Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 17%

ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ

Сегодня я хотел бы прочесть в качестве эпиграфа к нашему занятию стих из Мукунда-мала-стотры: кришнас твадия пада панкаджа. Перевод: "О Господь Кришна, в этот момент пусть лебедь моего ума запутается в лотосных стеблях Твоих лотосных стоп. Как я смогу помнить о Тебе в момент смерти, когда к моему горлу подступит слизь, желчь и воздух [капха, вата, питта]?" Я обещал начать с истории "Аюр-веды". Хорошо, тогда я вкратце расскажу об истории, буквально в двух словах, чтобы долго не задерживаться на этом, потому что сегодня будет тоже большая тема.

Итак, "Аюр-веда" помимо основного знания, где описывается физиология организма и воздействие на организм различных растений, всего остального, имеет восем специальных ответвлений. Значит, первое, кайчхикия - внутренняя медицина, второе, шалакйатантра, где описываются болезни головы и шеи, третье - это шальятантра, или хирургия, где подробно описываются хирургические аюрведические методы, четвертое - авадатантра, токсикология, пятое - это бутавидйа, психология, психиатрия и демонология. Там подробнейшим образом изучаются различные тонкие живые существа, которые могут входить в тело и каким образом можно избавиться от этих нежелательных тонких влияний. Шестая область "Аюр-веды" - кумарибридья, или пидиатрия, седьмая - расаяна, или наука омоложения, юнивелогия. И, наконец, восьмая - это вачикарана, или сексология. В Пуранах подробно описывается происхождение "Аюр-веды", и о том, как знание "Аюр-веды" передавалось по цепи ученической преемственности. Говорится, что когда Кришна вложил знание в седце Брахмы, вместе с ведическим знанием он дал ему также знание "Аюр-веды". То есть изначально в этой вселенной источником аюрведического знания был сам творец этой вселенной - Брахма. Брахма передал разные части ведического знания своим потомкам. В частности, "Аюр-веду" он передал небезызвестному Дакше, который занимался умножением населения вселенной. Дакша передал аюрведическое знание Ашвини-Кумарам, которые стали с тех пор врачами на райских планетах. Они лечили полубогов. И от Ашвини-Кумаров это знание получил Индра. В Пуранах рассказывается такая история. Однажды Индра заболел. И он обратился к Кумарам, как сохранить свое здоровье. Он понял, что давел себя злоупотреблением чувственными наслаждениями, которыми он постоянно занимался. Поэтому он пошел к Ашвини-Кумарам и сказал: "Объясните мне, как я могу удовлетворять свои чувства и при этом не болеть?" Тогда Ашвини-Кумары педали ему науку "Аюр-веды", и от Индры "Аюр-веда" была переданна трем мудрецам: Атрее, Бхарадвадже и Кашьяпе Муни, который занимался увеличением населения вселенной и у него было очень много разных потомков из разных видов жизни. Кашьяпе Муни Индра передал педиатрию, чтобы он знал, как ухаживать за детьми. И, наконец, третьий, кто получил от Индры это знание, был Дханвантари. Безусловно мы знаем, что Дханвантари является воплощением Самого Господа Кришны, поэтому правильней было бы сказать, что Дханвантари воплотился, чтобы дать людям знание "Аюр-веды". Дханвантари в своих произведениях, в основном, описывал хирургию. То есть помимо основных принципов "Аюр-веды", Дханвантари принес людям хирургическое знание.

Теперь буквально два слова расскажу о сохранившихся текстах. Как вы знаете, ведическое знание передается по цепи ученической преемственности. Оно всегда так передавалось, но, к сожалению, цепь ученической преемственности иногда прерывается. Именно это и произошло с "Аюр-ведой". Все древние тексты, которые оставили нам эти мудрецы, к сожалению, до нас не дошли. Только два больших текста "Аюр-веды", которые сохранились и поныне - это Чарака-самхита и Сушрута-самхита. Чарака-самхита преписывается Айтрее (Айтрее или Атрее, или по крайней мере какому-то из последователей Айтреи Муни). В этой Чарака-самхите (это огромное произведение, занимающее примерно шесть толстых томов) очень подробно описываются общие принципы "Аюр-веды", а также внутренние болезни. Сушрута-самхита написана Самим Дханвантари, вернее, одним из Его учеников. Там, в основном, описаны, как я уже сказал, общие принципы "Аюр-веды" и хирургия: очень тонкие операции, пластические операци, кесарево сечение и так далее. Помимо этого очень большой объем знаний по "Аюр-веде" содержится в Пуранах. И прежде всего в двух из Пуран - это в "Агни-Пуране" и "Гаруда-Пуране". В "Гаруда-Пуране" Сам Дханвантари учит "Аюр-веде" Своих учеников, то же и в "Агни-Пуране". "Гаруда-Пурана" относится к Пуранам в гуне благости, и там дается более благостное аюрведическое знание, сатвическое аюрведическое знание. В "Агни-Пуране" оно смешанно с тамасом и раджасом. То есть в кажая из этих Пуран занимает приблизительно одну книгу. Это достаточно большой объем литературы. Кроме того, в изначальных четырех "Ведах" также приводится аюрведическое знание. В сущности аюрведическое знание так или иначе упоминается во всех "Ведах". Например, в "Риг-веде" перечислено 67 видов лекарственных растений и их пименение. В "Яджур-веде" - 81, а в "Атхарва-веде" - 296. Потом в более позднее время был изучен их лекарственный эффект, и написаны различные комментарии на Сушрута-самхиту и на Чарака-самхиту, которые сохранились и по сей день. Также сохранились еще некоторые самостоятельные произведения аюрведистов древности, которые были тоже комментариями на ведические писания. Сами изначальные писания не сохранялись, но комментарии к ним остались. Вот и все, что касается истории. Есть ли вопросы?

Вопрос:

Ответ: Кашьяпе, Бхарадвадже и Айтрее вместе. Бхарадваджа, Айтрея, Кашьяпа и Дханвантари. Дханвантари тоже якобы получил это знание от Индры.

Вопрос:

Ответ: Я уже сказал, что Чарака-самхита и Сушрута-самхита - это два основных очень древних источника, которые насчитывают много тысяч лет, и которые сохранились.

Итак, сегодня основная тема будет описание трех дош. Помимо описания трех дош, я собираюсь рассказать также о шести вкусах и о более тонких эффектах вкусов. Я не знаю, успелю ли я рассказать обо всем, потому что материал очень большой. Может быть, стоит более подробно остановиться на трех дошах, потому что именно три доши состовляют основу, основной принцип "Аюр-веды". Подобно тому как три гуны в нашей философии дают возможность человеку понять и связанно посмотреть на то, что происходит в этом мире, точно так же концепция трех дош дает человеку возможность более ясно увидеть то, что представляет собой его тело, и что происходит в этом теле. Посмотреть механизмы функционирования тела, и то, как определить источник болезни. В соответствии с "Аюр-ведой" доши - это три субстанции тонкой природы, которые действуют в этом теле и обеспечивают функционирование тела. В нормальном состоянии, когда человек здоров, эти три доши, должны находиться в равновесии. Болезнь, в соответствии с "Аюр-ведой" - это нарушение равновесия одной, двух или всех трех дош. Говорится, что в момент смерти все три доши выходят из равновесия, как об этом говорил царь Кулашекхара, "они поднимаются". Поэтому сначала наше занятие будет очень теоретическим, зато следующее будет очень практическим. Но для того чтобы понять хорошо то, о чем будет говорится в следующий раз, нужно сначала понять в общих чертах саму теоретическую концепцию. Так что сосредоточтесь и постарайтесь понять то, о чем будет говорится.

Прежде чем говорить о трех дошах, я думаю, что вы все знаете о пяти махабхутах, первоэлементах, протоэлементах творения. На всякий случай я их сейчас перечислю. Первый - это акаша (эфир), второй - ваю (воздух), третий - агни (огонь), четвертый - это джала (вода), и пятый - это притхи (земля).

Не знаю, заметили ли вы, но Шрила Прабхупада в своих книгах не объясняет подробно, какой смысл вкладывается в понятие этих элементов. Не нужно думать, что когда говорится "земля", то имеется в виду земля, по которой мы ходим. Или когда говорится "вода", то имеется в виду вода, которую мы пьем. Или когда говорится "воздух", имеется в виду воздух, который вокруг нас. На самом деле, когда говорится об этих элементах, имеется в виду более тонкие вещи. Это подробно описывает философия ньяйи, где говорится об атомах. Итак, когда говорится об акаше, или эфире, имеется в виду пространство. То есть первый элемент, который появился из ложного эго, то есть благодаря трансформации гуны невежества, - это акаша. Иначе говоря, сначала было созданно пространство, или то, где все протекает. И, как известно, элемент пространства - это звук. Дальше, следующий элемент более грубый - это ваю (воздух). На самом деле, это даже не воздух, а просто энергия, которая обеспечивает движение всего. То есть характеристика ваю, или воздуха - это его подвижность. Дальше следующий элемент - агни. Это излучение, или электричество, которое есть внутри тела. Шрила Прабхупада иногда называет или переводит это слово, как "электричество" или "электромагнитные силы". То есть природа огня - это внутреняя радиация. Затем дальше идет вода, или жидкое состояние. Это сила, которая связывает друг с другом различные элементы. Как для воды свойственно сцепление различных элементов друг с другом, смешивание, так для изначальной воды, для этого элемента, также свойственно соединение различных вещей с друг другом. И, наконец, земля - это твердое состояние, для которого характерна упругость или жесткость. И каждый атом в соответствии с "Аюр-ведой" состоит из этих элементов. Например, атом золота, или водорода, или кислорода - все они состоят из этих элементов, более тонкой материи, чем даже сам атом. И при этом, если рассмотреть структуру атома, то субатомные частицы: электроны, пратоны и нейтроны, представляют сабой элемент земли или олицетворяют землю. Сила притяжения, которая связывает их в месте, эти два противоположных полюса, которые держат вместе этот атом, - это элемент воды, или проявление действия воды. Энергия движения, которая скрыта в атоме, то есть заключенная в нутри атома, то есть атомная энергия, - это энергия огня. И движение электронов по своим орбитам обеспечивается элементом воздуха. Все это происходит в эфире, в пространстве. Согласно этому представлению атомный взрыв описывается таким образом: ваю начинает воздействовать на какой-то атом и в результате этого воздействия, ваю как бы вздувает или выбрасывает, удаляет эту силу, которая держит вместе элементы атома. Другими словами, он удаляет элемент воды, в результате чего высвобождается огонь и происходит атомный взрыв. Ньяйя очень подробно описывает самую тонкую структуру атома. Она говорит о параману - наимельчайших атомах, затем ану, а затем о молекулах, но эти подробности нам, в принципе, уже не нужны.

Теперь о трех дошах, трех энергиях, из которых состоит тело, являющееся в свою очередь комбинацией пяти элементов. Я думаю, что вы знаете эти три доши. Первая доша - это вата, вторая - питта и третья доша - это капха, или слешама. Вата представляет собой комбинацию эфира и воздуха. Питта - огня и воды. Два элемента, которые состовляют питту. И капха представляет собой комбинацию воды и земли. Интересна сама концепция этих дош и вообще, что значит слово доша. Слово доша дословно в переводе с санскрита значит что-то плохое, какой-то порок или какой-то недостаток. То есть все наше тело в соответствии с "Аюр-ведой" на самом деле есть что очень плохое. Но смысл в том, что в самих дошах изначально заложенна тенденция выходить из равновесия. как я уже говорил, здоровье - это состояние идиального равновесия всех трех дош, тогда как болезнь представляет собой выход из равновесия одной из дош. Это свойство выходить из равновесия заложенно в дошах изначально. и потому мы все болеем. Итак, каждая доша может находится в трех состояниях. Она может находиться в состоянии возбуждения, которое называется на санскрите врида, в состоянии угнитения, кшая и в состоянии равновесия - самья. То есть любой выход из равновесия, либо от повышения, либо от понижения дош приводит к какому-то заболеванию. Может у кого-то есть вопросы?

Вопрос:

Ответ: Вата - это эфир и воздух, питта - это огонь и вода, капха - это вода и земля.

Вопрос:

Ответ: Космос - это то же самое, просто другое название, акаша. Эфир буквально значит "пространство".

Вопрос:

Ответ: Есть три состояния: возбуждения, угнетения и равновесия, то есть вридха, кшая, самья.

Вопрос:

Ответ: Насчет трех гун я буду рассказывать позже. Я буду рассказывать как три элемента связаны с тремя гунами.

Я продолжаю дальше. Эти три доши проницывают наше тело, обеспечивая его физиологию и функционирование. Чтобы правильно понять, что собой представляет это фунционирование и понять качества мы не можем пощупать вату, мы не можем пощупать питту, мы не можем пощупать капху. Мы можем пощупать только более грубое проявление всего этого. Но, чтобы представить себе, достаточно иметь теоротическую концепцию. Если мы очень хорошо будем знать качества, то по их признакам мы можем понять глубже как они действуют. Иначе говоря, никто не может сказать, что такое гуны. Если я спрошу вас, что такое гуны, никто, в сущности, не сможет ответить. Что такое гуна? Что такое добродетель? Что такое благость, страсть или невежество? Но в "Гите" приводится это описание. Там сказано, что страсть проявляется так-то и так-то, невежество - так-то и так-то. Поэтому, читая эти описания мы можем представить себе, как все это действует. Точно так же и тут. Трудно сказать точно, что это такое, но по качественному описанию мы можем составить себе некое представление об этих вещах. Итак, элемент ваты, или воздух, как это обычно переводят (вату иногда переводят как воздух, хотя это не совсем правильно), отвечает за движение в теле. Все то, что движется в теле, например, когда я двигаю руками или движение пищи, движение воздушных потоков, - все это обеспечивается элементом ваты. То есть вата - это самый динамичный элемент. Как мы знаем, он создан из эфира и воздуха, поэтому он самый подвижный. И поскольку вата - самый подвижный элемент, то он легче всего выходит из равновесия. Этот элемент первым выходит из равновесия. Именно поэтому большая часть болезней вызвана нарушениями ваты. "Аюр-веда" перечисляет восемьдесят основных нарушений, вызываемых ватой. Примером этого может служить боль. Любая боль вызвана нарушением ваты, потому что вата относится к нервной системе в том числе. Таким образом любая боль, или, например, паралич, когда человек перестает двигаться, это тоже указывает на нарушение ваты. Все нервные и сердечные болезни определяются дисбалансом ваты.

Следующий элемент питта представляет собой комбинацию огня и воды и отвечает за трансформацию в теле. То есть если вата отвечает за движение, то питта отвечает за различные процесы, которые связаны с превращением одного процесса в другой. Предположим, с усвоением пищи. Усвоение пищи - это основной процес трансформации, когда пища превращается в наше тело. И за это отвечает питта. То есть это метаболический элемент. Следовательно, первая и самая важная функция питты - переваривание пищи. Кроме этого она отвечает за пигментацию кожи, температуру тела, за голод, жажду, зрение (зрение - это тоже одна их функций питты, функция огня в теле). И в "Аюр-веде" перечисляется сорок нарушений питты. Питта тоже является достаточно подвижным элементом, но не таким подвижным как вата. Соответственно она имеет меньшую тенденцию выходить из равновесия, поэтому приводятся только сорок нарушений питты. Все нарушения, связанные с питтой, характеризуются восполительными процессами. Когда, например, поднимается температура или происходит покраснение определенных участков кожи или изменение ее цвета, то все это связано с питтой. Желтуха, например, или фаренгит, высокая температура, лихорадка, восполительные процессы - все это управляется питтой и является нарушением питты.

Наконец, капха отвечает за стабильность, за структуру тела. Она придает всей этой оболочке определеную структуру. То есть она прежде всего отвечает за кости, суставы и за поддержание тела. Чтобы предать всей этой подвижной системе какую-то стабильность, нужна капха. Соответственно капха меньше всего склонна выходить из равновесия, и "Аюр-веда" приводит только двадцать нарушений, которые вызванны нарушением капхи. Однако в силу такой неподвижности эти нарушения труднее излечить. Скажем, поскольку вата легко выходит из равновесия, то ее легко и вернуть в равновесие. Соответственно, когда капха выходит из равновесия, то ее труднее вернуть в равновесие. Среди болезней, которые вызванны капхой есть такие болезни, как например, анарексия, или полное отвращение к пище. Другие болезни, которые перечисляет "Аюр-веда" среди нарущений капхи - это хроническая лень, сонливость, насморк, восполение щитовидной железой (это тоже одна из болезней, которая вызывана капхой). Может быть, будут вопросы по этой теме?

Вопрос:

Ответ: Большая часть болезней, которыми болеют современные люди, вызванны нарушением ваты.

Вопрос:

Ответ: Питты? Например, гастрит - это одна из болезней питты. Все восполительные процессы. Дело в том, что болезнь в первую очередь вызывается какой-то причиной. Но на фоне разных конституций, она может протекать по-разному. Например, фурункулы - это одно из заболеваний, которое вызывает питта. Все заболевания крови - это тоже растройство питты. Разлитие желчи, желтуха - это тоже болезнь питты.

Вопрос:

Ответ: Да. Поскольку само по себе слово доша значит "плохой", большинство болезней вызывается тем, что накапливается избыток той или иной отравленной доши внутри организма. Когда какая-то доша выходит из равновесия, сильно повышается, то она имеет тенденцию угнетать другие доши. И именно это угнитение и считается нарушением равновесия. Но все начинается с повышения дош.

Вопрос:

Ответ: Например, когда питта очень сильно понижена, то фактически нет процесса пищеварения. Когда питта сведена к нулю, огонь пищеварения подавлен. Обычно огонь пищеварения подавяется не сам по себе, а тем, что либо поднимается капха, либо поднимается вата. И тогда огонь исчезает. То есть основной причиной, вызывающей болезни, является врида, или возбуждение капхи, а угнетение - это как бы вторичное следствие возбуждения. Но это тема для отдельной лекции. Сейчас я просто упомянул об этом в качестве общей информации.

Вопрос:

Ответ: Если какая-то одна доша выходит сильно из равновесия, то она имеет тенденцию угнитать другие доши.

Вопрос:

Ответ: Тело состоит из семи дату, но доши пронизывают тело. Подобно тому, как материальный мир состоит из пяти элементов, которые я перечислил, но три гуны пронизывают эти пять элементов. точно так же тело состоит непосредственно из ткани, или клеток, но эти три доши пронизывают все это тело: они есть в каждой клетке, в каждом органе - везде. Это более тонкие энаргии, которые функционируют в теле и обеспечивают физиологическое функционирование. Я уже объяснял, что эти элементы не являются самой землей или водой в чистом виде. Это более тонкие вещи. Не стоит ломать голову над тем, чтобы понять, что это такое. Я не могу взять пробирку и показать вам: вот это - капха, это - вата, а это - питта.

Вопрос:

Ответ: Нет. В "Аюр-веде" говорится о трех дошах, семи дату и о малах, или продуктах распада. Но это тема для отдельной лекции. Это совершенно разные категории.

Значит, как я уже сказал, понять, как они функционируют и что они собой представляют, можно по описанию их качеств. Каждая из дош имеет одно уникальное качество и два других у нее повторяются. Есть такие качества как сухой и жирный. Так вот вата - сухая, тогда как питта и капха - жирные. Дальше. Следующая пара качеств - это холодный и горячий. Вата - холодная, питта - горячая и капха - холодная. То есть одно качество уникальное у одной доши и два качества повторяются. И третья пара - это легкое и тяжелое. Таким образом, вата - легкое, питта - легкое, а капха - тяжелое. Таковы три основные характеристики, которые нужно держать в уме. Сухой или жирный, горячий и холдный, легкий или тяжелый. Еще раз, вата - сухая, холодная и легкая, питта - жирная, горячая и легкая, а капха - жирная, холодная и тяжелая. Соответственно к чему это приводит? Например, сухость дает вате возможность осуществлять свою функцию движения. То есть сухость обеспечивает движение. Таково уникальное качество ваты, сухость, то есть движение, и это в свою очередь приводит к побочному, нежелательному эффекту - неуравновешенности. Движение приводит к неуравновешенности. Теперь другое качество питты. Это уникальное качество. Она горячая. Она контролирует огонь в теле и огонь в уме. Физиологическая фунцнкия питты - это преобразования, которые происходят с помощью огня. Огонь является преобразуищим элементом в теле. И следовательно в качестве нежелательного побочного эффекта питта приводит к возбудимости и раздражительности, вызванных огнем. Наконец, тяжесть, которая является уникальной характеристикой капхи и обеспечивает стабильность в теле, приводя к побочному эффекту в качестве медлительности. Все уже зевают. На самом деле зевание обеспечивается ватой, точнее сочетанием ваты и капхи.

Сейчас я быстро перечислю другие качества, которые присущи дошам, и потом мы можем обсудить все это на более конкретных примерах. Итак, помимо трех основных качеств, для ваты характерны следующие качества. Одно из качеств ваты, помимо сухости, это широховатость, или неравномерность, к которой приводит капха. Еще одно качество ваты - это подвижность. И последнее качество - это разряженность. Это дополнительное качество. Что это означает для нас? Если, например, у человека очень сухая кожа, то мы знаем, что она становиться неравномерной. Она становится шероховатой и неровной наощупь. Это свидетельствует о том, что вышла из равновесия вата. Это нарушение ваты. Другой признак нарушения ваты, если в теле появляется избытгок газов. Вата - это газы. Если у нас из всех отверстей выходят газы, то это признак того, что нарушена вата. Или, например, другой признак того, что вата вышла из равновесия - это когда человек начинает икать или у него начинается отрыжка. Если у человека после еды начинается отрыжка, это значит, что вата у него вышла из равновесия. Какие побочные качества присуще питте? Она острая, жидкая, злавонная, у нее запах плоти или запах крови. На самом деле запах крови - это и есть запах питты. На вкус она кислая, острая и подвижная. Гной - это тоже побочный элемент питты, который несет качества питты, остроту и зловонность. Все гнойные процесы в теле - это нарушения питты, то есть они свидетельствуют о том, что вышла из равновесия питта. Например, чиреи, или фурункулы, - это результат нарушения питты. Хотя болезнь сопровождается нарушением всех дош, потому что, когда у нас есть чиреи, то это значит не восполение, но и боль. Боль значит, что вата вышла из равновесия.

И, наконец, побочные качества капхи - это гладкость, мягкость. Капха она также сладкая, обильная, густая и тягучая. Это качества капхи : густая, тягучая, стабильная, сладкая, мягкая и гладкая. То есть капха отвечает за смазку. Капха и вата обычно действуют вместе. Они являют друг другу полный контраст. Вата - подвижная, капха - неподвижная. Но при движении происходит трение, и соответственно это трение должно обеспечиваться смазкой. Следовательно для того, чтобы организм нормально функционировал, необходимо присутствие капхи. Капха потивоположна вате, тогда как питта занимает промежуточное положение и уравновешивает две остальные доши. Она держит все доши в равновесии. Когда мы будем разбирать примеры конкретных болезней, вам это станет более понятным. В принципе, это так, к сведению. Какие-нибудь вопросы есть на этот счет?

Вопрос:

Ответ: В любом случае это нарушение, если у человека нормально функционирует вата, то отрыжки не будет.

Вопрос:

Ответ: Нет, если он действительно съел очень много. То есть нужно знать меру в еде. Определить, что человек уже наелся, можно по первой же отрыжке. Это значит, что он не должен больше есть. Но когда я говорит здесь об отрыжке, я имел в виду отрыжку после еды или же через какое-то время после еды, когда у человека начинает выходить воздух. Это свидетельствует о нарушении ваты.

Вопрос:

Ответ: Да, отрыжка - это признак того, что пища плохо переваривается. Это нарушение говорит о том, что пища, которую мы съели все еще находится в желудке и не переваривается, поэтому оттуда идет воздух.

Вопрос:

Ответ: Могут. Они могут все, что угодно делать. Дело в том, что обычно все болезни начинаются с расстройства ваты, так как она является самым нестабильным элементом. Но потом вата в свою очередь выводит из равновесия питту, а питта - капху. То есть вообще источником большинства болезней в теле является вата. Если мы рассмотрим болезни, то заметим, что они сопровождаются симптомами нарушения всех дош. Возьмем те же самые фурункулы. Поскольку они болят - значит нарушена вата. Восполительные процессы обычно вызваны нечистотой крови, и это говорит о том, что вышла из равновесия питта, а поскольку все это сопровождается выделением гноя, то значит вышла из равновесия капха.

Вопрос:

Ответ: На самом деле идеального равновесия этих трех дош в принципе не существует. Есть более или менее приблизительное состояние равновесия,

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: