мире ).


   (3) К анартхам, возникающим в результате оскорблений относятся последствия нама апарадх. Сева апарадхи, или оскорбительные действия по отношению к Господу ( входить в храм в обуви или вьезжать на паланкине т.д. ) сами по себе не могут служить причиной возникновения анартх, поскольку в большинстве случаев их последствия нейтрализуются постоянным преданным служением, повторением святого Имени и чтением стотр, которые способны аннулировать последствия любой сева апарадхи. Однако, если преданный теряет бдительность и пользуется вышеупомянутыми очистительными методами специально для того, чтобы предотвратить последствия своих сева апарадх, то его сева апарадхи превращаются в нама апарадху, или преднамеренное овершение грехов в расчете на могущество святого имени. ( Слово нама в словосочетании нама апарадха относится не только к святому имени, но также ко всем ангам ( видам ) преданного служения, среди которых повторение имени Господа занимает высшее положение ).

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: