| Sponsor's links: |
Sponsor's links: |
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
![]() |
Прочитано: 59% |
Сегодня будет практическое занятие. Теории много давать не буду. В основном, то, о чем я буду говорить, будет касаться либо самой практики, либо каких-то полезных советов, которые дает "Аюр-веда" для нашей повседневной жизни. Так что тех, кто настроен получить эмпирическое знание и поразмыслить о сложных теориях, хочу сразу предупредить, что ничего такого не будет. Кому-то эти практические советы могут показаться немного приземленными, или не очень значительными, но на самом деле, если мы задумаемся над этим, то поймем, что функция гуны благости, это и есть как раз функция поддержания.
Все советы, которые я буду сегодня давать из разных аюрведических книг, будут направленны на то, чтобы помочь человеку максимально эффективно использовать этот инструмент, наше тело, и сохранить его как можно дольше в здоровом состоянии, то есть полноценно функционирующим. Сначала все подробности могут показаться чем-то незначительным и кто-то может решить, что они не столь важны, но все вместе они представляют собой достаточно серьезную картину. Если человек будут просто следовать этим советам, он сможет в значительной степени улучшить функционирование тела и улучшить свою жизнь. Он увидит, насколько легче ему станет жить и заниматься преданным служением. Поэтому какими бы незначительными ни казались нам эти детали, на них стоит обратить внимание. В конечном счете все они основаны на очень глубокой мудрости и имеют непосредственное отношение к нашей практической жизни.
Сегодня я буду в основном говорить о режиме дня, и в часности, о том, что рекомендует "Аюр-веда" по поводу распорядка дня. Теорию мы уже разбирали на предыдущих занятиях и, может быть, продолжим на слудующих. Но сегодняшее занятие будет касаться исключетельно практического примениния этой теории в повседневной жизни. На санскрите режим дня называется диначарйа, то есть поведение, образ жизни в течение дня. "Аюр-веда" в первую очередь подчеркивает то, что мы должны вести очень размеренный образ жизни. Таково одно из правил любой системы йоги. Как мы знаем, садхана-бхакти - это определенные правила, которые помогают нам вести правильный образ жизни, чтобы мы могли эффективней заниматься духовной практикой, практикой преданного служения, бхакти-йогой. К сожелению, ум западных людей, который склонен к постоянным переменам и находится под влиянием вата-доши, выработал в нас отвращение к регулируемой жизни. Именно поэтому нам кажется, что если человек каждый день занят одним и тем же, он превращается в робота и не может нормально проявлять свою индивидуальность. Но в действительности человек сможет максимально раскрыться, проявить себя лишь тогда, когда справится с этими помехами, связанными с телом. Только тогда он сможет максимально использовать свои возможности. Поэтому "Аюр-веда", так же как и любая другая духовная практика, делает упор на том, что человек должен вести очень регулированный образ жизни и быть очень стойким в своих хороших привычках. Из общего описания дош мы можем судить, что труднее всего к регулируемой жизни привыкают люди с конституцией ваты. Люди с такой конституцией просто испытывают отвращение к привычкам. Сегодня они живут так, завтра - эдак. Сегодня они ложатся спать в двенадцать ночи, а завтра - в шесть вечера. Сегодня они спят до двенадцати часов дня, а завтра встают рано утром. Им всегда очень трудно свыкнуться с новыми правилами. И наоборот, люди с конституцией питты с легкостью могут и приспособиться к чему-либо, и отказаться. Если им что-то нравится, то они могут без труда ввести это в свою жизнь и сохранять эти привычки в течение долгого времени. Но, к сожалению, у людей с конституций питты есть один недостаток - они как правило не могут отличить хорошее от плохого, и потому вырабатывают плохие привычки. И поскольку они к тому же упрямы, им порой бывает очень трудно отказаться от своих дурных привычек. Им кажется, что так и нужно жить, поэтому они живут в соответствии с этими дурными привычками. И наконец, люди с конституцией капхи привязаны к своим привычкам. Они живут размеренно, но от привычек им отказываться очень трудно. более того, они также склонность следовать дурным привычкам, например, долго спать и т.д. Им очень трудно отказаться от привычки, когда она уже выработана.
Режим дня, который советует "Аюр-веда" соответствует ритму организма чаловека. Поэтому, если его привычки совпадают с этим естественным ритмом, то он может очень легко привести тело в гармонию с окружающей средой и научиться использовать свое тело с максимальной отдачей. Чтобы понять, на чем основан режим дня, мы сначала разберем то, как на нас дейтсвуют доши в течение дня. Говорится, что сутки делятся на шесть периодов по четыре часа, и в каждый из этих четерех часов одна из в теле доминирует определенная доша. С двух часов утра или с двух часов ночи до шести часов утра в теле преимущественно действует вата. Это пик активности ваты. Примерно с шести до десяти часов утра действует капха. С десяти до двух часов дня действует питта. Это пик активности питты. Потом с двух до шести дня опять действует вата, с шести до десяти - капха, а с десяти до двух часов ночи - питта. такое распределение деятельности дош уже само по себе показывает, что нужно делать. На самом деле тот, кто хорошо понял основной принцип действия этих дош, сразу может понять, как на нас влияют эти периоды. Мы видим, что с двух часов ночи до шести утра действует вата, а для ваты характерна легкость. Таким образом, в этот период лучше всего заниматься духовной практикой и умственной деятельностью. Обычно в это время сон очень плохой. Поэтому рекомендуется, чтобы люди ложились спать раньше и просыпались где-то в этот пероид, если не в два часа, то хотя бы до шести утра.
Сейчас я постараютсь кратко представить общую схему дня, а потом уже более подробно расскажу о подъеме и обо всем остальном. Итак, с шести до десяти утра действует капха. Именно поэтому некоторые люди чувствуют в это время сонливость. Это особенно заметно на лекции по "Шримад-Бхагаватам", когда влияние капха-доши становиться очень интенсивным, и человеку хочется погрузиться в глубокий сон. Но в любом случае утром спать не рекомендуется, поэтому человек должен как-то пересилить влияние этой капха-доши. Затем с десяти утра и до двух часов дня действует питта. Это самое подходящее время для принятия пищи. Говорится, что основной прием пищи - обед, должен приходиться на этот период, и лучше, если это будет в двенадцать часов, или по летнему времени в час. Это самое благоприятное время для переваривания пищи, потому что питта-доша в это время характеризуется максимальным подъемом. Затем с двух часов дня до шести вечера опять наступает влияние вата-доши, и, соотвественно, опять можно заняться умственной деятельностью. Затем с шести и до десяти часов вечера начинает действовать капха, и потому в это время нужно обязательно лечь спать. Говорится, что, если человек не ляжет спать до десяти часов, то после десяти на него опять начнет влиять питта и он почувствует свежесть. До этого он мог быть сонным, но, почувствовав после десяти новый прилив энергии, он опять не будет хотеть спать до двух часов ночи. Потом начнет опять действовать вата и т.д. Люди западной цивилизации гордятся тем, что не могут рано лечь спать и называют себя совами, но на самом деле они просто регулярно переходят через границу десяти часов и опять чувствуют прилив энергии, который характерен для питты. Говорится, что сон до десяти часов вечера самый эффективный. Каждый час такого сна защитывается за два. Человек, который ложится спать до десяти часов, в принципе, не нуждается в продолжительном отдыхе, да и отдыхает он за это время гораздо лучше. более того, в этот ночной период, когда действует питта, происходит непосредственное переваривание пищи, которую мы съели в течении дня. То есть происходит тонкий процесс переваривания. Нужно, чтобы в этот период человек мог спокойно отдыхать и ему никто не мешал. Люди конституции питта, как правило, часто просыпаются посреди ночи, особенно если их питта выведенна из равновесия. Иногда, проснувшись, они чувствуют голод и хотят что-нибудь съесть. Но это дурная привычка и от нее нужно избавляться. Идеальное время для подъема - это где-то в три часа, самое позднее в половину четвертого, потому что в этот период, как я уже сказал, очень благоприятно заниматься духовной деятельностью. Есть какие-нибудь вопросы?
Вопрос:
Ответ: Нет, когда я говорил, что мы должны ложиться спать до десяти, имелось в виду, что после десяти мы будем продолжать спать. То есть мы должны лечь около девяти вечера, проснуться в три утра, и тогда все будет нормально.
Вопрос:
Ответ: такой режим дня подходит для людей с любой конституцией. Если человек будет следовать этому распорядку, то все его доши будут находиться в равновесии. И наоборот, если он начнет потворствовать своей доше и не спать по ночам, то у него выйдет из равновесия питта.
Вопрос:
Ответ: Хотя огонь в этот период очень сильный, концентрация уже не та. Самое эффективное время для любой умственной деятельности - это утренние часы, когда вокруг царит полная тишина. Любой человек, который хоть раз попробовал встать рано утром, знает, что, даже если он не повторяет в это время джапу, а просто занимается какой-нибудь работой, он будет делать в два-три раза больше, чем обчыно. Не следует думать, что ночью он сделает больше. На самом деле он все равно останется рассеянным, хотя в нем и будет бурлить энергия. Поэтому нужно обязательно соблюдать режим дня. Тот, кто следует распорядку дня, сам сможет приводить свои доши в равновесие, и наоборот, если человек не соблюдает распорядка, его доши будут выходить из равновесия.
Вопрос:
Ответ: Это можно варьировать. Допустим, сейчас летнее время. В летнее время все сдвинуто на час. Для нас два часа - это три часа. То есть мы встаем в три часа, в то самое время, когда начинает действовать вата. Зимнее время примерно соответствует нормальному астрономическому. Оно тоже немного отличается от астрономического, но какие-то полчаса на самом деле ничего не меняют.
Вопрос:
Ответ: Надо обязательо лечь спать в это время, потому что потом будет гораздо труднее заснуть.
Вопрос:
Ответ: Да, это слишком рано. Обычно в это время вставали и работали великие ачарьи. Шрила Прабхупада вставал в час ночи и начинал работать. Он не обращал внимания на то, что это не очень благоприятное время. Он занимался переводом "Шримад-Бхагаватам". Если вы можете переводить "Шримад-бхагаватам", я думаю, никакие злые силы не будут вам страшны. В принципе, это идеальное время для сна, а следующий период идеален для умственной работы.
Теперь я хотел бы немного рассказать о преимуществах раннего подъема. Все мы знаем, что примерно за полтора часа до восхода солнца начинается время брахма-мухурты. Преимущества этого промежутка времени подробно описаны в различных ведических произведениях. Говорится, что в это время человек должен бодрствовать, занимаясь медитацией или другой духовной практикой. Когда говорится про полтора часа до восхода солнца, то, строго говоря, это применимо только к Индии и к тропическим странам, потому что в северных странах мухурта начинается в разное время в зависимости от длины светового дня. Мухурта - это длина светового дня, деленная на какое-то число, я сейчас не помню точно, как это определяется. Зимой мухурта короче, а летом длиннее. В северных странах человек должен вставать за полтора часа до восхода солнца. В этот период за две мухурты до восхода солнца вся атмосфера насыщается особой энергией. И эта особая энергия позволяет человеку очень хорошо настроиться на целый день. Если человек встречает это время бодрствуя, то могущество этой энергии будет гораздо сильнее. Однако, если он просыпает, то весь день пойдет у него кувырком. Не получив заряд этой тонкой энергии, духовное состояние человека не будет таким хорошим, как могло бы быть, даже с материальной точки зрения. Кроме того, мы знам, что люди в древности всегда просыпались до восхода солнца. Даже князь Владимир наставлял своих сыновей: "Обязательно просыпайтесь до восхода солнца". На самом деле это только последние пятьдесят-шестьдесят лет люди стали просыпаться после восхода солнца. До этого у людей были здоровые привычки: каждый знал, что нужно вставать до восхода солнца.
Еще один очень важный момент. Говорится, что за полчаса до восхода солнце посылает особые лучи, которые пронизывают атмосферу и дают особую энергию телу человека. Это было подтверждено также и медиками. Японцы, когда проводили эксперимент, зафиксировали, что где-то за двадцать минут до восхода солнца вся биохимия тела резко меняется. Даже кровь меняет свой состав. "Аюр-веда", зная это, говорит, что именно в этот период настраивается наше тело. Поэтому рекомендуется, чтобы в это время человек находился в бодрствующем состоянии. То есть он уже должен быть чистым, должен совершить омовение, очистить кишечник, удалить из тела всякую грязь, которая накопилась в течение сна, и тогда его день пройдет совершенно иначе. Энергия, которую задает солнце нужно воспринимать чистым огранизмом, и тогда организм будет нормально функционировать на протяжении всего дня. Как известно, не только бхакти-йога, но и другие религии также утверждают, что человек должен вставать рано утром, потому что если человек встает рано, он будет более склонен к духовной жизни, чем тот, кто встает поздно. Шрила Прабхупада тоже говорил: "Вставайте до восхода солнца, вставайте как можно раньше, тогда вы по крайней мере будете находиться в гуне благости и у вас будет гораздо меньше проблем в духовной жизни". Помимо всего прочего, в этот период действует вата, а вата, как известно, отвечает за вывод из тела продуктов распада. Поэтому, если человек будет вставать пораньше, то вата-доша сможет лучше поработать и лучше очистить его тело от токсинов. Есть какие-нибудь вопросы по этой теме?
Вопрос:
Ответ: Если в это время слушать лекцию по "Шримад-Бхагаватам", воспринять ее будет очень легко. Капха - это стабильность, поэтому все, что ты усвоишь в это время, останется с табой надолго.
Вопрос:
Ответ: Я не знаю. Нет, оно не перескакивает. Оно идет вата, капха, питта, вата, капха, питта и т.д. Но почему после ваты идет капха, я не знаю. Питта идет за капхой, потому что питта - это время, когда солнце находится в зените. Период капхи - это сумерки. И восход и заход солнца попадает именно на капху. Вата - это промежутоное время между влиянием капхи и питты. Другими словами, питта - это пик, капха - это как бы минус, а вата посередине.
Вопрос:
Ответ: В тропических странах брахма-мухурта начинается где-то за полтора часа до восхода солнца, и к этому времени нужно быть уже чистым и заниматься медитацией. Две мухурты - это и есть полтора часа. Одна мухурта длится примерно сорок пять минут. Мухурта в Индии - сорок две минуты. Это зависит от широты.
Итак, сегодня я буду говорить о многих очень простых и очевидных вещах, так что вы меня простите. Например, следующая простая вещь - это принятие омовения после того, как мы встали. Однако есть кое-какие тонкости, о которых мы, может быть, и не знаем. В частности важен такой момент, с какой ноги мы встали. Хотя мы привыкли говорить, что "я встал не с той ноги", на самом деле никто толком не знает, с какой же ноги надо вставать. Иногда люди считают, что вставать с левой ноги это плохо, но "Аюр-веда" говорит, что вставать нужно с той ноги, какая ноздря функционирует в этот момент. Если у нас работает правая ноздря, мы должны вставать с правой ноги, если левая, то с левой. Если нос заложен? тогда продолжайте спать. Это шутка. Мы не должны становиться фанатиками, но, в принципе, это правило нашло свое отражение даже в народной поговорке: если человек встает не с той ноги, то весь день идет кувырком.
На самом деле наши первые шаги, первые действия после подъема играют очень важную роль. Они помогают нам приобрести настой на целый день. Поэтому делать их нужно правильно. Как есть такая поговорка, которую часто цитирует Шрила Прабхупада: "Логика человека, который только что проснулся". Во сне человек забывает обо всех своих обязанностях. Но стоит ему проснуться, как он тотчас вспоминает о них и продолжает свою деятельность. Я думаю, у каждого из нас есть такой опыт, когда мы просыпаемся и не знаем, где мы и в какой стране. Это происходит потому, что за ночь в нас накапливается столько тама-гуны и столько грязи, что утром мы перестаем что-либо соображать. Поэтому мы должны знать, как проснуться в нормальном состоянии, чтобы поскорее сбросить с себя тама-гуну. И такие на первый взгляд незначительные правила, типа с какой ноги вставать, предназначены именно для того, чтобы человек как можно быстрее пришел в себя и понял, что он должен делать.
Есть еще несколько важных правил. Говорится, что когда вы моете руки, нужно объязательно помыть лицо. Если вы полощите рот, всегда нужно промыть глаза. На прошлом занитии я уже говорил, что после еды нужно объязательно помыть глаза. Ни в коем случае нельзя мыть только глаза или только лицо, не моя глаза. более того, чтобы поддержать хорошее зрение, "Аюр-веда" советует, полоскать глаза холодной водой. Нужно держать глаза открытыми и несколько раз побрызгать на них водой. Затем их нужно очень хорошо промыть, потому что в глазах в течение ночи собирается капха, которая портит человеку зрение. Таким образом, первым делом нужно умыться, потом помыть глаза и сполонуть рот.
Еще один важный момент. Это особенно касается тех, у кого слабое зрение и кто страдает болезнью глаз от работы на компьютере. Для таких людей "Аюр-веда" советует протирать глаза слюной, а затем промывать их водой. Известно, что слюна обладает охлаждающими свойствами. Она способна охладить питту, огонь, который находится в глазах. Преданным, которые работают с компьютером нужно промывать глаза как минимум четыре-пять раз в день.
Следующее, что нужно сделать перед омовением, и что многие из вас никогда не делают, - это выпить стакан холодной кипяченой воды. Такая процедура помогает очень хорошо очистить тело, и в частности, активизирует деятельность кишечниа. Делать это надо в любое время года, независимо от вашей конституции. Даже если вы конституции капха и у вас в организме и так слишком много жидкостей, вам все равно нужно хотя бы утром выпить стакан холодной воды. Это не относится только к тем, кто страдает простудой или кашлем. Если вы простужены и у вас болит горло, то воду можно не пить.
Вопрос:
Ответ: Не обязательно теплую воду, можно и холодную.
Вопрос:
Ответ: Говорится, что кипяченая и охлажденная вода легче всего усваиватся.
Вопрос:
Ответ: Я не знаю. Мне не попадалось, может быть. Я все время пью кипяченую воду. Очень часто муни, которые пишут аюрведические книги во многом несогласны друг с другом. Но я никогда не слышал, чтобы кипяченая вода после какого-то времени становилась ядовитой. То, что она становится легкой после кипячения, это факт. Об остальном я не знаю.
Следующее, что нужно сделать после того, как вы выпили воду, это постараться, чтобы произошла эвакуация. Мне, конечно, неловко говорить вам обо всех этих деталях, но тем не менее важность этой вещи нельзя переоценить. Кишечник более, чем какой-либо другой орган нашего тела, работает на основании рефлексов, поэтому человек сам может выработать в себе такую привычку. Я знаю, что в Индии детей с самого раннего детства приучают опорожнять кишечник рано утром. Им говорят: "Как только ты встал, сначала ты должен сделать это, а потом уже все остальное". Как я говорил, когда человек встает, он должен быть чистым, чтобы энергия восходящего солнца могла свободно воздействовать на него и менять его биохимию, биохимию его тела. За ночь все продукты отхода накапливаются в кишечнике и в мочевом пузыре. Там собираются все токсины жизнедеятельности тела, и если мы встречаем восходящее солнце с мешком, полным токсинов, то, соответственно, эти токсины будут прникать в кровь и мешать нам. Не освободившись как следует от токсинов, человек весь день будет чувствовать слабость. Токсины имеют тенденцию накапливаться, и это приводит к ощущению слабости, сонливости и т.д. Поэтому нужно постараться выработать в себе эту хорошую привычку, а чтобы выработать ее очень помогает стакан холодной воды по утрам. Особенно это нужно людям с конституцией вата, потому что у них есть склонность к запорам. Даже Шрила Прабхупада говорил об этом. Однажды в бомбейском храме он сказал, что ни о какой медитации не может быть и речи, если наш кишечник полон всей этой грязи. Если вы встаете и эта грязь остается в вас на протяжении всего дня, то во время медитации вы не сможете как следует сконцентрироваться. Человек, которому удалось выработать в себе эту привычку, без труда может заметить разницу, насколько лучше он себя чувствует, стоит ему исполнить утром эту простую ежедневную обязанность.
Помешать этому может только несколько обстоятельств. Например, если у человека медленное пищеварение и пища еще не переварилась, то естественно в это время она не будет хорошо выходить. Другая причина, это если у человека расстроена вата, то у него в кишечнике накаливаются газы, что тоже мешает утренней эвакуации. Говорится, что на самом деле одна из причин, почему в кишечнике могут накапливаться газы в том, что этот человек очень много думает, а другая причина, если он ест много бобовых. И то и другое относится к би-би-ти самым непосредственным образом. Работа ума - это функция вата-доши, а когда возбуждается вата она возбуждает удана-вату, которая находится в кишечнике. Как это связано со страхом? Все неприятности связаны со страхом. Страх - это эмоции, которые обычно характерны для ваты, и если человек ощущает страх, это значит, что вата выведена из равновесия. Кроме того, это значит, что у него наверняка будут запоры, то есть он не сможет как следует опорожнять кишечник. Также есть специальные йогические упражнения, которые способствуют этому. Когда я встаю, то всегда пью воду, а потом делаю наули. Это тоже помогает активизировать кишечник и избавиться от всех токсинов.
Также есть другие рекомендации, которые облегчают выведение токсинов из организма. Например, можно пить на ночь молоко, с добавленным в него топленым маслом. Людям с конституцией вата рекомендуется есть пенки. Две-три чайные ложки пенок очень хорошо восстанавливают влажность в организме. Если у человека нарушена вата, то его организм будет сухой и ему будет трудно очищать кишечник. Поэтому, если он вечером съест эти пенки, то это очень быстро восстановит влажность.
Вопрос:
Ответ: В любом случае нужно проснуться перед рассветом. Даже если ты не можешь проснуться на мангала-арати, то можно поспать до четырех часов или до полпятого, но все равно лучше просыпаться до рассвета. Тот, кто пропускает рассвет, обычно целый день испытывает головную боль и его общее самочувствие тоже плохое. Лучше днем поспать, но проснуться по-раньше, если это, конечно, возможно.
Вопрос:
Ответ: Вода может быть теплой. Не обязательно, чтобы она была только холодной. Но опять же, если есть сложности с эвакуацией, то можно добавить в нее немного лимонного сока. Кислота лимона, то есть кислый вкус, помогает очистить организм от продуктов распада. Кислота хорошо очищает кишечник, а также восстанавливает пищиварение. Кстати, это один из способов восстановить огонь пищеварения.
Вопрос:
Ответ: Это одна из многих новомодных теорий. Я знаю, что "Аюр-веда" считает такую воду очень тяжелой. Я не могу точно сказать почему, но талая вода согласно "Аюр-веде" считается тяжелой. Может быть само по себе это не так уж и плохо, но "Аюр-веда" больше ничего не говорит об этом.
Итак, следующий момент. После опорожнения кишечника, нормальные люди, которые следуют ведической культуре, начинают обычно чистить зубы. Мы тоже, естественно, чистим зубы, но они делают это палочками. На самом деле это более здоровый метод. Говорится, что на зубной щетке накапливаются бактерии и очень многие зубные проблемы идут от зубной щетки, особенно если мы ее плохо моем. Никакой здравомыслящий индус не возьмет в рот еще раз то, что он уже брал, потому что эта вещь считается оскверненной. Язык и рот - очень грязные места, то есть говоря на языке современной науки, там очень много бактерий. Все эти бактерии скапливаются на зубной щетке, и мы, пользуясь этой щеткой только еще больше увеличиваем их число. Другими словами, вместо того, чтобы чистить зубы, мы заносим в рот новые бактерии. Но, в принципе, в наших условиях делать по-другому практически невозможно. Помню, в этом году я ходил к одному аюрведическому врачу в Пури, и он стал превозносить мне достоинства жевания этих палочек и чистки зубов с помощью палочек. Я сказал, что у нас нет подходящих палочек или деревьев с такими палочками. Эти палочки должны быть либо горькими, либо вяжущими на вкус. тогда он сказал: "Возьми просто палочку от нима. У вас же ним растет? И почисти ею зубы". Я ответил: "Нет, ним у нас не растет". "А бабул растет?" Я говорю: "Нет, и бабул не растет". "Ну, манго хотя бы должно расти?" Мне пришлось и тут его огорчить, что и манго у нас не растет. тогда он спросил: "А что у вас там вообще растет? Манго - не растет, ним - не растет. Может, хотя бы эвкалипт есть?" Я сказал: "Нет, и эвкалипта тоже нет". Но если кто-то всерьез хочет попробовать, то из наших растений подходит дуб, потому что у дуба как раз есть качества вяжущего и горького вкуса, который очень полезен для зубов. Обычно в Индии они берут палочку, жуют ее, а потом этой разжеваной палочкой чистят зубы. Для них это очень важный ритуал. На самом деле если кто-нибудь ходил на Навадвипа-мандала- парикарму, то он знает, что часто, когда преданные выходят рано утром и идут по
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| Sponsor's links: |
|