Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 24%

когда человек нормально себя чувствует. Но если у него есть какая-то боль, то значит, вата уже вышла из равновесия. Все болезни сопроваждаются болью. Это свидетельствует о том, что все болезни начинаются с нарушения ваты.

Вопрос:

Ответ: Да, вата - это нервная энергия. Это значит, что мы возбуждаем вату в данном участке тела. Вата пронизывает все клетки и, соответственно, есть и тут. Если вы так или иначе воздействуете на вату в этих клетках, то она пищит.

Вопрос:

Ответ: Это значит, что выведена из равновесия питта, но почему вата не задета, мне трудно сказать.

У меня есть перечень признаков, по которым можно определить, какая из дош у человека выведена из равновесия. Я постараютсь их быстро перечислить. Значит сначала идут нарушения ваты. Для нарушения ваты характерны такие признаки как истощенность или усталость, сухость, сиплый голос, непоследовательность или заметное непостоянство, когда человек не может выполнить свое обещание или еще что-то в этом роде, черезмерная подвижность. Например, подвижность глаз. Если глаза бегают - значит у человека не в порядке вата. Или он сильно махает руками при ходьбе. Или разговорчивость, как у меня. Я все время говорю, и это признак того, что вата выведена из равновесия. Другой признак - это быстрота действий, когда человек делает все очень быстро. Иногда он при этом очень беспорядочен. Это тоже признак ваты. Следующий признак ваты - один из самых характерных признаков - это пугливость или недоверчивость. Это свойство ваты. Люди конституции вата обычно очень пугливы. Другая характеристика ваты - человек схватывает все на лету, у него очень быстрый ум, но он так же легко и забывает. В одно ухо входит, в другое - выходит. Другой признак того, что вата выведена из равновесия, то есть преобладает в организме в том, что человек не переносит холод. Или ему трудно принимать холодный душ. Дрожь, бессонница, трещины на пятках и руках, хруст в суставах, - все это проявления ваты. Еще что я хотел сказать о вате - это ее нерегулярность в отношении питания. Иногда такому человеку хочется съесть полвселенной, а иногда не хочется есть вообще. Он может в один день есть пять раз, в другой - вообще не есть, в третий день есть один раз, и так далее. Он очень жаден и хочет много есть, но при этом быстро насыщается.

Теперь питта. Это, наоборот, непереносимость жары. Также для питты характерны более стабильные привычки в питании. Питта - это вообще более регулярная доша. Для нее характерен постоянный голод и жажда, особенно трудно людям конституции питта - это переносить голод. Вате совершенно все равно: она может сегодня есть, а завтра не есть. Но питте всегда нужно в определенное время. Другое проявление питты в теле - это быстрое появление морщин, даже если человек еще молод. Или седые волосы, облысение - это тоже проявления действия питты. Сильное пищеварение, склонность к обжорству, расшатанные суставы и мускулы, также когда человек очень быстро потеет и от него исходит дурной запахо. Это все характеристики питты. Пунктуальность - это другая характеристика питты. Кажется, это все.

Следующая - капха. Первое и самое характерное качество капхи - это ожирение, то есть капха расположена к полноте и ожирению. Для капхи также свойственна мягкость органов, чистота кожи. Другое качество капхи, или человека конституции капхи, - это любвеобильность. Такой человек любит все на свете. Крепкое телосложение, медлительность, склонность долго спать, мягкость голоса, кудрявые волосы - все это качества капхи. Нет вопросов по этому поводу?

Тогда еще в двух словах скажу как соотносятся эти доши с тремя гунами природы. Люди очень часто не могут сопоставить эти вещи. Например, некоторые думают, что питта соответствует раджа-гуне, вата - тама-гуне, или наоборот, капха - тама-гуне. На самом деле каждая из этих трех дош может находиться в трех гунах. В зависимости от того, в какой гуне будет находиться каждая из этих дош, это будет проявляться по-разному. В частности, прежде всего это будет отражаться на качествах человека, на его психологической конституции. Сейчас я вкратце перечислю им принзнаки, и вы поймете, что есть что. Для ваты в саттва-гуне характерна энергичность, гибкость, легкость, приспособляемлсть к изменениям условий, энтузиазм, жизнерадостность, склонность к переменам, обычко к лучшему и мобильность структуры. Такой человек легко начинает новое дело, он легко вдохновляет других и хочет, чтобы они что-то делали. Это все характеристики ваты в саттва-гуне. Тажа самая вата в раджа-гуне превращается в человека очень нерешительного, когда он не знает, что ему делать, как поступить. И еще одно характерное проявление ваты в раджа-гуне - это когда человек не знает, что ему купить. Человек идет в магазин и совершенно теряется. Он долго думает: "Купить, не купить, купить, не купить", - и в результате не покупает ничего. Или бывает он быстро тратит все деньги. Это проявление ваты в раджа-гуне. Также ненадежность, неусидчивость, непоседливость, когда человек мечиться все время, не находит себе места - это тоже проявление ваты в раджа-гуне. Еще он склонен поддаваться ложному энтузиазму, когда он сначала кричит: "Джай! Хари Бол!", но через две минуты энтузиазм проходит и он начинает заниматься чем-то еще. Такой человек постоянно перескакивает с одного занятия на другое. Кроме того, ему свойствнна обеспокоенность и излишняя болтливость. Еще одна характеристика ваты в радже-гуне - это поверхностность. Если такой человек что-то делает, то делает очень поверхностно. Он не знает за что ему надо хвататься. Это все проявление страсти на фоне ваты.

И, соответственно, когда тама-гуна выходит на сцену, тогда вата проявляется в виде пугливости. Человек становится очень пугливым, несчастным, подавленным. Если вата в саттва-гуне, то человек очень жизнерадостный, а в тама-гуне наоборот, становится подавленным, грустным и у него появляется склонность к наркотикам. Большинство наркоманов на самом деле - это именно вата в тама-гуне. Также сексуальные извращения - это тоже одно из проявлений ваты в тама-гуне, склонность к самоубийству - тоже признак, что вата в тама-гуне.

Теперь питта. Человек с конституцией питты, или с преобладанием питты, в саттва-гуне обычно очень разумный, у него ясный ум и четкая речь. Когда он говорит, его речь состоит из сплошных афоризмов. Он очень восприимчив, хорошо усваивает то, что ему говорят, очень разборчив и при этом теплый и дружелюбный. Также в нем присутствуют качества лидера. Он ведет за собой людей, мужествен, хороший организатор, очень пунктуален, упорядочен в своей деятельности. У него все лежит на своем месте, порядок на рабочем столе и т.д. Я не знаю, есть ли среди нас такие, потому что питта в саттва-гуне - это очень редкий тип. Питта в раджа-гуне встречается довольно часто. Такой человек очень волевой, но при этом воля его очень капризная. То есть он всегда хочет настоять на своем, добивается, чтобы его воля была исполннена. Он честолюбив, абмициозен. У него очень большие амбиции, большие претензии, большое честолюбие. Он очень импульсивен, а также склонен диктаторствовать над другими, приказовать другим, угнетать других. Кроме того, он склонен легко выходить из себя, его легко разгневать. Он очень гордый и тщеславный. Все это признаки питты в раджа-гуне. И, наконец, питта в тама-гуне - это злой, желчный, ехидный человек, который копит в себе желчь и при каждой возможности хочет причинить зло другим. Преступники - типичный пример питты в тама-гуне.

И последняя доша - это капха. Капха в саттва-гуне - очень спокойный, миролюбивый, надежный и очень верный человек. Одним словом, он обладает почти всеми качествами садху. Он сострадательный, снисходительный, преданный, и так далее. Титикшава-каруника - очень милосердный, терпиливый. Однако, когда на человека начинает влиять раджа-гуна, то та же самая капха становится жадной, очень материалистичной и сентиментальной. То есть сентиментальные люди (как вы знаете, толстые люди часто бывают сентиментальными) - это типичное пгоявление капхи в раджа-гуне. Когда такой человек смотрит теливизор, он плачет, если там какая-нибудь героиня умирает. Еще он любит комфорт и роскошь. Любит жить в хороших условиях и наслаждаться всем этим. И, наконец, капха в тама-гуне - это тупой, ленивый, медлительный, грубый, несообразительный, толстокожий и склонный к воровству человек.

Вопрос:

Ответ: Да. Мы проходим через этот путь от низших гун к высшим. Допустим, у вас конституция капхи. Как правило, в обычной жизни на человека влияют низшие гуны материальной природы. Это значит, что человек будет очень пугливым, нерешительным и очень непостоянным. Он никогда не сможет довести ничего до конца. Но постепено, по мере того как он будут заниматься преданным служением, у него начнут развиваться лучшие качества его же доши, но только в саттва-гуне. И если раньше, например, он был угрюмым, то теперь он начинает проявлять энтузиазм, жизнерадостность и так далее. То есть мы видим, как человек меняется. Все это происходит на определенном фоне, на фоне его склонностей, и потому сначала развиваются те качества, к которым он был и ранее склонен.

Вопрос:

Ответ: Нет, здесь идет речь о материальных качествах. О чисто материальных качествах. Трансцендентные качества развиваются позже. И конечно, когда говорится о качествах садху, то имеются в виду трансцендентные качества. Но трансцендентные качества отражаются и на материальных. У них есть свой прототип в материальной природе. Как мы знаем, путь к шуддха-саттве лежит через саттву. То есть человек развивает в себе качества гуны благости, и когда он полностью избавляется от влияния низших гун, он переходит на трансцендентный уровень, на уровень шуддха-саттвы, чистой благости.

Вопрос:

Ответ: Каждый человек рождается с определенной конституцией, но по мере его развития, она претерпевает некоторые изменения. Например, детство - это пора, когда действует капха. Поэтому все дети в это болеют, у них постоянный насморк, простудные заболевания. Затем в юности или в зрелом возрасте начинает преобладать питта. Это возраст очень активной деятельности. И в старости начинает проявляться вата, то есть тело человека приближатся к смерти. Таким образом, человек с конституцией питты, в детстве на него будет сильно влиять капха, в молодости и в зрелом возросте у него будет очень сильно проявляться питта, а в старости все равно будет преобладать вата. Конституция - это что-то одно, но у нее есть разные проявления. Скажем, доши они постоянно меняются в процесе, в течении дня они меняются. Например, утром преобладает одна доша, днем - другая. Я расскажу об этом позже. Но конституция в принципе остается той же. Это как бы фон, на котором происходят все изменения.

Вопрос:

Сознание человека, который поднялся на трансцендентный уровень, уже не зависет от дош. Сегодня мне не удастся рассказать вам о вкусах. Иначе я бы рассказал о том, как вкус, грубое физиологическое воздействие, воздействует на наше сознание, окрашивает его в определенный цвет. Когда человек поднимается над всем этим, то его сознание перестает зависеть от материальных дош. Но сейчас наше сознание находится под влиянием дош, и мы разыгрываем тут разные сцены, потому что наше сознание так или иначе окрашенно, сформировано дошами. Нужно понимать, что доши воздействуют не только на тело, но и на ум. Например, у человека может быть конституция ваты, а ум - конституции питта. Доши пронизывают все - как тонкое, так и грубое тело. И поскольку мы наше сознание окрашено этими дошами, то мы отождествляем себя с телом и умом, иначе говоря, наше сознание проявляется через тело и ум. Но когда мы возвышаемся над всем этим, то сознание перестает зависеть от дош, а тело продолжает жить как жило.

Вопрос:

Ответ: Иногда мы видим, как какой-нибудь преданный бегает туда-сюда по залу и тараторит: "Харе-Кришна-Харе-Кришна" То есть у него проявляется явная питта. Он ни минуты не может усидеть на месте. Или иногда кто-то может повторять очень медленно и сонливо: "Ха-а-ре Кри-и-шна, Ха-а-ре Кри-и-шна". Так действует на него капха.

Вопрос:

Ответ: Естественно, они постоянно выходят из равновесия. На самом деле все тело представляет собой динамический баланс дош. Доши должны постоянно находиться в балансе. И поскольку они обеспечивают функционирование организма, они постоянно действуют. Они постоянно то выходят из равновесия, то опять приходят в равновесие. Это жизнедеятельность. Такова природа нашего тела.

Вопрос:

Ответ: Это не значит, что брахманы обязательно должны быть толстыми, а кшатрии - нет. Нет, все варны связаны с гунами. Но гуны с дошами не связаны. Каждая доша может быть в трех гунах. Соответственно, может быть худой брахман, может быть толстый, может быть энергичный брахман, а может - сосредоточенный.

Вопрос:

Ответ: Нет. В конечном счете всем этим управляет душа. Потом, если мы успеем, я расскажу, как "Аюр-веда" рассматривает смерть. Там описывается непосредственно механизм смерти, что происходит в момент смерти с организмом. И тогда это будут понятнее, как душа связана с дошами и как она их благополучно оставляет.

Вопрос:

Ответ: Внимательность, сосредоточенность - это питта, это функция агни. Когда человек все очень хорошо вопринимает, то это действие огня в мозгу, тонкого огня, садхака-агни, который находится в нашем уме. Поэтому йога прежде всего развивает вот этот садхака-агни. Йога работает над прана-ваей, очищает прежде всего прана-ваю, садхака-агни и, если я не ошибаюсь, шлешака, или оджас из капхи. Но до этого, судя по всему, мы не дойдем.

Вопрос:

Ответ: Чисто с физиологической точки зрения это указывает на то, что у нас подавлен садхака-агни. Когда садхака-агни горит ярко, то, соответственно, у нас ясное сознание и мы можем хорошо сосредотачиваться. Процесс йоги заключается в том, в данном случае я имею в виду аштанга-йогу, что он с помощью механических средств стимулируют садхака-агни. Но у нас другой процесс и мы не практикуем механические способы. Мы надеемся, что сможем очиститься благодаря повторению мантры, и тогда на чистом фоне доши начнут функционировать нормально.

Вопрос:

Ответ: Корень аира - это тема следующего занятия, когда я буду рассказывать о влиянии разных веществ на равновесие тела, непосредственно о самом влиянии.

Вопрос:

Ответ: В принципе, вера это тоже своего рода функция капхи. Вера, преданность, стабильность - все это характерно для капхи. Это проявление одной из тонких форм капхи, которая действует в уме.

Вопрос:

Ответ: Да. Такое возможно, что по физической конституции человек принадлежит к капхе, а по умственной конституции, то есть психологической - к питте. Это редкий случай, но такое вполне может быть.

Вопрос:

Ответ: Это именно то, до чего я никак не могу дойти. Доша значит "недостаток", "изъян". В сущности, все неприятности у нас возникают лишь от того, что выходят из равновесия какие-то доши.

Ладно, сегодня я уже не успею рассказать о вкусах, поэтому сейчас я буду говорить в целом. Важно знать, что доши, как я уже сказал, пронизывают все тело, весь организм. В каждой клетке есть доши. Но в то же время есть определенные места, где эти доши концентрируются. У каждой доши есть как бы своя штаб-квартира. Есть место, где каждая из дош преобладает. Например, для капхи таким местом является верхняя часть желудка. Это штаб-квартира капхи. Для питты - это тонкий кишечник, нижняя часть желудка, а для ваты - толстый кишечник. Но вата есть также и в мозгу, сердце, костях, легких, мочевом пузыре, в костном мозге, нервной системе и в ногах. Питта находится в коже, глазах, печени, также в мозгу, крови, селезенке, в ундакринной/??/ системе и в тонком кишечнике. Капха находится опять же в мозгу, в суставах, во рту, в лимфе, в желудке, в жировых отложениях и в шее.

Вопрос:

Ответ: Николай еще с прошлого раза спрашивает насчет пяти воздушных потоков. Каждая из этих дош делится на пять типов. То есть пять типов ваты, пять типов питты и пять типов капхи. На самом деле есть десять типов ваты, десять типов питты, десять типов капхи. Из них пять являются основными, другие - более тонкие - отвечают за вторичные функции. Пять основных типов ваты - это прана, удхана, самана, апана и вьяна. Это вы знаете. Пять основных типов питты - это пачака, ранджака, садхака, алочака и браджака. И пять типов капхи - это кледака, аваламбхака, бодхака, карпака и шлешана, или шлешака. Все это разные воздушные потоки, которые выполняют различные функции. На самом деле это не разные ваты. Не следует думать, что прана-вата отвечает за тапана-вату или удана-вату. Скажем прана - это воздушный поток, который проходит через седце. Апана - это то, что выходит у нас из толстого кишечника. Но не нужно думать, что это разные ваты. На самом деле вата бывает только одна, просто она выполняет в организме разные функции, и в соотвтствии с со своими функциями, ее делят на пять частей.

Вопрос:

Ответ: Нет, это не пять состояний вещества, а пять разных функций. Как я уже сказал, бывает пять разных типов питты. Например, один из типов питты, огонь, отвечает за зрение. Этот огонь, который горит в глазах, как раз и дает нам возможность видеть. Другой тип - это садхака-агни. Он горит в уме и дает человеку возможность проводить различия, принимать правильные решения, определяет разум человека и так далее. Другой тип огня находится в коже и определяет пигментацию кожи. Если у человека кожа разного цвета, то нарушена пигментация, значит нарушен этот тип огня. Я могу более конкретно рассказать о функциях этого, но, в принципе, это ничего не даст. Мы можем знать все это, но в этом нет никакой практической ценности.

Вопрос:

Ответ: В принципе, бояться нечего. Вы все равно об этом скоро забудете. Вы должны иметь какой-то минимум практических знаний. Но для того чтобы дать вам минимум практических знаний, нужно дать также какой-то минимум теоретических знаний, иначе мы не сможем применить это реально на практике. На следующих занятиях вам станет яснее, как эти принципы помогают человеку в его повседневной жизни. Но на самом деле еще важне чем теория трех дош - это теория вкусов. Но, повидиму, об этом мы поговорим в следующий раз.

Вопрос:

Ответ: Рассказать? Нет, не о вкусах, а о пяти видах питты, пяти видах ваты, и пяти видах капхи. Хорошо. Я просто зачитаю. Итак, существует пять видов ваты, или иногда их называют праной. Первый основной тип - это прана, прана-ваю, прана-вата, или дыхание жизни. Прана-вата в основном размещается в сердце, а также в мозгу, груди, ушах и в носу. Она отвечает за дыхание, за проглатывание пищи, и, в принципе, непосредственно за жизнь. Этот тип ваты обеспечивает функционирование сердца, ума, чувств и интеллекта. Нарушение прана-ваю приводит к иканию, бронхиту, астме, простудам, а также к сиплости, когда садится голос. Это все свидетельство того, что нарушена прана-ваю. Дальше идет удхана-ваю. Удхана-вата - это поднимающийся воздушный поток. В основном он находится в горле, в пупке, в легких, в шее и в носу. От него зависет речь и голос, а также все движения, которые совершаются в восходящем направлении. Также от удхана-ваю зависит сила ума, памяти и интеллекта. Нарушение удхана-ваю приводит к болезням глаз, шеи, носа и горла. На самом деле я думаю, что вы все равно все это не запомните. Но так или иначе мы можем это быстро пройти. Дальше, самана-ваю - это воздушный поток, который выполняет функцию уравновешивания. Он находится, как правило, в области желудка и тонкого кишечника. Самана-ваю отвечает за переваривание и усвоение пищи. Он обеспечивет функционирование различных ферментов и так далее. Этот воздушный поток переносит перевареную пищу из желудка в тонкий кишечник. Прана-ваю - это основная форма ваю, потому что по массе она самая большая. Апана-ваю, которая находится в толстом кишечнике, отвечает за нисходящие движения в теле, то есть за вывод мочи, испражнений, также за рождение ребенка. Таким образом апана-ваю выталкивает из организма все, что идет вниз. При нарушениях апана-ваю наблюдаются болезни мочевого пузыря, ануса и мочеполовых органов. Вьяна-ваю - находится в сердце и распределена по всему телу. Это на самом деле самая тонкая форма ваю и она обеспечивает движение веществ по различным каналам. Например, движение крови по венам, или транспортировку различных соков в теле. Также она отвечает за моргание. Нарушение этой ваю приводит к повышению температуры.

Теперь пять типов агни. Первый - это пачака-агни. Это самый основной вид агни. Он находится в желудке и в тонком кишечнике, двенадцатиперсной кишке. Он отвечает за переваривание пищи. С нарушением пачака-агни связано несворение желудка, когда желудок перестает переваривать пищу. Это все питта. Ранджака-агни отвечает за кровь. Он находится в печени, селезенке и в желудке. С нарушением этого агни связана анемия, когда человек становиться очень бледным, желтуха, и все то, что связано с изменениями цвета тела. Следующий тип - это садхака-агни, о котором я уже упоминал. Он находится в сердце и в уме. В первую очередь он отвечает за память и за другие функции ума. Это самая тонкая форма огня. И все психические нарушения, все психические болезни связаны с растройством садхака-агни. Дальше - алочака-агни. Этот тип агни отвечает за зрение и находится в глазах. Все нарушения зрения - близорукость или дальнозоркость связаны с нарушением этой тонкой формы питты, которая находится в глазах. Браджака-агни находится в коже. Он отвечает за цвет кожи, за гладкость кожи. И, наконец, пять последних форм капхи. Это кледака-капха, которая находится в желудке. То есть это желудочная жидкость, которая все смачивает. Чтобы пища могла хорошо перевариться, она должна сначала быть смочена. Дальше идет аваламбака-капха. Она находится в груди и в сердце. Ее функция - снабжать члены нашего тела энергией, а также защищать сердце от перегрева. Она дает энергию сердцу, чтобы оно могло биться. Бодака-капха находиться на языке и отвечает за ощущение вкуса. Она также смачивает язык, давая тем самым возможность ощущать вкус. Затем идет тарпака-капха. Она находится в голове и непосредственно отвечает за функционирование всех органов чувств, которые находятся в голове. Также она охлаждает. Например, она охлаждает глаза или ум. И, наконец, шлешака-капха находится в суставах. Она обеспечивает функционирование суставов, смазывает их, чтобы они двигались. Таким образом функционирует это тело, этот робот, в котором мы находимся. Как, вам стало ясно из этого описания, что мы не имеем к этому телу никакого отношения. Я не есть это тело, ки - джая!

Вопрос:

Ответ: На самом деле тот первый огонь, который назваеся пачака в Бхагавад-гите приводится как чатара. Как я говорил основная функция питты - переваривать, усваивать все.

Вопрос:

Ответ: Как это проходит? На самом деле, если бы мы сами не мешали этим дошам, если бы мы все делали как надо, то доши всегда находились бы в равновесии. У дош есть две тенденции - выходить из равновесия и возвращаться в равновесие. Например, если мы возьмем шарик на резиночке. Мы выводим этот шарик из равновесия и он начинает туда-сюда болтаться, но в конце концов он опять возвращается в свое изначальное положение. Точно так же и тут, каким-то внешним влияниям мы выводим доши из равновесия, но на самом деле в своем естественном состоянии они всегда находятся в равновесии. То есть если мы сами не будем мешать своему организму, тогда все доши постепенно придут в равновесие. В сущности, в этом величие "Аюр-веды". "Аюр-веда" не пользуется никакими сложными методами. Она просто говорит, что человек должен оставить глупости и дать организму самому прийти в равновесие. Иногда нам надо чуть-чуть самим подправить этот баланс. Если баланс в организме нарушен, то значит нам нужно принять какое-то лекарство, чтобы быстрее он быстее восстановился. Только и всего. Не нужно делать никаких диагностических операций. После первого занятия Алик сказал, что сейчас для врачей пункция - это детские игрушки. Очень часто врачи, если не могут поставить пациенту диагноз, просто кладут его на операционный стол, разрезают и смотрят, что у него происходит внутри. Смотрят, ничего не видят, опять зашивают и говорят: "Неизвестно в чем тут дело". Это стало теперь регулярной практикой. Алик может подтвердить. Он говорит, что этим хирургам доставляет удовольствие делать подобные оперции. Они очень любят разрезать человека и смортеть, что у него там внутри. У них уже выработалась определенная психология. Так что в наши дни пункцией никого не удивишь. Медицина пошла дальше.

Вопрос:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: