Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 8%

увидеть. Жители Джаганнатха Пури ежедневно приходят взглянуть на божества и вкусить маха-прасада, пищу, предложенную Господу, которой неизменно поддерживают себя тысячи людей. Но более всего божества довольны в дни пышных праздников, когда Они предстают перед глазами Своих преданных во всем великолепии убранства и одежд. Издавна в храме строго поддерживается самое пышное поклонение трем главным божествам - Господу Джаганнатхе, Владыке Вселенной, Его сестре - божественной Субхадре и старшему брату, Господу Баладеве. История о том, как Господь Джаганнатха появился в Пури, очень необычна. Она насчитывает многие тысячелетия и является интереснейшим эпизодом в ведической литературе. Царь Индрадьюмна был великим преданным Господа Вишну. Однажды Господь устроил так, что у царя при дворе появился странствующий вайшнав и поведал ему о воплощении Господа Вишну в облике Шри Нила-Мадхавы. Рассказ странника произвел на царя такое сильное впечатление, что он по всей Индии разослал брахманов, чтобы они разузнали о Шри Нила-Мадхаве и постарались Его найти. Однако поиски их оказались напрасными, и брахманы ни с чем вернулись в столицу - все, кроме Видьяпати. Посетив множество святых мест, Видьяпати вступил на земли шабаров, людей неарийского происхождения. Он нашел себе пристанище в доме правительственного чиновника по имени Вишвавасу и вскоре по просьбе хозяина женился на его дочери Лалите. Живя в доме шабара, Видьяпати заметил одну странность в его поведении. Каждую ночь Вишвавасу уходил куда-то и на следующий день около полудня возвращался, благоухая камфарой, мускатом и сандалом. Видьяпати стал расспрашивать жену, и она рассказала, что отец ходит поклоняться Господу Нила-Мадхаве, о котором никто не знает. На самом деле отец запретил Лалите кому бы то ни было раскрывать тайну, но ради мужа она нарушила запрет. Радость Видьяпати не знала границ, он тут же загорелся желанием увидеть Шри Нила-Мадхаву. Поддавшись, наконец, на уговоры дочери, Вишвавасу завязал глаза своему зятю и взял его с собой. Когда они уже готовы были отправиться в путь, Лалита тайком запрятала мужу в кайму одежды горсть горчичных зерен. Всю дорогу Видьяпати незаметно бросал зерна. Когда они, наконец, пришли к Шри НилаМадхаве, шабар снял повязку с глаз Видьяпати. Увидев несравненную красоту Господа, Видьяпати стал танцевать и возносить восторженные молитвы. Когда он немного успокоился, шабар оставил его около божества, а сам ушел собирать съедобные коренья и цветы. Пока шабара не было, Видьяпати стал свидетелем удивительного события. Спящая ворона упала с ветки в близлежащее озеро и утонула. В тот же миг она приняла четырехрукий облик, присущий обитателям Вайкунтхи, и отправилась в духовный мир. Увидев это, брахман забрался на дерево и уже собрался вслед за удачливой вороной прыгнуть в озеро, чтобы тоже обрести освобождение, как услышал вдруг голос с небес: - О брахман, раз ты увидел Шри Нила-Мадхаву, прежде ты должен рассказать о Нем царю Индрадьюмне! И тогда брахман слез с дерева и стал ждать. Вскоре вернулся шабар, неся в руках лесные цветы и коренья, и приступил к своему ежедневному поклонению. Неожиданно Господь сказал шабару: - Я столько лет принимал от тебя лесные цветы и коренья. Теперь Я хочу, чтобы Мне оказывал самое пышное служение Мой преданный, царь Индрадьюмна! Слова Господа огорчили Вишвавасу, он подумал: <Теперь я лишусь служения Шри Нила-Мадхаве!> - и решил связать Видьяпати и не отпускать из своего дома. Однако через некоторое время уступив неоднократным просьбам дочери, он освободил брахмана и позволил ему уйти. Видьяпати сразу же пришел к царю Индрадьюмне и рассказал о своем открытии. В великом экстазе царь отправился к Шри Нила-Мадхаве. Из зерен, когда-то разбросанных Видьяпати, выросли небольшие стебли горчицы, по которым они отыскали путь. Каково же было их горе, когда, придя на место, они не смогли найти Господа! Бессильный увидеть прекрасного Шри Нила-Мадхаву, царь Индрадьюмна осадил деревню шабара и пленил его. Но тут раздался голос с небес: - Освободи шабара! Ты должен построить храм на вершине холма Нила. Там ты найдешь Меня как Дару-Брахмана, Абсолютную Истину, проявленную в форме из дерева. Тебе не увидеть Шри НилаМадхавы! Чтобы построить храм, царь Индрадьюмна распорядился натаскать камней из Бауламала, проложив туда дорогу от холма Нила-Кандара. Святая обитель Шри Кшетра Пури (Нилачала) имеет форму раковины, и у основания раковины царь заложил город Рамакшетра Пури, построив там храм. Этот великолепный храм уходит в землю на шестьдесят локтей и возвышается над землей на сто двадцать локтей. Верхушку храма венчает круглая остроконечная башенка, на которой сияет чакра. Царь отделал храм золотом и, когда все было готово, отправился на Брахмалоку пригласить Господа Брахму его освятить. Однако царю Индрадьюмне пришлось ожидать многие годы. За это время храм, стоявший недалеко от моря, стало заносить прибрежным песком. Пока царь Индрадьюмна отсутствовал, на престол вступили цари Сурадев и Гала-Мадхава. Именно Гала-Мадхава обнаружил храм, погребенный под песком. Но тут из обители Господа Брахмы вернулся царь Индрадьюмна и заявил, что он построил храм. ГалаМадхава стал оспаривать это право, но неподалеку от храма на старом баньяновом дереве жил ворон Бхусанди, который много веков воспевал святое имя Господа Рамы. Из своего гнезда в ветвях баньянового дерева он наблюдал строительство храма и подтвердил, что его построил царь Индрадьюмна, а ГалаМадхава просто обнаружил. Индрадьюмна вознес молитвы Господу Брахме и попросил освятить храм и окружавшие его земли, которые называются Кшетра - дарующие высшее освобождение. Но Господь Брахма ответил: - Шри Кшетра проявлена трансцендентным могуществом Верховного Господа, который Сам раскрывает Себя. Господь Джаганнатха и Его обитель вечно существуют в материальном мире. Поэтому я просто помещу флаг на верхушку храма, и всякий, кто издали увидит этот флаг и в почтении падет ниц, без труда обретет освобождение. Через некоторое время царя Индрадьюмну охватило уныние от разлуки со Шри Нила-Мадхавой. Решив, что жизнь его прожита напрасно, он лег на ложе из травы куша с твердым намерением умереть. И тогда Господь Джаганнатха явился ему во сне и сказал: - Дорогой царь, не волнуйся! Ты найдешь Меня в море около местечка Банкимухан в форме Дару-Брахмана, куска дерева. Счастливый царь в сопровождении своих воинов отправился в Банкимухан и увидел на берегу моря огромный кусок дерева, отмеченный знаками раковины, диска, палицы и лотоса. Однако, несмотря на все попытки, множество людей и слонов не смогли даже сдвинуть его с места. В ту же ночь во сне Господь Джаганнатха вновь заговорил с царем: - Приведи Моего любимого слугу Вишвавасу, который служил Мне, как Нила-Мадхаве, и подай Дару-Брахману золотую колесницу. Царь пригласил шабара и поставил его по одну сторону Дару-Брахмана, а по другую - Видьяпати. Подав ДаруБрахману золотую колесницу, царь молил Господа взойти на нее. Вняв молитвам царя, Дару-Брахман был без труда перенесен в колесницу и установлен в указанном месте. Чтобы вырезать из Дару-Брахмана божество Господа Джаганнатхи, царь созвал множество искусных скульпторов, но никто из них не мог даже прикоснуться к Дару-Брахману. При первой же попытке резцы их ломались и рассыпались на мелкие кусочки. Наконец, под видом старого умельца пришел Сам Господь, назвавшись Анантой Махараной. Он пообещал изваять из дерева божество при условии, что ему будет позволено работать при закрытых дверях в течение двадцати одного дня. Царь немедленно сделал все необходимые приготовления. По указанию старого скульптора остальные умельцы занялись строительством трех колесниц. А Ананта Махарана принес Дару-Брахмана в храм и запер двери, заручившись обещанием, что останется один и царь даже не приоткроет дверь до истечения положенного срока. Но прошло четырнадцать дней, и царя охватило беспокойство, потому что из храма не раздавалось ни единого звука. Он не выдержал и вошел, к своему ужасу обнаружив, что старый скульптор исчез, как и обещал, а вместо Дару-Брахмана стоят три незаконченных божества: Джаганнатха, Баладева и Субхадра. Нарушив свое слово, царь решил расстаться с жизнью. Но после полуночи к нему во сне явился Господь Джаганнатха и сказал: - Как Дару-Брахман, Я вечно нахожусь в Нилачале, на берегу океана, и принимаю форму Джаганнатхи. В материальный мир Я нисхожу в двадцати четырех воплощениях вместе со Своими спутниками. У Меня нет материальных рук и ног, но Своими трансцендентными чувствами Я принимаю все, что предлагают Мне преданные. Ты нарушил свое обещание, но это лишь капля из океана нектара Моих игр. Я должен был проявиться в облике Джаганнатхи, чтобы защитить вечную славу Вед. Преданные, чьи глаза умащены бальзамом любви, всегда увидят во Мне Шьямасундару, который держит в руках флейту. Если же ты хочешь служить Мне с роскошью, то время от времени можешь украшать Меня руками и ногами, сделанными из золота и серебра. Но знай, что Мои члены - украшение всех украшений. Услышав слова Господа Джаганнатхи, царь в блаженстве вознес молитву: - О мой Господь, будь милостив и сделай так, чтобы потомки скульптора, проявившего Твою форму, могли из века в век принимать участие в постройке трех колесниц. - Да будет так! - чуть улыбнувшись, ответил Господь Джаганнатха. - Потомки Вишвавасу, служившего Мне, как Шри Нила-Мадхаве, из поколения в поколение будут готовить для Меня пищу. Называйте их суйярами. Царь Индрадьюмна снова обратился к Господу Джаганнатхе: - О мой Господь, милостиво даруй еще одно благословение. Пусть двери Твоего храма будут закрыты только три часа в день. Остальное время пусть они будут открыты, чтобы все обитатели Вселенной могли увидеть Тебя! Милостивый Господь Джаганнатха, Субхадра и Баладева появились в этом материальном мире, чтобы даровать высшее благо всем живым существам, о котором говорит <Нара-пурана>: <В этой высочайшей обители пребывает божество Кешава, форму которому придал Сам Господь. Если люди просто увидят это божество, им откроются врата в обитель Верховного Господа>. После того как Господь Джаганнатха исчез, перед царем Индрадьюмной появился Нарада Муни. Он поведал царю, что Господь Кришна проявил облик Джаганнатхи, когда во время солнечного затмения прибыл на Курукшетру для великого жертвоприношения. Нараде посчастливилось увидеть Его в этом удивительном облике - без рук и без ног, с огромными круглыми глазами и широкой улыбкой. После рассказа Нарады Муни привязанность царя Индрадьюмны к Господу Джаганнатхе стала еще сильнее, и он начал поклоняться возлюбленному Господу. Царь понял, что необычный облик Господа Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры не случаен: Господь проявил его, потому что царь переживал сильнейшее чувство разлуки с Ним, а также потому, что Сам чувствовал такую же острую разлуку с царем. До конца своих дней царь с любовью в сердце служил Господу. И хотя внешне Джаганнатха выглядит незаконченным, с духовной точки зрения Он лишен недостатков. Это признают все великие писания вайшнавов и сами святые. Трансцендентному облику Господа Джаганнатхи и Его спутников поклоняются в Пури многие и многие века. В силу невежества некоторые видят в божествах Джаганнатхи, Субхадры и Баладевы деревянных идолов, но для тысяч и тысяч людей в Индии в Них вся жизнь и душа. Они видят в Господе Джаганнатхе всепривлекающего и любимого Господа, которому они бесконечно преданы. Ведическая литература говорит о том, что есть разница между идолопоклонством и поклонением божеству. Первое основано на воображении и рассуждениях обычного человека, а второе - на боговдохновенных писаниях и целиком объяснено в древних ведических текстах. Бог может проявиться в дереве, камне и других материальных элементах, как может проявиться и в Своей изначальной духовной форме. Потому Он и Верховный. Он может проявиться и в сердце человека. Он может делать все, что пожелает. Один преданный составил такие стихи во славу Господа Джаганнатхи: <Иногда в великом счастье Господь Джаганнатха громко играет на Своей флейте в гротах на берегах Ямуны. Он подобен шмелю, наслаждающемуся прекрасными, как лотосы, лицами девушекпастушек Враджа. Его лотосным стопам поклоняются великие личности - Лакшмидеви, Шива, Брахма, Индра и Ганеш. Пусть же глаза мои узрят Господа Джаганнатху>. <В левой руке Господь Джаганнатха держит флейту. Его голову украшают павлиньи перья, а на бедрах Он носит ярко-желтые шелковые одежды. Он бросает на Своих возлюбленных преданных косые взгляды и раскрывает Себя в божественных играх во Вриндаване. Пусть же глаза мои узрят Господа Джаганнатху!> <Господь Джаганнатха - океан милости, Он прекрасен, как темные грозовые тучи. Он источник блаженства для Лакшми и Сарасвати, Его лик подобен распустившемуся лотосу. Ему поклоняются великие полубоги и мудрецы, славу Ему поют Упанишады. Пусть же глаза мои узрят Господа Джаганнатху!> <Когда Господь Джаганнатха, возвышаясь на Своей колеснице во время Ратха-ятры, движется по дороге, каждый Его шаг прославляют молитвами и песнопениями многие собравшиеся брахманы. Слушая эти гимны, Господь Джаганнатха очень доволен. Он - океан милости и истинный друг всего мира. Пусть же глаза мои узрят Господа Джаганнатху!>

* * *

Шри Чайтанья Махапрабху вошел в Нилачалу, танцуя от радости. Он сразу направился к храму, страстно желая увидеть улыбающийся лик Джаганнатхи. Беспредельная любовь переполняла Его, но стоило Ему войти в храм, как это чувство вспыхнуло в Нем с невиданной силой. <О Кришна! - ликовал Он в душе. - Я давно искал встречи с Тобой! И теперь эта мечта сбылась!> Господь Джаганнатха был для Него Самим Господом Кришной в духовном царстве Бога. Гауранга стоял перед божествами Джаганнатхи, Субхадры и Баладевы, и из груди Его вырывался крик, подобный гулу океанских волн: - Джага... Джага... Джага... - дальше Он не в силах был произнести. Не сводя глаз с божественного лика Джаганнатхи, Гауранга наслаждался абсолютным обликом Кришны, который был полностью проявлен для Него в божестве. Ему хотелось заключить Господа Джаганнатху в Свои объятия, снова и снова Он звал Его по имени, но так и не мог произнести его до конца. Он прыгал и танцевал, а когда духовные чувства достигли апогея, потоки слез залили все вокруг. Неожиданно Он с грохотом упал на пол и потерял сознание. Все последующие годы после принятия санньясы, вплоть до ухода с этой планеты, Господь Чайтанья Махапрабху прожил, терпя разлуку с Кришной, как и гопи Вриндавана. Мысли гопи были постоянно заняты Кришной, особенно когда Он покинул их ради Своих преданных в Матхуре. Они не переставали думать о Нем ни на секунду. Что бы ни делали гопи, они всегда помнили о Кришне. Слезы разлуки текли по щекам, и жить, казалось, теперь было не за чем. Больше им не увидеть Кришну, хотя Он был им дороже всего на свете. И это было наивысшим проявлением любви. Не найти ничего более возвышенного и ценного во всех духовных и материальных мирах, чем любовь в разлуке с Богом. Охваченный этим чувством, Господь Чайтанья казался безумным. Он то смеялся, то плакал, то начинал танцевать. Он пел святые имена Господа Кришны с великой скорбью на лице. Восторг любви к Кришне не покидал Его ни днем, ни ночью. Каждое утро Он спешил в храм увидеть божественный лик Джаганнатхи и испытывал те же чувства, что и гопи, когда они встретились с Кришной на поле Курукшетра.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: