Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 25%

своему зятю Гопинатхе: - Пожалуйста, пойди с Госвамиджи и покажи Ему Господа Джаганнатху. Недалеко от храма стоит дом Каши Мишры, там живет моя тетка. Это очень тихое и спокойное место. Я думаю, это будет подходящее жилье для Шри Чайтаньи. Было время вечерней службы, и Гопинатха Ачарья проводил Шри Чайтанью в храм, где Он снова увидел Господа Джаганнатху, чей божественный лик цвета темного грозового облака с глазами, подобными распускающимся лотосам, очаровывал сердце каждого. Вся Вселенная не вместила бы восторга, с которым Господь Чайтанья взирал на Господа Джаганнатху. Не в силах сдерживать Себя, Он покатился по земле. Казалось, будто катится золотая гора Сумеру. Золотистое сияние, исходившее от Господа Чайтаньи, было таким сильным, что Господь Джаганнатха тоже стал золотым. Господь Баларама и храмовые священнослужители оказались во власти экстаза Гауранги. Видя это, преданные почувствовали безмерное блаженство. Храмовый священник поклонился Господу Чайтанье, признавая в Нем Самого Господа Джаганнатху, который принял теперь облик санньяси. Когда Господь пришел в Себя, Гопинатха Ачарья показал Ему новое жилище, где все уже было готово, чтобы принять Шри Чайтанью: кувшины с водой и корыто для омовения. На следующее утро Гопинатха вновь проводил Шри Чайтанью в храм к пробуждению Господа Джаганнатхи, а затем они вместе с Мукундой Даттой пошли к Сарвабхауме. Поприветствовав друг друга, они стали беседовать. Шри Чайтанья все больше завладевал сердцем Сарвабхаумы, и когда старый ученый ненадолго остался с Мукундой наедине, он признался: - Этот юный санньяси так прекрасен, кроток и смиренен, что меня неумолимо влечет к Нему! Хотя Шри Чайтанья жил в полном отречении, имя Его все еще указывало на статус ученика-брахмачари. Он принял санньясу у Кешавы Бхарати. В этой школе брахмачари носили имя Чайтанья. То, что Господь сохранил Свое имя ученика, указывало на Его безграничное смирение. Он выражал готовность быть слугой любого санньяси, и Сарвабхауме это очень понравилось. - У кого Он принял санньясу? - спросил он у Гопинатхи. - Как звучит Его полное имя? - Шри Кришна Чайтанья, - ответил Гопинатха Ачарья. - А санньясу Ему дал Кешава Бхарати. - Да, Шри Кришна - хорошее имя, - размышляя, сказал Сарвабхаума, - но община Бхарати не самая высокая среди санньяси! Сарвабхаума Бхаттачарья не знал истинного положения Шри Чайтаньи Махапрабху, который был самой Верховной Личностью Бога и не зависел от определений этого мира. Он был имперсоналистом и Абсолютной Истиной считал безличное сияние Брахмана, не ведая о Личности Бога. Гопинатха Ачарья пылко возразил: - Шри Кришна Чайтанья Махапрабху стоит выше всех степеней и категорий. Он не нуждается в этих формальностях! Однако Сарвабхаума не придал его словам особого значения. - Шри Чайтанья Махапрабху - только что оперившийся юнец, - надменно сказал он. - Откуда у Него силы, чтобы соблюдать строгие обеты отречения? Я должен обучить этого юношу философии <Веданты>, тогда Он почувствует Себя уверенней. Если Он захочет, я даже помог бы Ему перейти в общину санньяси самого высокого класса! Я сам надену на Него шафрановые одежды и проведу все необходимые церемонии. Гопинатха Ачарья и Мукунда Датта были разочарованы. - Дорогой Бхаттачарья, - обратился к нему Гопинатха. - Ты не знаешь величия Шри Чайтаньи Махапрабху! Зачем Ему все это? Ты даже не видишь в Нем вайшнава, хотя Он проявляет все качества Верховной Личности Бога. Да, Чайтанья Махапрабху - это Верховная Личность Бога, но невеждам трудно понять слова ачарьев! Но тут в беседу вступили ученики Сарвабхаумы: - Где доказательства, что Шри Чайтанья Махапрабху - это Верховный Господь? Что указывает на это? - Доказательства? - переспросил Гопинатха Ачарья. - Все великие авторитеты, познавшие Верховную Личность Господа, говорят об этом! - Мы не следуем никаким авторитетам! - возразили ученики. - Мы получаем знание об Абсолютной Истине путем гипотез и доказательств. - Но человек никогда не постигнет истины о Верховной Личности Бога логическим путем, она открывается лишь по милости Самого Господа. Нет нужды в собственных догадках и предположениях. Их надо отбросить, а иначе вы попадетесь на удочку любого обманщика, который вздумает провозгласить себя Богом. Не надо быть глупцами! Такие чудеса - лишь ловкость фокусника, но вы принимаете его за Бога. Это не лучший способ познания Абсолютной Истины. Капли милости Господа достаточно, чтобы почувствовать сладкий вкус преданного служения и постепенно познать природу Верховной Личности Бога. <О мой Господь! Если человек обретет лишь каплю милости с Твоих лотосных стоп, он познает бесконечное величие Твоей Личности! Но те, кто лишен Твоей милости, не знают Тебя. Всю свою жизнь они изучают Веды, и все же ум их рождает лишь пустые фантазии!> - Ведь ты великий ученый, - продолжал Гопинатха, обращаясь к Сарвабхауме, - у тебя столько учеников! На Земле нет человека, равного тебе по уму и знаниям. И все же ты лишен даже крохи милости Господа. Сам Господь находится сейчас в твоем доме, а ты не узнаешь Его, словно слепой, который не видит солнца! И в этом нет твоей вины - таков приговор священных писаний. Веды утверждают, что человеку не познать Бога своим умом, сколько бы он ни изучал Веды. Только если ты начнешь служить Господу с любовью и преданностью и Он будет доволен тобой, ты постигнешь Его. Кто же более достоин милости, если не Его возлюбленные преданные? Они знают, как великодушен Верховный Господь, потому что Он открыл им Себя в благодарность за их бескорыстное служение. Сарвабхауму слова эти задели за живое. - Дорогой Гопинатха, - сухо ответил он, - будь осторожней в выражениях! Ты считаешь, что уже обрел милость Господа? - Если человек познал Абсолютную Истину, - ответил Гопинатха, - это значит, он обрел милость Верховного Господа. Вот высшее доказательство. Ты впервые увидел Шри Чайтанью, когда Он без сознания лежал на полу храма Джаганнатхи. В эти минуты в Нем нетрудно было узнать Верховную Личность Бога, но для тебя это осталось загадкой, потому что ты лишен преданности. Ты не увидел, кто перед тобой. Так действует майя, иллюзорная энергия Кришны. Благодаря ей Господь скрывается от мирских людей, как бы обширны ни были их познания, поэтому они никогда не поймут Высшей Истины. Гопинатха говорил очень горячо и всем своим видом выражал сожаление. Видя, как он взволнован, Сарвабхаума улыбнулся: - Не стоит гневаться! Мы ведь родственники и спорим в кругу друзей. Я думаю, нет причин для ссоры, и прошу тебя, не опускайся до оскорблений! Ведь я обращаюсь к авторитету шастр, священных писаний. Там я ищу доказательства. И вот что я тебе скажу, дорогой Гопинатха: Шри Чайтанья Махапрабху - великий преданный, и сила Его любви к Богу необычна, но мы не можем признать в Нем воплощение Господа Вишну! Шастры говорят, что в век Кали Господь Вишну не приходит на Землю. Его называют Триюга, это означает, что Он приходит только в первые три эпохи существования мира - Сатья-, Трета- и Двапара-югу. Верховного Господа Вишну называют Триюга, потому что Он нисходит и являет Свои трансцендентные игры (лилы) только в первые три юги - Сатья-, Трета- и Двапара-югу. В действительности Господь нисходит и в век Кали, четвертую югу, но не раскрывая Себя всем и каждому. В <Шримад-Бхагатам> говорится: <Мой Господь, Ты убил всех в мире врагов, приняв множество воплощений среди людей, животных, полубогов, риши, на земле, в воде и т.д. Ты освещаешь мир трансцендентным знанием. В век Кали, о Махапуруша, Ты иногда являешься как скрытое воплощение, поэтому Тебя называют Триюга (кто приходит только в трех югах)> (7.9.38). Господа Вишну называют Триюга еще и потому, что в предшествующие века Он нисходил, чтобы насладиться играми со Своими преданными и уничтожить демонов, однако в век Кали Господь действует совсем иначе - Он уничтожает не демонов, а демоническое сознание. Зная скрытый смысл писаний, Гопинатха Ачарья только удивился словам Сарвабхаумы: - Ты считаешь себя знатоком Вед, но почему-то не принимаешь во внимание то, что говорят <Шримад-Бхагаватам> и <Махабхарата>, великие священные писания. Там есть утверждение, что Господь приходит и в Кали-югу, но в это время Он проявляет Себя не лилааватарой, каковыми были Матсья, Курма, Вамана, Нрисимха т.д. В Калиюгу, железный век, Господь Кришна приходит, не обнаруживая Себя, в облике Шри Чайтаньи Махапрабху. <Шримад-Бхагаватам> говорит: <В этот век Кали, так же как в Двапараюгу, люди, повторяя различные мантры, возносят молитвы Верховной Личности Бога и придерживаются законов религии, установленных Ведами. Узнай же об этом> (Бхаг., 11.5.31). <В Кали-югу разумные люди повторяют Харе Кришна маха-мантру, поклоняясь Верховному Господу, Личности Бога, который нисходит в этот век, прославляя Кришну. В этом воплощении Он имеет желтый цвет тела и всегда окружен Своими экспансиями, такими как Нитьянанда Прабху, Гададхара и др., а также преданными и спутниками (такими как Сварупа Дамодара)> (Бхаг.,11.5.32). А вот что говорит <Махабхарата>: <Господь (в облике Гаурасундары) - золотой. Тело Его, прекрасно сложенное, цветом подобно расплавленному золоту и умащено сандаловой пастой. Он примет санньясу, четвертый статус духовной жизни, и будет строг в исполнении обетов. В отличие от санньяси-майявади Он останется тверд в преданном служении и распространении движения санкиртаны>. - Но довольно цитат из писаний, - заключил Гопинатха Ачарья. - Твое сердце очерствело в бесконечных рассуждениях о Боге. Зачем сеять хорошее зерно в бесплодную почву? Остается лишь надеяться, что когда-нибудь Господь проявит к тебе беспричинную милость, и тогда ты поймешь, о чем говорят Веды. В Ведах нет ошибок или пустого словоблудия, но такие философы, как ты, искажают их смысл, и поэтому Абсолютная Истина недоступна вам. Твоих учеников тоже нельзя обвинять во лжи и жонглировании словами, потому что это не их вина. Они просто получили благословение философии майявады и находятся во власти иллюзии. Так говорят шастры. Сарвабхаума, не перебивая, слушал Гопинатху. В душе он не считал себя побежденным, но доводы Гопинатхи и его знание писаний внушали ему уважение. - Прежде всего, - сказал он, - надо пойти к Шри Чайтанье и пригласить Его сюда. Спроси Его обо мне. Возьми прасад из храма Джаганнатхи и угости Шри Чайтанью и Его спутников, а потом возвращайтесь, и мы продолжим беседу. Мне нравятся твои наставления! Женатый на сестре Сарвабхаумы Бхаттачарьи, Гопинатха Ачарья был ему зятем. Их отношения были породственному добрыми, но иногда Гопинатха поучал его и даже ругал, а иногда хвалил или подсмеивался. Так уж у них сложилось. Мукунда Датта, прослушавший всю беседу, был очень доволен. Это была хорошая попытка отстоять верховное положение Господа Чайтаньи Махапрабху. Но возражения старого ученого приводили его в негодование.

* * *

Расставшись с Сарвабхаумой Бхаттачарьей и его учениками, Гопинатха и Мукунда направились к Господу Чайтанье пригласить Его на прасад. Они все еще были под впечатлением от спора и обо всем рассказали Шри Чайтанье. Сухие рассуждения Сарвабхаумы болью отзывались в их душе. Они видели, что Бхаттачарья совершает грубые ошибки и наносит оскорбления лотосным стопам Господа. Но Шри Чайтанья ответил им: - Пожалуйста, не судите его. Сарвабхаума Бхаттачарья проявил ко Мне любовь и заботу. Он отнесся, как отец, и хочет, чтобы Я выполнял все требования санньясы. Что в этом плохого? На следующее утро Сарвабхаума пригласил Шри Чайтанью посетить храм Господа Джаганнатхи, оба были в прекрасном расположении духа. Сарвабхаума усадил Его на возвышение, а сам, в знак уважения к Его отречению, сел на пол и принялся наставлять Шри Чайтанью в философии <Веданты>. Чувствуя к Нему неодолимую симпатию, он говорил: - Основное занятие каждого санньяси - изучение <Веданты>, поэтому Ты должен делать это безо всяких колебаний, слушая наставления сведущего учителя. - Ты очень милостив ко Мне, - кротко ответил Господь. - И Мой долг повиноваться тебе! Слова эти пришлись Сарвабхауме по душе, и он с удовольствием приступил к объяснению <Веданты> на основе имперсонального учения Шанкарачарьи. Он не знал, что Господь Чайтанья считает это учение не только величайшим обманом, но и оскорблением Господа, потому что оно утверждает полное единство души и Бога. Господь безличен и проявлен в каждом, поэтому все мы, освободившись от влияния иллюзии, майи, можем стать Богом. Сарвабхаума продолжал рассуждать в течение семи дней, и за все это время Господь Чайтанья не проронил ни слова, не задал ни одного вопроса, лицо Его не выражало ни одобрения, ни возражений. Слушал ли Он вообще? Бхаттачарья был сбит с толку. На восьмой день он не выдержал и спросил: - Шри Кришна Чайтанья! Я объясняю Тебе <Веданту> уже семь дней, но Ты все время молчишь, и я в сомнении, понимаешь ли Ты меня?! - О господин, Я полный глупец, - смиренно ответил Господь, - и поэтому никогда не изучаю <Веданту>. Но ты велел Мне слушать, и Я повиновался. Такова обязанность санньяси. Но сознаюсь, Я не понимаю твоих толкований! - Я допускаю, что Ты плохо понимаешь <Веданту>, - согласился Сарвабхаума, - но в таких случаях люди задают вопросы. Ты же хранишь молчание, и я не знаю, что у Тебя на уме. - Я очень хорошо понимаю смысл каждого стиха <Веданта-сутры>, - с улыбкой ответил Господь. - Они ясны как день. Но твои толкования только беспокоят ум, они подобны облакам, что скрывают солнце. Ведь ты только запутываешь, не раскрываешь прямого значения стихов <Веданты>, потому что не желаешь понять главную и простую истину: Верховный Господь - это личность, а не божественный свет! И если ты начнешь преданно служить Ему, ты обретешь любовь к Богу. В этом смысл жизни. Шри Чайтанья объяснил, что, поведанные Самим Богом, стихи <Веданта-сутры>, как и вся ведическая литература, уже совершенны, и потому нет нужды устанавливать их значение. Например, Веды говорят, что, прикоснувшись к испражнениям любого животного, человек оскверняется и должен принять омовение. Однако черно\б иллюстрация 1

коровий навоз Веды считают очищающим. Последователи Вед без обсуждений принимают это кажущееся противоречие, и современные ученые подтвердили - коровий навоз действительно обладает всеми антисептическими свойствами. Господь Чайтанья сказал, что ведическую мудрость надо принимать такой, какая она есть. Не ища туманных, эзотерических и абстрактных значений в каждом стихе, человек раскроет их прямой смысл, каким его поведал Бог и каким передает преемственность духовных учителей. Господь Чайтанья стал объяснять все сутры <Веданты> в их прямом значении. Приводя множество стихов из Вед, Он доказал, что Абсолютная Истина - это Кришна, Верховная Личность Бога, и цель ведической литературы - привести человека не к имперсональному Абсолюту, как это думает Бхаттачарья, а к Личности Бога, причине всех причин. Господь Чайтанья продолжал: - В своих рассуждениях ты следуешь Шанкаре. Но древние Пураны рассказывают о нем правду. Однажды Верховный Господь обратился к Шиве: - Придумай свои толкования Вед, чтобы увести людей от истины. Тогда они привлекутся радостями земной жизни и увеличат человеческий род.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: