Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 54%

II Часть


Этот труд, являющийся изучением духовных потребностей и забот

проповедника ИСККОН, выполненный Шрилой Сатсварупой даса Госвами, очень важный подарок всем нам. Он затрагивает самый важный аспект жизни каждого преданного - садхану.


Однажды Шрила Прабхупада сказал о своем отце: "Продажа тканей

была для него средствами к жизни, но пуджа - призванием. Эта статья дает нам пищу для размышлений и мы сможем обсудить как нам определить свое призвание и как его достичь.


Однажды я спросил Шрилу Прабхупаду: "Как преданный может про-

поведовать идеалы сознания Кришны, если сам он весьма далек от совершенства. Если меня кто-либо спросит: "Сможет ли тот человек вернуться к Кришне в конце этой жизни?" Я скажу "Да". Но в отношении себя, я в этом не очень-то уверен."


Прабхупада сказал: "Это относится не только к тебе или к кому

бы то ни было еще, Кришна говорит, что любой, обратившийся к сознанию Кришны, уйдет обратно к Богу.


Конечно, если мы проповедуем - это не значит, что мы переправ-

ляем людей назад, в духовный мир, как товары по накладной, а сами остаемся здесь. - и он рассмеялся. - Имеется в виду, что проповедник тоже возвращается. Это как в ситуации с нашими книгами. Ученики умело продают их, но с чтением пока что тяжело. Это плохо. Они должны также и читать их."


В проповеди не следует заострять внимание на своих несовершен-

ствах. Мы проповедуем на основе писаний и предыдущих ачарий, мы проповедуем, описывая процесс сознания Кришны, несмотря на то, что сами еще не на высшем уровне, однако Прабхупада подчеркивал, что проповедник должен сам следовать тому, что он преподносит другим.


Господь Чайтанья сказал: "Стань совершенным и тогда пропове-

дуй." В действительности фраза на санскрите "апони ачари бхакти карела прачара" переводится в "Ади-лиле" Ч.Ч.1. так: "Поведение проповедника должно в точности соответствовать тому, чему он учит других". Коме того, Господь Чайтанья однажды сказал санозийскому брахману о том, как стать совершенным до проповеднической практики. По крайней мере, мы должны строго следовать принципам сознания Кришны - это означает: отказ от мяса, интоксикаций, азартных игр и разврата, а также повторять на четках 16 кругов махамантры. Если мы не будем делать даже этого, то тогда на проповеди мы, несомненно, будем выглядеть лицемерами. Как говорил Шрила Прабхупада: "Если вы курите, то тогда вы не сможете упрекать и учить других оставить курение."


Следование обетам инициации можно считать одним из видов со-

вершенства в сознании Кришны. Хотя бы раз в проповеди проповедник должен упомянуть, что сам еще не достиг совершенства в том, о чем он говорит. Это признание помогает преданному оставаться правдивым и позволяет найти общие точки соприкосновения с его слушателем.


Несколько лет назад Джайадвайта Свами говорил о том, как ре-

шить проблемы ИСККОНа с помощью четырех таких понятий, как: 1. признание. 2. раскаяние. 3. исправление. 4. воссоединение. Их можно с успехом использовать для улучшения своей садханы.


Вначале нужно признаться себе, что моя духовная жизнь нуждает-

ся в улучшении. Иногда преданные находятся в иллюзии "хорошей джапы". "Сегодня я хорошо прочитал джапу." Имеется в виду, что он не заснул. Это не критерий хорошей джапы. В "Шримад Бхагаватам" говорится, что, если при повторении Харе Кришна мантры слезы не текут из глаз - значит сердце заковано в железо. Это из-за оскорблений. Следует признать это. Затем нужно почувствовать угрызения совести, раскаяние. Невозможно исправиться, если не было раскаяния. Желание улучшить садхану должно быть направлено на то, чтобы произошли внутренние, глубинные перемены. Должно присутствовать глубокое чувство раскаяния за плачевное положение вещей.


Иногда может показаться, что настроение покаяния чужеродно

нам: средневековая христианская концепция, ощущение своей вины за грехи. Мы склонны думать, что нужно избавится от чувства вины полностью, ведь никому не нравится чувствовать себя виноватым и сожалеть о чем-то в своей жизни. Однако не следует этого бояться. Конечно, существует такое явление, как чрезмерное самобичевание, но вайшнава-сиддханта учит глубокому раскаянию в духовном смысле: после спасения от ада Аджамила чувствовал угрызения совести за свои грехи. Прабхупада комментирует: "Нужно не только отбросить дурные привычки, но и всегда сожалеть о своих грехах. Таков стандарт чистой преданности".


Наркотики и разврат, присутствовавшие в нашей жизни, до сих

пор влияют на наш ум. Мы должны сожалеть об этом, но в то же время, ощущать уверенность в том, что наша карма устранена. "Шримад Бхагаватам" 3.31.13 описывает, что Кришна безграничен и что его можно постичь кающимся сердцем. Прабхупада пишет: "Кришна в сердце каждого, но постичь его может лишь душа, очистившаяся покаянием".


Следует сожалеть о том, что мы забыли свое истинное положение

и захотели слиться с Высшей Душой. Когда мы осознаем свою ошибку и станем способными понять, что все началось с желания попасть в материальный мир, мы начнем чувствовать угрызения совести.


Бхактивинода Тхакур в комментарии ко второму стиху Шикшаштаки

говорит: "Если преданный случайно совершает намапарадху, то с похолодевшим сердцем, раскаиваясь, он должен развить желание повторять непрерывно Святые Имена, ибо только это искоренит оскорбления и защитит от нанесения дальнейших оскорблений". Он обсуждает этот предмет в очерке "Панча-самскара". Он говорит, что сегодня гуру не учит учеников покаянию и это очень плохо для них. Ученик, не осознающий необходимости покаяния за прошлые прегрешения, не сможет раскаяться и оставить греховную жизнь.


Бхактивинода Тхакур говорит: "Ныне никто не думает о покаянии,

принимая гуру. Кроме определения добровольных страданий или трудностей в сознании Кришны, тапасья также может выступать в роли покаяния, искупления и постоянного отражения высших чувств души. Тапасья или искупление причиняет неудобства, но без тапасьи душа не может жить как вайшнав. Сердце останется нечистым".


Иногда ачарьи показывают это на личном примере. Особенно На-

роттама даса Тхакур и Бхактивинода Тхакур. Первый в "Прартхане" поет о своем сожалении из-за недостатка садханы: "Хотя я много раз слышал, как Шрути и Смрити говорят о важности памятования о лотосных стопах Господа Хари, чтобы обрести бесстрашие, я не повторял Его Имени и не медитировал на Его лотосные стопы". Но с надеждой он заключает: "Я сосредоточу свой ум на лотосных стопах Шри Шри Радхи и Кришны и все мои материальные желания испарятся."


Это хороший пример того, как покаяние сменяется исправлением.

Но если угрызения совести были не глубоки, то будет очень трудно измениться. Бхактивинода Тхакур в своей книге "Шаранаготи" перефразирует стих "Шикшаштаки": "О милостивый Господь, как я неудачлив, что не могу оценить Твое Святое Имя! В этом скорбном положении как я смогу избавиться от 10-ти оскорблений Святого Имени?!".


Преисполниться сожалений трудно. Этого не достичь искусствен-

ным путем. Это состояние рождается из искренности. Бхактивинода Тхакур комментирует один из стихов "Шикшаштаки" "Когда же глаза мои украсятся слезами любви...". Он комментирует его так: "Эта шлока не относится к тем, у кого с рождения слезливые глаза или кто страдает имитацией искусственного экстаза. Освобождение от анартх вызовет слезы любви". Когда у человека проявляются хотя бы проблески этого состояния, его следует уважать.


Когда преданные писали Шриле Прабхупаде, что они плачут при

виде Божеств, он хвалил их и подбадривал, говоря, что это очень хорошо. Хотя это и не свидетельствовало об огромном продвижении, это было хорошим признаком. Шрила Прабхупада ценил и отблески бхавы.


Далее приводятся высказывания Шрилы Прабхупады о раскаянии,

касающиеся того, что преданные должны чувствовать себя неуютно из-за плохо выполняемого служения.


Однажды один преданный сказал Шриле Прабхупаде: "Я плохо вы-

полняю свое служение". Прабхупада сказал: "Это смирение. Думая о том, как бы в будущем хорошо выполнять свое служение, в следующий раз вы несомненно исправитесь".


Наша любовь к Кришне будет продолжать усиливаться, пока мы

считаем, что делаем для Него еще не все, что возможно и, что нужно делать гораздо больше. Но если вы будете думать о том, как прекрасно вы исполнили свое служение, о том, какой вы хороший и искренний преданный, тогда об улучшении служения не может быть и речи. Смирение и терпение помогут вам проникнуться сожалением и улучшить садхану. Прабхупада пишет в комментарии: "Вайшнав всегда терпелив и смиренен как дерево или трава. Он сносит оскорбления в свой адрес, поскольку его ум сосредоточен на Святом Имени без отвлечений. Мы должны развить терпение и не приходить в волнение при смене различных обстоятельств этого материального мира. Нужно просто повторять Святые Имена Господа, а также следует подчиниться терпеть свой медленный прогресс. Если даже после стольких лет наш ум все еще блуждает во время повторения Святых Имен Господа, возвращайте его обратно. Невозможно поймать блуждающий ветер, но еще труднее поймать витиеватый ум. Лучший способ управлять умом - смиренно воспевать Святые Имена.


Предыдущие ачарьи часто побуждают нас обратиться к молитвам

"Шикшаштаки", поскольку они насыщены духом смирения в садхане. Тот, кто повторяет в смиренном состоянии ума, может делать это постоянно. Бхактивенода Тхакур говорил, что удачливая душа должна читать, произносить и поклоняться "Шикшаштаке" со всей искренностью.


Бхактисиддханта Сарасвати говорил, что шлока: "Тринад апи су-

ничена..." призвана устранить намапарадхи и намабхасу в повторении. О смирении он говорил: "Истинный святой не считает себя вайшнавом и не претендует на сан гуру. Он считает себя учеником всего мира".


Бхактивинода Тхакур объясняет как понять утверждение Господа

Чайтаньи о том, что следует считать себя ниже травинки: "Эго травинки соответствует ее положению. Это очень искреннее живое существо, которое всегда топчут. Не имея достаточного разума, она почти не проявляет сознания. Но если попытаться топтать человека и тем самым причинить ему страдания, то его ложное эго мгновенно взорвется. Он считает себя едва ли не самым прекраснейшим царем, но между его самомнением и его истинным положением существует такая пропасть!".


На примере травы можно научиться смирению и честной самооцен-

ке. Записи также помогают улучшить садхану. Шрила Прабхупада побуждал учеников писать. Он говорил: "Реализация означает, что вы должны писать все о том, что вы осознали. Вы должны писать о Кришне то, что усвоили. Это необходимо. Вы не должны лениться. Нужно все время быть активными. Когда бы вы не нашли время, пишите. Так или иначе нужно изложить свое понимание. Шраванам киртанам. Записи или подношение молитв прославления- одно из занятий вайшнавов".


Вы слушаете, но еще также необходимо писать. Тогда ваши запи-

си становятся "смаранам" - запоминанием сказанного духовным учителем. Прабхупада ведет речь о записях для того, чтобы научить нас помнить и поклоняться Кришне. Пишите в любое свободное время, хотя бы пару строк. Мы можем вести дневник, но не для ублажения своего эго, а для записи своего понимания сознания Кришны.


Я приведу пример Джона Говарда Гриффина, биографа католическо-

го монаха Томаса Мертона. Он пишет о Мертоне: "Его самые жизненноважные записи очень личностны. Из них мы можем понять, что он делал записи для себя. Чтобы разобраться в себе, он постоянно делал заметки. Размышляя, он стремился выразить свои ощущения на бумаге, но делал это скорее как руководство для себя, а не для других. Он искал способы избавиться от роли монаха, чтобы стать им по-настоящему, чтобы быть им, а не притворяться".


В этом огромное различие, которые немногие могут понять, даже в духовной жизни. Записи позволяют рассмотреть предмет глубже, превзойти повер-

хностный уровень, взглянуть на себя честно, разоблачить фальш, раскрыть проблемы, о которых мы только догадываемся. Если не начать записывать, то решение многих проблем так и не сдвинется с места.


Суть всех наставлений, данных Шрилой Рупой Госвами в "Нектаре

наставлений" т.8. заключается в "упадешарам". В предыдущем стихе он милостиво анализирует трудность, которую мы испытываем при оскорбительном повторении Харе Кришна. Он приводит пример человека, который болен желтухой и потому не способен ощутить сладкий вкус. Когда он принимает самые сладкие блюда, его язык, в конце концов, обретает способность ощущать сладость.


Подобным же образом сладость Святого Имени можно ощутить при

регулярном повторении. Это чудесно, что просто ежедневно повторяя эти сладостные имена, к языку возвращается его естественное качество - испытывать подлинный вкус, и болезнь, со временем, полностью устраняется. Это вдохновляет нас продолжать, хотя мы и несовершенны.


Прабхупада говорит в комментарии к 7-му стиху: "Движение соз-

нания Кришны, в особенности, призвано создать атмосферу, в которой люди смогут обратиться к повторению Харе Кришна мантры. Восьмой стих "Упадешамриты" гласит: "Суть всех наставлений состоит в том, что следует использовать все время, двадцать четыре часа в сутки, для повторения и памятования божественных Имен Господа, Его транцендентного облика, качеств и вечных игр, занимая ими свой язык и ум. Следует поселиться во Врадже (или Голоке Вриндавана дхаме) и служить Кришне под руководством преданных. Нужно идти по стопам возлюбленных Господа, которые глубоко привязаны к служению Ему".


Мы не сможем заниматься бхаджаной все время, поскольку, как

сказал Прабхупада: "Вы, люди Запада, слишком беспокойны". Самые лучшие утренние часы нужно посвящать садхане и бхаджане. Работа, которая помогает нам избавиться от пороков материального сознания, также является частью садханы.


Даже если мы в движении уже много лет и занимаем ответствен-

ные посты, следует признать, что нам нужна исправительная работа. Необходимо постоянно совершенствоваться и прилагать большие усилия для улучшения своего положения.


Как же это организовать? Спланируйте время для уединения. В

крайнем случае можно залезть и на чердак. Это должно быть абсолютно спокойное место. Также в одиночку или с несколькими преданными вы можете отправиться в паломничество в Индию. Это даст отличные плоды. Мы увидим свои дурные привычки и, благодаря этому, ощутим раскаяние.


Зачастую, преданные, находясь в святой Дхаме, тратят время на

покупки и болтавню, но, в действительности, его нужно посвятить исправительной работе, своей садхане. Без сомнения, предварительно обдуманный план действий и ведение записей, помогут сделать ваше паломничество духовно плодотворным.


В святых Дхамах лучше повторят более 16 кругов. Падма Пурана

говорит, что панацеей от оскорбительного повторения является непрерывное повторение. Это не всегда возможно, тем не менее необходимо выделять дополнительное время для повторения джапы в качестве исправительной работы. Рупа Госвами отмечает, что следует повторять языком. Прабхупада также очень часто говорил, что вместо повторения в уме нужно проговаривать Харе Кришна мантру вслух.


Часто ученики спрашивали его: "Как еще можно контролировать ум

при повторении?" И он давал очень простой ответ: "Слушайте. Прос-то внимательно слушайте". А они: "Но Прабхупада, а как же контролировать ум?" Прабхупада: "Повторение контролирует ум. Просто слушайте."


Это простое наставление очень глубокое по смыслу. Оно являет-

ся предварительным. Если мы просто слушаем - это значит, что мы отбрасываем шум, творимый умом, и вслушиваемся в транцендентные звуки: "Харе Кришна Харе Кришна..." Если мы это делаем, тогда все остальное обязательно придет к нам. И наоборот, если нет слушания - нет прогресса.


Рупа Госвами говорил: "Повторяйте, используя язык - будете

помнить умом". Язык позволяет нам задействовать при повторении ум и, таким образом, еще более погрузиться в размышления о лилах Кришны.


Некоторые преданные говорят, что не предполагается, что мы

должны помнить об играх при повторении, но Шрила Прабхупада говорил: "Вы, должно быть, понимаете, что помнить об играх не только не оскорбительно, но просто необходимо". Нужно стремиться к тому уровню, когда при слушании имени Кришны в уме встают образ Кришны, Его качества, игры.


Те, кто неспособен все свое время думать о Кришне, пусть пос-

тоянно слушают Харе Кришна, а затем, подучившись этому искусству, пусть всегда помнят о Его деяниях, качествах и т.д.


Бхактивинода Тхакур говорит в "Харинама Чинтамани": "Из Свято-

го Имени постепенно расцветают образ Господа, Его качества и игры". Вся панорама игр Бога присутствует в Святом Имени. Это очень высокая ступень.


Далее он объясняет: "Интроспективный ученик должен вначале из-

бавиться от 10-ти оскорблений и просто медитировать единственно на Святое Имя, пытаясь делать это постоянно. Он должен произносить Святое Имя отчетливо и медитировать на трансцендентальные звуки. Когда его повторение становится ясным, устойчивым и полным блаженства, он должен начать сосредотачиваться на образе Шйамасундары. Держа четки, повторяя и медитируя, он должен искать трансцендентную форму Святого Имени. Духовным видением он действительно увидит истинное значение, представленное Святым Именем". Он таже рекомендует созерцать Божества при джапе.


Следующий момент состоит в том, что следует поселиться во

Врадже. Если это невозможно, тогда нужно научится думать о Вриндаване при чтении о Нем, вспоминая о Нем после паломничества, медитируя на Его образы, звуки, и молясь Его обитателям. Эта ступень необходима, если мы хотим достичь Голоки Вриндавана. Это нужно делать под руководством вайшнава, а также нужно следовать по стопам одного из преданных в Кришна-лиле, как например, мама Яшода, один из мальчиков-пастушков, гопи или манджари.


Повторение, слушание и размышление о форме и играх Кришны при-

ведет к идеальной бхаджане, благодаря которой можно вернуться обратно, в духовный мир. Чтение также важно, как и повторение. Рупа Госвами говорит, что мы должны размышлять об играх Кришны, но это возможно, если мы регулярно слушаем о них. Шрила Прабхупада говорил: "Читайте мои книги в любое свободное время". Нет ограничений в чтении, если это можно использовать в служении Кришне.


Один из способов чтения - изучение. Есть много разных методик

изучения. Один из них - давать лекции. Если нам выпадает удача читать в храме лекцию, следует основательно подготовиться, читая книги Шрилы Прабхупады. А для того, чтобы что-то написать, особенно очерки для журнала "Обратно к Богу", нужно читать и тщательно готовить свои темы. Проведение курсов "VIHE" также побуждают нас к изучению. Когда вы будете читать книги после такого изучения - это будет просто наслаждение. Садху-санга, чтение в обществе других преданных, станет приятным обменом любовью к Кришне.


Чтение каждый день в обществе одного, двух человек или в кру-

гу своей семьи бывает, конечно же, разным. Это нектар, когда чтение уводит нас от подавленности в трансцендентные сферы. Это укрепляет дружбу преданных.


Можно практиковать молитвенное чтение. Перед чтением можно

предложить Господу молитвы, а затем медитировать на небольшой прочитанный абзац. Остановитесь и подумайте о том, что в этом тексте, Кришна обращается непосредственно к вам и молитесь Ему, чтобы он открыл вам смысл этого текста. Шрила Прабхупада поощрял разнообразие. Если чтение утомляет, попробуйте с помощью каких-то других способов усилить свой интерес.


Шрила Прабхупада говорил: "Когда вы отправляетесь делать ко-

го-либо пожизненным членом ИСККОН или когда вы отправляетесь на санкиртану, в первую очередь нужно сосредоточиться на том, чтобы говорить о Кришне".


Киртана - не только в пении или в повторении джапы. Садхану

можно определить и шире. Духовное продвижение означает не только большее повторение Святых Имен и чтение и меньше других необходимых видов служения. Мы должны помнить об идеале, к которому мы стремимся и думать о том, как достичь его. Следует с нетерпением ждать того времени, когда наши страсти улягутся и мы станем способными читать и повторять больше. Но не следует ждать очень долго.


Утром и вечером Прабхупада проводил лекции, а днем он хотел, чтобы его ученики активно проповедовали. Чем больше мы работаем над садханой и улучшаем свое отношение

к служению, тем большее вознаграждение мы получим. Садхана также требует аскезы. Шрила Прабхупада говорил, что повторение махамантры должно сопровождаться аскезой, следованием четырем правилам. Тогда повторение махамантры оказывает воздействие немедленно.


Раскаяние приводит к исправлению, а стремясь к исправлению мы

можем получить милость Кришны. Это включает в себя садхану, служение гуру и ИСККОН в целом.


Исправление ведет к воссоединению, что подразумевает наше воз-

вращение к нашим изначальным отношениям с Кришной в качестве Его вечного слуги. Ступень исправления называется ваиддхи-бхакти; очищение от анартх в сердце.


По милости Кришны, мы можем воссоединиться с Ним, выполняя

беспричинное служение и, таким образом, наслаждаясь в этом освобожденном состоянии Его обществом, Его качествами, играми, образом и Именем.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: