Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 47%


     Возможно я стану жить в одном из уже существующих храмов и иногда выезжать для проповеди, или же я буду путешествовать все время, а может быть выберу какое-то место, чтобы основать там новый храм. Все это - детали. Мой "внутренний человек" должен быть уверен в правильности окончательного решения, принятого им. А решение в том, чтобы идти дальше, чаще обращаться к Кришне, никогда не оставляя молитву. Какой-то образ жизни может способствовать этому, а какой-то - наоборот. Но я хочу неуклонно следовать по намеченному пути, и это необходимо делать, даже когда вы ощущаете сухость и похоже, что полностью все забыли. Бог в вашем сердце, и вы можете молиться Ему - вот что важно.
     Самое главное - неуклонно выполнять указания Кришны, передаваемые через духовного учителя. Молитвы должны находиться в этой же цепи. Все, включая план вашей жизни, должно быть в этой цепи. Поэтому вы должны быть внимательны и усердны, стараясь выполнять то, что, по вашему мнению, удовлетворяет Прабхупаду. Во время его проявленных игр вплоть до 1977 года открытым призывом Прабхупады, обращенным ко всем, было - работать в ИСККОН, проповедовать и следовать регулирующим принципам. Я считаю, что эти указания не подвержены влиянию времени, но слова "работать в ИСККОН" и " проповедовать" разные ученики Прабхупады понимают по-разному. Преданные иногда спрашивают - что значит "служить ИСККОН"? ИСККОН - не статичная организация, преданные принимают участие в ее дальнейшем формировании, они сами решают, каким образом могут содействовать ее развитию. Одни преданные работают непосредственно в самой организации, тогда как другие вносят свой посильный вклад, но при этом не хотят быть непосредственно руководимыми ею. Когда Прабхупада присутствовал здесь, он говорил, что самое главное - продолжать следовать указаниям духовного учителя и выполнять его миссию. Братья в Боге могут отличаться друг от друга, но вы следуете за гуру. Сейчас мы видим, что последние десять лет "следовать авторитету" зачастую означало делать то, что сейчас мы называли бы неправильным. Поэтому проповедник должен тщательно обдумывать вопрос о том, как ему проповедовать.



     Я хочу подтвердить свою решимость читать вслух спонтанные молитвы в течение дня, анализировать свои мысли, простираться в поклоне, если я один, и углубляться в себя, даже в том случае, когда чувствую сухость и нежелание это делать. Также я хочу продолжать высказывать то, что у меня на уме, стараясь делать это все более и более искренне, высказывать свою преданность Кришне и прославлять Его в соответствии с указаниями писаний. Иногда я говорю о том, что прочитал недавно сам, пересказываю это Господу, а потом неизбежно выражаю сожаление по поводу отсутствия у меня преданности и молю Прабхупаду и Кришну о помощи.
     Это выходит за рамки механического следования правилам и предписаниям, нийамаграха. Если вы возразите, сказав, что у вас нет на это времени, ваше оправдание не будет убедительным, потому что общее время, которое потребуется для этого, не составляет и десяти минут. Это вопрос наличия ума, а не времени. Если же вы усомнитесь в моих словах, сказав, что все содержится в Харе Кришна мантре, и нам ничего больше не нужно, то я отвечу вам, что эти молитвы помогают лучше повторять Харе Кришна мантру. Если вы захотите вспомнить о важности воспевания, я скажу вам, что эти молитвы также прославляют святое имя. В них вы всегда можете выразить свое сожаление по поводу того, что ваши круги остаются механичными, сколько бы вы их ни повторяли. Молитесь Господу о том, чтобы Он помог вам исправиться, чтобы Он позволил вашему уму стать внимательным и благодарите Господа за то, что Он явился в Своем святом имени.
     Между прочим, это напомнило мне о том, что я сам пренебрегаю частыми молитвами, которые обычно включал в Харе Кришна мантру. Когда я с преданными, мне не обязательно падать ниц, достаточно остановиться на пять-десять секунд и помолиться Господу. Сегодня утром я молился потому, что мой ум блуждал где-то, не обращая внимания на звук мантры. И я молился: "Мой дорогой Господь, пожалуйста, помоги мне повторять Харе Кришна. Я прошу лишь о том, чтобы Ты указал мне верное направление, чтобы я таким образом смог управлять своим умом. Мне нужна Твоя помощь. Я хочу быть внимательным при воспевании и не растрачивать попусту время, отведенное для джапы". Вы только посмотрите, как спонтанные просьбы могут помочь вам, например в воспевании. Подобным образом вы можете сосредоточиться на том, что вы делаете, и на том, как вы служите Господу. Чем бы вы не занимались в течение дня, молитва поможет вам улучшить выполнение вашего служения. Это не отвлекает от передовой линии служения - это тылы.



     Приняв решение продолжать практику молитвы, мне нельзя терять чувство реальности. Возможно меня пленило величие тех, о ком я читаю - о тех, кто говорит с Богом. Возможно я думаю, что сам ни на что не годен, раз не делаю того же. Св. Франциск, удалившись в пещеру, взывал к Господу, пока не получил видение того, что в будущем тысячи монахов присоединятся к нему. Впоследствии он взошел на вершину горы, и у него открылись стигматы (раны Христа). В нашей сампрадае вайшнавов такие преданные, как Адвайта Ачарья, взывали к Господу, и Он нисходил в Своем воплощении. Но не думайте, что вы должны говорить с Богом, а Бог должен вам отвечать, и что вы должны при этом испытывать сильное утешение, а если этого не будет, то интенсивную агонию. Так или иначе, вы не настолько святы. И все же ваша жизнь должна быть заполнена преданным служением, которое дал вам Прабхупада, к которому вы, в свою очередь, испытываете благодарность. Вы цепляетесь за ваше служение наперекор устрашающему миру.
     Для того, чтобы улучшить свое сознание Кришны, поднять собственный уровень, вы должны захотеть разговаривать с Кришной. В этом реалистичность, а не в том, чтобы думать о себе, как о стоящем на пороге непознанного мистического мира, который до сих пор не открылся еще ни одному преданному в ИСККОН. В действительности, вы возможно намного отстали от остальных. Есть много простых преданных, которые на протяжении многих лет разговаривают с Кришной и молятся Ему. Вы знаете, что это так, потому что вас часто раздражали их разговоры о молитве Кришне, о размышлениях о Кришне и о зависимости от Него. Вы лишь приступаете к тому, что другие уже делают.
     Не удивляйтесь, если, обратившись к этим молитвам, вы не почувствуете преданности или же будете чувствовать ее не всегда. Это следствие того, что вы по своей природе неустойчивы. Вы можете показать лишь глубинную преданность, вашу убежденность в том, что вы хотите это делать; этого достаточно, это само по себе также является утешением. То, что вы делаете это, - уже плюс. Ничего не ожидайте и не разочаровывайтесь.



     Кругом темно, но от звезд и горных вершин исходит свет. Тому, кто желает духовного продвижения, рекомендуется развить смирение и не искать в духовной жизни утешения или радости вовсе. Ваше продвижение зависит от Бога, иногда оно есть, а иногда нет. Но вы должны быть стойки в своем служении и смирении, вы не должны испытывать разочарование лишь от того, что не чувствуете блаженства преданности. Иногда мы можем ощущать блаженство преданности и думать, что мы его заслужили, мы можем им злоупотребить или стать слишком рьяными, чувствуя мощь собственной преданности. Мы естественным образом ищем духовной жизни и молим о возможности войти в нее. Я даже молюсь: "Мой Господь, я очень сух. Пожалуйста, увлажни мою любовь к Тебе". В каком-то смысле, мы в более безопасном положении, когда просто продолжаем идти сквозь темную ночь веры, очень смиренно и целеустремленно, не ожидая никакой награды.
     В цепи вайшнавов мы видим много преданных, которые были великими бхактами, но они не терпели прославлений и говорили о себе, как о самых низких. Когда Кшира-чора Гопинатха принял Мадхавендру Пури с великими почестями, тот развернулся и ушел прочь, чтобы не слышать прославлений в свой адрес. Вайшнав знает, что падет в том случае, если возгордится своим продвижением. Харидас Тхакур и Санатана Госвами никогда не выставляли себя вперед, они предпочитали вспоминать свое низкое происхождение мусульманина и полу-мусульманина. Харидас всегда держался от Господа Чайтаньи на расстоянии, но Господь ежедневно приходил Сам повидаться с ним. Бхактисиддханта Сарасвати сказал, что те, кто оскорбляют его, в действительности его друзья, а восхваляющие его - его враги. Для того, чтобы оставаться скромными, мы не должны лишь выставлять себя таковыми, просто в глубине своего сердца мы не должны считать себя великими. Иногда Верховный Господь Сам не открывает преданному его духовную продвинутость и не позволяет ему понять, насколько тот предан Кришне.
     В какой-то степени это можно увидеть на примере Нарады Муни в детстве. Ему удалось очень быстро увидеть Кришну при помощи медитации. Но попытавшись увидеть Господа во второй раз, он уже не смог этого сделать. Тогда Господь сказал, что в этой жизни Нарада Его больше не увидит. Это было сделано для того, чтобы вдохновить Нараду и увеличить его искания. Господь не стал открываться Нараде по причинам, известным лишь Ему. Для Нарады было лучше не видеть Кришну постоянно. Это не было наказанием.
     Св. Тереза из Лизье говорит, что она хочет стать подобной капле росы. Капля росы так мала по сравнению с окружающим миром, что ее ник-то не замечает. Она не выполняет никакой значительной работы, даже в области религии, она просто доставляет удовольствие и приносит облегчение цветку - Господу. Преданный может быть совсем незаметным и в то же время удовлетворять Господа, отдавая Ему все. Иногда никто может и не догадываться о том, что Господь удовлетворен преданным, это делается для того, чтобы преданный оставался смиренным, а его связь с Господом была скрыта от чужих глаз. Иногда преданный даже сам не совсем осознает эту связь. В этом случае он тоже защищен от возможности падения по причине самолюбия, распирающего каждого из нас.
     Среди наших братьев в Боге у нас есть пример Джаянанды Прабху, который был очень скромным. Он никогда не входил в комнату Прабхупады для личной встречи с ним. Да и сам Прабхупада не так уж часто упоминал Джаянанду в разговорах, но тем не менее считал его своим возлюбленным учеником. А когда Джаянанда дас ушел, Прабхупада сказал, что мы должны отмечать этот праздник наряду с другими праздниками, посвященными вайшнавским святым. Все эти мысли уместны, когда я начинаю думать о своем будущем служении. Это служение не должно привлекать к себе внимание всех остальных, не обязательно это будет какая-то сенсационная книга или важная работа. Скорее, нужно думать о том, как совершать важное служение на духовном уровне и при этом оставаться незаметным. Но вам следует быть внимательным, чтобы не отказаться от выполнения важного служения, не отступить из ложной скромности. То, о чем я сказал выше, должно стать целью; качество любовного служения - вот что важно. Отречение от материальных желаний, вкус к святому имени и погружение в проповедь.



     По времени утро, но видны все звезды. Кругом темно, как ночью, хотя это очень светлая ночь, потому что сегодня Пурнима, полная луна. Очень необычно. Виднеются контуры гор, можно различить разные оттенки, видны расселины, долины и деревья, но все это в ночи, освещаемой луной.
     Я спрашиваю у самого себя: делаю ли я какую-то важную работу, живя вдали от преданных и от храма? Да, то, что я делаю, имеет определенную ценность. Я не хотел бы жить так все время, но такой образ жизни определенно имеет ценность. Если я возгоржусь, подсчитывая свои разнообразные достижения, то я просто-напросто их лишусь. Тем не менее все это определенно имеет ценность.



     Лунный свет в темноте, все еще не холодно. Конец сентября, Франция. Я шаг за шагом стараюсь подойти к пониманию того, что молитва - и есть наша жизнь. Это значит - говорить, воспевать, обращаться к Кришне и Прабхупаде в течение дня. Это, однако, не следует делать лицемерно и с намерением оставить другую деятельность.
     Я думал о том, как устроить свою жизнь таким образом, чтобы развивать внутреннюю жизнь и молитву. Поначалу мне казалось, что я должен добиться максимально возможного уединения. Я действительно многим обязан одиночеству и хотел бы и дальше не расставаться с ним, но теперь я вижу, что оно не является конечной целью. Скорее, в одиночестве мы имеем идеальные условия для развития решимости и практики молитвы, что может остаться без внимания при активном выполнении другого служения. Тем не менее должно быть желание прервать уединение, чтобы непосредственно служить преданным, делясь с ними своим осознанием.
     Кроме того, молитвенная жизнь поддерживается осознанием собственного ничтожества и зависимости. Выбирая образ жизни, способствующий молитве, будет хорошо, если вы займете именно такую позицию - осознание собственного ничтожества. Я размышлял о том, как объединить все это, поселившись в спокойном храме, где я мог бы иметь необходимую уединенность, где мог бы читать, воспевать и молиться, делая все это регулярно вместе с преданными и служа им. Я думал о таком храме, где смог бы почувствовать собственное ничтожество в правильном смысле этого слова, где не занимал бы высокого положения и проходил через различные страдания и покаяния, но оставаясь при этом радостным, несмотря ни на что. В таком храме я мог бы учиться предлагать все это Кришне и учиться осознавать, что смиренная позиция - лучше всего.
     Размышляя о том, какая обстановка для практикования молитвы является для меня наилучшей, я объективно оцениваю себя как душу, предавшуюся не полностью. Также я не хочу претенциозно ставить себя в положение, возможно более способствующее молитве: где больше активного служения, где личный вклад более велик, и потому более вероятно разочарование. Просто я должен действовать на своем уровне.



     Я предвижу отрицательную реакцию внутри самого себя (или "самих себя"): ради молитвы менять свою жизнь. Я уже сейчас чувствую, что это будет трудно или даже невозможно: вставать в час ночи, читать молитвы по карточкам, другие подобные действия тоже будет тяжело поддерживать. Наиболее важным мне кажется - сохранить практику спонтанного вознесения молитв в разное время дня. Сейчас я делаю это спонтанно в течение всего дня. Разговоры с Кришной иногда заключаются просто в повторении того, что я читал в комментариях или слышал в записях лекций. Наверно, Кришне это тоже нравится. В конечном счете, что мы знаем о Нем, кроме того, что читали? Комментарии Прабхупады сами по себе являются молитвами. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы повторять их, подобно ученику, перед высшим учителем, Кришной, и перед Шрилой Прабхупадой.
     После подобных молитв вы также можете говорить то, что у вас на уме. Вместо того, чтобы постоянно в открытую лезть со своими просьбами, можно сначала вознести молитвы. Читая "Бхагаватам", мы видим, что великие преданные следуют именно этому процессу. Если у них есть какая-то просьба или обращение, то сначала они описывают Господа с точки зрения философии. Делайте это хотя бы ради собственного очищения, и даже если у вас будут возникать сомнения в необходимости подобных действий, используя диалектику, применяя свой разум, как подобает образованным ученикам Прабхупады, вытаскивайте на свет ваши сомнения, рассматривайте и побеждайте их, говоря о различных аспектах философии, как если бы вы читали лекцию. Говорите с Кришной о философии.
     Но суть в том, чтобы завязать с Кришной дружеские отношения, почувствовать реальность того, что вы обращаетесь к Нему, зная, что вы не просто разговариваете с самим собой, а обращаетесь к другу и находите в этом утешение. Разумеется, мы общаемся подобным образом с нашими братьями в Боге, но Кришна - лучший друг. Поэтому, пожалуйста, не отказывайтесь от выбранного пути, продолжайте все больше и больше разговаривать с Кришной. Рассказывайте Ему о философии, опираясь на то, что вы читали о Его Светлости, рассказывайте Господу о своем осознании, о проблемах, о ваших беспокойствах, вызванных в основном тем, что вы чувствуете недостатки в своем преданном служении. Вы чувствуете себя чрезвычайно неудачливыми и потому просите Кришну о помощи, хотя мы и пренебрегали Господом в течение стольких рождений. Он милостив. Он поможет нам удалить все анартхи, включая желание освобождения и желание стать великим преданным, просто позволив нам действовать согласно Его воле.



     С тех пор, как я стал пытаться регулярно обращаться к Кришне, разговаривая вслух, когда я один, мне стало казаться, что другие действия в равной мере являются молитвой. Например то, что сегодня утром я послал своему ученику письмо, так же хорошо, как и молитва. Читать утром лекцию по "Шримад-Бхагаватам" - очевидное прославление, как и мелодичный киртан и повторение молитв во время класса. Это хорошо - понимать, что все действия могут подняться до уровня высшей молитвы, и что собственную молитву за счет этого можно улучшить. Но тот факт, что многие действия являются молитвой, не исключает попытку уединиться и обратиться внутрь себя, разговаривая с Кришной.
     Не пренебрегайте этим дополнением к своему сознанию, этой "дорогой жизни". Преимущество данного метода в том, что вы становитесь склонны к пересмотру всего, чем вы до сих пор занимались, вы вступаете в общение с Кришной с искренностью и углубленностью в себя. Этим вы в особенности удовлетворяете потребность человека зависеть от Господа и открыто приходить к Нему. Другие действия, выполняемые вами на протяжение дня, могут быть также жизненно важными, но разговор с Господом и молитва - нечто особенное. Пожалуйста, не отвергайте это по мере того, как вы будете становиться все более и более активными в своем служении. Не говорите: "О, это было, когда я находился на уровне отреченного удаления от дел. Теперь молитва - все, что я делаю. У меня нет времени". Это не будет хорошо.



     Дождливо и туманно. Важно напомнить себе о важности произнесения молитв, в противном случае, они станут похожи на озарение, которое наступает, а затем проходит, и вы опять не можете ничего вспомнить. Молитвы действительно очень важны. Обычно я их не записываю. Позже я могу забыть, что говорил Кришне, но мне не следует забывать, что это было нечто важное.
     Молитвенной жизни может помочь выписка цитат из книг Прабхупады и христианских авторов. Вы должны продолжать это занятие и должны перечитывать эти цитаты и дальше. То, что вы читаете их, является своеобразным напоминанием, как например, читая "Намамриту", вы вспоминаете о важности воспевания. Но что касается молитв, есть тенденция к тому, чтобы не заниматься этим вовсе, нам нельзя допускать такую ошибку. Тенденция в том, что действительно начав проповедовать, я сразу же склоняюсь к мысли, что все это мне больше не потребуется. "Моя жизнь и так молитва". Если подобное происходит, то этим мы наносим большой урон нашей внутренней жизни.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: