Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 17%

Там собрался весь многочисленный род Яду - семья Господа Кришны. Они совершали омовения в священных озерах и ведические обряды, положенные во время такого великого солнечного затмения. Господь Кришна прибыл на Курукшетру в золотой колеснице, запряженной чудесными конями. Он был облачен в шитые золотом одежды, бесчисленные драгоценности сверкали на Его руках и груди. Великое множество красиво одетых слуг и воинов на быстрых конях, слонах и колесницах сопровождали Его. За Кришной следовали Его родители - Деваки и Васудева, а дальше ехали жены Кришны, чья красота затмевала блеск золотых украшений на их руках и груди. Каким Он был царственно величественным! Жители Вриндаваны, зная о том, что могут увидеться с Кришной после долгих лет разлуки, тоже поспешили приехать на поле Курукшетра. Во главе с Нандой Махараджем они прибыли туда, разместившись на деревянных повозках, запряженных волами. Все были счастливы, особенно гопи. Наконец они увидят своего возлюбленного Кришну! Но блеск великолепия, которое окружало Его, ослепил их. Богатство это было им чуждо. Пусть бы Он вернулся во Вриндаван! Им хотелось увести Его с собой в тихие леса, к берегу Ямуны. Сколько счастливых дней, проведенных вместе с Кришной, хранили они в памяти! Пока пастухи и пастушки Враджа, вздыхая и переговариваясь, издали наблюдали за Кришной, Рохини, мать Баларамы, увидела в большом шатре людей из Двараки. Сама из Вриндавана, она решила рассказать жителям Двараки о том, как страдают враджаваси в разлуке с Кришной. Прежде чем начать свой рассказ, она поставила Субхадру, сестру Кришны, у входа в шатер и предупредила: - Если будут проходить Кришна и Баларама, не впускай Их. Она не хотела, чтобы Господь услышал ее рассказ, потому что он несомненно причинит Ему страдания. Как только у шатра появились Кришна и Баларама, Субхадра, как ей было велено, остановила Их, и тогда Они прислушались, стоя у шатра. Как только слова матери Рохини коснулись Их слуха, Кришна, Баларама и даже Субхадра, которая стояла между Ними, застыли на месте. Мысли и состояние Радхики, гопи и всех враджаваси ошеломили Их. Кришна, Баларама и Субхадра прежде слышали о том, как мучительно переживают жители Враджа разлуку с Кришной, но не от них самих. Сейчас рассказывала мать Рохини, враджаваси, и рассказ ее привел Кришну, Балараму и Субхадру в такое изумление, что глаза Их с каждой минутой становились все больше и больше, а члены - руки, ноги и шея - втянулись в тело. Все трое стали в точности подобны божествам Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, которым поклоняются в Пури. Мысли и чувства Господа Чайтаньи Махапрабху были мыслями и чувствами Шримати Радхарани. Она не видела в Кришне блестящего царевича, окруженного пышной свитой, для Нее Он был чудесным мальчиком-пастушком с флейтой в руках и павлиньим пером в волосах. Богатство и великолепие Матхуры и Двараки оставили Ее равнодушной. Они встретились в таком многолюдном месте! Наверное, Он даже не сможет подойти к Ней! У Шримати Радхарани было лишь одно желание - чтобы Кришна вновь забрал Ее во Вриндаван. - Дорогая подружка, на этом поле Курукшетра Я снова встретила Моего давнего и дорогого друга Кришну! - говорила Она. - Я все та же Радхарани, и Мы снова можем видеть друг друга. Это так приятно, но Мне хочется пойти на берег Ямуны, под сень ее густого леса. Я мечтаю услышать пятую мелодию сладкой флейты Кришны, которая разливается по всему вриндаванскому лесу! И гопи разделяли с Нею эти чувства: - О дорогой наш Господь! Твой пупок подобен цветку лотоса, а лотосные стопы - единственная надежда тех, кто упал в глубокий колодец материальной жизни. Тебе поклоняются великие йоги и мудрецы. И мы тоже хотим обрести Твои стопы в наших сердцах, хотя мы обычные женщины, занятые домашними заботами! <Дорогой Господь, - думали гопи, - если Твои стопы вернутся во Вриндаван, наши желания исполнятся! Там все еще стоит сладкий аромат Твоих игр, там все родное. Ты насладишься игрой на волшебной флейте, которая будет танцевать у Твоих губ, и увидишь Своих гопи. Наши сердца полны непредсказуемой любви к Тебе!> Каждый день Шри Чайтанья Махапрабху приходил в храм и смотрел на Джаганнатху, но рядом с Господом была Его сестра Субхадра, а в руках у Него не было флейты. И Шри Чайтанья страстно желал вновь увидеть в Джаганнатхе сына Махараджа Нанды, Кришну. Невыразимо прекрасный, Он вечно живет во Вриндаване. Сияя подобно солнцу, Кришна стоит в изящной позе трилинга, и тело Его изгибается в трех местах. Любовь к Кришне сжигала Шри Чайтанью днем и ночью. Он терял рассудок, так же как Сама Шримати Радхарани. Пребывая в разлуке с возлюбленным Господом, Она могла думать только о Нем. Позабыв обо всем на свете, Она гуляла одна в тени лесов, ругала синюю тучу и принимала шмеля за посланника Кришны. Причиной этого трансцендентного безумия был только Кришна.

* * *

Пока Шри Чайтанья лежал без сознания, за Ним издали наблюдал известный ученый и философ Сарвабхаума Бхаттачарья, которому случилось в это время быть в храме. И чем дольше он смотрел, тем больше поражался состоянию Шри Чайтаньи, который, распростершись, без сознания лежал на полу. С палкой в руках к нему подбежал сердитый сторож - много он видал таких артистов! Но Сарвабхаума остановил его. Он подошел ближе, любуясь красотой молодого санньяси и удивляясь Его любви к Богу. Шри Чайтанья все еще был без сознания. Приближалось время предлагать прасад Господу Джаганнатхе, и Сарвабхаума задумался, чем же помочь неизвестному юноше. Он позвал сторожа и кое-кого из своих учеников и с их помощью перенес Шри Чайтанью к себе в дом. Они положили Его в просторной светлой комнате. Сарвабхаума был очень опытен и образован, он принялся исследовать состояние Шри Чайтаньи. Видя, что дыхание прервалось и живот не движется, он очень обеспокоился. Сарвабхаума взял легкую салфетку и накрыл ею лицо Гауранги. Теперь можно было увидеть, что салфетка едва колышется в такт дыханию. У Сарвабхаумы появилась надежда. Он сел рядом и принялся размышлять: <Нет никаких сомнений в том, что я вижу духовный транс, вызванный любовью к Кришне. На такое способны только вечно освобожденные души, которые нисходят в этот мир с какой-то миссией. Но даже для них такая сила переживаний слишком велика. Это просто удивительно!> Пока Бхаттачарья пребывал в таких раздумьях, сидя возле Шри Чайтаньи Махапрабху у себя дома, к храму Господа Джаганнатхи приблизились спутники Махапрабху во главе с Нитьянандой Прабху. От людей, толпившихся возле храма, они узнали, что какой-то неизвестный монах потерял сознание, видя Господа Джаганнатху. Он так и не пришел в себя, когда знаменитый Сарвабхаума Бхаттачарья велел перенести Его в свой дом. Преданные поняли, что люди говорят о Господе Чайтанье, и очень встревожились. Тут к ним подошел Гопинатха Ачарья, близкий спутник Шри Чайтаньи, родом из Навадвипы, из почтенной брахманской семьи. У него в доме юный Господь впервые познакомился с Ишварой Пури, который впоследствии стал Его духовным учителем. Говорится, что под этим именем воплотилась Ратнавали, гопи Вриндавана. Увидев преданных Господа Чайтаньи, Гопинатха Ачарья очень обрадовался. Он обнял Мукунду Датту, Сварупу Дамодару и Джагадананду. Перед Нитьянандой Прабху он почтительно склонился и вознес молитвы Его лотосным стопам, а потом стал расспрашивать о Господе Чайтанье. - Шри Чайтанья уже в Джаганнатха Пури, - ответил ему Мукунда Датта. - Всю дорогу от Шантипура мы шли вместе - Он позволил нам сопровождать Его в этом путешествии. Но близ Джаганнатха Пури Господь оставил нас далеко позади и вошел в храм Джаганнатхи один. Сами мы только что пришли и тоже ищем Шри Чайтанью. Судя по разговорам в толпе, Господь находится сейчас у Сарвабхаумы Бхаттачарьи. По-видимому, Шри Чайтанья потерял сознание при виде Джаганнатхи, и Сарвабхаума забрал Его к себе. Я как раз думал встретиться с тобой и рад, что это случилось. Давайте прежде всего пойдем в дом к Сарвабхауме Бхаттачарье, а потом вернемся в храм поклониться Господу Джаганнатхе. Гопинатха Ачарья был женат на сестре Сарвабхаумы и считался его родственником. Он отвел преданных в дом знаменитого ученого, где Сарвабхаума приветливо их встретил, почтительно поклонившись Нитьянанде Прабху. Преданные прошли внутрь и увидели Господа Чайтанью, который все еще не пришел в Себя. Состояние Господа вызывало у Гопинатхи Ачарьи глубокую скорбь, но все же вновь видеть Его было истинным счастьем. Сарвабхаума подозвал к себе своего сына Чанданешвару и попросил проводить преданных в храм. Они счастливы были поклониться Господу Джаганнатхе. Шрила Нитьянанда полностью отдался волнам любви, обрушившимся на Него. Он уже близок был к обмороку, но преданные подхватили Его. В это время к ним подошел служитель и надел Нитьянанде на шею цветочную гирлянду Господа Джаганнатхи. Это благословение удвоило их радость. Вдохновленные, преданные вернулись в дом Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Шри Чайтанья продолжал лежать без сознания. Он был смертельно бледен, и дыхания почти не было слышно. Друзья Его сразу начали петь святые имена Бога, экстатическая киртана не прерывалась до полудня. Прошло еще немного времени, и Господь Чайтанья вдруг открыл глаза. Он резко поднялся и воскликнул: <Хари! Хари!> Сарвабхаума несказанно обрадовался. Наконец-то Шри Чайтанья пришел в себя! Он почтительно склонился перед Ним и коснулся лотосных стоп, а потом обратился ко всем преданным: - Пожалуйста, примите полуденное омовение. Сегодня я угощу вас прасадом Господа Джаганнатхи. Дом стоял на южной стороне храма, прямо на берегу Бенгальского залива. Совершив омовение в море, Господь Чайтанья и Его преданные вернулись к Сарвабхауме. Господь ополоснул от песка стопы и сел на ковер, а Сарвабхаума тем временем расставлял на полу множество блюд с маха-прасадом из храма Джаганнатхи. На золотых тарелках лежал рис и превосходные овощи. Шри Чайтанья сразу почтительно склонился перед маха-прасадом Господа и издал громкий возглас восторга, а затем с удовольствием принялся за еду. Вокруг, наслаждаясь прасадом, сидели Его преданные. Это был Его первый завтрак в Джаганнатха Пури. Вдруг кто-то обратился к Господу Чайтанье: - Махапрабху, позволь Тебя спросить. Я вижу, Ты принимаешь махапрасад с блаженной улыбкой на устах. Чему Ты улыбаешься? - По благословению богини Катьяяни животные тоже могут получить махапрасад. Однако после многих попыток полубогам, подобным Индре, Чандре, гандхарвам, не всегда удается обрести его. Даже великие преданные - Нарада, Шукадева, Прахлад и другие - очень редко обретают возможность вкусить маха-прасад, а сейчас все могут насладиться им. Отвергая маха-прасад, считая его обычной пищей, можно утратить все свое благочестие и в следующей жизни родиться свиньей. Маха-прасад нужно принимать всегда и немедленно, ни о чем не раздумывая, даже если он выпал из пасти собаки. Маха-прасад всегда чист и лишен изъянов. Господь Чайтанья прославлял махапрасад, а Сарвабхаума разносил блюда и предлагал добавку. - Принеси Мне, пожалуйста, только вареные овощи, а печенье и молочные сладости раздай! - попросил его Господь Чайтанья. Но Сарвабхаума и слышать об этом не хотел. - Прими, пожалуйста, завтрак Господа Джаганнатхи! - строго сказал он и принес разные печенья и сладости из сгущенного молока. Преданные ели с удовольствием. В заключение Сарвабхаума предложил всем воду, чтобы ополоснуть после еды рот, руки и стопы, а затем, испросив позволения, удалился принять прасад со своим зятем Гопинатхой Ачарьей. Вскоре он вернулся и, приветствуя Чайтанью Махапрабху, сказал: - Намо Нараяна! (Я выражаю почтение Нараяне.) - Кришне матир асту! (Пусть твои мысли всегда будут обращены к Кришне) - отвечал Господь Чайтанья. Услышав приветствие Шри Чайтаньи, Сарвабхаума понял, что перед ним санньяси-вайшнав. В отличие от майявади, которые в каждом отреченном санньяси видят воплощение Господа Нараяны, санньяси-вайшнав никогда не думает, что он равен Богу, а считает себя Его вечным слугой и хочет видеть мир предавшимся Кришне. Личность Шри Чайтаньи неодолимо влекла Сарвабхауму, и, оставшись с Гопинатхой наедине, он стал расспрашивать о Нем: - Кем был Чайтанья Махапрабху до принятия санньясы? Была ли у Него семья или же Он был ученикомбрахмачари? - Жил в Навадвипе некий человек по имени Джаганнатха, Мишра Пурандара, - отвечал Гопинатха Ачарья. - Дом его стоял на берегу Ганги, и Шри Чайтанья Махапрабху - его сын. До принятия санньясы Его имя было Вишвамбхара Мишра. Знаменитый ученый-астролог Ниламбара Чакраварти - Его дед. - О! - с явным удовлетворением воскликнул Сарвабхаума. - Ведь Ниламбара Чакраварти учился вместе с моим отцом! Я помню, отец очень уважал Джаганнатху Мишру, и я также питаю уважение к нему и к Ниламбаре Чакраварти! Прежде Сарвабхауму Бхаттачарью звали Васудева Бхаттачарья, и вырос он в Видьянагаре, что находится в двух или полутора милях от Навадвипы. Отец его Махешвара Вишарада был блестяще образованным человеком. Сарвабхаума Бхаттачарья был признан величайшим логиком Индии тех времен. Он был учеником знаменитого профессора Пракшадхары Мишры в Митхиле, который никому из учеников не позволял пропускать или не записывать его уроки по логике. Но Сарвабхаума был настолько талантлив, что все запоминал наизусть. Вернувшись в Навадвипу, он основал школу логики навьяя-ньяя, и к нему приходили учиться юноши со всей Индии. В конце концов Сарвабхаума Бхаттачарья стал единственным авторитетом в этой области. Хотя у него были семья и дом, он обучал логике многих санньяси. Спасаясь от преследований Навваба Хуссейн Шаха, правителя Бенгалии, Сарвабхаума Бхаттачарья перебрался в Пури под покровительство царя Пратапарудры, правителя Ориссы, и стал его личным советником. Здесь он основал школу изучения философии <Веданты>, в чем был большим знатоком, и имел тысячи учеников. Однако встреча с Господом Чайтаньей, которому тогда было двадцать четыре года, перевернет всю его жизнь. Он станет великим преданным, Его близким спутником в Джаганнатха Пури. Сарвабхаума напишет книгу о Нем - <Чайтанья-шатака>, сто стихов из которой будут знать наизусть многие поколения вайшнавов. Говорят, что под этим именем в играх Шри Чайтаньи принял участие Брихаспати, великий мудрец с райских планет. Узнав, что Шри Чайтанья родом из Надии, Сарвабхаума проникся к Нему еще большей симпатией. - Ты достоин уважения за одно Свое происхождение! - сказал Он Господу, когда они вновь увиделись. - А то, что Ты принял санньясу, заставляет уважать Тебя еще больше. Поэтому позволь Мне стать Твоим слугой! - Ты наставник всего мира, доброжелатель людей и благодетель всех санньяси, - смиренно ответил Господь. Не желая слушать похвалы Сарвабхаумы, Он в это время думал о Господе Вишну. - Мне известно, что ты давно обучаешь философии <Веданты>, и люди прославляют твою ученость. Я же еще совсем молод и лишь недавно принял санньясу. Неопытный, Я не могу отличить хорошее от дурного. Мне следует искать прибежища у такого ученого, как ты, и принять тебя Своим духовным учителем. Ведь Я пришел сюда, только чтобы встретиться с тобой. Будь милостив, помоги Мне! Однажды ты спас Меня, когда Я потерял сознание в храме. Я знаю, ты многое можешь! - Никогда больше не ходи один в храм Джаганнатхи, - ответил Бхаттачарья. - Лучше скажи, и я пойду с Тобой или пошлю кого-то из учеников. - Да, - согласился Господь, - больше Я не войду в храм. Я буду смотреть на Господа Джаганнатху только издали. Сарвабхаума Бхаттачарья обратился к

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: