Sponsor's links:
Sponsor's links:
Бхактивинода Тхакур
ШРИ ХАРИНАМА ЧИНТАМАНИ
Части книги:
К началу текста
»»»
1
2
3
4
Оглавление:
ВВЕДЕНИЕ Биографические очерки Шрилы Харидаса Тхакура Эта книга не предназначается для неверующих материалистов. Лишь те, кто развил в себе непоколебимую веру в Господа Чаитанйу и метод воспевания Святого Имени, достоин узнать предметы, обсуждаемые здесь. Из всех sadhaka, совершающих бхакти-йогу на разных уровнях садхана-бхакти, наилучшим является тот, кто убежден, что лишь воспеванием Святого Имени достигаются все совершенства. Господь Чаитанйа Сам дал это наставление в своей Шри Шикшаштаке. Шрилу Харидаса Тхакура Он посвятил в намачарйи, т.е утвердил его духовный авторитет в воспевании Святого Имени Господа. Тщательное изучение авторитетных источников позволило найти следующие сведения о жизни Шрилы Харидаса Тхакура. Он родился в мусульманской семье, проживавшей в деревне Будхам неподалеку от Ванаграма в Западной Бенгалии. Духовные склонности, сформировавшиеся в его прошлых жизнях, проявились у него в самом раннем возрасте; впоследствии он оставил дом и семью, полностью обратившись к преданному служению. В лесу Бенапаса он соорудил себе маленькую хижину и приступил к интенсивному воспеванию и медитации. Злонамеренные люди мешали его бхаджане, и поэтому он оставил свою хижину, переселившись в святое место на берегу Ганги. Но и там бессовестные люди подослали ему юную проститутку, надеясь, что он нарушит свои духовные обеты. Но ее очистило воспевание Шрилы Харидаса Тхакура; она стала преданной, отбросив свои прежние занятия. Шрила Харидас Тхакур посвятил ее в харинаму и поселил в своей хижине в Бенапасе, а сам ушел из этой области. Погруженный в воспевание Святого Имени, он странствовал по берегам Ганги, пока не дошел до дома Шрилы Йадунандана Ачарйи в Сантаграме. Он стал частым гостем Хиранйи и Говердхана Мазумдаров, землевладельцев Сантаграма. Последний из них был отцом Шри Рагхунатхи даса Госвами. Некий брахман низшего класса по имени Гопал Чакраварти оскорбительно и злобно отозвался об объяснениях Шрилой Харидасом Тхакуром величия Святого Имени. Хиранйа Мазумдар и его брат немедленно отстранили Гопала Чакраварти от его должности. Вскоре после этого у него возникла проказа в горле. Эта новость потрясла Шрилу Харидаса Тхакура. Он оставил это место и пришел в Тхулию, под кров Адвайты Ачарйи. Он жил в пещере на берегу Ганги, поглощенный воспеванием и медитацией. Искренний преданный всегда избегает общества и славы; он даже питает к ним отвращение. Но в силу своей чистоты он не остается в безвестности. Когда имя Шрилы Харидаса Тхакура и его репутация распространились, мусульмане обеспокоились и прониклись к нему враждебностью. Они сделали так, что местный правитель-мусульманин вынес приговор, согласно которому Шрила Харидас Тхакур должен был быть публично подвергнут жестокому наказанию. Шрила Харидас, как очень сострадательная святая душа, не стал порицать своих мучителей, а, благословив их и простив им их преступления, вернулся в свою пещеру. Вскоре после этого происшествия в Навадвика-дхаме явился Господь Шри Чаитанйа Махапрабху. Вместе с Адвайта Ачарйей Шрила Харидас Тхакур предался лотосным стопам Господа Чайтанйи. Шрила Харидас Тхакур стал известен как намачарйа, т.е. наставник и проповедник Святого Имени. Когда Господь Чаитанйа поселился в Джаганнатха Пури, он устроил Шриле Харидасу постоянное место для проживания и бхаджаны возле знаменитого дерева Сиддха Бакула. Славным был уход Шрилы Харидаса Тхакура из материального мира. Господь Чаитанйа лично провел последние вайшнавские церемонии по Шриле Харидасу Тхакуру - от омовения его тела в океане до погребения его трансцендентного тела в песке. Уникальной особенностью игр Господа Чаитанйи было то, что преданного, достигавшего совершенства в каком-либо аспекте преданного служения, он делал Своим глашатаем для распространения этого аспекта по всему миру. Расспрашивая Шрилу Харидаса о некоторых особенностях воспевания, Господь Чайтанйа таким образом проповедовал принципы Святого Имени. Об этом рассказывается в таких писаниях, как "Чаитанйа-чаритамрита", "Чаитанйа-бхагавата" и др. Поощряемые рядом вайшнавов, мы собрали в этой книге наставления Харидаса Тхакура. В нашем распоряжении были и некоторые другие книги о Шриле Харидасе. К сожалению, многие из них содержат неавторитетные, противоречащие писаниям утверждения и должны быть отвергнуты. Однако, одна из них, очевидно, написана возвышенным вайшнавом. В ней объясняется сокровенный вкус (раса ) воспевания Святого Имени. Чтение ее доставило нам огромное наслаждение. Можно предположить, что Шрила Харидас наставил святого вайшнава в философии Святого Имени. Этот вайшнав, в свою очередь, записал все наставления в виде книги, посвятив ее инициировавшему его духовному учителю. Шлем нашу сердечную благодарность приславшему эту книгу из Шрихатты. "Харинама Чинтамани" - это свод драгоценных наставлений по прославлению Святого Имени. Книга публикуется, чтобы доставить удовольствие преданным, вручившим себя Господу и Его трансцендентному Имени. Мы твердо убеждены в том, что книгу будут читать лишь нашедшие прибежище под кровом Святого Имени и никто иной. Поэтому мы не ожидаем от читателей каких-либо споров или опровержений в отношении Святого Имени. Существует множество методов поклонения, но воспевание Святого Имени - наивысший из них. Все святые вайшнавы, включая Господа Чаитанйу, следуют тому единственному методу воспевания, который проповедовал Шрила Харидас Тхакур. Даже вайшнавские мудрецы древности, обитавшие во Враджадхаме Вриндаване, воспевали точно таким же образом. Возвышенные вайшнавы из Пури, постоянно наслаждающиеся божественный нектаром Святого Имени, и которых мы имеем счастье видеть собственными глазами, следуют тому же самому методу воспевания. Как Санатана Госвами, так и Гопала Бхатта Госвами недвусмысленно утверждают в Hari-bhakti- vilasa, что единственно правильным воспеванием Святого Имени является воспевание, свободное от оскорблений и совершаемое непрестанно в уединенении, вдали от шума мирской суеты. "Харинама Чинтамани" написана двустишиями. Ее могут читать женщины, а также начинающие и не знающие санскрита; каждый может легко усвоить учение Господа Чаитанйи. Чтобы читатель не испытывали затруднений, мы сняли все санскритские цитаты. Санскритские шлоки, обосновывающие каждое положение Харинама Чинтамани, собраны нами в другой книге - Pramanmala. Если будет на то воля Господа Кришны, эта книга тоже будет скоро опубликована для удовольствия преданных. ************************************************************** Глава первая. ВЕЛИЧИЕ СВЯТОГО ИМЕНИ
УПАДОК РЕЛИГИИ В КАЛИ-ЙУГУ В Сатйа-йугу медитирующие мудрецы очищались Господом и получали от Него сокровище преданного служения. В Трета-йугу тем же духовным успехом увенчивались усилия тех, кто безупречно совершал богатые жертвоприношения для удовлетворения Господа. В Двапарама-йугу Ты вознаградил преданностью тех, кто был неуклонно верен пути служения Божеству в храме. С приходом Кали-йуги, о, Господь, Ты узрел ужасное состояние джив и лишил всякой надежды пути йоги, медитации, кармической деятельности, жертвоприношений и т.п. Люди в Кали-йугу не живут долго, подвержены болезням, рождаются слабыми физически и психически. Они в затруднении с самого начала. Соблюдение принципов варнашрама-дхармы, философии санкхйи, йоги и эмпиризма не дадут достаточной силы для избавления джив в Кали-йугу. А второстепенные пути, ведущие к преданности, - гйана и карма, - слишком узки и рискованны. Два второстепенных пути, ведущие в сокровищницу преданного служения, это: 1) общение со святыми личностями в виде духовных бесед; 2) деятельность без желания плодов, в которой все возносится Всевышнему Господу. И то и другое в Кали-йугу оскверняется. Истинные святые теперь редки. Их заменили невежественные псевдо-спиритуалисты-коммерсанты. Религиозная деятельность осуществляется ныне не для очищения сознания, а лишь для наслаждения ее плодами. Поэтому эти второстепенные пути более не благоприятны. Даже путь поклонения Божеству, приносивший в Двапара-йугу высший духовный успех, сейчас загрязнился и деградировал. Дживы стараются использовать другие средства, чтобы достичь конечного назначения, но сталкиваются с множеством непреодолимых трудностей. Истинное средство - это то, что ведет к цели, а то, чего достигают применением средства - это конечное назначение. Цель человеческой жизни - обрести милость Господа. Но ни карма, ни гйана не являются наилучшим средством достижения этой высокой цели. Подводя вплотную к конечному назначению, они оставляют человека в тупике и исчезают. ГЛАВНЫЙ МЕТОД - ВОСПЕВАНИЕ СВЯТОГО ИМЕНИ Не таков метод воспевания Святого Имени. Святое Имя Господа всегда с нами, оттого этот метод - самый действенный. Когда средство становится целью, путь делается идентичным назначению, и джива с легкостью обретает освобождение по Твоей милости. В моем случае это не так, О, Господи! Я - самый падший и погряз в материальной жизни. Я - негодяй. Я никогда не воспевал Твоего Имени". Сказав это, Шрила Харидас, аватара Господа Брахмы, пал к стопам Господа со слезами, потоком льющимися из его глаз, и содрогаясь всем телом от горестных воздыханий. Лишь те, кто восторгаются Господом Хари, Его преданными и преданным служением, способны принять "Харинама Чинтамани" всем сердцем.
Глава 2. ВОСПЕВАНИЕ СВЯТОГО ИМЕНИ Слава Шри Гададхаре Пандиту и Господу Шри Гауранге; слава Господу Нитйананде, самой жизни Шримати Джанавидеви; слава Шри Адвайте Ачарйе и матери Сите; слава Шривасу Пандиту и всем преданным Господа Чаитанйи. НЕУКЛОННАЯ ПРЕДАННОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО Шрила Харидас продолжал плакать в экстазе любви. Господь Гаурачандра заключил его с любовью в объятия и произнес: "О, Харидас, редко найдется такой преданный, как ты. Ты сведущ в духовных истинах и совершенно не подвержен майе. Родившись в низкой семье и касте, ты доказал миру, что Господа Кришну не достичь накоплением богатств, высоким положением в обществе, благородным происхождением или самосовершенствованием. Каждый, кто развил непоколебимую веру в безраздельное преданное служение Всевышнему Господу, в действительности превосходит полубогов. Ты искушен во всем, что касается Святого Имени Господа. Твоя духовная деятельность может служить образцом. Ты - опытный проповедник. И поэтому, о, Харидас, милостиво раскрой Мне безграничное величие Святого Имени. Дай Мне насладиться твоими речами! ПРИЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ ВАЙШНАВОВ Тот, кто повторил Святое Имя хоть единожды, считается преданным вайшнавом, и домохозяева должны почитать его. Преданный, постоянно воспевающий имя Кришны - более возвышенный вайшнав, ибо наделен всеми благими качествами. А самый возвышенный вайшнав - тот, кто вдохновляет всех видящих его немедленно воспевать Имя Господа: достаточно ему хотя бы раз произнести Святое Имя, немедленно возникнет влечение к постоянному преданному служению Господу. Милостиво поведай мне, как таким путем можно привести дживы к воспеванию Имени Господа. О, дай Мне это благоприятное для всех указание! ДУХОВНАЯ СУЩНОСТЬ СВЯТОГО ИМЕНИ Шрила Харидас сжал руки. С глазами, полными слез, и голосом, прерывающимся в экстазе духовной любви, он заговорил мягко и нежно: "Имя Господа Кришны подобно вечному и трансцендентному драгоценному камню, исполняющему желания. Как такой камень может дать все желаемое, так святое имя Господа Кришны может принести материалисту благочестие, богатство, услаждение чувств и освобождение. А преданному, вручившему себя Кришне, оно приносит чистую любовь к Нему. Господь Кришна и его Святое Имя идентичны; это - одна и та же Абсолютная Истина, всеохватывающая и тем не менее в высшей степени независимая форма живой духовности, полная чувств, безначальная и бесконечная. Постоянно пребывая в чистой благости, Святое Имя нисходит в этот мир в виде букв как полное воплощение и олицетворение высшей сладости - расы. Каждый объект характеризуется четырьмя чертами: именем, формой, качествами и действиями. Господь Кришна суть высший объект и характеризуется Своими безграничным и вечным Именем, образом, качествами и играми. Отсутствие этих четырех характеристик в чем-либо лишает последнее статуса объекта. Например, безличный Брахман не имеет формы, и потому сам по себе не является объектом. Он лишь определенный аспект Всевышнего Господа. СВЯТОЕ ИМЯ ВСЕПРИВЛЕКАЮЩЕЕ Господь Кришна - недвойственный Абсолютный объект, в совершенстве проявляющий Себя в этих четырех чертах. Эти черты вполне способны выразить Его целиком; они существуют и поддерживаются посредством энергии Господа sandhini (вечное существование). Они вечны и трансцендентны. Как Господь Кришна привлекает все живые существа, так и Святое Имя, неотличимое от него, привлекает всех. ШЕСТЬДЕСЯТ ЧЕТЫРЕ ТРАНСЦЕНДЕНТНЫХ КАЧЕСТВА КРИШНЫ Изысканной красоты образ Господа Кришны неотличим от него, Его Имя тоже идентично Его образу. Стоит лишь вспомнить и произнести Имя Кришны, как это сразу вызовет в уме Его прекрасный образ; и то, и другое пребывают в уме в гармонии друг с другом. Столь же безграничны и трансцендентны шестьдесят четыре качества Кришны Они таковы:
ЧИСТОЕ ИМЯ И "NAMABHASA" Если Святое Имя произнесено хотя бы раз, пусть нечисто, или оно просто услышано, просто звук Его проник внутрь, живое существо немедленно освобождается - будь оно высокой касты или низкой. Это - духовный факт. Выше этого - воспевание Святого Имени на стадии очищения (namabhasa - стадия, на которой всякая нечистота удаляется из сердца воспевающего). Через некоторое время это приведет к достижению высшей цели. Все прочие благоприятные и благочестивые плоды, в том числе освобождение, достигаются с легкостью, но достижение любви к Богу требует определенного времени. На стадии очищения джива освобождается от всех грехов и, следуя этим путем, приходит к высшей стадии воспевания - suddhanama, чистому Имени. Любовь к Кришне обретается лишь по достижении этой стадии чистого воспевания. Когда namabhasa завершена, все грехи и анартхи (дурные желания в сердце) устраняются, и преданный воспевает чисто. Затем suddhanama увенчивает преданного высшим успехом - любовью к Кришне.
СВЯТОЕ ИМЯ ВСЕСИЛЬНО Всевышний Господь вложил все Свои энергии в Свое Трансцендентное Имя и дал его живым существам. Любой, имеющий достаточно веры в Святое Имя, способен воспевать Его. Воспевающий Имя Господа Кришны надлежаще исполняет свои предписанные обязанности. Святое Имя столь могущественно, что воспевание не зависит от обстоятельств, времени, места, чистоты, соответствия правилам и прочему. Благочестивые действия, вроде: раздачи милостыни, совершения жертвоприношений, воспевания ведических мантр регулируются строгими правилами. Но единственное, что требуется для воспевания Святого Имени - это вера. Тот, кто прибегает под кров Святого Имени с неотступной верой, достигает полного совершенства. Джива Кали-йуги должна освободиться от иллюзии, войти в семью преданных Господа Кришны и постоянно воспевать Святое Имя.
Каталог библиотеки
Sponsor's links: