Sponsor's links: |
Sponsor's links: |
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
![]() ![]() |
![]() |
Прочитано: 57% |
Внутренняя жизнь подвергается опасности полного забытья, а потому вполне возможно, что мы будем жить или ездить по всему миру без внутренней жизни вообще. Большинство людей так и поступает, и, в действительности они мертвы для внутренней жизни и для внутреннего роста. Под внутренней жизнью я понимаю мольбу, обращенную к Кришне, мольбу о том, чтобы Он помог мне, принял мое подношение, простил мои оскорбления и оказал мне особую милость. Взывать к Кришне и просить Его принять нас, даровать нам возможность Его полюбить - это значит просить об особой милости. Одарить любовью к Себе может лишь Он. Мы хотим Его полюбить, но как к этому идти, пока Он не дал нам Свою любовь? Это необыкновенное настроение молитвы стоит того, чтобы его переживать и помнить. Так как наша джапа находится на уровне ваидхи-бхакти, мы можем также встать на начальную ступень практики молитвы, и это нам поможет.
Я хочу коротко проанализировать молитву, которую читал сегодня утром. Я приступил к молитве сразу же как проснулся. Я просто упал на пол. Я совсем не горел желанием это делать. Даже если у меня и было какое-то желание, оно не имело ничего общего со стремлением почувствовать близость к моему Господу. Все же я решился и начал с личных мотивов, размышляя о грядущем дне и в особенности о том, каким служением мне заняться. Я обратился с этим к Кришне, понимая, что это не очень-то хорошо, но это было началом молитвы, и я попросил Господа о помощи.
Мы склонны желать просить Кришну помочь нам в нашем преданном служении, как будто, то Его обязанность - распределять полномочия. Хотя я и не хотел этого делать, я все же сказал: "Мой Господь, помоги мне выполнять Твою волю и принимать верное решение. Я знаю, что сам уже принял решение. Но все же, пожалуйста, помоги мне выполнять Твою волю. Даруй мне вдохновение, душевный подъем, позволь мне предаться воле Твоей. Тогда я буду счастлив".
Таким образом, мне удалось подавить сиюминутные желания. Я также убедился в том, что нахожусь на уровне телесного сознания. Что же нам остается делать? Скорбеть об этом. Говорите: "Кришна, как я могу молиться Тебе, обладая телесным сознанием?" Вам не удастся избавиться от него немедленно. Поэтому вы должны молиться снова, и если вы сможете, вспомните, как описывается Верховная Личность Бога в шастрах. Вспоминайте то, что слышали на лекциях. Это метод, позволяющий сосредоточиться на кришна-катхе, - говорить, говорить, а затем, когда придет вдохновение, молиться. И не сходите с этого пути кришна-катхи: принимая посредством различных вещей, пользуясь разными источниками, побуждая себя разными молитвами, продолжайте говорить и говорить, и прежде, чем вы поймете что-то, по крайней мере, несколько минут вы проведете в молитве и какой-то сосредоточенности, даже большей, чем вы могли предположить. Затем вы продолжаете выполнять свои обязанности, и, возможно, вы будете выполнять их уже с несколько большей сосредоточенностью на Кришне. И вполне возможно, что вы даже забудете о том, что именно молитва придала вам силы. Чем чаще вы будете делать это, тем лучше.
Здесь не говорится о том, какой конкретно деятельностью вы должны заниматься в сознании Кришны. Здесь описывается присущая такой деятельности внутренняя жизнь.
Здесь стало больше преданных. Они помогают мне решить, как построить жизнь таким образом, чтобы у меня была возможность как проповедовать, так и оставаться в одиночестве. Теперь я могу также понять, насколько важно медитировать на распространение движения сознания Кришны в мире. Недавно мы обратили внимание на словосочетание атма-бхавита, означающее постоянное памятование о Господе. В комментарии Прабхупада пишет, что это также означает - всегда думать о спасении других душ. И возможно, идя к этой цели, можно иногда прибегнуть к молитве. Разумеется можно. Но я имею в виду не просто молиться о спасении душ и при этом никуда не идти и никого не спасать. В комментариях Прабхупада говорит, что именно Господь меняет сердце преданного, когда Он удовлетворен его проповедью. В нашей цепи предписывается не только молиться: "О Господь, пожалуйста, спаси эти души", но и самому стараться сделать что-то. Поэтому время от времени, оставаясь один, я могу молиться о самосовершенствовании: "Господь, пожалуйста, сделай из меня проповедника. Надели меня способностью помогать другим в их сознании Кришны". Я прошу Его также дать мне силы, чтобы, покинув свое убежище, я не почувствовал себя опустошенным, и чтобы мне не пришлось искать снова покровительства у одиночества и возвращаться к тому образу жизни, какой я вел до сих пор. Иногда такое случается, и, если мы чувствуем утомление, нам следует восстановить силы. Но идеальный вариант - сохранять внутреннюю жизнь, куда бы мы ни отправлялись.
Санньяси несет людям сознание Кришны. Но как вы можете дать его другим, если сами им не обладаете? Я хочу вдохновить самого себя на то, чтобы продолжать молиться и дальше, даже если чувствую сухость и не ощущаю присутствия Кришны, или когда это чувство становится абстрактным, когда мне кажется, что я далек от Господа, или когда я теряю веру в то, чем занимаюсь. Я привел достаточно свидетельств тому, что мы всегда должны думать о Кришне, поэтому продолжайте и дальше стараться это делать, даже если не испытываете любви к Нему.
Вы можете говорить так: "Мой дорогой Господь Кришна, пожалуйста, увеличь мою любовь к Тебе и Шримати Радхарани. Мой Господь, Ты - предмет моей любви, и я действительно люблю Тебя, в противном случае я не испытывал бы любви даже к собственному телу. Я люблю свое тело потому, что оно связано с Тобой. Ты - моя истинная любовь". Вы можете начать так, потому что вы разорены, но разорены не полностью, поэтому начните с того небольшого богатства, которое у вас уже есть и постарайтесь увеличить его, моля Кришну даровать вам любовь, обладая которой, вы сможете Его полюбить.
Для вас будет лучшим и дальше идти в темной ночи веры, не танцуя на каждом шагу с Кришной и не получая на каждом шагу утешения, приносящего блаженство. В любом случае, идите вперед и будьте уверены, что Кришна знает о вас. Он принимает вашу любовь, и Он знает, что является для вас наилучшим. Если бы Он дал вам слишком много подтверждений тем блаженным взаимоотношениям, что существуют между вами, о которых вы забыли, которыми в свое время пренебрегали и против которых восстали, вы бы могли так и остаться неофитом, переполнившись этим впечатлением и считая себя великим преданным. Разве это не произошло с некоторыми из тех, кто был хоть чуть-чуть предан Прабхупаде? Вас признают, вас ставят на пьедестал, сажают на вьяса-асану, а потом вы исчезаете вместе с ней.
Я хочу сказать еще кое-что об атма-бхавита. Проповедь осуществляется не просто из чувства долга перед Прабхупадой, это - медитация. Мы должны действительно захотеть спасать души точно также, как мы действительно хотим полюбить Кришну, и нам надо взывать к Нему, даже если на самом деле мы этого и не хотим. Мы должны молить Кришну, чтобы Он дал нам желание спасать другие души. Нам следует просить Господа о том, чтобы Он помогал нам, а затем заняться проповедью, даже если это еще не делается спонтанно. Это увеличит наше желание. Мы не перестанем молиться Кришне даже во время проповеди. Итак, молитва о внутренней жизни, проповедь, дух путешествий - все это не является несовместимым. Напротив, путешествуя и проповедуя, вы станете молиться Кришне так: "Мой дорогой Господь Кришна, у меня нет желания сближаться с этими людьми. Я нахожу их несносными, преданных медлительными, а самого себя сухим, поэтому, пожалуйста, оживи меня, чтобы я смог увидеть хорошие качества в преданных, чтобы я перестал враждебно относиться к непреданным, вместо этого давая им сознание Кришны. Господь, пожалуйста, помоги мне". И в проповеди необходима молитвенная жизнь.
Наше пребывание здесь подходит к концу. Наступила осень, часы перевели, и поэтому утром, когда я гуляю, светло. Все выглядит совсем по-другому: кругом все зеленое и коричневое, видны горы, а в долине клубиться туман. Приятные места можно также использовать в служении Кришне.
Я разговариваю, чтобы вдохновить самого себя, потому что я знаю, что придет такое время, когда я действительно стану сухим и оставлю всю эту программу, считая ее абстрактной. Я пытаюсь напомнить себе, что это не так. В ней присутствуют сочность, реальность и основательность. Она более основательна, чем Пиренейские горы с их скалистыми пиками и снегами. Несомненно она более основательна, чем утренний туман и весь этот театр - небо, земля... "Небо и земля прейдут, но слова мои не прейдут".
Первая неделя октября. Кругом еще зелено, и воздух не такой холодный, все очень красиво. Невесомое голубое небо также исходит от Кришны. Сегодня в комментариях к стиху "Бхагаватам" обсуждался Авигьята, старый друг. Никто не знает Его деяний. Живое существо забывает о своих взаимоотношениях со старым другом. Во время, отведенное для вопросов и ответов, мы говорили о том, как тесно преданный Кришны связан со Сверхдушой, хотя обычно говорится, что мы не поклоняемся четырехрукой форме Господа. Но в этом мире Сверхдуша - это Кришна, находящийся в наших сердцах. Сверхдуша - это Кришна, принявший такой облик, и это не зависит от того, видим мы Его четырехрукую форму или нет. Господь может говорить с нами, также он может вложить разум в наши сердца, таким образом помогая нам вернуться к Нему. Он говорит в "Бхагавад-гите": "Пребывая в их сердцах, я рассеиваю тьму невежества".
С того момента, как ушел наш духовный учитель, мы молим Господа помочь нам избегать ошибок. Мы просим Его дать нам разум и мужество, чтобы следовать за Прабхупадой, дать нам вдохновение, чтобы трудиться сообща. Молясь и записывая в дневниках свои сокровенные мысли, я старался в большей степени руководствоваться тем, что подсказывала мне Сверхдуша. Однако, я знаю, что мы не должны становиться требовательными, иначе это будет напоминать желание получить от Бога особое утешение, вместо того, чтобы быть удовлетворенными тем, что имеем, и с верой продолжать следовать за Прабхупадой и дальше.
Вера также подразумевает знание о том, что Господь, несомненно есть. Он есть, и Он любит меня. Он дает мне разум. Это не обязательно должно быть подтверждено каким-то осязаемым благословением, например возможностью слышать Его речь. Не сомневайтесь, будьте уверены, что Он есть.
Я заметил, что иногда, когда я собираюсь молиться Тебе, в середине молитвы я начинаю разговаривать сам с собой. Я должен постараться управлять этим. Когда я обращаюсь к Тебе, я должен говорить с Тобой. Возможно это мой непомерный эгоизм является причиной тому, что я молюсь Тебе не так, как нужно. Мой Господь, на том уровне, на котором я общаюсь с Тобой, я испытываю смущение, думаю, что Тебя нет, или же сомневаюсь. Поэтому, пожалуйста, избавь меня от этого и позволь мне говорить с Тобой искренне. Я не пракрита-сахаджия, я действительно хочу говорить с Тобой. Я хочу делать это просто и с верой в Тебя. Спасибо Тебе.
На этих прогулках я в основном убеждаю себя в важности не только воспевания, но также в важности молитв и размышлений о Кришне. Тем не менее воспевание более важно, чем другие молитвы. Поэтому, если повторяя какую-то из дополнительных молитв, я почувствую некоторое возбуждение, мне следует использовать эту молитву для того, чтобы быть более внимательным при воспевании. Первая молитва может быть такой: "Мой Господь, пожалуйста, позволь мне быть внимательным к Твоему святому имени". Однако, я сам не могу добиться этого, даже сочетая молитвы с джапой. Повторяя джапу, я просто прокладываю себе путь вперед. В худшем случае, я считаю круги. Мне жаль, что пришлось это сказать.
В первую очередь вы должны беспокоиться о том, как улучшить джапу. То, к чему я стремлюсь, - не какие-то мистические отношения с Господом. Скорее, я хочу просто чувствовать себя слугой и начать воспевать внимательно, чтобы потом заслужено сказать самому себе: "Хорошо, ты воспеваешь лучше, ты обращаешь внимание на звук святых имен Господа - Харе, Кришна и Рама". Всего лишь навсего, будьте простыми, слушайте, воспевайте и просите Господа, чтобы Он позволил вам слушать и воспевать. Пожалуйста, займи меня служением Тебе, которое начинается с воспевания.
Сегодня туманно. Похоже, что может начаться дождь, уже упало несколько капель. Некоторые горные пики отчетливо выделяются на фоне серых облаков, на другие же пики, скрывая их вершины, опустились облака.
Вчера в книге "Подражание Христу" я нашел отрывок, принесший мне некоторое утешение, так как я считаю, что слишком разговорчив в своих молитвах Господу. До этого я уже читал высказывание брата Лоренса, не рекомендовавшего слишком много говорить с Богом. Просто смотрите на Него, приносите поклоны, чувствуйте Его близость и собственное положение незначительного слуги. Я смог понять, что говорить так много - не очень-то хорошо, особенно, если это праджалпа, многочисленные просьбы или же поглощенность исключительно собственными нуждами. Не нужно беспокоить Верховную Личность Бога. Однако, в "Подражании Христу" преданный говорит: "Я не перестану говорить и молить Тебя об определенной милости!" Он считал себя очень падшим, постоянно нуждающимся в общении с Господом, беспомощным и недостойным, но тем не менее он говорил: "Я буду и дальше молиться Тебе, мой Господь, и надеяться". В особенности он подчеркивал то, что не перестанет говорить. И это почему-то казалось правильным. Это совсем не выглядело навязчивым, напротив, это казалось смиренным.
Длительный период времени, проведенный в уединенных местах, начавшийся с двух недель в Ирландии и продолжавшийся месяцем пребывания здесь, подходит к концу. Я решил вернуться в Гита-нагари с тем, чтобы вернуться к упорядоченной жизни в храме. Оглядываясь назад, я смотрю на то, что хотел добавить к своей духовной жизни: чтение книг о молитве, молитва. Сегодня я тоже попытался написать что-то вроде молитвы; посмотрим, как долго это продлится, и насколько важным все это станет для меня. Самое главное - лучше повторять Харе Кришна мантру. Я надеюсь, что жизнь в храме будет способствовать этому, ведь ее центром является повторение Харе Кришна. Вы действительно должны заниматься этим и совершенствоваться в этой вашей основной молитве; уделяйте молитве первоочередное внимание. Затем идет упорная работа, что вытекает из молитвы. Даже внимательное воспевание обязательно должно сопровождаться совершением добродетельных поступков в преданном служении с тем, чтобы еще более полно отдавать самого себя Движению и служению преданным.
Сегодня холоднее, чем обычно, очень ясно, как будто бы смотришь на совершенно иной пейзаж. Воздух настолько чист, что можно глубже заглянуть в расселины и рассмотреть неровности гор. Обычно видны лишь смутные очертания, как если бы я смотрел без очков, но сегодня, на свету, все видно более отчетливо. Вчера шел дождь, и с горных пиков смыло почти весь снег. До сих пор видна зелень, и я предчувствую, что в Гита-нагари будет холоднее, чем здесь. Я думаю, что там на деревьях еще сохранились листья, но они, наверное, уже покраснели.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Sponsor's links: |
|