Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 86%

Глава 8

Вопросы и ответы

Здесь мы коротко отвечаем на ряд вопросов общего характера


     касающихся Ведической космологии. Мы также указываем параграфы в
     предшествующих главах, где даны более детальные ответы.


     Вопрос: Ведическая литература говорит, что луна находиться выше
     солнца. Как это возможно?
     Ответ: В 22 главе Пятой Песни приведены высоты планет относитель-
     но земли и там утверждается, что луна расположена на 100 000 йод-
     жан выше лучей солнца. В этой главе слово "выше" означает "выше
     плоскости Бху - мандалы". Это слово не относиться к расстоянию,
     измеренному радиально от поверхности земного шара. В разделе 4.b
     мы показываем, что если плоскость Бху-мандалы соответствует плос-
     кости эклиптики, то тогда в действительности имеет смысл гово-
     рить, что луна находится выше солнца относительно Бху - мандалы.
     это не означает, что луна расположена дальше от земного шара, чем
     солнце.
         Например, если точка А находится в некоторой плоскости,
     точка В - на 1000 миль выше этой плоскости, а точка С - на 2000
     миль выше этой плоскости, то мы не можем с необходимостью ут-
     верждать, что точка С расположена дальше от точки А, чем точка В.


     Вопрос: В ШБ 8.10.38 к. Шрила Прабхупада говорит: "Предполагают,
     что солнце находится на 93 000 000 мили выше поверхности земли, и
     из Шримад-Бхагаватам мы узнаем, что луна расположена на 1 600 000
     миль выше солнца. Поэтому расстояние между землей и луной было бы
     95 000 000 миль". Не говорит ли это явным образом о том, что луна
     находится дальше от земли, чем солнце.


     Ответ: В резюме в конце 23 главы Пятой Песни Шрила Прабхупада
     говорит: "Расстояние от солнца до земли составляет 100 000 йод-
     жан". Приняв йоджану равную 8 милям, мы приходим к расстоянию в
     800 000 миль. Мы предполагаем, что когда Шрила Прабхупада приво-
     дит расстояние между землей и солнцем, соответствующее современ-
     ной западной науке и равное 93 000 000 милям, он попросту указы-
     вает, что если вы сравните Бхагаватам и современную астрономию,
     то вы получите противоречивую картину. Его заключение состояло в
     том, что следует просто принять Ведическую версию, и он не был
     заинтересован лично детально вдаваться в астрономические аргу-
     менты.


         - 2 -


     Вопрос: Что означает ваше высказывание относительно того, чтобы
     детально вдаваться в эти аргументы?
     Ответ: Шрила Прабхупада давал указания некоторым из своих учени-
     ков делать это ради проповеди. В письме к Сварупе Дамодаре дасу
     от 27 апреля 1976 года Шрила Прабхупада говорил: "Сейчас наши
     доктора должны сотрудничать и изучать 5-ю Песнь, чтобы сделать
     модель для здания Ведического Планетария... Поэтому сейчас все
     ваши доктора должны тщательно изучать детали 5-й Песни и сделать
     работающую модель вселенной. Если мы сможем объяснить сменяющие-
     ся сезоны, затмения, фазы луны, смену дня и ночи и пр., тогда
     это будет очень сильная пропаганда". В этой связи, в письме к
     доктору Вольфу - Ротткею от 14 октября 1976 года, он специально
     упомянул Сварупу Дамодару даса, Садапуту даса и Мадхаву даса.


     Вопрос: Если расстояние от земли до солнца равно 800 000 милям,
     то как это можно совместить с данными современной астрономии?


     Ответ: Это расстояние находится относительно плоскости Бху -
     мандалы. Согласно приведенным в Пятой Песни величинам расстоя-
     ние от центра Джамбудвипы до орбиты солнца вокруг горы Манасот-
     тара составляет 15 750 000 йоджан. Это расстояние берется в
     плоскости Бху-мандалы и составляет 126 000 000 миль, при йод-
     жане равной 8 милям, и 78 750 000 милям, при йоджане равной 5
     милям. Поскольку в Индии использовались значения для йоджаны,
     колеблющееся от 5 до 8 миль, эта величина сравнима с современным
     значением расстояния от земли до солнца 93 000 000 миль.


     Вопрос: Используя радар и лазеры, ученые недавно получили очень
     точные оценки расстояния от земли до луны. Это расстояние нахо-
     дится около 238 000 миль. Как вы совместите это с Ведическими
     вычислениями?


     Ответ: Согласно Сурья-сиддханте, расстояние от земного шара до
     луны составляет около 258 000 миль (смотри раздел 1.). Это
     приемлемо согласуется с современным значением.


     Вопрос: Если луна находиться на расстоянии 258 000 миль от зем-
     ного шара, то как она может быть на 100 000 йоджан выше солнца?
     Это кажется трудным для понимания, даже если последнее расстоя-
     ние берется относительно плоскости Бху-мандалы.


     Ответ: Подробный ответ на этот вопрос приведен в разделе 4.в, и
     читателю особенно следовало бы изучить таблицы 8 и 9 в этом раз-
     деле. Коротко, мы предположили следующее: высоты планет от
         - 3 -


     Бху-мандалы соответствуют максимальным высотам этих планет от
     плоскости эклиптики в видимой солнечной системе. Это соответс-
     твие носит приближенный характер, поскольку Пятая Песнь дает
     точку зрения полубогов, в то время, как в современной астрономии
     и в джйотиша-шастрах точка зрения соответствует обычным людям.
     Короче говоря, мы предположили, что описание вселенной,
     приведенное в Пятой Песни, полностью совместимо с тем, что мы
     видим. Отличия обусловлены разницей между точкой зрения челове-
     ческих существ и полубогов. Таким образом, вследствие более вы-
     сокой размерности перспективы полубогов, Бху-мандала была бы не-
     посредственно видна, и относительные положения Бху-мандалы,
     солнца и луны были бы проявлены так, как это описано в Пятой
     Песни.


     Вопрос: Как мы можем понять гигантские горы описанные в Пятой
     Песни? Про некоторые из них, включая Гималаи, говориться, что
     они достигают в высоту 80 000 миль.


     Ответ: Очень сомнительно, что даже научно необразованная лич-
     ность в древней Индии думала бы, что Гималайские горы из нашего
     обычного опыта имели высоты 80 000 миль. В конце концов такие
     личности традиционно, пешком, совершали поломничества в Ба-
     дарикашраму. Мы предположили, что космические горы Пятой Песни
     имеют более высокую размерность; они являются реальными, но для
     того, что бы их увидеть необходимо развить чувственные способ-
     ности полубогов и великих йогов. таково традиционное понимание,
     хотя слова, такие как "более высоко размерный", не используются,
     и описания проводятся исходя из фактов, соответствующих точке
     зрения полубогов и других великих личностей (таких, как Пандавы).
         Шрила Прабхупада сказал, что современные ученые "едва ли ос-
     ведомлены о планете, на которой мы сейчас живем" (Ш.Б.5.20.37р).
     Если бы наш обычный трехмерный континиум был бы всей реаль-
     ностью, тогда это утверждение могло бы показаться неправильным.
     В разделе 3.b.4, однако, мы приводим ведическое доказательство,
     показывающее, что этот трехмерный мир связан с областями более
     высокой размерности.


     Вопрос: Если Океан Гарбходака заполняет половину вселенной, то
     где он находится и почему мы не видим его?


     Ответ: Океан Гарбходака расположен под Бху-мандалой. Таким
     образом его местоположение соответствует области небесной сферы
     южнее плоскости большого круга, образованной Бху-мандалой. Мы
     доказали, что он должен был бы находиться или в южной небесной
         - 4 -


     полусфере или в области к югу от эклиптики (смотри раздел 3.d).
     Океан Гарбходака также является объектом более высокой раз-
     мерности.


     Вопрос: Неправда ли, что в южной полусфере находится меньше
     звезд, чем в северной? Не из-за того ли это, что мы с земли
     смотрим на Бху-мандалу сверху вниз?


     Ответ: Изучение типичных звездных диаграмм показывает, что коли-
     чество звезд, видимых в южной полусфере по-существу такое же как
     и количество звезд, видимых в северной небесной полусфере.
     (Смотри рисунки 11 и 12.)


     Вопрос: Какова была позиция Шрилы Прабхупады относительно полета
     на луну? По-видимому существует некоторая неоднозначность в его
     заявлениях по этому вопросу?


     Ответ: Шрила Прабхупада предлагал несколько возможных объяснений.


     но его основная точка зрения состояла в том, что астронавты не
     смогли посетить Чандралоку, поскольку они не достигли цивилизации
     полубогов, которая там существует.
         Поставим этот вопрос по-другому. Если луна является в дейс-
     твительности не более чем безжизненной пустыней, как утверждают
     ученые, тогда Ведическая литература, описывающая Чандралоку, бы-
     ла бы неправильной. Эта тема обсуждается в разделе 6.c.1.


     Вопрос: Что вы скажете относительно дискуссии о том, что полеты
     на луну сфальсифицированы правительством США? Иск по этому пово-
     ду предъявлен в книге Билли Кайзинга "Мы никогда не летали к Лу-
     не". р.164
     Ответ: Хотя эта книга содержит некоторые интересные моменты, до-
     казательства, приведенные в ней, являются в основном
     спекулятивными и носят косвенный характер. Один из основных до-
     водов Кайзинга состоит в том, что Томас Бэрон, служащий Североа-
     мериканской Авиации, который записывал критический доклад по
     программе "Аполло", был убит правительственными агентами. Кай-
     зинг утверждает, что это сделано как часть правительственной
     программы по сокрытию фальсификации полетов на луну. К сожале-
     нию, если это правда, тогда было бы слишком опасным обладать
     твердой уликой доказывающей такое сокрытие. Другое утверждение,
     сделанное Кайзингом состоит в том, что согласно официальным
     отчетам, шесть полетов "Аполло" были выполнены почти без изъ-
         - 5 -


     яна. В противоположность этому история космических программ до и
     после программы "Аполло" наполнена повествованиями об авариях и
     механических поломках. Кайзинг доказывает, что это представляет-
     ся статистически маловероятным и приводит этот факт как под-
     тверждение того, что полеты "Аполло" были сфабрикованы. Это ут-
     верждение интересно, но, конечно, не является убедительным.


     Вопрос: Чем оправдано приведение работ Индийской математической
     астрономии, таких как Сурья-сиддханта и Сиддханта-сиромани?


     Ответ: Шрила Прабхупада следует за Шрилой Бхактисиддхантой
     Сарасвати, цитируя эти работы, которые называются джйотиша
     шастры. Он делает так, поскольку Шрила Бхактисиддханта Сарасвати
     ссылался на эти работы в своих книгах. Шрила Бхактисиддханта
     дает точные цитаты и не говорит ничего, показывающего, что эти
     работы являются в чем-либо неправильными.
         Также джйотиша шастры цитировались другими вайшнавскими ком-
     ментаторами Бхагаватам. Смотри главу 1.


     Вопрос: Шрила Прабхупада ссылается на землю как на шар, и Шрила
     Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ссылается на Сурья-сиддханту и
     другие джйотиша шастры, которые описывают землю как шар. Но не
     является ли это нововведением, сделанным Шрилой Бхактисиддхантой
     в соответствии с современной астрономией?


     Ответ: это не является нововведением, сделанным Шрилой Бхакти-
     сиддхантой. Более ранние комментаторы Шримад-Бхагаватам ссылают-
     ся на джйотиша шастры, включая Сурья сиддханту. Примером служит
     Вамсидхара, живший до 1642 года н.э, до того времени, когда за-
     падная наука проникла в Индию (смотри приложение 1).


     Вопрос: Это означает, что нам следует принять джйотиша шастры
     как абсолютную истину на уровне Шримад-Бхагаватам?


     Ответ: Нет. Шримад-Бхагаватам является безупречной Пураной, со-
     держащей чистое знание Верховной Личности Бога. Джйотиша шастры
     служат руководством для выполнения астрономических вычислений.
     Бхагаватам представляет мир из трансцендентной перспективы, или,
     по крайней мере, дает перспективу великих личностей, вовлеченных
     в игры Кришны. Джйотиша шастры имеют дело с движением планет, как
     они видны обыкновенными человеческими существами.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: