Sponsor's links: |
Sponsor's links: |
Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
![]() |
![]() |
Прочитано: 0% |
Издали увидев величественный купол храма Гупта-каши, храма Шивы и Парвати, Господь Чайтанья бегом бросился к нему. На верхушке храма развевался флаг, и, прежде чем войти в обитель Шивы, Экамраку, изобилующую храмами Шивы, Он поклонился этому флагу. Главное божество Шива-лингам называлось Вишвешвара, и город, где поклонялись десяти миллионам Шивалингам, тоже иногда называли этим именем. Паломники в Экамраке опасались чем-то оскорбить Господа Шиву, даже просто проходя по улицам города. Господь Гаурахари выразил почтение божествам Шивы и Парвати. Все Его спутники, глядя на них, забыли о трудностях путешествия. Шри Чайтанья просто замер на месте, а потом стал покачиваться, в экстазе походя на Махешу. Губы Его покраснели, слезы текли из глаз, а по телу пробегали мурашки, пока Он возносил молитвы Господу Шиве. Шива-лингам, которой здесь поклонялись, была самопроявленной. Махапрабху пошел поклониться этой линге и смешался с толпой преданныхшиваитов, громко прославлявших Господа Шиву. Линга была окружена маленькими светящимися лампадками на топленом масле, которые были выставлены в ряд, чтобы преданные могли предложить их Господу Шиве. Шри Чайтанье приятно было видеть любовь и пышность, с какой поклонялись здесь Его дорогому преданному. И спутников Шри Чайтаньи это тоже воодушевило. Шива всегда пребывает в медитации на Верховного Господа и, наслаждаясь нектаром преданности, не может удержаться от танца. А теперь Господь Гаурасундара, его господин, танцевал перед ним в экстазе, становясь живым примером наставлений Господа Кришны, которые Он дал в Пуранах и других ведических писаниях. Хлопая в ладоши, Господь Чайтанья танцевал и пел: <Шива, Рама, Говинда!> Спутники Господа тоже пели молитвы, и, оценив это, храмовый священнослужитель предложил Господу Чайтанье Шива-прасад, благовония, сандаловую пасту и гирлянду с божества. Покинув храм, Господь поел немного прасада, приготовленного Его спутниками, и прилег отдохнуть. Узнав впоследствии о том, что Господь Гауранга принял от священнослужителя Шива-прасад, преданные Навадвипы удивились: - Мурари, почему Господь сделал это? Из-за проклятия Бхригу Муни прасад Господа Шивы нельзя принимать. Махапрабху - Господь брахманов, почему же Он нарушил предписания Вед? - Откуда мне понять мысли Господа? - скромно отвечал Мурари Гупта. - Но я думаю, что если кто-то проводит различие между Хари (Кришной) и Хара (Шивой), то, совершив поклонение Господу Шиве и отказавшись принять Шива-прасад, он совершит оскорбление и пострадает из-за проклятия Бхригу Муни. Почему? Потому что сознание его осквернится. Он не понимает славы Господа Шивы. Но, принимая обоих - Хари и Хара - как неотличимых друг от друга, человек, благодаря Шива-прасаду, проникнется любовью и к Господу Кришне, и к Шиве. Господа Шиву можно удовлетворить хорошим подношением пищи, если помнить, что он величайший вайшнав, и такой прасад, без сомнений, освобождает от всех материальных осквернений. В действительности, когда Господь Шива увидел Шри Чайтанью, который пришел получить его даршан, он радостно принял Его как своего великого гостя. Проклятие Бхригу относится к материалистам, избегающим сознания Кришны. Поклоняясь Господу Шиве с дружеским расположением, можно развить любовь к Шри Кришне. Шри Гауранга Махапрабху показал людям хороший путь обретения совершенства. На следующее утро Господь Чайтанья пошел совершить омовение в знаменитом озере Бинду-саровар. Он знал, как дорого это озеро Господу Шиве, и, омывшись в нем, приумножил духовную и целительную силу озера. Господь Чайтанья покидал Бхуванешвару в самом счастливом состоянии духа. Он радостно пел и шутил со Своими спутниками всю дорогу до деревни Камалапура, где стоял храм Капотешвара (Господа Шивы), а рядом протекала река Бхаргинади. Господь Чайтанья с удовольствием омылся в ее чистых водах, а потом пошел в храм выразить почтение Господу Шиве. Но прежде Он отдал на время Нитьянанде Прабху Свой посох санньяси. Нитьянанда Прабху всегда пребывает в глубокой медитации на Господа Чайтанью. Любовь, которой Он наслаждается, опьяняет Его. Иногда Он плачет, иногда оглушительно кричит, а потом неожиданно смеется. Стоит Ему увидеть реку, как Он бросается в нее и часами плавает, а потом выходит на берег и катается по земле, весь покрываясь пылью. В экстазе Он падает на землю с такой силой, что люди опасаются, как бы Он не переломал Себе кости. Когда Он начинает танцевать, кажется, будто Земля вот-вот сойдет со своей орбиты. Получив данду, Господь Нитьянанда рассмеялся. Держа ее перед Собой, Он обратился к ней: - О данда, с какой стати тебя все время носит с Собой Тот, кого Я постоянно ношу в Своем сердце? Мне нестерпимо, что вместо чарующей все творение флейты Он держит теперь посох санньяси! Нитьянанда Прабху поднялся и с силой ударил этим посохом оземь. Посох разлетелся на три части. Он собрал эти куски и выбросил их в реку, которая с тех самых пор известна как Дандабханга-нади. Только Верховный Господь знает Свое сердце. Как объяснить, почему Нитьянанда-Баларама сломал данду? Он знает сокровенные мысли Господа Чайтаньи. Они вечные братья и приходят вместе каждое тысячелетие. Рама и Лакшман глубоко понимали друг друга, оба Они - один Верховный Господь, который явился в двух лицах, чтобы научить людей любви к Богу и Своими играми показать сладость преданного служения. Понять игры Господа Чайтаньи можно лишь по милости Нитьянанды Прабху. Кто еще, кроме Самого Господа Баларамы, мог сломать данду Господа Гауранги? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати объяснял это деяние Господа Нитьянанды следующим образом. Шри Чайтанья Махапрабху в силу обстоятельств принял санньясу в общине санньяси-майявади, члены которой обычно носят один посох, или экаданду, что символизирует философское единство обусловленной души и Бога, хотя Господь был страстным противником этой философии. Воспользовавшись отсутствием Шри Чайтаньи Махапрабху, Шрила Нитьянанда сломал этот посох на три части, сделав из экаданды - триданду, что означает <три посоха вместе>, которую обычно носят санньяси-вайшнавы. Триданда символизирует, что ее владелец отдает свое тело, ум и речь служению Верховному Господу. Эту философию исповедовал Шри Чайтанья Махапрабху. Помимо этого, Нитьянанда Прабху считал, что Господь Гауранга вовсе не нуждается ни в какой данде. Санньяса делится на четыре ступени - кутичака, бахудака, хамса и парамахамса. И только на первых двух ступенях санньяси должен носить посох. Поднимаясь на ступень хамсы и парамахамсы, санньяси повсюду проповедует любовь к Богу, бхакти, и тогда он уже должен оставить свой посох. Шри Чайтанья Махапрабху - это Сам Господь Кришна, Верховная Личность Бога. Он уже находится на уровне парамахамсы и потому не нуждается в данде. Тем временем Господь Гауранга покинул храм и вместе со Своими спутниками вышел на дорогу, с каждым шагом приближаясь к Джаганнатха Пури. Их месячное путешествие завершалось, до Нилачалы отсюда оставалось всего шесть миль. Опасаясь гнева Гауранги, Нитьянанда Прабху шел позади всех, стараясь не попадаться Ему на глаза. А Шри Чайтанья Махапрабху увидел издали развевающийся флаг на высоком куполе храма Джаганнатхи, и в то же мгновенье величайший экстаз овладел Его сердцем, повергая Его в пучину блаженства. Господь стал громко кричать, и голос Его был подобен ударам грома. Все происходившее с Ним было так удивительно, что просто не поддается описанию. Он весь дрожал и шел, еле передвигая ноги. Взгляд Его был прикован к шпилю храма Джаганнатхи. Он спотыкался на ровном месте, а уста Его беспрестанно шептали стихи на санскрите. Потом Он вдруг произнес на той же ноте: - Взгляни, пастушок Кришна, застенчиво улыбаясь с верхушки храма, смотрит на Меня, и от этого Его прекрасное лицо еще краше! Непостижима трансцендентная природа игр Верховного Господа! С этой фразой на устах Он на каждом шагу спотыкался и терял сознание. Сила Его любви в разлуке с Кришной была столь велика, что описать ее не удастся, даже если обнажить сердце. Господь продвигался вперед, совершая на земле полные поклоны, дандаваты. Вместо того чтобы идти ногами, Он падал, как золотая палка, и поднимался, измеряя путь длиной Своего тела. Он поднимался, смотрел на шпиль храма Джаганнатхи, произносил стих и снова с грохотом падал на землю. Люди вокруг замирали, разинув рты от изумления и страха. Никто не способен был на такое, кроме Самого Верховного Господа, а Шри Чайтанья был живым воплощением трансцендентной любви. Всю дорогу Он проявлял редчайшие признаки божественной любви, недоступные человеку. Как удачливы были души, с замиранием сердца наблюдавшие экстаз Верховного Господа. <Без сомнения, это Сам Всевышний, Господь Нараяна!> - говорили они. Преданные шли рядом с Господом, со всех сторон ограждая Его от толпы. Слезы их промочили землю. Путь от Камалапуры до моста Атхараналы, который знаменует вход в Джаганнатха Пури и имеет восемнадцать арок, занимает не более полутора часов, но Господу потребовалось времени в шесть раз больше. Дорога казалась Ему вечной, каждое мгновенье длилось как двенадцать лет. В Атхаранале Он пришел в Себя, спрятав все экстатические чувства в самую глубину сердца. Спокойный и уравновешенный, Он сел рядом со Своими спутниками и, увидев Шри Нитьянанду, спросил: - А где Моя данда? Нитьянанда не спешил с ответом. - Куда Ты дел данду? - снова спросил Шри Чайтанья. - Твое молчание причиняет Мне боль! - Ты знаешь, она сломалась, - с сожалением в голосе ответил Нитьянанда. - Танцуя, Ты стал падать. Я подхватил Тебя, но не смог удержать, и мы оба повалились на Твой посох. Он, конечно, сломался на части. И где теперь эти обломки, Я не знаю. Да, Я виноват, и Ты можешь наказать Меня как пожелаешь, это будет справедливо. - Ты всегда все делаешь наоборот! - рассердился Господь Чайтанья. - Моя данда - это обитель полубогов. Какой смысл Тебе было ломать ее? Ты неугомонный, беспокойный и ненадежный товарищ и всегда ведешь Себя как безумный или пятилетний ребенок! Ты вне системы варнашрамы и вовсе не следуешь предписаниям дхармы. Твое поведение ломает все рамки, и любое Мое замечание делает Тебя просто неистовым. Господь Нитьянанда ниже опустил голову, пряча улыбку, и ответил дрогнувшим голосом: - Да, Я не следую правилам и предписаниям Вед. Тебе лучше знать, хорошо или плохо Я поступаю. Ты знаешь все. Ты говоришь, Твоя данда - обитель полубогов. Но как Мне стерпеть, что Ты носишь их всех на Своих плечах? Ты заботишься о благе других, но Я думаю, как навредить им. Зачем Мне сражаться с Тобой? Если Я совершил оскорбление, пожалуйста, прости Меня. Весь мир спасается, лишь раз повторив Твое имя. Ты освободитель падших, и поэтому Я надеюсь, Ты простишь Меня. Твоя санньяса убила преданных. Они до сих пор не могут поверить, что Ты остриг Свои прекрасные волосы. Эти волосы, подобные великолепной короне на Твоей голове, дарили радость каждому. Я не мог видеть печаль Твоих преданных, она жгла Мне сердце огнем. Если Ты не веришь Мне, спроси у них. Ради Твоих преданных Я сломал данду. Это была не простая палка, а стальной прут, который пронзал наши сердца. Господь Чайтанья слушал Нитьянанду Прабху с сожалением и досадой. Он так не любил, когда подражают парамахамсам, отбрасывая посох санньяси, и не хотел видеть Себя в такой роли. Он считал Себя слугой Господа, смиренным и скромным. Но сейчас Шри Чайтанья Сам остался без посоха и был очень сердит за это на Нитьянанду. - Ты привел Меня в Нилачалу, город Господа Джаганнатхи, и Я благодарен тебе за это великое благо! -сказал Он Нитьянанде. - Но единственное, что у Меня было, - это посох, и Ты не сберег его. Дальше Я не пойду с Тобой! Иди впереди или сзади - как захочешь! - Дорогой Господь! - обратился Мукунда Датта. - Позволь всем нам следовать за Тобой! Весь путь от Атхараналы до Джаганнатха Пури Шри Чайтанья прошел один. Он быстро оторвался от Своих друзей, которые следовали за Ним на большом расстоянии. В действительности они так и не поняли, почему Нитьянанда сломал посох, почему Шри Чайтанья допустил это и зачем потом так рассердился. История о сломанном посохе имеет глубокий смысл! А Господь Чайтанья, охваченный любовью к Богу, все время плакал и не замечал дороги. Привлеченный великой любовью Гаура Рая, Господь Джаганнатха простер Свои длинные руки и предстал перед Господом Чайтаньей: - Иди, иди ко Мне! - позвал Он. Господь Чайтанья замер, глядя на Господа Джаганнатху, а потом упал в пыль и стал кататься по земле. - О Господь Джаганнатха, - дрожа от блаженства, говорил Шри Чайтанья, - Ты так милостив, что явился предо Мной! Когда Господь Джаганнатха исчез, Гаура заплакал так громко, что Господь снова появился перед Ним, повергнув Его в безграничную радость. Волны божественной любви ласкали тело Гауры. Наконец Он достиг городских ворот, которые вели прямо к храму.
Место, откуда Чайтанья Махапрабху впервые увидел шпиль храма Джаганнатхи
Священный город Пури, чьи очертания напоминают силуэт раковины и где проживает не более 80 тыс. жителей, стоит на берегу Бенгальского залива. Он знаменит на всю Индию своим огромным храмом Господа Джаганнатхи (Кришны), <Владыки вселенной>, который всегда был главной святыней и средоточием жизни всего города. Храм, часто называемый <Шри Мандир>, стоит на возвышенности Нилгири, <Синий холм>. Согласно летописи, которая велась на пальмовых листах, храм очень древний. Самая высокая его твердокаменная башня (215 футов), увенчанная высоким шпилем и флагом, видна на много миль вокруг. От первоначальной архитектуры храма с течением столетий не осталось и следа, так как храм перестраивали много раз. Последняя реконструкция его была предпринята в I веке н.э., хотя в XIII веке усилиями царя Чхадоганги Дева и его преемника Анангабхимы храм сильно обновился. Однако местонахождение его всегда оставалось неизменным. По традиции неиндусам не позволяется входить в этот величественный храм. Центральный алтарь, характерный для Ориссы, - это маленькое царство, которое состоит из четырех строений: Бхога Мандар, где каждый день готовится для божеств 54 блюда; Наата Мандар, большой танцевальный зал для удовлетворения Господа; Мукхасала, где Господь дает даршан Своим преданным; и Бада-деула, главное помещение храма. Храм этот самый высокий в Джаганнатха Пури и во всей Ориссе. Великолепно отстроенный, он окружен двумя соединенными стенами. Внешняя стена имеет протяженность 665 футов в длину и 644 - в ширину. Внутренняя стена поменьше - 420 футов в длину и 315 в ширину. Легендарные ворота окружают храм. Восточные ворота называются Симхадвара - <Львиные ворота>, а южные, северные и западные носят названия Лошадиных, Слоновых и Тигровых. Через храм Джаганнатхи
эти ворота проходит многочисленная толпа, чтобы взглянуть на своего возлюбленного Господа, который возвышается на Своей Ратна Симхасане высотой в пять футов. Сам Господь Джаганнатха примерно такой же высоты, тогда как Его старший брат Баладева около шести футов, а сестра Субхадра - около четырех. Несмотря на определенные размеры, божества выглядят огромными, и человек невольно проникается почтением к ним, обретя счастливую возможность их
Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Sponsor's links: |
|