Sponsor's links: |
Sponsor's links: |
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 79% |
Здесь, в Гита-нагари, уже глубокая осень. Незасохших листьев на деревьях осталось совсем немного, в основном, они все сухие. Уже нет того разнообразия в сочетании цветов светло-желтого и ярко-красного, все листья стали коричневыми. Эти перемены я наблюдаю уже недели полторы с тех пор, как в конце октября приехал сюда.
Внутри я ощущаю медленный, но неуклонный подъем. Сегодня я по-
чувствовал необходимость быть решительным в том, чтобы и дальше сохранять свою внутреннюю жизнь и не взваливать на себя слишком много обязанностей, которые могут меня отвлечь от этого моего решения. Оно чрезвычайно важно, - я подхожу к тому, что является смыслом всей духовной жизни, мне нужно не ошибиться, посчитав это майей. Это может превратиться в майю, если я перестану ездить по храмам, регулярно советоваться с преданными, читать книги Прабхупады и т.д. Но то, к чему я пришел, - действительно основа всего. Это значит: понять собственные ошибки, оплошности, начать раскаиваться в них и просить у Кришны защиты от врагов, окружающих нас, - страха, зависти к другим людям, тщеславия и всего того, что заставляет забыть о Боге. Что может быть важнее? Велик список того, чего нам не следовало делать, теперь требуется терпение и кропотливая работа. Если кто-то считает, что подобного продвижения вообще не существует, и что все решится само собой благодаря поверхностному выполнению обязанностей и соблюдению ритуалов, то он ошибается. Это называется нийамаграха, соблюдение правил и предписаний без понимания их цели. Мой дорогой Господь Кришна, мой дорогой Шрила Прабхупада, пожалуйста, примите мои смиренные поклоны. Пожалуйста, примите меня. Пожалуйста, займите меня служением вам.
В последние дни октября здесь, в Гита-нагари, стоит умеренная погода. Одна из целей разговора - оценить собственное продвижение в молитве и внутренней жизни, а также вдохновить самого себя. Я хочу отметить, что связь с Кришной становится ощутимой тогда, когда вы, с искренностью сосредотачиваясь, обращаетесь к Нему. Это как раз то, чего мы и пытаемся достичь. Хорошо, если вы приучите себя разговаривать с Кришной определенное количество раз в день, потому что благодаря этому молитва входит в привычку. Отвлекитесь от сосредоточенности на внешнем, пусть даже это и служение Господу, и безо всякой спешки просто обратитесь к Нему. Соберитесь с мыслями попробуйте как можно больше говорить о себе. По мере ваших возможностей, искренне поворачивайтесь к Кришне: это происходит постепенно, медленно, но верно, и мы надеемся, что со временем вы сможете повернуться к Господу таким, какой вы есть, и весь без остатка. Почувствуйте, как противоречат друг другу ваше "я" и отличное от него ложное эго. Кроме того, вы должны практиковать ощущение собственных ошибок, но не должны привыкать к ним. Иногда вы пытаетесь повернуться к Кришне, но не можете этого сделать, и лист бумаги так и остается чистым. Но если вы пробуете - это уже хорошо.
Нужно молиться не ради собственного удовлетворения, но для того, чтобы доставить удовольствие Богу, доставить удовольствие Кришне, разговаривая с Ним. Под этим я подразумеваю - просить у Господа сделать из нас Его преданных, преданных Прабхупады. Мы понимаем, что Господу нравится, когда мы обращаемся к Нему, мам-мана бхава мад-бхакто, и когда мы все время выражаем Ему свое почтение. Мы это делаем ради того, чтобы доставить удовольствие Кришне, мы принуждаем нашу свободную волю склониться перед Ним с почтением и с молитвой Ему. Хотя это делает не сама чистая душа, но, по крайней мере мы стремимся к этому и двигаемся в этом направлении.
Молитвенная жизнь не позволяет мне опуститься до уровня поверхностного восприятия. Хотя наше движение избавилось от грубых форм эгоцентризма, который был свойственен нам, гуру-руководителям, да и остальным тоже, его тонкие формы все также продолжают присутствовать в нашем общении друг с другом, что особенно чувствуется в храмовой жизни и в отношениях между преданными. Многие из моих братьев в Боге поглощены заботами о финансах и внешней стороне проповеди. Нужно быть крайне осторожным, чтобы никого не критиковать, потому что Прабхупада хотел видеть общины активно занимающиеся проповедью, борющиеся, а не просто погруженные в созерцание и размышление. Нужно сохранять осторожность, однако, мы не можем не видеть эту поверхностность, не можем не ощущать ее. Некоторые преданные так высказывают свое разочарование: "То, ради чего мы присоединились к этому движению, ради мистического опыта, ощутимой мистической связи через Прабхупаду с Богом, в отсутствии Прабхупады умирает в нас".
А потому я стараюсь обрести эту любовную связь теми способами, которые не всегда осуществимы в общинной жизни: я хочу достичь этого, вознося молитвы Кришне и Прабхупаде, а также некоторыми другими способами. Цель, которую я преследую, - внутренняя жизнь, ею не следует пренебрегать, об этом нужно помнить. Едва ли кто-нибудь понимает ее смысл и оценивает ее по достоинству, но ценность ее очевидна. Я должен научиться понимать это и подбадривать себя, говоря, что внутренняя жизнь не эгоизм. Я не отворачиваюсь от преданных, я просто пытаюсь дать Движению то, чего не достает, по крайней мере, мне самому.
Кроме вознесения молитв я собираюсь начать читать книги Прабхупады более внимательно, потому что этим достигается не поверхностное, а более глубокое понимание его личности. Еще я хочу изучать опыт других личностей, например мистиков, достигших вершин единения с Богом. Я хочу проводить время в одиночестве, стремиться развивать это внутреннее чувство во время храмовых программ,а также делиться этим чувством с другими, рассказывая в качестве примера о собственном опыте.
Св. Джон из Кросса в своей книге "Темная ночь души" рассказывает о духовной жадности. Он говорит о людях, очень привязанных к тем приятным ощущениям, которые они испытывают, следуя какой-то определенной духовной практике. Эти люди выходят из себя, когда им приходится прервать такую практику, они требуют чувственных подтверждений присутствия Бога вместо того, чтобы просто сохранять веру. Он говорит, что в практике молитвы у них те же недостатки, "потому что они думают, что единственное предназначение молитвы - это испытывать чувственное удовольствие и ощущать свою преданность. Они стараются добиться этого нечеловеческими усилиями - изматывают себя, истощают свои возможности, утомляют свои головы, и когда они так и не находят удовольствия, которого ищут, к ним приходит разочарование. Они думают, что ничего не достигли. И из-за этих бесплодных попыток они утрачивают преданность и духовность, заключающиеся в стойкости и упорстве. Они теряют терпение, веру в самих себя, веру в то, что могут удовлетворить Бога. Именно поэтому, потерпев однажды поражение в попытке найти удовольствие в подобной практике, у них пропадает всякая охота возобновлять ее вновь, появляется своего рода отвращение, и они оставляют ее совсем". Св. Джон говорит, что такие люди подобны детям, которые не способны поступать разумно. Все свои силы они тратят на чтение различных книг, на разного рода медитации, в поисках подобного счастья. Св. Джон говорит, что они должны войти в темноту ночи, чтобы очиститься и избавиться от этого детского желания - стремления извлекать удовольствие изо всего, что связано с Богом. А Господь не дает такого удовольствия, потому что знает, что они будут ненасытны и попадут в беду.
Я возвращаюсь с очередной прогулки по Гита-нагари с охапкой листьев, но теперь хорошие листья попадаются реже, чем раньше. Я стараюсь глубже осознавать то, что в своих молитвах Господу Кришне и Прабхупаде мне не следует ничего требовать от них. Я просто прошу, чтобы они позволили мне говорить с ними, позволили молиться им достаточно слезно. Я прошу также чтобы они наделили меня верой, необходимой для искренней молитвы, и чтобы, в то же время, я мог выполнять другие свои обязанности, и выполнял свое служение любовно. Я молюсь о том, чтобы я мог признать свои ошибки, увидеть, в чем они заключаются, понять, что необходимо молиться и прославлять Кришну, Верховную Личность Бога, и чтобы я мог помнить о Нем, о Его неповторимом положении, которое объясняется философией сознания Кришны. Я прошу о том, чтобы Господь наделил меня верой, но не требую. Я удовлетворен всем, чтобы ни делал Кришна. Я хочу больше узнать о том, как можно служить Ему. Вот о чем мне следует молиться.
Солнечный воскресный полдень. Цель разговоров с самим собой - вдохновиться, но иногда, благодаря таким разговорам, становятся видны мои собственные недостатки. По-моему, мой недостаток в том, что я ищу материального спокойствия, я также страдаю от ипохондрии, выражающейся в повышенной чувствительности к физической боли. Хотя, с одной стороны, мое стремление к одиночеству имеет духовные мотивы, с другой стороны, в желании уединиться есть и негативные моменты: оставаться в одиночестве не из-за сострадания к другим и не ради того, чтобы каяться перед Богом, а для того, чтобы находиться в стороне от людей. Это признак слабости.
Но это можно предотвратить, уравновесив внутреннюю, интроспективную жизнь участием в жизни общества, в совещаниях, проповедуя и живя в храмах. Кроме того, нужно стараться очищать одиночество, которое у меня может появиться, а именно - в уединении думать о преданных, молиться за них и готовиться к тому, чтобы быть вместе со всеми.
31 октября, полдень, я гуляю. В лесу совершенно тихо, солнечно и прохладно, в лесу царит полное умиротворение. У меня же всю ночь болела голова; головная боль до сих пор не прошла, и потому я не в состоянии хорошо молиться. Мне это кажется большим недостатком, от которого я должен избавиться. Надо найти внутри себя пространство, где вы могли бы молиться не завися ни от чего, не медитируя на одну лишь физическую боль. Эта головная боль - ничто по сравнению с той болью, которую вы будете испытывать, покидая тело. Значит ли это, что в тот момент вы не будете молиться? Возможно ваша молитва будет немного другой, возможно она будет хромать, вместо того, чтобы походить на бодрую походку. Тем не менее вам придется продолжать молиться и стараться разговаривать с Кришной очень мило, а не просто жаловаться Ему на свои боли: "Ой, Кришна, это болит, ай, Кришна, то болит".
На занятиях сегодня утром вы помнили о том, что Кришна - источник всех материальных и духовных миров, что все так или иначе связано с Ним.Бхакти-йогой достигается все, если мы служим непосредственно Господу.Это лучшее служение на благо человечества, этим служением удовлетворяются полубоги, через это служение к нам приходит самоосознание. Кришна так велик, что Он един со всем, и все есть Кришна. И в то же время, Он является индивидуальной личностью, как Вишну или Кришна. Бхакти-йога - это законченный процесс, так же, как орошение корня - законченный процесс поливания дерева. Поэтому, просто думая о Кришне, можно подняться над нашими так называемыми болями, имеющими материальную природу.
Молитва не должна быть такой: "Ну ладно, Кришна, вот мои условия, вот то, чего я желаю". Просто прославляйте Господа, а затем скажите: "Пожалуйста, прими меня. Пожалуйста, позволь мне и дальше обращаться к Тебе, говорить с Тобой, рассказывая о том, что я услышал. Пожалуйста, позволь мне осознать Твое послание, а если я должен вести себя просто, как попугай, позволь мне хорошо повторять или петь то, что я слышал в цепи ученической преемственности, чтобы я мог взять верх над всеми, кто сомневается, над атеистами, включая и тех, которые сидят внутри меня самого. Да пребудет в моем сердце Господь Чайтанья, подобный льву, и Своим рычанием да разгонит Он всех слонов моих грехов и сомнений. Харе Кришна". Молитва - это в основном прославление, но в конце в нее можно включить просьбу. Вы прославляете, прославляете, и затем говорите: "А потому, мой Господь, по милости моего духовного учителя, Шрилы Прабхупады, прими меня, как пыль, лежащую у Твоих лотосных стоп". Молитва - это прославление Господа, и я буду молиться Ему.
Я снова на прогулке, на этот раз вечером. К тому времени, когда я закончу гулять, будет совсем темно. Обычно в Гита-нагари я гуляю не торопясь, опираясь на трость, но теперь я иду быстрей, чтобы успеть вернуться до темноты, и трость раскачивается у меня в руке.
Я пытаюсь свести поближе находящиеся внутри меня две личности. Одна из них любит одиночество. Она чувствует, что, открываясь Кришне, гуляя, не ходя на утренние программы, имея больше возможностей молиться и таким образом не отвлекаясь, она может продвигаться быстрее. Другая же чувствует себя очень обязанной подчиняться регулированной жизни в храме ИСККОН, и это не вызвано просто давлением общественного мнения. Эти и другие личности, например личность-писатель, хотят работать вместе, служа Господу, подобно счастливым Прачетам. Но все они должны знать - что им для этого следует делать.
В любом случае, я хочу прославить жизнь в храме, хотя временами она и кажется мне беспорядочной. В том, что мы можем собраться все вместе, как это было сегодня утром, несомненно, есть что-то мистическое. Нет никакой праджалпы. Мы просто сидим вместе, читаем джапу и смотрим на прекрасных сияющих Радху-Дамодару, затем поем и снова читаем джапу, а потом проводим класс "Бхагаватам", чтобы удовлетворить Прабхупаду. Что вам нужно еще? Утренняя программа - это прославление Господа и размышления о Нем. Не смотрите на нее, как на что-то утомительное. Предайтесь ей и научитесь ее ценить. Вы думаете: "Эх, если бы я мог жить вне храма. Каждое утро она занимает столько времени". Не надо думать таким образом. Ведь вы все равно должны повторять свои круги. Большую часть программы занимает джапа и даршан Божеств. Все это - нектар, а когда вы находитесь в таком месте, как Гита-нагари, у вас остается еще целый день на то, чтобы побыть одному. Лучше и не придумаешь. Жаловаться не на что.
Прошлым вечером я поехал в проповеднический центр Стейт Колледжа, и у меня начались головные боли. Возможно Кришна хочет, чтобы я не менял сейчас свой образ жизни, чтобы имел возможность побыть одному в течение дня, но присутствовал на утренней программе.
Серо, но не холодно. Засохшие деревья отмечены красной краской, это значит, что наши люди спилят их, когда доберутся до сюда. У меня появилось несколько мыслей из тех, которые я называю "интеллектуальными", - мысли, в которых я еще не до конца разобрался. Суть одной из них в том, что я имею лишь смутное представление о молитвенной жизни и о молитве вообще: о чем-то мне говорили другие, о чем-то я читал в книгах сам. Путь, лежащий передо мной, во множество раз длиннее, чем я представлял его, когда думал о том, как мне продвигаться духовно. По сути дела я остановился. Во мне столько анартх. Тем не менее я склонен испытывать самодовольство, видя, как далеко ушел от того отвратительного места, откуда начал свой путь. Этому безопасному расстоянию я обязан милости Прабхупады и тому процессу, которому я следую. Однако, моя осведомленность о собственном падшем положении - лишь теоретическое понимание. Если кто-то заметит, что я не слишком продвинут, я возражу: "Гхм! Нет, все в порядке". Но, на самом деле, я не ощущаю собственной греховности. Поэтому нет слез сожаления.
Вот другая "интеллектуальная" догадка - я ко всему отношусь легко и не совершаю аскез, необходимых для того, чтобы продвигаться дальше. Эта мысль могла возникнуть в моем уме, когда я читал "Темную ночь души", где автор описывает мучительное очищение, через которое должна пройти душа, ведомая Богом. Того, кто слаб, Господь ведет очень медленно, пересыпая мучение сладостью. Итак, я думаю, что возможно нашел легкий способ прожить жизнь благодаря сознанию Кришны. Разумеется, когда я был помоложе, в каком-то смысле у меня было больше стремления выполнять тяжелую работу, но, постарев, я ищу, возможно, более легкие пути, ищу удобства, которые обеспечивают мне мое положение старшего, официальный статус и моя репутация. Я позволяю другим служить себе и принимаю это как должное, что нехорошо; к тому же теперь я болен - у меня артрит в ступне, головные боли. Это тоже можно научиться принимать как должное, хоть в том и нет ничего хорошего.
У меня есть также теоретическое понимание того, что мир полон страданий. Еще я понимаю, что через множество страданий возможно придется пройти и мне - страданий, необходимых для того, чтобы вывести меня из иллюзии. Но я очень сопротивляюсь тому, чтобы терпеть эти страдания или даже думать о них. Кришна "защищает" меня от них, потому что я так сильно не хочу их видеть. Тем не менее, позже, я все равно читал Кришне небольшие молитвы, хотя не знаю, поверил ли Кришна моей искренности, когда я говорил: "Пожалуйста, открой мне мои недостатки. Прошу Тебя, приказывай мне, как полководец приказывает своим солдатам. Я не стану ничего делать по собственной воле, но если мне прикажешь Ты, я подчинюсь. Обладая лишь теоретическим пониманием, я стараюсь быть правдивым и честным, к этому я стремлюсь".
Еще один день в Гита-нагари. Пасмурно, не очень холодно. Полдень. Я просто молился Господу, и я должен признаться, что мне не хватает мужества молиться о темной ночи очищения души, совершаемого Его рукой. Если это все-таки случится, я хочу принять это как должное, и хочу молиться, прося об этом. И все же я молюсь о том, чтобы стать чище и увеличить желание читать книги Прабхупады.
Нет никакого противоречия между различными формами Господа, которые описываются писаниями, и той Его высшей личной формой, к который мы хотим обращаться, будучи индивидуальными душами, находящимися под покровительством Его милости. То, что мы находим в писаниях, убеждает нас в существовании Господа и в Его величии. Это помогает нам понять, что мы обращаемся к Тому же Самому Господу, Который описывается в трансцендентной литературе. Для того, чтобы начать молиться по-настоящему (а что касается меня, то я едва ли начал это делать), необходима ясность ума: ум не должны загромождать другие голоса. Тогда вы можете говорить с той искренностью, какая у вас есть. Какой-то определенный образ жизни подойдет для этого наилучшим образом. Возможно это будет спокойная жизнь или жизнь напряженная, но в которой будет время на то, чтобы молиться сосредоточенно и не торопясь. Думайте о Кришне и говорите с Ним. Чтобы добиться такого общения, нужно приложить усилия.
Харе Кришна. Пятнадцать градусов тепла, солнечные блики, листья совсем высохли. Различные оттенки коричневого - только коричневый цвет. Уже нигде не осталось ни зеленого цвета, ни желтого и ни красного. Кругом все коричневое, хотя совсем недавно лес пестрел красками. Только посмотрите, как все изменилось: деревья стоят голые, лишь на некоторых остались листья. Пятница, полдень. Доносится эхо выстрелов оттуда, где убивают оленей. Наша территория с вывесками "охота запрещена" для оленей - убежище. Я тоже принимаю убежище холма, по которому гуляю, тут лишь деревья слышат мои слова и шаги.
Я потихоньку продолжаю возносить молитвы. Я очень благодарен за то, что могу молиться в мире и спокойствии. Я знаю, что Господь, без сомнения, готов полностью изменить меня. Я лишь незначительное живое существо. Но я молюсь о том, чтобы Господь помог мне, как преданному, стать лучше. Сейчас я говорю в основном о молитве, цель которой - вдохновить самого себя. Да, я буду ее продолжать.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Sponsor's links: |
|