Sponsor's links:
Sponsor's links:

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ

ЗАПАДНАЯ ИНДИЯ

Глава 26

ПРАЯГ. ВСТРЕЧА С РУПОЙ ГОСВАМИ

Верховный Господь проявил материальный космос и вложил в сердце Брахмы, первого живого существа во Вселенной, ведическое знание, а также наставления о сотворении мира. Подобно этому, Господь Чайтанья, желая возродить память об играх Кришны во Вриндаване, вложил духовное знание в сердце Рупы Госвами. По милости Господа Рупа Госвами сумел поведать о деяниях Кришны во Вриндаване, хотя память о них уже давно была утрачена. Рупа Госвами весь мир одарил сознанием Кришны.

* * *

Повстречавшись с Господом Чайтаньей в деревне Рамакели, братья Рупа и Санатана потеряли всякий интерес к царской службе и мирским делам. Они думали только о том, чтобы служить Господу Чайтанье. Как можно скорее им хотелось достичь прибежища у лотосных стоп Господа, и ради этой высокой цели братья пригласили к себе в дом двух опытных брахманов, щедро одарили их и попросили провести особое жертвоприношение пурашчарана, которое помогает добиться исполнения любого желания. Наконец Шри Рупа Госвами решил покинуть Бенгалию. Братья Рупа и Санатана были первыми советниками царя Бенгалии Наваба Хуссейна, и царь во всем полагался на них. Рупа знал, что Наваб никогда не отпустит их, и потому решился на побег. Хорошенько все обдумав, Рупа Госвами собрал все деньги, что накопил за время царской службы, - золота и серебра было так много, что оно едва вместилось в большую лодку, - а потом разделил их. Половину он раздал вайшнавам и брахманам, четверть оставил родственникам, а все, что осталось, отложил для себя, передав на хранение одному почтенному брахману. Рупа знал, что на пути встретит много трудностей, и хотел иметь на всякий случай деньги. Десять тысяч золотых монет он отдал на хранение местному лавочнику. Деньги эти впоследствии помогли Шри Санатане Госвами освободиться из тюрьмы. Шрила Рупа Госвами слышал, что после их встречи в Рамакели Господь Чайтанья вернулся в Джаганнатха Пури и теперь готовится к путешествию во Вриндаван. Поэтому он отправил двух людей в Нилачалу, разузнать, когда Шри Чайтанья Махапрабху отправляется во Вриндаван. - Возвращайтесь как можно скорее и дайте мне знать, когда Он ушел, - наказывал посланцам Рупа. - Тогда я сумею устроить мои дела как раз к Его возвращению. Шрила Рупа и его младший брат Анупама уже покинули дом, а их старший брат Санатана еще оставался в Бенгалии. Ему было не так легко освободиться, как Рупе и Анупаме, потому что его связывали с Навабом Хуссейном определенные обязательства. Наваб Хуссейн очень любил Санатану и всегда покровительствовал ему, и Санатана не мог с этим не считаться. Но ради служения Господу он готов был даже навлечь на себя царский гнев. <Если Наваб рассердится на меня, я вздохну с облегчением>, - думал Санатана Госвами. Чтобы освободиться от царской службы, Санатана объявил, что болен, перестал появляться при дворе и несколько дней не выходил из дома. У Санатаны в подчинении находились все царские чиновники, и теперь, когда он оставил высокий пост, они с жадностью делили власть, стремясь взять на себя его обязанности. А Санатана Госвами в обществе двадцати или тридцати ученых брахманов обсуждал <Шримад-Бхагаватам> и другие священные писания. Наваба Хуссейна очень беспокоило отсутствие при дворе Рупы и Санатаны, без них он чувствовал себя словно без рук. И в один прекрасный день, когда Санатана слушал в обществе ученых брахманов <Бхагаватам>, царь Бенгалии со всей свитой появился у него в доме. Как только Наваб Хуссейн переступил порог дома, Санатана Госвами и все брахманы поднялись, приветствуя его, и почтительно предложили сесть. - Я посылал к тебе моего лекаря, - первым заговорил Наваб, обращаясь к Санатане. - Он говорит, что ты совершенно здоров, он не нашел у тебя ни одного признака болезни. Я всегда полагался на тебя и доверил много обязанностей, которые ни на кого нельзя переложить. Теперь, когда ты оставил службу, все дела в государстве пришли в беспорядок. Я не могу понять твоего поступка. Пожалуйста, объясни мне все начистоту. - О царь, - ответил Санатана Госвами, - пожалуйста, подыщи себе другого помощника, который управлял бы делами. Я не могу больше служить тебе. Наваб разгневался: - Твой старший брат убил множество людей и животных и разрушил всю Бенгалию. А теперь точно так же ты разрушаешь его надежды и планы! Царя Бенгалии и Санатану Госвами связывала тесная дружба. Наваб любил его, как младшего брата, но сейчас он не на шутку был разгневан. Отказ Санатаны причинял ему боль. - Я - твой старший брат! - сказал царь Санатане. - Ты знаешь, что никогда прежде я не занимался делами. Единственным моим делом была война с соседними государствами. На чьи земли ни вступили бы мои воины, всюду я сражался как грабитель. Я ем мясо и отношусь ко всем людям и животным как охотник, убивая их без разбору и жалости. Я опустошил Бенгалию, чтобы удержать ее на коленях. Однако, хотя я искусен в ведении войны, мне нужен помощник в управлении царством. Я надеялся, что это будешь ты. Ты должен править моим царством и поддерживать его. Когда старший брат занят войной, дело младшего - хранить его владения. Если ты не поможешь мне править Бенгалией, смогу ли я продолжать завоевательные походы? Санатана решил говорить с царем доверительно, как с другом. - Ты - царь Бенгалии и можешь поступать как пожелаешь. Если кто-то совершает ошибку, ты вправе наказать. Санатана давал понять, что если Наваб привык действовать как грабитель, то он может нападать первым. Пусть он не боится наказать Санатану за отказ, забыв всю их прежнюю дружбу. Наваб понял намек, и гневу его не было предела. Он объявил, что отстраняет Санатану от службы, и за непокорность велел бросить его в темницу. Наваб был умен и понял, что Санатана хочет покинуть Бенгалию. Но как он справится со страной без Рупы и Санатаны, чем укрепит свою власть? Чтобы не допустить великой потери, он приказал арестовать своего <младшего брата>. Как раз в это время Наваб собирался напасть на Ориссу, которой правил царь Пратапарудра. Готовясь к походу, он снова призвал к себе Санатану Госвами и раскрыл свои планы. - Ты пойдешь со мной, - сказал он Санатане. Но Санатана ответил царю: - Ты хочешь вторгнуться в Ориссу, чтобы причинить боль Верховной Личности Бога? Я не могу идти с тобой! Разгневанный Наваб опять велел отвести Санатану в темницу. А что тем временем делал Рупа Госвами? Посланные им брахманы вернулись из Джаганнатха Пури и рассказали, что Господь Чайтанья уже покинул Нилачалу и отправился во Вриндаван. Получив это известие, Рупа тут же написал письмо своему старшему брату Санатане: <Шри Чайтанья Махапрабху отправился во Вриндаван. Мы с Анупамой Малликом отправляемся в путь, чтобы увидеться с Господом Чайтаньей, и ты должен оставить службу и поспешить за нами. Местному лавочнику я оставил на хранение десять тысяч золотых монет. Возьми эти деньги и подкупи стражников, чтобы они помогли тебе бежать. Найди способ вырваться и иди во Вриндаван>. Рупа Госвами отправил письмо, а сам с младшим братом Анупамой отправился в Праяг. Анупама Маллик был великим преданным Господа Чайтаньи, настоящее его имя было Шри Валлабха. Достигнув Праяга, братья сразу услышали о том, что Господь Чайтанья уже в городе, и возликовали. Наконец они увидели Его, когда Шри Чайтанья Махапрабху направлялся в храм Бинду Мадхавы. Сотни тысяч людей не сводя глаз ловили каждое Его движение, потому что их единственным желанием было увидеть Господа. Одни танцевали, другие смеялись, третьи громко пели или в восторге катались по земле с возгласами <Кришна! Кришна!>. Своим присутствием Господь затопил древний Праяг любовью к Богу, хотя даже во время великой Магха Мелы Ганга и Ямуна не могут затопить город своими водами. Рупа и Анупама скромно стояли в стороне и наблюдали, как вокруг Господа Чайтаньи волнуется огромное людское море. Они видели, как Шри Чайтанья созерцает Господа Бинду Мадхаву, и чело Его сияет трансцендентной радостью. Господь громко повторял святое имя Хари и танцевал, воздев руки. Переполненный восторгом любви, Он говорил каждому: - Хари! Хари! Величие Шри Чайтаньи Махапрабху поражало людей, и они шли за Ним, забыв обо всем, что недавно составляло их жизнь. Он становился их жизнью и душой, Его божественный экстаз захватывал и поглощал каждого. Невозможно описать все великолепие игр Господа в Праяге. Шри Чайтанья познакомился здесь с брахманом из Деккана в Южной Индии, и тот пригласил Его к себе домой пообедать. Пока Господь отдыхал в тишине и прохладе, к дому подошли Рупа Госвами и его младший брат Шри Валлабха. Зажав в зубах по пучку соломы, оба упали на землю, словно палки, на большом расстоянии от Господа, предлагая свои поклоны. Выражая свою любовь к Господу Чайтанье, братья восторженно прославляли Его стихами писаний и снова почтительно кланялись. Много раз поднимались они и снова падали на землю. Господь Чайтанья искренне обрадовался Рупе Госвами. Улыбаясь, Он сказал: - Поднимись! Поднимись! Дорогой Рупа, скорей иди сюда! Когда Рупа Госвами приблизился к Нему, Господь Чайтанья сказал: - Как велика милость Господа! Кришна освободил вас из колодца мирских удовольствий! <Как бы прекрасно человек ни знал ведическую литературу на санскрите, Я не признаю его Своим преданным, пока он не очистится в преданном служении. Но даже рожденный в семье чандалов будет дорог Мне, если это чистый преданный и в сердце его нет желания наслаждаться плодами своей деятельности или предаваться философским рассуждениям. Нет сомнения, такой преданный достоин всех знаков почтения. Что бы он ни предложил Господу, все будет принято. Такому преданному следует совершать такое же поклонение, какое совершают Мне>. Сказав это, Господь обнял обоих братьев и по Своей беспричинной милости возложил стопы на их головы. Храм Бинду Мадхавы в Варанаси (Бенарес).

Обретя милость Господа, Рупа Госвами и Шри Валлабха в смирении сложили руки и вознесли прекрасные молитвы: намо маха-ваданьяя кришна-према-прадайа те кришная кришна-чайтанья-намне гаура-твише намах - <О самое щедрое воплощение Господа! Ты - Сам Кришна, нисшедший под именем Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху. Ты принял золотой цвет тела Шримати Радхарани, Ты повсюду раздаешь чистую любовь к Кришне. Мы почтительно кланяемся Тебе!> <Мы почтительно кланяемся всемилостивому Верховному Господу, Личности Бога, который преобразил все три мира живых существ, обезумевших от невежества. Ты спас их от болезни материальной жизни, сведя с ума нектаром из сокровищницы любви к Богу. Позвольте же нам принять прибежище у Господа Шри Кришны Чайтаньи, чьи деяния удивительны!> Шри Чайтанья с удовольствием внимал молитвам Рупы и Валлабхи, а когда братья замолчали, усадил их рядом и стал расспрашивать о Санатане. - Хуссейн Шах заключил его в темницу, - отвечал Господу Рупа Госвами. - Но если Ты прольешь Свою милость, он освободится. - Санатана уже на свободе и скоро встретится со Мной, - улыбнулся Господь Чайтанья. В беседе они не заметили, как настало время обеда. К Господу Чайтанье подошел хозяин дома и почтительно попросил принять прасад. Балабхадра Бхаттачарья тоже предложил Рупе и Валлабхе поесть. Но они подождали маха-прасада Господа Чайтаньи и с наслаждением доели все, что оставалось на Его тарелке. Господь Чайтанья жил в Тривени, святом месте, где сливаются Ганга и Ямуна, и братья Рупа Госвами и Анупама нашли себе жилище поблизости. Каждый день они становились свидетелями беспричинной и безграничной милости Господа Чайтаньи Махапрабху, который щедро одаривал благословениями сотни людей, посещавших Его.

* * *

Среди тех, кто искал встречи с Махапрабху, был знаменитый ученыйвайшнав Валлабха Бхатта. Имя его и по сей день хорошо известно в Индии. Сначала он был последователем Махапрабху, однако потом примкнул к общине Шри Вишнусвами, где поклоняются божеству Господа Нрисимхадева, и даже стал ачарьей в ней. Шри Вишнусвами был основателемачарьей в Рудра-сампрадайе, которая считается самой древней из четырех вайшнавских сампрадай. Однако даже в книгах общины Вишнусвами с трудом можно найти какие-то сведения о нем. Шридхара Свами в своих комментариях к <Вишну-Пуране> и <Шримад-Бхагаватам> цитирует и ссылается на <Сарвагьясукту>, комментарии Шри Вишнусвами к <Веданта-сутре>. Важным свидетельством является также и то, что Билвамангал Тхакур, молодой современник Шанкарачарьи, принадлежал к Вишнусвами-сампрадайе после того, как стал вайшнавом. Из этого можно заключить, что Шри Вишнусвами жил на Земле раньше всех остальных ачарьеввайшнавов. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур раскрывает нам, что в этой сампрадайе было три ачарьи, которые носили имя Вишнусвами. Первый был Ади Вишнусвами, жил он около третьего века до н.э. Отец его был министром в царстве Пандия. Однажды царь вместе со своим министром отправились в Пури и отыскали там божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, которые находились в руках буддистов. Они привезли божества в основной храм Джаганнатхи в Пури, и событие это превратилось в праздник Ратха-ятры. Шри Вишнусвами был первым вайшнавом, принявшим триданда-санньясу, у него было семьсот учеников-санньяси. Он ввел аштоттара-шата-нами (108 качеств санньяси), включая даша-нами, которую принял Шанкарачарья. Со временем эта линия почти угасла. В начале IX века Раджа Гопал Вишнусвами вдохновенной и энергичной проповедью возродил традицию древнего Вишнусвами. Он установил божество Варадараджа в Канчи, знаменитое божество Ранчхорлал в Двараке и еще несколько божеств в разных святых местах. Усилиями царя Вишнусвами философская доктрина Шуддхадвайта Вишнусвами стала снова распространяться. Это было возрождением вайшнавизма, которое произошло сразу после ухода в иной мир Шанкарачарьи. Третья и последняя волна возрождения этой линии связана с именем Андхра Вишнусвами в XIV веке, и Валлабхачарья, возможно, оказался именно под его влиянием. Говоря о линии Вишнусвами, невозможно не рассказать о Шридхаре Свами, одном из самых выдающихся ачарьев в этой вайшнавской сампрадайе. Его комментарии к <Шримад-Бхагаватам> Шри Чайтанья Махапрабху считал самыми подлинными и именно так отзывался о них среди Своих последователей. Шрила Джива Госвами упоминал, что более остальных на него повлияли книги Шридхары Свами. Кроме того, в самом начале своей <Крама-сандарбхи>, которая стала дальнейшей разработкой комментариев Шридхары Свами, Джива Госвами называет его <защитником бхакти>. Шрила Вишванатха Чакраварти, другой авторитет среди гаудиявайшнавов, выражает преданность Шридхаре Свами в начале своих комментариев к <Шримад-Бхагаватам> - <Шарартха-даршини>. Шрила Рупа Госвами тоже цитирует в своей <Падьявали> несколько стихов Шридхары Свами и его духовного брата Лакшмидхары. Таким образом, книги Шридхары Свами оказали сильное влияние на гаудия-вайшнавов. И все-таки есть некоторые споры относительно положения Шридхары Свами. Иногда его считают имперсоналистом, а иногда - последователем Мадхвы. Однако ни то ни другое мнение принять

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: