| Sponsor's links: |
Sponsor's links: |
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
![]() |
Прочитано: 30% |
Ответ: Дело в том, что современная медицина является продуктом современного взгляда на жизнь, как бы продуктом материалистического мировоззрения. В соответствии с этим мировозрением, во-первых, человек берется с природой. То есть уже сама концепция современной медицины довольно-таки агрессивная. Человеку внушают, что кругом враги и он должен с ними сражаться. Вот пришел зловредный микорб и хочет нас уничтожить. Поэтму мы должны направить на него пушку, то есть съесть какое-то лекарство, чтобы умерщвить этого микроба или еще что-то. На самом деле это просто отражение мировоззрения современного человека. Но все эти концепции, в сущности, сводятся к механицизму. Человек - это механизм, который возник в результате какой-то эвалюции. Следовательно, с помощью определенных механических методов мы можем привести этот механизм в порядок. Вот и все. Но "Аюр-веда" - более глубокая наука. К сажалению, "Аюр-веде" тоже можно предъявить немало притензий. И главная из них в том, что сейчас очень мало хороших аюрведических врачей. То есть "Аюр-веда" очень полезна, когда речь идет о рекомендациях общего характера, но когда речь идет о каких-то специфических заболеваниях, то почти невозможно найти действительно хорошего аюрведического врача, который смог бы вылечить более сложное заболевание. Поэтому современные врачи говорят: "Смотрите, наш аспирин действует, и антибиотики действуют, а аюрведические врачи ничего не могут сделать". Некоторые разделы аюрведической науки сейчас переживают относительный расцвет, но в свое время она была основательно забыта, особенно в буддийский период.
Вопрос:
Ответ: Я хотел об этом сказать, но не сказал, потому что итак уже слишком много было сказано сегодня вечером. Аюрведическая медицина сначала развивалась в Тибете. Вся тибетская медицина развилась целиком под влиянием "Аюр-веды". Это по сути дела та же "Аюр-веда", но на новом месте, с новыми травами, но принцип остался тем же. Также "Аюр-веда" повлияла на азиатскую медицину и на греческую. Скажем, в греческой медицине как и в "Аюр-веде" существует представление о том, что человек бывает четырех типов - флегматиком, халериком, сангвиником и меланхоликом. Здесь можно провести четкую аналогию с "Аюр-ведой". Сангвиник - это, по сути дела, тип ваты. По одним представлениям - это вата в гуне благости, по другим - состояние полного равновесия трех дош. Халерик - это типичный питта, флегматик - это капха, и, соответственно, меланхолик - это типичная вата в гуне невежества. В конечном счете все так или иначе сходится на "Аюр-веде".
Сегодня будет более практическое занятие. То есть начиная с этого занятия вам должно стать яснее, что такое "Аюр-веда" на самом деле.
Значит, на прошлом занятии я описал три основных доши, которые определяют физиологию человека и функционирование человеческого организма. Я также сказал, что в соответсвии с "Аюр-ведой" главным фактором здоровья является равновесие этих дош. И наоборот, любое выведение этих дош из равновесия, любой избыток или недостаток дош является причиной болезни. Это будет вызывать то или иное нарушение, сначала слабое, а потом все более и более сильное.
Итак, сегодня я буду описывать основные причины нарушений. Почему доши выходят из равновесия. После прошлой лекции меня Алинджан спросил, что если я, например, буду вот так руками водить, значит ли это, что у меня вата будет возбуждаться, поскольку вата ответственна за движения? Да, в какой-то степени это так. Любая характеристика, которая соответствует данной доше будет усиливать проявление этой доши. То есть первый принцип, на котором основанно аюр-ведическое учение или теория "Аюр-веды" - это то, что подобное усиливает подобное. На прошлом занятии я очень подробно описал качества дош, и, зная эти качества, мы можем делать выводы, что будет влиять на ту или иную дошу. то есть подобное усиливает подобное. Все то, что обладает качествами какой-то доши будет возбуждать эту дошу. Я приведу простой пример. Как мы знаем, вата - это воздух или то, что координирует движения в теле. Соответственно, если мы выходим в ветреную погоду на улицу или мы подвергаемся действию ветра, это значит, что вата будет повышаться. И наоборот, если на улице очень жарко, так как жара - это специфическое качество питты, то, следовательно, в жаркую погоду или в жарком месте будет повышаться питта. Я привел эти простые примеры, чтобы вы поняли, что это такое. Итак, какой самый важный фактор, который влияет на равновесие этих дош и самая главная наша связь с миром? Как вы думаете, что это? Пища. Наша основная связь с внешним миром, как правило, происходит через желудок. Нам может казаться, что мы общаемся с этим миром через глаза или еще через что-то, но на самом деле большую часть информации внуть себя мы воспринимаем с пищей. Поэтому пища является главным фактором, который влияет на равновесие дош. Именно по этой причине "Аюр-веда" уделяет так много внимания диете, подробнейшим образом описывая качества пищи и то, как разные виды пищи влияют на равновесие дош. Пища может быть как источником болезней, так и источником здоровья. Как говорил Гиппократ: "Пусть ваша пища будет вашим лекарством". Это принцип "Аюр-веды". Другой принцип "Аюр-веды" в том, что если человек не соблюдает диету, то зачем лечиться? И аналогично, если человек соблюдает диету, то зачем лечиться? Иначе говоря, если человек соблюдает диету, он не будет болеть, а если человек не соблюдает диету, то какие бы лекарства он ни пил, он все равно не вылечится.
Чтобы непосредственно описать тонкое влияние пищи на внутреннее физиологическое состояние организма, "Аюр-веда" описывает пищу в категории расы, или вкуса, вирьи, или энергии, випака - вкус, который возникает после переваривания и прабхавы, или специфического действия, специфических качеств. То есть вся пища обладает этими четырьмя качествами: расой, вирьей, прабхавой и випакой. Таким образом, они определяют качество пищи и ее влияние на организм человека.
Еще одно положение, о котором нужно знать, чтобы правильно понять принцип аюрведического питания и аюрведической диеты состоит в том, что вы есть то, что вы едите. На самом деле в соответствии с "Аюр-ведой" вы не есть то, что вы едите. По "Аюр-веде" вы есть то, что вы перевариваете. Вы можете есть очень много всякой всячины, но если вы этого не перевариваете, то это не будет приносить вам пользы, а наоборот, один только вред.
Значит, следующий момент, о котором нужно сказать - это то, что "Аюр-веда" подходит к каждой болезни индивидуально. Каждая болезнь рассматривается не просто как болезнь. Современная медицина (я говорил об этом вкратце на первой лекции) лечит болезнь. Например, если вы больны астмой, то независимо от того, кто вы по конституции, вам будет прописано одно и то же лечение. Вас будут лечить одними и теми же таблетками. Тогда как в соотвествии с "Аюр-ведой", астма может быть вызвана разными причинами. В зависимости от того, какая доша выведена из равновесия, астма может вызываться, например, тем, что выведена из равновесия капха. Если из равновесия выведена капха, то в легких будет накапливаться слизь и жидкость, и это будет вызывать приступы астмы. Если вата выведена из равновесия, это значит, что у человека не в порядке нервная система и это в свою очередь приводит к плохому функционированию легких. Если питта выведена из равновесия, то в легких будет накапливаться влажный жар. И все это будет внешне вызывать признаки астмы. В соответствии с "Аюр-ведой" лечение во всех трех случаях будет совершенно разным. То есть "Аюр-веда" лечит одинаковые болезни, но, в зависимости от человека, она делает это по-разному. И наоборот, разные болезни могут быть вызваны одной и той же причиной. Например, если выведена из равновесия вата, это может привести к тому, что человека мучит бессонница, что у него слишком сильная нервная возбудимость, у него также могут болеть суставы, начаться запор или головная боль. То есть внешне это совершенно разные вещи, но лечение этих болезней будет одинаковое. Таким образом, аюрведический врач предпишет примерно одинаковое лечение для всех этих болезней, потому что изначальная причина, которой вызваны эти болезни - одна.
Это было предисловие, а теперь я приведу вам описание расы. Может быть, есть какие-то вопросы по предисловию?
Вопрос:
Ответ: Шесть вкусов. Я сейчас опишу их более подробно.
Значит, первое и самое основное качество, которым обладает вся пища - это раса, или вкус. На самом деле вкусу в западной медицине не придается особого значения. Никто на Западе не будет судить о медицинских качествах какой-то травы, пищи или лекарства по его вкусу. Все лекарства обычно горькие, но никто не думает об этом качестве. Но что делает "Аюр-веда"? "Аюр-веда" сводит все качества пищи в единую систему, рассматривая их в четырех категориях: расе, вирье, прабхаве и випаке. То есть здесь нет той хаотической картины, которая складывается в западной медицине, где описан только химический состав данного лекарства: столько-то жиров, столько-то углеводов, хотя никто в этом толком ничего не понимает. Однако тут дается четкая кассификация, и, более того, поскольку эта классификация непосредственно сзязана с дошами, она дает человеку ключ, каким образом он может влиять на свое состояние.
Итак, раса в переводе с санскрита имеет очень много значений. В любом хорошем санскритском словаре значения этого слова занимают около двух страниц. Поэтому я перечислю несколько из этих значений, которые для нас действительно важны - это "сущность", "сок", "эмоция", "наслаждение", а также "циркуляция", или "движение". Все это вкладывается в понятие расы. Так каким же образом эта раса (вкус) воздействует на человека? Во-первых, говорится, что вкус воспринимается языком и он воздействует на прану, жизненную энергию, которая находится на языке, а прана непосредственно сзязана с мозгом. Когда мы ощущаем что-то на языке, этот вкус подает сигнал в мозг, а мозг подает сигнал желудку, какие соки ему нужно выделять для того, чтобы начать переваривать пищу. То есть пищеварение начинается во рту. На самом деле если бы у нас не было языка, если бы мы просто заглатывали пищу, то, практически, мы бе не смогли ее переваривать, потому что наш мозг не знает, что именно мы проглотили. Язык является тем инструментом, который подает мозгу сигналы и объясняет, что ему нужно делать. Поэтому когда человек заболевает, то первое, что обычно с ним происходит, например, если у него температура, обкладывает язык и человек перестает различать вкус. Вы не чувствуете никакого вкуса. Таким образом, если вы находитесь в таком состоянии, когда ваш язык полностью атрофирован и вы не способны ощущать вкус, то та пища, которую вы едите, не будет перевариваться. то, что язык не испытывает вкуса говорит о том, что у вас понижен огонь пищеворения и в этом случае, что бы вы ни ели, будет превращаться в яд. Поэтому говорится, что если у вас нарушена функция восприятия вкуса, то лучше не есть, потому что эта пища не будет переварена. Таков один из практических советов, которые дает "Аюр-веда".
На самом деле сам желудок не может переварить пищу. Он не знает как ее переваривать. Пища переваривается через мозг, а в мозг поступает сигнал от языка, который ощущает вкус. Другой практический вывод, который отсюда следует в том, что пища должна быть вкусной. Чтобы пища нормально переваривалась, она должна быть вкусной. Есть много различных современных теорий, например, теория сыроедения и другие диетические теории, которые говорят, что пища должна быть полезной. Они начинают считать сколько в ней колорий, сколько чего. По их мнению самый лучший продукт в соответствии с колориями - это ботва редиски. И, может, так оно и есть, может, ботва редиски действительно хороша и полезна, но поскольку она невкусная, то сколько бы вы ее не ели, она не принесет вам реальной пользы. Более того, поскольку вы все время будете чувствовать неудовлетворенность, вы можете есть тонны этой ботвы редиски, но будете все время ходить злым. Я могу привести один практический пример. Была одна женщина, которая увлекалась всем этим и она просто накладывала себе ванну из ботвы редиски - это была ее основная пища, но при этом она постоянно ходила раздраженная. Всех, кто не ел ботву редиски, она очень сильно ругала, потому что по ее мнению это была самая лучшая пища. Она была очень твердо уверена, что это так. Но поскольку она сама не находила в этой ботве никакого удовлетворения, ей хотелось, чтобы все остальные тоже ели ботву редиски. Она никак не могла взять в толк, почему другие не едят этой ботвы. То, что мы едим такой вкусный прасад - это очень научно. Прасад должен быть вкусным. Чтобы прасад доставлял удовлетворение, мы должны чувствовать прасад.
Следующий практический урок, который из этого следоует: мы должны хорошо пережевывать пищу и хорошо чувствовать ее вкус. На самом деле это проявление уважения к прасаду, потому что если мы просто запихиваем в себя прасад, то мы тем самым проявляем к нему неуважение. Мы должны понимать, что милость, которая нам дана, так или иначе должна стать нашим телом. Это очень важный момент.
И еще одна очень важная вещь, которая вызывает много недоумений и много неправильных толкований - это употребление специй. Вся индийская или аюрведическая кухня целиком построена на специях и специи не только придают пище вкус, но и, как правило, являются теми добавками, которые облегчают наше пищеварение и дают человеку энергию и силу, чтобы он мог хорошо переваривать пищу. Поэтому специи очень важны. Хотя кто-то может считать, что диетическая пища - это пища без специй, но я должен вас разочаровать. Диетическая пища - это пища со специями, но с правильно употребленными, хорошими специями.
Теперь я непосредственно перехожу к разбору вкуса. Вкус является качеством элемента воды. Как мы знаем, если язык у нас сухой, то мы будем не в состоянии ощутить вкус. Если язык пересохший, то все, что мы будем есть, будет казаться нам сухой, безвкусной травой. Поэтому для того чтобы ощущать вкус, наш язык должен быть увлажненный и это функция особого вида ваты, о которой я говорил на прошлом занятии. В соответствии с аюрведической теорией существует шесть вкусов: сладкий, кислый, соленый, острый, горький и вяжущий. Все многообразие вкусов, которое мы ощущаем является лишь различными сочетаниями этих вкусов. Каждый из этих вкусов, в свою очередь, является комбинацией двух элементов. Двух маха-бхут. Пять элементов: земля, вода, огонь, воздух, эфир - они, сочетаясь по два, составляют эти шесть вкусов.
Итак, мы начнем со сладкого вкуса, поскольку этот вкус самый важный. Сладкий вкус состоит из двух элементов - из земли и воды. В пище должен преобладать сладкий вкус. И чтобы у вас не создалось каких-то неправильных представлений на этот счет, я не буду описывать то, как данный конкретный вкус влияет на каждую вату, какую вату он выводит из равновесия, какую, наоборот, уравновешивает. Я буду говорить только о том, какими качествами обладает этот вкус и тогда вам станет ясно, почему он так влияет на разные доши. Здесь главное не делать неправильного вывода, что в пище должен отсутствовать какой-то вкус. На самом деле, чтобы пища правильно переваривалась, в ней должны присутствовать все шесть вкусов. Каждый повор после того как он приготовил обед должен подсчитать, сколько у него получилось вкусов. И если хоть один вкус систематически отсутствует, то это значит, что мы наверняка будем болеть. Какая-то доша в конце концов обязательно выйдет из равновесия. Все вкусы должны присутствовать в пище, но они должны присутствовать в разных количествах, во-первых, в зависимости от нашей конституции, и во-вторых, в зависимости от физиологического влияния вкуса на тело.
Итак, сладкий вкус. Первое, что надо о нем сказать это то, что он нужен в больших количествах. Этот вкус обязательно должен преобладать в пище, но это не значит, что мы должны во все класть сахар. Сахар на самом деле очень вредная и очень плохая вещь. Но сладким вкусом обладают все крахмалы. Например, гречка преимущественно сладкая, рис сладкий, хлеб тоже сладкий. На самом деле большая часть пищи уже сладкая. Это ее преимущественный вкус. Иногда этот вкус бывает ярко выражен, как, например, в финиках или в сахаре. Там присутствует исключительно сладкий вкус. В остальных продуктах также присутствует сладкий вкус. Сладкий вкус является комбинацией земли и воды, и потому он обладает качествами капхи. Итак, холодный он или горячий? Холодный. Тяжелый или легкий? Тяжелый. Жирный или сухой? Влажный. Правильно. Вы хорошо усвоили материал предыдущих лекций. И поскольку он обладает этими качествами: он холодный, тяжелый и жирный, следовательно он повышает капху. Он выводит из равновесия капху, и люди с конституцией капхи, или у которых наблюдаются болезни капхи, должны меньше потреблять продуктов со сладким вкусом. Они должны ограничить себя в потреблении сладостей, которые будут выводить из равновесия данный элемент. Основные качества этого вкуса в том, что он очень питательный. Он утоляет голод и утоляет жажду. И, как я сказал, слово раса помимо вкуса означает также "эмоция".
Итак, теперь я буду говорить также о том, какую эмоцию вызывает в уме этот вкус. Это очень важно. Я уже говорил: "Аюр-веда" рассматривает совокупность тела и ума, соответственно, каждый вкус вызывает определенную эмоцию в уме, и наоборот, каждая эмоция вызывает опреденный вкус. Поэтому наши психологические переживания также имеют тенденцию выводить из равновесия определенные доши. Итак, кто может отгадать, какую эмоцию вызывает сладкий вкус? Любовь. Да, этот вкус вызывает у нас любовь и удовлетворение. Если мы поедим как следует сладкого, то мы сразу же чувствуем блаженство. Однако в избытке он вызывает привязанность. И на самом деле сладкий вкус - это то, к чему человек привязывается. Эмоционально этот вкус вызывает любовь, а также привязанность и жадность. Он повышает капху и уменьшает питту и вату. Больше всего на сладкое реагирует питта. Люди с конституцией пита должны есть сладкое. Они могут позволить себе это. Меньше, в средних количествах, может есть сладости вата и практически полностью должна ограничить себя капха.
Теперь, следующий вкус - кислый. Кислый вкус состоит из земли и огня. Можете опять сказать, какими качествами он обладает? Горячий он или холодный? Горячий. Тяжелый или легкий? Тяжелый. Жирный или сухой? Влажный. Кислый вкус повышает капху и питту, потому что он является горячим, тяжелым и влажным. Капха и питта повышаются, потому что в них тоже есть эти качества вкуса: горячее, тяжелое и влажное. И наоборот, он уменьшает вату. Люди конституции вата должны есть больше кислого, капха может употреблять кислое в средних количествах, а питта - практически полностью исключить кислое из своего рациона. Основные качества этого вкуса: он освежает, способствует удалению различных вещей из организма. Он разжижает кровь, уменьшает давление, улучшает аппетит и пищеварение. Итак, кто может определить, какую эмоцию вызывает кислый вкус? Зависть. Кислый вкус - это вкус зависти. Этот вкус заставляет человека выйти из себя и смотреть во вне. Также в небольших количествах этот вкус определяет нашу любознательность, заставляет человека искать чего-то во вне себя. А в больших количествах он вызывает зависть, когда человек смотрит на что-то и у него возникает желание получить это.
Следующий вкус - соленый. Соленый вкус является комбинацией воды и огня. теперь, кто может сказать какой он - горячий или холодный? Горячий. Тяжелый или легкий? Тяжелый. Влажный или сухой? Влажный. Он влажный, потому что если вы едите много соли, то первое, что происходит - в организме задерживается жидкость. Человек, который ест много соли начитает пухнуть. И уникальная комбинация качеств этого вкуса: горячее, тяжелое и влажное - приводит к тому, что соленая пища повышает капху и питту и уменьшает вату. Соленый вкус, то есть соль, лучше всего помогает контролировать вату. Таким образом, люди конституции вата могут есть соли больше, питта - в средних количествах, а капха - стараться избегать, поскольку если человек со склонностью к ожирению будет есть соленое, то у него будет задержка воды в организме. Попутно можно сказать, что некоторые люди отстаивают мнение, что соль нужно полностью исключить из рациона. И, может, действительно белая соль, которую мы едим, не очень полезна, но на самом деле это неверное представление. Если мы систематически не будем есть ничего соленого, особенно это касается людей с конституцией вата, то они начнут сильно болеть. Поэтому все эти теории в конечном счете неверны. Как возникают все теории? Обычно все новомодные теории начинаются с того, что человек болеет, потом он начинает экспериментировать и находит какой-то способ, который хорош для него. Тогда он сразу же начинает писать книги о том, что эта диета хороша для всех, и потому все немедленно должны прекратить есть соль. Он мог быть капхой и излечился от болезни капхи, но пишет, что никто не дожен есть соль, потому что это очень вредно. На самом деле это было вредно для него, но для других это может быть в каких-то ситуациях даже полезно.
Итак, какую эмоцию вызывает соленый вкус? Что происхоит от избыточного потребления соли? Жадность. От соленой пищи возникает жажда и голод и соответсвенно эмоционально это порождает жадность. Если люди хотят стимулировать свой аппетит, они едят соленый арахис, воблу или что-нибуд в этом роде. Если кислый вкус порождает желание к еде, то соленый непосредственно заставляет человека что-то съесть.
Следующий вкус - острый. Этот вкус является комбинацией двух элементов - огня и воздуха. Следовательно, какие у него качества? Горячий он или холодный? Горячий. Легкий или тяжелый? Лекгий. Сухой или влажный? Сухой. И какие доши повышает эта комбинация? Питту и вату. А уменьшает? Капху. Поэтому люди с конституцией капхи могут позволить себе есть больше острого и для них острая пища благотворна. Вата может есть острое в средних количествах, а питта очень мало. Диетический прасад без специй нужен только для людей с конституцией питта. Если человек конституции капха, то его диета, наоборот, будет включать большое количество перца, как это ни странно. Перец обладает качеством сжигать тело, уменьшать количество жидкостей в организме. Если человек страдает от ожирения или от избыточного веса, то ему полезно есть острую пищу. Большая часть пряностей стимулирует отделение пищеварительных соков и позже я расскажу о физиологическом влиянии каждого вкуса. Практически все пряности относятся к категории острого вкуса. Например, асафетида, тмин, кумин, черный перец, красный перец, райхон, кардамон, кориандр, гвоздика, корица, - все они имеют острый вкус. В других приправах, например, в корице, присутствует сочетание сладкого и острого вкуса. Также чеснок, лук, мята, горчица, редиска - тоже имеют острый вкус. К каким же эмоциям приводит острый вкус? Гнев. Но еще больше это проявляется в ненависти, злости, раздражительности.
Вопрос:
Ответ: Все вкусы имеют положительные качества. В них нет ничего особо плохого или хорошего. Все в избытке плохо и в недостатке тоже плохо, но в умеренных количествах все это будет приносить благо. В небольших количествах острая пища приводит к тому, что человек стимулируется, возбуждается, у него проходит лень и апатия. То есть в небольших количествах эта пища стимулирует и возбуждает человека, но в больших количествах привродит к раздражительности, нетерпению и гневу. Соленый вкус дает человеку жажду жизни, аппетит, жизнелюбие. Кислый вкус - это поиск чего-то вне себя, любознательность, стремление к новому. Это положительное качество этого вкуса. Но в больших количествах кислый вкус вызывает у человека зависть.
Следующий вкус - горький. Горький вкус является комбинацией воздуха и эфира. Поэтому какой он - холодный или горячий? Холодный. Легкий или тяжелый? Легкий. Сухой или влажный? Сухой. То есть эти три качества: холодный, легкий и сухой практически совпадают с качествами ваты. Поэтому горький вкус для ваты противопоказан. Таким образом, он повышает вату, но уменьшает питту и капху. Поэтому полезнее горький вкус для питты, в средних количествах его может употреблять капха и в небольших количествах вата. Основной положительный физиологический эффект в том, что этот вкус обеспечивает очищение тела. Он приводит к дитоксикации, к освобождению тела от токсинов. Еще другой эффект - он отскабливает токсины, особенно если токсины глубоко въелись в ткани. Поэтому даже если человек обладает конституцией вата, ему предписывают горькие травы и лекарства, которые помогут ему в дитоксикации организма.
А теперь кто может сказать, что из пищи обладает горьким вкусом? Горькая дыня, грейпфрут, аир, корень ревеня, ромашка, мокрица. На самом деле этот вкус присутствует в нашей пище в наименьшей степени и именно его нам не хватает, потому что никто не хочет есть горького. Наше тело часто зашлаковывается и отсутствие горького вкуса может стать потенциальным источником болезни. В основном горький вкус преобладает в лекарственных растениях, поэтому, как правило, все лекарства горькие. Другой положительный эффект горького вкуса в том, что он освежает полость рта и дает возможность резче ощутить вкус. Поэтому любое принятие пищи, согласно "Аюр-веде", должно начинаться с небольшого принятия горькой пищи. Таким образом язык сразу же взбадривается и начинают более остро ощущать все остальные вкусы. И наоборот, соленый вкус обладает способностью заглушать другие вкусы. Как мы знаем, если мы что-нибудь пересолили, то кроме соли мы ничего не будем чувствовать. Даже если подсыпать немного соли в сладкое, то мы не сможем этого есть, потому что получается совершенно ужасное сочетание. Но горький вкус дает очень хорошее начало процессу пищеварения. Лимон обладает горьким и кислым вкусом, а имбирь - острым. Какую эмоцию вызывает горький вкус? Горе, тоску, подавленность. Что касается его положительных качеств, то он вызывает в человеке неудовлетворенность, которая заставляет его стремиться к переменам. Он вызывает разочарование. И, как известно, у разочарования тоже есть хороший эффект. В конце концов мы все присоединились к сознанию Кришны, потому что были разочарованы в жизни. То есть мы пришли, как бы захотев чего-то сладкого, потому что все остальное нам казалось горьким. Еще другой положительный эффект, как я сказал, горький вкус очищает как на грубом уровне, так и на уровне ума, потому что он открывает глаза. Сладкий вкус погружает человека в иллюзию, а горький вкус, наоборот, позволяет увидеть реальность. В избытке этот вкус вызывает обиду, отчаяние или горе. В сущности, эмоции обладают теми же качествами, что и пища, и даже оказывают более сильное влияние. Если человек чем-то огорчен, у него выйдет из равновесия вата, и, соответственно, будут развиваться нервные болезни. Все эти эмоции вызывают соматические болезни, болезни грубого материльного тела.
И, наконец, последний вкус - вяжущий. Вяжущий вкус является комбинацией воздуха и земли. Кто может сказать, горячий он или холодный? Холодный, потому что и воздух и земля - это два холодных элемента. Легкий или тяжелый? Легкий. Сухой или мокрый? Сухой. Итак, он холодный, легкий и сухой. Это опять же комбинация, которая целиком определяет качества ваты, поэтому он повышает вату и понижает капху и
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| Sponsor's links: |
|