Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 46%

ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ

Сегодня я буду говорить о конституции человека, то есть о физиологической конституции, а также о пище. О том, как "Aюр-веда" рассматривает процесс питания, какие правила существуют на этот счет и какая пища полезна для человека с определенной конституцией. То есть непосредственно об аюрведической диете. Я не буду очень углубляться в детали, потому что мы уже довольно подробно разобрали характеристики всех дош и теперь нужно просто попробовать приложить эти характеристики к самому себе и к окружающим. Но все же я дам вам общее описание, и думаю, что по нему вам будет довольно легко составить некоторое общее представление. Для тех, кто хочет более точно определить свою конституцию, есть очень много различных анкет, в которых приводятся характеристики дош. Вы заполняете эти анкеты и получаете состав своей конституции: сколько у вас ваты, сколько питты и сколько капхи. Самый лучший вопросник составлен Лакшманой дасом. Это самый подробный и основательный из всех, которые мне когда-либо попадались. Сейчас я не буду очень подробно останавливаться на диете, потому что это заняло бы слишком много времени, но я расскажу об основных принципах и отвечу на вопросы. Что же касается конкретно диеты, диета для каждого типа конституции описана вот в этой книге. Это книга Фролия, которая называется "Aйурведик"/?/.

Я думаю, что стоит снова повторить основные качества каждой из дош. Вата: холодная, легкая, сухая. Основное качество ваты, которое непосредственно проявляется в конституции человека - это неровномерность, неуравновешенность, непостоянство. Поэтому говорится, что если вы заполняете какой-то вопросник для определения своей конституции и не можете точно ответить на вопрос, это значит, что у вас конституция вата. В этом случае ставьте плюс на вату. Питта: горячая, легкая, жирная. Капха: тяжелая, влажная и холодная. Как проявляется капха и питта в физиологии? Питта делает человека возбужденным и раздражительным. Это специфическое качество питты и капха придает человеку стабильность или надежность. Все эти три типа конституций различаются по соотношению энергий. То есть это как бы энергетические характеристики человека. Для ваты характерно быстро накапливать энергию, и, получив эту энергию, она так же быстро ее растрачивает и опять остается пустой. Для ваты вообще характерно состояние пустоты. Энергия появляется в ней и выбрасывается взрывами, поэтому вата может бежать только на короткие дистанции, на длинные ее не хватает. Для питты характерно очень экономное и расчетливое отношение к энергии. Человек с конституцией питта очень расчетлив. Они тоже любят тратить энергию, но делают это очень экономно, с головой. И наконец, для капхи, как для самой энергоемкой доши прежде всего характерно экономное отношение к энергии. Если капха получает энергию, то она старается ее всячески сохранить, например, поспать побольше. Люди с такой конституцией не любят тратить свою энергию. Они любят держать ее внутри, для себя.

Главный критерий, по которому можно определить свою конституцию - это ваше отношение к теплу. Если вы очень любите тепло, если вы зависимы от тепла, если вам нравится сидеть на солнце и вы плохо переносите холод, то это значит, что в вас преобладает вата. Это самая холодная и нестабильная доша. То есть люди типа вата очень любят всегда находиться на солнце, в теплых помещениях и ни при каких условиях не переносят холода. Питта является полной противоположностью этого. Эеловек с конституцией питта плохо переносит жару и быстро потеет. И наконец, капха самая стабильная и надежная. Она хранит в себе энергию и меньше всего зависит от внешних условий. И хотя сам элемент капхи холодный, тем не менее люди с конституцией капха равнодушны к внешним условиям. Если жарко - им хорошо и если холодно, им тоже хорошо. Это основной критерий, по которому можно без труда определить собственную дошу или по крайней мере доминирующую дошу. При определении своей конституции нужно всегда помнить, что на самом деле в нас присутствуют все три доши. Никогда не бывает чистой конституции, потому что человек, который состоит только из одной ваты не смог бы существовать. Он улетел бы тут же как воздушный шарик. И наоборот, человек с конституцией чистой капхи провалился бы сквозь землю от тяжести. Когда мы позже рассмотим характеристики всех дош, то увидим, что некоторые характеристики у нас будут соответствовать одному элементу, другие - другому. Но главная характеристика, по которой можно определить преобладающую дошу в теле - это наше отношение к теплу.

Сейчас я бысто, не вдаваясь в детали, перечислю общие характеристики конституций. Люди с конституцией вата, как правило, худые. Они медленно набирают вес, у них узкие плечи, узкие бедра и хрупкая структура. Но иногда они могут быть толстыми, поскольку мы знаем, что вата - это сочетание эфира и воздуха. Если в организме преобладает эфир, то человек толстый, но пустой внутри. Это достаточно редкий тип. Как правило, люди с конституцией вата худощавые, и такими они остаются в течение всей своей жизни. Можно привести в пример Шарану и я еще один пример. Другой признак конституции вата в том, что при ходьбе у них обычно хрустят суставы. Также для ваты характерна сухость, например, сухость кожи. У них обычно сухие волосы, часто курчавые, плохая циркуляция крови и потому их кожа холодная на ощупь и у ясно проглядывают вены. Особенно для людей с конституцией вата характерно отсутствие пота. Они очень трудно потеют. Даже если очень жарко, они почти не потеют, так как весь их пот хранится внутри. Отношение к еде у человека с конституцией вата проявляется в нерегулярности аппетита. Иногда ему целый день хочется есть, а иногда не хочет есть вообще. Его аппетит появляется каждый раз в разное время, ему свойственна нерегулярность пищевых привычек, склонность к запорам и склонность ударяться в разные крайности. Обычно человек с конституцией вата очень любит пробовать на себе разные диеты. Сегодня он сыроед, завтра он веган, послезавтра просто вегетарианец и т.д. Таким образом, он все время экспериментирует и ни на чем не может остановиться. Другая характеристика ваты, которая не относится к нам, - это ее привязанность к стимуляторам, таким, как чай, кофе и наркотики. Поскольку вата очень любит тратить энергию, ей постоянно приходится как-то стимулировать себя. Поэтому одно из качеств ваты - привязанность к наркотическим стимуляторам. Также еще одно очень характерное качество ваты - это чуткий сон. Такой человек все время вертится во сне с одного бока на другой, часто просыпается посреди ночи и при этом сколько бы он ни спал, он никогда не высыпается. То есть для сна у ваты опять же характерна нерегулярность. Когда люди с конституцией вата устают, они могут спать как убитые, но при этом все равно не высыпаются. В целом для ваты свойственна нерегулярность привычек, или переменчивость. Это общая характеристика ваты. Может, есть какие-то вопросы по этому поводу?

Вопрос:

Ответ: Как правило, те, кто рождается в теплых странах, имют конституцию вата. Также одна из характеристик ваты, о которой я еще не упоминал - это темная кожа, но для этого нужно сравнивать себя с людьми своей этнической группы. Не стоит сравнивать себя с неграми и думать, что я белокожий. Нужно делать сравнение с людьми своей группы и смотреть, насколько я темный. В принципе, люди, которые рождаются в жарких странах, чтобы нормально переносить жару должны быть конституции вата. Поэтому когда они переселяются в холодные страны, им очень тяжело, поскольку они не приспособлены к холоду.

Вопрос:

Ответ: Другая характеристика ваты - это жесткие волосы и часто курчавые, как например, у негров.

Итак, теперь перейдем к питте. Питта является промежуточным элементом. Для нее характерно все усредненное. Если брать телосложение, то у человека конституции питта среднее телосложение, и, как правило, довольно гармоничное. Для людей, у которых особая концентрация питты характерны веснушки, рыжие волосы и очень светлая кожа. Другой признак, по которому можно отличить вату от питты - это склонность к загару. Вата очень легко загорает и при этом у нее получается очень глубокий загар. А люди с конституцией питта вообще не могут загореть. Они могут целый день сидеть на солнце, пока у них не появятся ожоги, но никакого загара не будет. Что касается волос, то волосы у них обычно мягкие, не курчавые, и, как правило, светлые. Все блондины со светлыми волосами обычно относятся к конституции питты. Также раннее поседение или раннее облысение является свидетельством того, что в организме активно действует питта. Они не могут переносить жару и легко потеют. У них обильный пот, который резко пахнет. Что касается отношения к еде, то у людей с конституцией питта очень хороший аппетит, и, как правило, они очень регулярны в своих пищевых привычках. Они любят есть в определенное время, и если прасад на десять минут задерживается, то они начинают нервничать, бегать и питта из них просто вырывается. Если люди конституции вата очень часто страдают запором, нерегулярностью очищения кишечника, то люди с конституцией питта, наоборот, очень часто страдают от растройства желудка и у них часто бывает жидкий стул. В отношении эмоций, как мы уже знаем, конституция питта будет проявляться в нетерпении и гневе. Что касается сна, то люди с этой конституцией обычно хорошо и крепко спят. Люди с конституцией вата, как правило, страдают бессонницей, но люди с конституцией питта хорошо засыпают, и им не нужно много спать. Более того, они могут спокойно работать по ночам. В Германии таких людей называют "воркоголики". Work эначит "работа", то есть это люди, которые одержимы работой. Ради своей работы они могут не спать несколько ночей подряд и при этом хорошо себя чувствовать. Однако если вата не поспит одну ночь, то на следующий день у нее идет комом.

И наконец, люди с конституцией капха. Обычно это полные люди, с крупным телосложением. У них тяжелые кости, довольно громоздкая структура. Они легко полнеют. Обчыно они сохраняют хорошее здоровье только в том случае, если не переедают. В своих пищевых привычках они также регулируемы. Они могут есть очень много, но, как правило, у них нет сильного аппетита, и потому они едят в умеренных количествах. Они легко переносят голод. Более того, иногда им рекомендуется поститься, в то время как для людей с конституцией вата пост противопоказан. Люди с конституцией питта тоже очень тяжело переносят посты, потому что у них играет в теле питта. Люди с конституцией капха любят долго поспать, сон у них очень глубокий и сколько бы они ни спали - много или мало - они всегда встают свежими. Они хорошо отдыхают. И наконец, самая главная характеристика капхи - это привязанность к своему положению. Люди с характеристикой капха ничего не любят менять. Особенно они не любят менять свои привычки. Они довольны тем, что имеют. Они очень стабильны во всех отношениях. Поэтому среди людей, которые присоединяются к сознанию Кришны, мы реже всего встречаем людей с конституцией капха. Чтобы присоединиться к сознанию Кришны, им нужно много чего поменять, поэтому они очень редко идут на это. Зато в нашем Движении очень часто можно увидеть подвижных людей с конституцией вата, которые ищут чего-то и никак не могут успокоиться. Хотя самом деле нельзя считать, что только люди какой-то одной конституции присоединяются к сознанию Кришны. В действительности в нашем Движении есть люди всех конституций. Вот, например, Джиттендрия - один из славных представителей племени капхи.

Если у кого-то появились вопросы, то я могу сейчас ответить, иначе мы можем перейти непосредственно к пище. Я не хотел бы долго разбирать двойные конституции. Нужно просто соединить две доши, подумать немного и все сразу станет понятным.

Как правило, все люди обладают двойной конституцией. "Аюр-веда" говорит, что есть семь основных типов: вата, капха и питта, капха-вата, капха-питта и питта-вата. Также есть сочетание, где все три доши присутствуют в равновесии, но этот третий тип всречается реже всего и таких людей очень мало. Обычно большая часть людей относятся к двойной конституции, у которых преобладают две доши, а третья - понижена.

Вопрос:

Ответ: Питта состоит из огня и воды, но почему она пахнет, я не знаю. Говорится, что изначальный вкус, так же как и изначальный запах - это мадхурья, сладкий вкус или запах. Для капхи, которая является сочетанием воды и земли, характерен сладкий запах, тогда как для питты характерен резкий и неприятный запах. Видимо, это какая-то трансформация изначального запаха.

Вопрос:

Ответ: Если человек срепит во сне зубами, это значит, что у него выведена из равновесия вата. Это называется вата в гуне невежества или вата, выведенная из равновесия.

Вопрос:

Ответ: Каждый человек должен просто на себе примерить эти характеристики и посмотреть, кто он на самом деле.

Теперь я перейду непосредственно к пище. Сначала я буду говорить в целом о пище и об общих правилах, которые относятся непосредственно к пище. Как я уже несколько раз говорил, "Аюр-веда" делает особый упор на пище, потому что, во-первых, говорится: дживо дживасйа дживанам. Все мы знаем эту строчку из "Шримад-Бхагаватам". Эта же строчка также повторяется в "Ману-самхите". Каждое живое существо живет за счет жизни других. В "Аюр-веде" процесс питания сравнивается с процессом жертвоприношения. В древние времена проводились ведические жертвоприношения и разводился священный жертвенный огонь, в который бросали рис и заливали топленое масло. Точно так же и в нашем желудке горит огонь пищеварения и когда мы едим - это в каком-то смысле священный акт. Мы приносим в жертву другие живые существа на огонь нашего пищеварения и за счет этого поддерживаем нашу жизнь. В "Бхагавад-гите" Кришна также говорит, что жизнь во вселенной поддерживается благодаря проведению жертвоприношений. Иначе говоря, наша жизнь основанна на ягье: мы все время приносим что-то огню, который горит в нашем желудке. Поэтому "Аюр-веда" рассматривает процесс питания как священный акт. Более того, говорится, что это нельзя принимать как должное. Такова разница между тем, что говорится в "Аюр-веде" и тем, что проповедует "МакДональс", куда человек просто забегает, быстро поест и бежит дальше.

Еще одна причина, почему пище придается такое большое значение в том, что "Аюр-веда" делит все, что потребляет человек на три категории - это может быть пища, лекарство или яд. В соответствии с "Аюр-ведой", пища - это то, что поддерживает нашу жизнь, лекарство - то, что облегчает усваиваемость пищи, а к яду относится все, что препятствует пищеварению. То есть "Аюр-веда" дает относительное определение этих характеристик. Мы можем заметить, что если пища, которую мы едим не переваривается, она становится ядом. Мы считаем это пищей, но на самом деле - это яд. Немало современных лекарств затрудняют пищеварение и, следовательно, тоже являются ядом. Как сказано в "Аюр-веде", основной источник болезней - это токсины, которые вырабатываются в организме в процессе плохого пищеварения. Если пища плохо усваивается, то в организме накапливаются токсины, которые называются амой. На следующих занятиях я подробно опишу как "Аюр-веда" относится к аме, как она советует избавится от амы и т.д. Именно ама является тем основным элементом, с которого начинаются все болезни. То есть по сути дела все болезни начинаются с неправильного пищеварения. Сначала у человека плохо переваривается пища, в результате этого накапливаются токсины, затем эти токсины распределяются по всему телу, и в зависимости от конституции они идут в тот или иной слабый орган, накапливаются там, и у человека появляется раковая опухоль или ортрит.

Раз уж я заговорил об аме, можно перечислить некоторые ее признаки. Если человек ест что-то и на следующее утро у него обложен язык - это значит, что пища, которую он съел плохо переварилась, в результате чего образовалась ама, или токсины. Это первый признак, по которому можно узнать ели вы вчера или принимали яд. (Я каждый день принимаю яд.) Другой признак в том, что если испражнения у человека имеют очень плохой запах, то это тоже явный признак того, что формируется ама. Если при этом есть какие-то остатки недопереваренной пищи, это также свидетельствует о том, что в организме формируется ама. Кроме того, если человек постоянно испускает газы - это тоже свидетельствует об аме в организме. Таким образом, судя по этим признакам можно сказать, что, фактически, ни у кого сейчас нет хорошего пищеварения. Мы ы срочно предпринять какие-то мере, а иначе в будущем это приведет к очень тяжелым последствиям.

Дальше я перечислю двадцать два правила, которые нужно соблюдать во время еды. Первое, о чем я хотел бы вас предупредить, - не будьте фанатиками, то есть подходите к этим правилам разумно и если какое-то из них нельзя выполнить, то не ругайтесь на повора. Есть такая тенденция, что когда человек слышит о чем-то и пока он еще помнит об этом, он пытается строго следовать, но потом через неделю он забывает обо всем, что слышал, и опять все возвращается на круги своя. Также не нужно считать, что эти правила материальны. Часть из этих правил, например, приводятся в "Ману-самхите", в законах Ману, где говорится о том как должен жить человек. В принципе, люди ведической цивилизации знали эти правила и всегда старались их соблюдать. Как мы знаем, большая часть ритуалов, которым следовали люди ведической цивилизации были связаны непосредственно с питанием. Я читал книгу одного человека, который путешествовал по Индии 500 лет назад, где он рассказывал о том, что настоящие индусы обычно закрывались, когда ели при нем, потому что они очень боялись того, как бы этот млеччха из другой страны не осквернил их пищу. То есть в конечном счете все эти правила имеют и духовное значение.

Первое правило очень простое: никогда не ешьте, если вы не чувствуете голод, потому что если вы не чувствуете голод, значит у вас нет огня пищеварения, а если нет огня пищеварения, то все, что вы сдедите, не переварится и в конце концов превратится в яд. По крайней мере хоть какой-то голод должен быть. Даже если он не сильный, то хотя бы попытайтесь внушить, что у вас есть какой-то голод. Другое правило: никогда не ешьте когда вы раздражены, подавлены, или если вы очень утомлены после тяжелой работы, потому что все эти отрицательные эмоции и усталость подавляют огонь пищеварения и пища, которую человек ест в таком состоянии будет просто гнить в желудке.

По правилам "Аюр-веды", чтобы человеку было легче переваривать пищу, строго говоря, ему нужно совершить перед едой омовение, но так как это не очень практично, то нужно хотя бы хорошенько помыть лицо, руки и стопы. Те, кто был в Индии, видели, что индусы перед едой омывают стопы, потому что на стопах скапливается плохая энергия. Когда человек омоет стопы, он тут же чувствует свежесть. Если человек устал, если он долго шел, то первым делом он должен помыть стопы, и тогда он почувствует облегчение. Следующее правило (я не знаю, как это будет совпадать с условиями этого зала), говорится, что есть нужно, обратившись лицом на восток. Но во всяком случае избегайте есть лицом на юг, потому что те, кто ест, сидя в этом направлении, вместо того, чтобы получать энергию от пищи, теряют ее.

Также пища должна быть приготовлена с любовью. Это один из очень важных принципов "Аюр-веды". Любая пища должна быть приготовлена с любовью, и когда человек ест эту пищу, то он получает эту любовь, и тогда пища легче переваривается. А если вы хотите, чтобы повор готовил вам с любовью, то мой вам совет, все время старайтесь его хвалить. Я знаю как это бывает, повор старается, старается, а ему за это никто и слова не скажет, но если он что-то плохо приготовит, сразу же все начинают говорить: "Ты почему ничего не доварил? Что ты такое наготовил?" И в следующий раз он уже не о любви думает, а непонятно о чем. Однако если его периодически хвалить и говорить: "Спасибо, что ты так хорошо все приготовил", - тогда он будет еще больше стараться. То есть ваша судьба в ваших руках. Это было пятое правило.

Теперь шестое правило тоже сомнительной природы. "Аюр-веда" говорит, что есть нужно только тогда, когда работает наша правая ноздря. Я не знаю, известно ли вам, что в соответствии с наукой дыхания, которая очень подробно разработана в йоге, а также в самой "Аюр-веде", мы дышим попеременно. Мы не дишим одновременно двумя ноздрями. На самом деле мы дышим двумя ноздрями только утром в течение короткого промежутка времени, когда наше тело настраивается. Все остальное время ноздри работают попеременно. И при этом, когда воздух поступает через правую ноздрю, то мы получаем положительную энергию, так как через нее проходит канал с положительной энергией и тело при этом нагревается. И наоборот, когда работает левая ноздря (а мы дышим преимущественно левой нозрей), то тело охлаждается. Есть несколько методов, как сделать так, чтобы работала правая ноздря. Это очень просто. Я не советую вам тотчас вводить это в практику, но по крайней мере могу рассказать, как это сделать. Чтобы переключить дыхание с одной ноздри на другую, нужно полежать на одном боку в течение некоторого времени, минут пятнадцать. Если вы хотите, чтобы заработала правая ноздря, то нужно лечь на левый бок. Другой, еще более резкий способ - это просто заткнуть левую ноздрю и подержать так некоторое время, пока автоматически не начнет работать правая ноздря. И третий способ: можно закинуть левую руку за спину и достать спинки стула, на котором вы сидите. По идее, ноздря должна переключится.

Седьмое правило. "Аюр-веда" говорит, что перед принятием пищи нужно всегда помолиться, что мы и делаем. В сущности, это правило существует во всех религиях: мусульманстве, христианстве и т.д., потому что везде процесс принятия пищи рассматривается как священный. Просто мы забываем об этом. Смысл нашей молитвы не в том, что мы быстро пробормочем: шарира абидья джал, чтобы поскорее начать есть. На самом деле мы должны понять, что в ней говорится. То есть прежде чем принять пищу человек должен настроиться психологически. Один раз я спросил у Нрисимхи, что значит шарира абидья джал, он ответил: "Ну, мы так пищу Кришне предлагаем". Я стал смеятся над ним, и он сказал: "Мы просто мантру такую говорим". Он даже не знает, что это такое. Кто-нибудь из вас знает смысл этой молитвы, которую мы с таким энтузиазмом повторяем? Как в Алмвике, помню, в свое время был сокращенный вариант этой молитвы: шарира абидья джал. Джай Нимай! Джай Нитай! Если это перевести, то получится: "мое тело комок невежества, джай Нимай, джай Нитай!" Кто-нибудь знает наизусть, что мы бормочем каждый день? Так чувства - это тропинки, ведущие к смерти. Из всех чувств язык самый неупраляемый и из-за того, что мы потворствуем языку, мы постоянно находимся в самсаре. И дальше? Кришна баро дойамой - по своей милости Кришна дал нам этот прасад. Корибаре джихва джай - с помощью которого мы можем контролировать джихву, то есть язык. Сва-прасад-анна дило бхаи. Анна это не "вкус", анна значит "пища". Сеи аннамрита пао - так давайте же примем эту нектарную пищу и будем в экстазе восклицать: "Радха-Кришна! Джай Нимай! Джай Нитай!" Хари Бол. Это очень хорошая молитва, которая должна психологически правильно настроить человека перед тем, как он приступит к еде. На самом деле чувства - это комок невежества. Поэтому единственный способ так или иначе очиститься - это поглощать кришна-прасад, который дал нам Кришна.

Следующее восьмое правило непосредственно связано с предыдущим правилом. Оно говорит о том, что нужно с большим уважением относится к пище, которую мы едим. Следует понять, что прасад неотличен от Самого Кришны. Обычно, когда Шрила Прабхупада принимал прасад, даже если что-то было плохо приготовлено, он никогда не говорил ничего плохого. Сначала он все сдедал, а потом шел к повору и спрашивал: "Ты почему так плохо приготовил то или это?" Иначе говоря, это оскорбление, если мы ругаем прасад. Тут недавно был такой эпизод, когда один брахман, рассердившись на то, что сабджи были приготовлены на растительном масле, стал ругаться и всех вывел из себя. На самом деле мы всегда должны с уважением и почтением относиться к тому, что приготовлено.

Девятое правило не относится к нам непосредственно, но если кто-то из вас станет ведическим грихастхой и будет жить у себя дома, то ему нужно будет всегда прежде чем поесть самому, накормить кого-то другого. Мы знаем, что ведические грихастхи, прежде чем есть самим должны сначала выйти за дверь и крикнуть: "Эй, кто голодный, приходите ко мне и ешьте!" Это тоже правильно настраивает человека по отношению к еде.

Теперь чисто практическое, десятое правило, которое касается процесса пищеварения. Конечно, может это не совсем реально тут, но все же В "Аюр-веде" советуется пожевать перед едой немного имбиря. Нужно взять немного имбиря, лимонного сока и щипотку соли, перемешать их и пожевать перед едой. Это очень хорошо освежает язык и дает ему возможность более отчетливо ощущать вкус, а также подает сигнал желудку выделять желудочный сок, что в свою очеречь способствует пищеворению. Также имбирный вкус очень хорошо очищает язык. Имбирь - это самая лучшая из всех пряностей, которые обладают острым вкусом. Он очень хорошо возбуждает питту и его рекомендуют употреблять даже людям с конституцией питта.

Одиннадцатое правило. Нельзя разговаривать во время еды. Есть нужно очень сосредоточено. По крайней мере не ведите за едой философские беседы.

Двенадцатое правило. Пищу нужно пережевывать как следует. Об этом я уже говорил. Тринадцатое правило относится непосредственно к пище. Пища должна воздействовать на все пять чувств. Она должна красиво выглядеть, иметь хороший аромать и быть приятна на вкус и на ощупь, а то иногда бывает, что сыр в пище очень такой не очень приятный на ощупь. Просто жесткий, как подметка.

Четырнадцатое, очень существенное правило. Я не знаю, насколько реально его осуществить в данных условиях, но по крайней мере Веды советуют строго придерживаться этого предписания. Сказано, что после еды нужно обязательно выпить один стакан взбитого йогурта, или пахты. Иными словами, это йогурт, который разбавлен 1/1 с водой. Говорится, что тем, у кого слабое пищеварение йогурт надо разбавлять один к трем: три части воды и одна часть йогурта. Для тех, у кого нормальное пищеварение - один к одному, а у кого сильное три к одному, то есть три части йогурта на одну часть воды. Но в любом случае это рекомендуется ввести за привычку. Есть целая книга, которая описывает замечательные преимущества пахты. Говорится, что те, кто регулярно пьет пахту, никогда не болеют. На самом деле достаточно одной такой пахты, чтобы нормализовать все растройства, связанные с пищеварением. Для людей с конституцией вата в этот напиток неплохо добавить еще немного лимонного сока, соли и немного свежего имбиря или кориандра. Для людей с конституцией питты можно добавить немного сахара, а также кориандр или кардамон, а для людей с конституцией капхи можно добавить немного меда и черного перца или тертого имбиря.

Шестнадцатое правило. "Аюр-веда" утверждает, что ни в коем случае нельзя спать в течение двух часов после еды. Людей со слабым

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: