Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 63%

как перед лицом смерти, так и для того, чтобы войти в царство Бога. Рамананда Рай сказал, что таким образом можно удовлетворить Верховного Господа и достичь совершенства в течение одной жизни. Выслушав рассуждения Шри Рамананды о варнашраме, Махапрабху согласился с его доводами, однако предостерег от поверхностности. Высшее совершенство превосходит систему варнашрамы, и потому Господь попросил Шри Рамананду углубиться в область трансцендентного. В ответ Шри Рамананда процитировал стих из <Бхагавад-гиты>, в котором Господь Кришна говорит: <Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, предлагал или отдавал, через какие бы аскезы ни проходил - делай это, о сын Кунти, как подношение Мне> (9.27). Хотя этот стих предполагает полную преданность, человек должен отдавать плоды своего труда Господу как подношение. Однако Махапрабху не выразил удовлетворения, сказав, что есть принципы еще более возвышенные. И тогда Рамананда Рай, описав систему варнашрамы, подчеркнул, что все занятия человека должны быть посвящены любовному служению Господу (дайви, или <божественная> варнашрама), иначе вся система - это лишь пустая трата времени. Это была главная мысль, и потому Махапрабху согласился с ней, но и ее счел не совсем глубокой. - Если знаешь более сокровенные истины, то раскрой их, - попросил Он. И Рамананда Рай, чьи доводы были уже дважды Фото места встречи Господа Чайтаньи и Рамананды Рая

отвергнуты, сказал, что человеку должно отбросить предписанные обязанности и без привязанности относиться к материальному миру, что позволит ему подняться на трансцендентный уровень. Другими словами, теперь он говорил о необходимости оставить жизнь в миру и целиком предаться Богу, и это главное. В доказательство он привел заключительные наставления Господа Кришны в <Бхагавад-гите>: <Оставь все виды религий и просто предайся Мне. Я освобожу тебя от всех твоих грехов. Ничего не бойся> (18.66). Господь Чайтанья, однако, отверг и это третье утверждение, потому что хотел показать, что самого по себе отречения тоже мало. Тогда Шри Рамананда пошел дальше: человек должен нести преданное служение без привязанности к плодам своей деятельности, однако преданное служение, подкрепленное знанием и духовной реализацией, гораздо более возвышенно. Махапрабху, услышав это, попросил Шри Рамананду развить свою мысль, потому что она хоть и правильна, но незначительна. Рамананда Рай привел наставления писаний о вершине духовного осознания - чистом преданном служении, лишенном всякого стремления к знанию и освобождению. От этого ответа Господь Чайтанья почувствовал экстатическое блаженство, потому что Его миссия в том и состояла, чтобы научить мир чистому преданному служению, лишенному и тени материальной обусловленности. Наконец Махапрабху согласился: - Да! Это так! Но теперь Он хотел, чтобы Рамананда Рай описал возвышенное преданное служение. И Рамананда Рай заговорил о премабхакти, когда человек, следуя процессу бхакти-йоги, поднимается до уровня личностных взаимоотношений со Всевышним. На начальных ступенях самореализации взаимоотношения со Всевышним еще не установлены, но, когда развивается према-бхакти, эти взаимоотношения раскрываются, проявляя один из пяти возможных видов отношений (рас): пассивное поклонение, служение, дружба, родительская и супружеская любовь. Хотя пассивное поклонение существенно, Рамананда Рай начал объяснять отношения слуги и господина, когда преданный становится вечным слугой Бога. Такое поклонение часто отмечено богатством и почетом и сопровождается чувством благоговейного страха и почтения, оно лишено той сладости, которой полны три другие формы взаимоотношений с Богом. Махапрабху с наслаждением выслушал Рамананду Рая и попросил описать другие трансцендентные расы. Рамананда Рай заговорил о дружеских отношениях с Кришной, которые считаются более возвышенными чем отношения слуги и господина. В братских отношениях почитание перерастает в любовь, а благоговейный страх перед богатством и величием Бога уменьшается. В результате человек наслаждается непосредственными отношениями со Всевышним, чувствуя себя Его другом. Нет слов, чтобы описать состояние Господа Чайтаньи. Он только просил Рамананду Рая: - Продолжай! Понимая умонастроение Господа, Шри Рамананда сразу стал описывать супружеские взаимоотношения, когда человек вступает в сокровенные игры супружеской любви с Верховной Личностью Бога. Затем он отступил от этой темы, чтобы подробнее рассмотреть нейтральные, дружеские и родительские отношения. Наконец он вернулся к подробному описанию супружеских отношений как совершенства любви к Богу, предупредив, однако, что все расы одинаково абсолютны. Но в духовной реальности, полной разнообразия, между ними есть и определенные различия, и среди всех супружеская (мадхурья) раса считается наивысшей. Вершиной супружеских взаимоотношений является любовь гопи, простых пастушек Враджа, подруг Кришны, которые в своей любви к Кришне не знают ничего, кроме служения Ему. Беседа Рамананды Рая и Господа Чайтаньи о <любви> не имеет никакого отношения к тому, что мы привыкли слышать об этом в мирской жизни. Здесь нет безвкусицы: поверхностности, чувственности и временности. Напротив, духовная любовь гопи глубока, здорова и вечна. В сравнении с этой любовью мирские отношения выглядят не более чем вожделением. Рамананда Рай объяснил разницу между истинной любовью и вожделением и как материальное вожделение превратить в духовную любовь, совершенствуясь в сознании Кришны. Махапрабху уже не мог справиться с Собой, блаженство Его не знало границ, они оба - Господь и Шри Рамананда Рай - пребывали во власти любви к Богу. И хотя Махапрабху согласился, что это было последнее слово в философии сознания Кришны, Он попросил Рамананду Рая идти дальше. Шри Рамананда, хоть и удивленный (потому что трудно вообразить что-либо выше супружеской любви), стал подробно описывать первую из всех гопи, Шримати Радхарани, которая в действительности является вечной супругой Господа. Положение Шримати Радхарани очень сокровенно и раскрывается лишь самым возвышенным преданным. Она является женским подобием Личности Бога. Ее любовь к Кришне совершенна, а красота привлекает сердце всепривлекающего Кришны. Качества Радхарани настолько притягательны, что Она невольно вдохновляет Кришну на самопознание. Она очаровывает Его Своей красотой и любовью. Писания говорят, что любовь Ее столь велика, что заставляет темный цвет супружеской любви (шьям, цвет Кришны) измениться в сияющий золотой (цвет Ее тела, уджджвала). В этом абсолютно духовном случае, как говорит Кришнадас Кавирадж Госвами (Ч.-Ч., Антья, 5.18.18), <любящий, возлюбленный и сама любовь танцуют в одном теле>, - и это Господь Чайтанья Махапрабху. Есть две причины появления Махапрабху в этом мире - одна внешняя, а другая внутренняя. Внешняя - Господь является для того, чтобы торжественно открыть движение санкиртаны, внутренняя же причина в высшей степени эзотерична и исходит из желания Бога во всей полноте изведать вкус любви, которую Его преданные испытывают к Нему. Любовь эта во всей полноте выражена в Шримати Радхарани, и Господь, нисходя как Махапрабху, познает глубину и блаженство Ее любви к Нему. Встав на Ее место, Он приходит оценить собственную сладость и красоту, глядя глазами Своего преданного. Можно возразить, что Бог и без того всеведущ и не нуждается в дополнительных попытках осознать эти внутренние истины о Себе Самом. Однако вайшнавы говорят, что явление Господа Чайтаньи вовсе не чуждо самосуществующей природе Бога. Другими словами, вайшнавская философия не только принимает предпосылку высшего аргумента, но идет дальше, со всей точностью раскрывая, как Господь познает Себя, - Он познает Себя и Свою внутреннюю энергию, Шримати Радхарани, проявляясь в облике Чайтаньи Махапрабху. Шри Рамананда Рай говорил, что Шримати Радхарани оказывают поклонение еще скорее, чем Кришне. Например, обычно к Ним обращаются <РадхаКришна> - сначала энергия (Радха), а потом источник энергии (Кришна). Даже маха-мантра обращается в первую очередь к Радхе и только потом к Кришне. Первое слово мантры харе - звательная форма слова хара, и повторение мантры Харе Кришна - это обращение к Матери Хара с просьбой занять в служении Господу. Интересно, что даже ведическая литература держит в секрете истину о Шримати Радхарани. Ведические мудрецы знали, что люди будут неправильно истолковывать сокровенное бытие РадхаКришны (возможно, отождествляя с мирской любовью), и поэтому описали его лишь в нескольких местах. <Шримад-Бхагаватам>, например, который считается самым важным ведическим произведением, упоминает о Радхарани только в одном трудном для понимания тексте (10.30.28) из 18 тысяч стихов! И даже здесь слово арадхита лишь косвенно намекает, что Радха - Та единственная, кто завоевывает сердце Кришны. Но и этот стих не раскрывает Ее имени и не описывает божественных качеств. Это происходит потому, что Шукадева Госвами, рассказчик <Бхагаватам>, погружается в бесконечный экстаз, произнося Ее имя. И все же о Ней ясно упоминается в других ведических текстах, таких как <Харивамша> и <Нарадия>, <Падма>, <Брахманда> и <Брахма-вайварта> Пуранах, где подробно описано Ее имя и качества. Личность Шримати Радхарани раскрывается великими учителями в цепи преемственности учителей и более поздних ведических работах, таких как <Гита-Говинда> и <Шри ЧайтаньяЧаритамрита>. В этих книгах Шримати Радхарани описана полностью: раскрыт Ее трансцендентный облик и бытие. С исключительной скрупулезностью здесь рассматривается женский аспект Бога. Шри Рамананда раскрывал самые эзотерические истины, а Махапрабху слушал его в блаженстве экстаза. Не владея Собой, Господь Чайтанья говорил лишь Рамананде Раю: - Пожалуйста, дальше, дальше, дальше... Рамананда Рай сказал тогда Господу Чайтанье Махапрабху, что есть еще одна в высшей степени духовная тема, которая называется према-виласвиварта. Пытаясь описать эту эзотерическую тему, Шри Рамананда начал читать поэму, раскрывающую эти высшие истины. Однако Господь Чайтанья тут же закрыл Рамананде Раю рот, потому что материалисты, философы и даже спиритуалисты и преданные низшего уровня не могут проникнуть в их сокровенный смысл. Потом Махапрабху немного смягчился, и Рамананда Рай пропел два стиха, которые выражали суть духовной жизни. После того как прозвучали эти стихи, Махапрабху сказал: - Это предел человеческой жизни, конечная цель, и лишь по твоей милости Я смог постичь ее. Суть духовного совершенства выражена в према-вилас-виварте: в отличие от материальной, трансцендентная любовная привязанность в долгой разлуке приносит длительное наслаждение. Но особая сладость такой привязанности проявляется лишь в кульминации разлуки - трансцендентном безумии (особая духовная жажда, высшее безрассудство), и иным путем этой сладости вкусить невозможно. Шримати Радхарани, например, однажды ошибочно приняла черное дерево тамал за Кришну и обняла его в порыве любовной разлуки. Такая ошибка и есть премавилас-виварта, но столь высокий уровень духовной жизни очень редко достигается в этом мире. Господь Чайтанья и Рамананда Рай обсуждали высшую духовную философию. Шри Рамананда все глубже погружался в абсолютно духовные любовные взаимоотношения между Радхой и Кришной, а Махапрабху настойчиво просил его идти дальше. Наконец Господь Чайтанья признался: - Я пришел к тебе, чтобы понять трансцендентную взаимную привязанность Божественной Четы, и теперь счастлив, потому что ты прекрасно описал ее. Из твоих чистых уст Я услышал о высшей любови в сознании Кришны. - Не знаю, как я смог говорить об этих предметах, - отвечал Шри Рамананда Рай. - Я знаю, это Ты Своей мистической силой заставил меня говорить. Я просто повторил Твое послание. Шри Чайтанья Махапрабху и Рамананда Рай в блаженстве провели эту ночь. Они пили нектар бесед о Кришне, опьяняющее чувство любви заставляло их танцевать, воспевая святое имя Кришны, смеяться и плакать одновременно до самого утра. Если Ишвара Пури дал Гауранге посвящение в повторение святого имени, а Кешава Бхарати - санньясу, то высшая духовная реальность, рага-марга, открылась Ему милостью Рамананды Рая. Конечно, никто из этих трех личностей не считал себя учителем Махапрабху, но таковы были игры Господа, явленные ради блага всего человечества. В воздухе посвежело, трава отсырела от росы. Пора было расставаться, чтобы вечером встретиться снова. Да, они увидятся здесь же, на берегу реки Годавари. Едва встретившись, они снова стали говорить о Кришне, но через некоторое время Рамананда Рай пал ниц перед Господом Чайтаньей, прижимая ко лбу Его лотосные стопы: - Нет конца беседам о Кришне и Радхе, как нет предела Их чистой духовной любви, шуткам и играм! Он признался: - Ты открыл в моем сердце сокровенные истины! Точно так же Господь Нараяна просветил Господа Брахму на заре творения. Сверхдуша в сердце каждого говорит не извне, а изнутри. Господь наставляет преданного во всех отношениях и делает это через сердце. И Шри Рамананда прочитал стих из <Шримад-Бхагаватам>: <О мой Господь Шри Кришна, сын Васудевы, о всепроникающая Личность Бога, я почтительно склоняюсь перед Тобой! Я медитирую на Господа Шри Кришну, ибо Он является Абсолютной Истиной и изначальной причиной всех причин создания, сохранения и разрушения проявленных вселенных. Прямо и косвенно Он осознает все проявления и независим, ибо не существует иной причины, кроме Него. Именно Он вначале вложил ведическое знание в сердце Брахмаджи, первого живого существа. Даже великие мудрецы и полубоги введены Им в заблуждение, подобно тому, как человека сбивает с толку обманчивый образ воды в огне или суши на воде. Лишь благодаря Ему материальные вселенные, временно проявленные взаимодействием трех гун природы, кажутся истинными, хотя в действительности они нереальны. Поэтому я медитирую на Него, Господа Шри Кришну, вечно пребывающего в трансцендентной обители, которая всегда свободна от иллюзорных образов материального мира. Я медитирую на Него, ибо Он - Абсолютная Истина> (1.1.1). Он продолжал с всевозрастающим волнением: - Будь милостив, избавь от сомнений, что завладели моим сердцем! Но нет... Что же это?! Что происходит со мною? Сначала Ты был в облике санньяси... а сейчас я вижу Шьямасундару, мальчика-пастушка с темным цветом кожи! Ты словно прячешься за золотую куклу санньяси, и из-за этого цвет Твоего тела становится золотым, как у Шримати Радхарани! Я вижу флейту, Ты держишь ее у самых губ, я вижу, как смеются Твои лотосные глаза! Я знаю, что не сплю. Я вижу наяву, и это приводит меня в изумление! О Господь, объясни, что со мной происходит! Шри Чайтанья Махапрабху ответил: - Ты поглощен глубокой любовью к Кришне и потому видишь Его во всем. Все живое прославляет Верховную Личность Господа. Преисполненные любви к Кришне, трава, цветы и деревья тянутся к Нему, деревья склоняют ветки, усыпанные цветами и плодами. Из-за великой любви к Кришне они постоянно льют потоки меда. Таким видели гопи лес Вриндавана. Дорогой Рамананда, - продолжал Господь Чайтанья, - ты очень возвышенный преданный. Сердце твое постоянно живет любовью Радхи и Кришны. Поэтому, что бы ты ни увидел вокруг, - пробуждает в тебе эту

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: