Sponsor's links: |
Sponsor's links: |
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
![]() ![]() |
![]() |
Прочитано: 80% |
восьми милях от которого на холме Вьенката стоит храм четырехрукого Господа Вишну-Вьенкатешвара, где поклонялись божеству Баладжи и Его энергиям - Шри и Бху. Это знаменитое место паломничества называется Вьенката-кшетра. Хотя в Южной Индии много храмов, храм Баладжи особенно богат. В Трипати Господь Чайтанья посетил храм Господа Рамачандры, а затем достиг храма Пана-нрисимха, который находится в провинции Кришна на холме Мангалагири, в семи милях от города Веджаойада. Говорят, что человеку достаточно отсчитать от подножья холма ровно сто шагов, чтобы оказаться в храме, где, по преданию, до сих пор хранится раковина Самого Господа Кришны. Здесь божеству каждый день предлагают такой сладкий сироп, что больше половины Господь съесть не может. В экстатической любви Шри Чайтанья Махапрабху вознес молитвы Господу Нрисимхе, и люди с изумлением взирали на Него. В Шива-канчи Чайтанья Махапрабху посетил божество Господа Шивы. В этом древнейшем храме хранятся сотни святынь Господа Шивы. Силой Своего влияния Шри Чайтанья обратил всех преданных Господа Шивы в вайшнавов. В Вишну-канчи, что находится в пяти милях от Шива-канчи, Махапрабху увидел божества Лакшми-Нараяны и выразил им почтение. Два дня Господь провел здесь, танцуя и воспевая в экстазе. Люди становились преданными Господа Кришны, просто видя Его. Посетив Трималаю, Шри Чайтанья Махапрабху пошел взглянуть на Трикалахасти. Это место знаменито своим храмом Господа Шивы, который стоит на южном берегу реки Суварна-мукхи. В Пакши-Тиртхе Господь снова посетил храм Шивы, который стоит на холме Ведагири. Говорят, что с незапамятных времен две птицы каждый день прилетают сюда, чтобы получить пищу из рук храмового священнослужителя. Во Вриддхаколе Господь Чайтанья посетил храм Шветаварахи - белого вепря. Этот каменный храм Храм Тирупати и божество Вьенкатешвары
стоит в миле от оазиса Балипитхам, и поклоняются здесь божеству белого вепря, над которым раскинул Свои клобуки божественный змей Шеша-Наг. Затем Господь Чайтанья пришел в храм Господа Шивы, где божество Питамбара одето в желтые одежды. Следующим был храм Шияли-бхайрави (другая форма богини Дурги), рядом с которым находится большое озеро. Говорят, один маленький мальчик, преданный Господа Шивы, пришел в этот храм, и богиня Дурга, Бхайрави, накормила его своим молоком. Затем Шри Чайтанья Махапрабху, сын матери Шачи, вступил на берега священной реки Кавери. В Го-самадже Он увидел храм Господа Шивы, а затем поклонился божеству Шивы в Ведаване и посетил еще одно божество Шивы - Амриталинга. Посещая храмы Господа Шивы, Он обращал шиваитов в преданных Господа Кришны. В Дева-стхане Господь Чайтанья пришел в храм Господа Вишну и беседовал здесь с вайшнавами из ученической преемственности Рамануджачарьи. В Кумбхакарна-капале Шри Чайтанья увидел большое озеро, а рядом святое место Шива-кшетра, где стоит храм Господа Шивы. После этого Шри Чайтанья посетил Папанашану, где увидел храм Господа Шивы. Из Папанашаны Господь Чайтанья шел на запад берегом Кавери. Наконец жарким летним днем в конце июля Он достиг святого места, которое называется Шри Ранга-кшетра. Здесь, на одном из островов реки Кавери стоит храм Господа Ранганатхи, самый большой в Индии. Семь каменных стен окружают этот величественный храм, и семь древних дорог ведут к нему: дорога Дхармы, дорога Раджамахендры, дорога Кулашекхары, дорога Алинаданы, Тирувикрама, дорога Тирубиди в Мадамади-гайса и, наконец, дорога Ада-ийавала-индана. Под золотым куполом на теле тысячеглавого змея Ананта-Шеши, как на ложе, возлежит Господь Вишну, Ранганатха, господин Лакшмидеви, самый прекрасный из всех личностей в творении. Храм Пана-Нрисимха на холме Мангалагири
Предание гласит, что божеству Ранганатхи с самого начала творения поклонялся сам Господь Брахма. Затем в Трета-югу после победы на Раваной Господь Рамачандра передал божество Вибхишане, чтобы тот доставил Господа Ранганатху на Ланку и оказывал самое пышное поклонение. Путь их лежал через Ранга-кшетру, где они решили немного передохнуть и опустили божество на землю. Когда настало время отправляться дальше, они уже не смогли поднять божество, как ни пытались. Оно стало очень тяжелым. И тогда Вибхишана воздвиг на этом месте храм. Каждые двенадцать лет он посещает Рангакшетру, чтобы поклониться Господу. С божеством Ранганатхи связано много других удивительных историй. С давних времен храм был обителью великих преданных Господа Вишну, оплотом проповеди бхакти по всей Южной Индии. Многие великие цари-вайшнавы, такие как Кулашехара или Алабандара, жили в Шри Рангаме, а возглавляли храм Ямуначарья, Шри Рамануджачарья и Сударшаначарья.
История возведения храма Ранганатхи (см. заднюю обложку) очень интересна. Задолго до рождения Рамануджачарьи (1017 г.) жил в Индии преданный по имени Тирумангай. Сердце его всегда было исполнено преданности Господу Вишну, и потому он создавал прекрасные поэтические молитвы. С молодости он привык странствовать по святым местам. Во время странствий его возвышенный нрав привлек к нему четырех великих мистиков, и они стали его учениками. У каждого из этих мистиков были какие-то особые способности, отличающие его от обычных людей. Первого ученика звали Тола Васхаккан, он мог одержать победу в любом споре. Второй был Талудуван, он мог без ключа открыть любой замок. Третий и четвертый ученики обладали самыми необычными талантами: Нисхалай Митхиппан мог любого человека Брихатишвара-шива-мандир, который находится близ большого озера Шиваганга.
заставить остановиться и замолчать, просто наступив на его тень, а Нирмал Надаппан мог ходить по воде. Обойдя множество святых мест, Тирумангай пришел наконец в храм Господа Ранганатхи. Когда-то здесь проводилось очень пышное поклонение, но во времена Тирумангая храм совсем обветшал и стал обителью летучих мышей. Раз в день жрец приходил сюда, чтобы предложить божеству пару цветов и немного воды, и спешил удалиться в страхе перед дикими животными, обитавшими в ближайшем лесу. Когда Тирумангай увидел все это запустение, ему захотелось возвести прекрасный богатый храм во славу Господа Ранганатхи. Однако у него не было ни гроша, не было денег и у его учеников. Посоветовавшись, они решили обратиться ко всем богатым людям с просьбой дать денег на постройку храма. К сожалению, под влиянием Калиюги никто не пожелал дать им и самой мелкой монеты, а некоторые даже обозвали грабителями и ворами. Тирумангая, очень смиренного в душе, огорчило такое отношение, но мысль о том, что никто не заботится о Верховном Господе в этом лесу, полном шакалов и гиен, причиняла невыносимую боль. В конце концов он не вынес этого и воскликнул, обращаясь к четырем своим ученикам: - Мы потратили достаточно времени, пытаясь убедить этих негодяев, что они должны служить Господу. Они навсегда останутся вероломными безбожниками. Что же лучше - просить у них милостыню, в то время как Господь Ранганаха остается в таком плачевном положении, или посрамить их, построив для Господа величественный храм, который заставит их поклониться Его стопам? - Наш долг - служить Богу, а не быть слугами этих мошенников! - отвечали ученики. - Тогда приготовьтесь, - продолжал Тирумангай, - потому что теперь мы будем заботиться о том, чтобы богатства этих скупцов шли на постройку храма. Богатые землевладельцы, жестокие от рождения, прожили жизнь, обирая бедняков, занятых тяжким трудом, даже не давая им вдоволь наесться. А теперь мы оберем этих негодяев, используем их деньги на постройку храма и накормим бедняков. Четверо учеников с готовностью согласились с этим предложением. - Никто не может победить меня в споре, - сказал Тола Васхаккан. - Пока я буду занимать этих богачей дебатами, они забудут обо всем на свете, и вы без труда сможете унести их сокровища. - Я могу открыть без ключа любой замок, - сказал Тулудуван, - и для нас не останется запертым ни один сундук! - Чьей тени коснется моя нога, - сказал Митхиппан, - утратит силу и станет неподвижен, и мы без труда остановим на дороге любого богатого путешественника. - Большие дома богатых землевладельцев, - сказал Надаппан, - окруженные рвами с водой, всегда открыты для меня, потому что я свободно хожу по воде. Поэтому с нынешнего дня все сокровища царей - ваши! С помощью четырех своих учеников Тирумангай стал вскоре главарем шайки разбойников. Все вместе они накопили огромные богатства, которые хранили в потайном месте на острове Господа Ранганатхи. За большие деньги Тирумангай привел сюда лучших архитекторов, поручив им планировку огромного храма для Господа, и в благоприятный момент они заложили первый камень. Внутренний зал храма, окруженный первым кольцом стен и увенчанный высокой башней, был закончен за два года. Тысячи каменщиков были заняты в этом строительстве, и все же понадобилось четыре года, чтобы закончить следующее кольцо стен и помещений, шесть лет ушло на второе, восемь - на третье, десять - на четвертое, двенадцать - на пятое и восемнадцать лет на шестое. В общей сложности строительство храма заняло шестьдесят лет, и, когда оно завершилось, Тирумангаю было более восьмидесяти лет. Было окончено строительство внутренних помещений, когда царь, уверовав в Тирумангая как чистого преданного Господа, сам стал посылать ему деньги. Более того, Тирумангай теперь был главарем шайки разбойников числом более тысячи человек, и богатые землевладельцы добровольно отдавали ему деньги на строительство, опасаясь, что иначе все их богатства будут разграблены. Несмотря на свое влияние, Тирумангай жил очень просто. Он принимал раз в день прасад, который сам себе готовил из того, что собирал как подаяние. Заботами святого Тирумангая люди во всей округе не страдали от голода, и только богачи жили в страхе перед ним. Наконец возвели семь стен храма, которые кольцами окружали его. Тирумангай щедро наградил архитекторов. После расчета с ними от сокровищ не осталось ни гроша. Не зная об этом, разбойники-сообщники Тирумангая пришли требовать своей доли награбленного. Тирумангай поразмыслил немного и, не зная, как с ними расплатиться, посоветовался в укромном месте со своим учеником Нирмал Надаппаном. Разбойники, уверенные в том, что Тирумангай обманул их, истратив все деньги на строительство храма, сговорились убить своего главаря. Однако в тот самый момент, когда они готовы были привести в исполнение свой коварный план, среди них появился Нирмал Надаппан. - Братья мои, на северном берегу Кавери есть место, где спрятаны несметные богатства нашего хозяина. Смотрите, вот лодка, я отвезу вас туда, и мы поделим сокровища между собой. Обрадованные разбойники согласились на его предложение и взобрались на борт огромной ладьи, на которой перевозили каменные блоки для храма. Был сезон дождей, муссоны подняли воду в реке, мощный поток разлился шире чем на милю. День подходил к концу, и темные тучи стали заслонять свет заходящего солнца. Стоя на острове Шри Рангам, Тирумангай и три других его ученика едва могли различить очертания большой ладьи, медленно уплывавшей к далекому берегу. Внезапно рев воды и вой ветра заглушили вопли отчаяния, несущиеся, казалось, из самой Кавери. Затем наступила тишина, лодки больше не было видно - лишь клокочущие воды Кавери. Спустя некоторое время посреди реки появился человек, уверенно ступавший по воде. Выйдя на берег, он приблизился к Тирумангаю и склонился к его стопам. Это был Нирмал Надаппан, его четвертый ученик. Тирумангай поднял его словами: - Не казнись из-за этих людей. Они оказали большое служение Господу Ранганатхе, Он наверняка позаботится о них. Разве их постигла не лучшая участь? Иначе они продолжали бы жить грабежом. Цель нашей разбойничьей жизни достигнута, и оставшиеся дни мы должны провести в служении Господу Ранганатхе. Тирумангай и четверо его учеников целиком отдались служению божеству Ранганатхи и через несколько лет ушли из этого мира, обретя прибежище лотосных стоп Господа Вишну.
Как только Господь Чайтанья увидел семь величественных стен, окружающих храм, и возвышающиеся ворота, радость закипела в Его сердце. Он принял в реке омовение и вошел в храм, вознося молитвы Господу в почтительном поклоне. Храм был полон народа, но Господь никого не замечал. Экстаз нарастал в Нем, Он уже не владел Собой от любви к Кришне и громко пел святые имена, танцуя перед алтарем. Люди застыли от удивления, глядя на Него. Во власти божественной любви Гауранга выкрикивал имена Хари, и все вокруг невольно вторили Ему. Телом, золотистым, как гора Сумеру, Он был подобен древу желаний, украшенному цветами и плодами Кришна-премы. В толпе в это время оказался один брахман по имени Вьенката Бхатта, всесторонне образованный человек, искренний преданный Господа Ранганатхи. Вместе с двумя братьями, Тирумаллой и Прабодханандой, и семилетним сыном Гопалом он жил близ храма Ранганатхи. Как и подобает брахманам, они служили божеству, естественным образом принадлежа к Шри (Рамануджа)-сампрадайе, одной из четырех истинных ветвей ученической преемственности. Они отдавали предпочтение форме Лакшми-Нараяны, поклоняясь великолепию и величию Господа, и не ведали о сладости служения Радхе-Кришне. С изумлением наблюдая трансцендентные чувства, проявленные Шри Чайтаньей Махапрабху, Вьенката Бхатта понимал, что Шри Чайтанья, без сомнения, Верховный Господь, жизнь и душа всего живого во Вселенной. Когда Шри Чайтанья успокоился, брахман подошел к Нему. Выразив глубокое почтение, Вьенката Бхатта пригласил Шри Чайтанью к себе в дом. Там он омыл Господу стопы и вместе со всеми домашними выпил эту святую воду, а потом предложил Шри Чайтанье прасад. Пока Господь принимал пищу, он попросил: - Начинается сезон дождей, и Тебе трудно будет путешествовать. Прошу Тебя, останься у меня! Ты будешь рассказывать об играх Господа Кришны, и, слушая Тебя, я обрету освобождение! Господь Чайтанья согласился остаться в доме Вьенкаты Бхатты на четыре месяца дождей. Свои дни Он проводил в беседах об играх Господа Кришны с Вьенкатой, Тирумаллой и Прабодханандой Сарасвати, что доставляло Ему наслаждение. Маленький Гопал, сын Вьенкаты, все время служил Господу, подавая прасад и внимательно слушая Его беседы с отцом. Каждый день Господь Чайтанья принимал положенные омовения в реке Кавери и ранним утром посещал храм Ранганатхи, чтобы увидеть божество. Иногда, правда, Он чувствовал острую разлуку с Господом Джаганнатхой, Баладевой и Субхадрой, почитаемыми божествами Нилачалы, которые всегда глубоко волновали Его, повергая в экстатический транс. Тоскуя, Шри Чайтанья Сам вырезал из дерева Джаганнатху, Баладеву и Субхадру, и эти священные божества Господа Чайтаньи до сих пор принимают поклонение Своих преданных в храме Шри Джаганнатха Матт, который стоит на месте дома Вьенкаты Бхатты. Иногда Махапрабху с киртаной выходил на улицу, и Его красота и экстатическое волнение изумляли людей. Тысячами они приходили увидеть Господа и, не в силах устоять, отдавались пению и танцам, словно какая-то неведомая сила овладевала ими. Когда киртана заканчивалась, жизни их уже принадлежали Господу Чайтанье. Все любовались, когда Шри Чайтанья
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Sponsor's links: |
|